«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Alash’s sons: last words and photos

3154 0
Alash’s sons: last words and photos
In our history there are days that we are proud of. But, also there are days which bring sad memories. One of such days is May 31, the Day of the memory of the Victims of political represssion.

Each photo is a destiny of a certain person. Depicted in pictures "Alash’s sons" have a good-natured appearance, on a face of each of them as if is written: "Innocent". Uncountable interrogations during the investigation could not break their will. In this article there are words that were said by members of Alash Horde. These words are quotes and message to future descendants.

***

af7fef0ea84602cc30b1158ee395c233.jpg

Bolsheviks were afraid of Alikhan Bukeykhanov’s authority among the people therefore they sent him from Kazakh SSR to Moscow.

From 1920 to 1930 he was arrested three times by organization of People’s Commissariat for Internal Affairs known as NKVD. In 1937 he was convicted for being part of "the terrorist organization" and on the say day was shot.

By the resolution of the Supreme Court of the USSR of May 14, 1989, Bukeykhanov was acquitted for absence of crime in his actions. According to S. Zhusip, the researcher of Alikhan Bukeykhanov’s life, the last words said by him were: "I did not like the Soviet power, but I recognized it"!

***

4c2b234c972798518aa5ef99918081b5.jpg

Akhmet Baytursynov, in 1929 was noticed by NKVD and condemned for 10 years term in concentration camp. However, the measure of restraint was changed and he was sentenced to exile and sent to the northern region — the Arkhangelsk region.

In 1934 Akhmet Baytursynov returned from exile. And 3 years later, on October 8, 1937 he was arrested again, having recognized as "the enemy of the people". Two months later, on December 8 of the same year he was shot.

The last words of Akhmet Baytursynov were: "Nobody writes literature out of pride, creativity depends on character and subordinated to requirements of the nation..." It is easy to notice that his quote is conformable with Alikhan Bukeykhanov’s words: "The service of the nation depends not on education, but on character".

***

267d6ebe8f0f2bd0cc87365343fed460.jpg

Zhakhansha Dosmukhamedov in 1930 was transferred to service to Moscow, in October of the same year he was arrested, and in 1932 was sent into exile to Voronezh for 5 years. In 1938 he was arrested again, by the decision of NKVD he was sentenced to execution. On August 3, 1938 the sentence was carried out. He was acquitted on February 28, 1958, after Stalinism consequences were destroyed.

Unfortunately, Dosmukhamedov’s covenant did not remain.

***

20f665d5ae06925599ddc3fb5f5b2df9.jpg

Temirbek Zhurgenov was nominated as candidate for deputies of the Supreme Soviet of the USSR in 1937, but on August 3 of the same year, he was captured and accused as an "enemy of the people". In accordance with paragraphs 10 and 11 of the Criminal Code RKFSR (enemy of the people) he was sentenced to death.

He was acquitted completely according to the decision of Military board of the Supreme Court of the USSR of April 18, 1957.

***

e499cbcbfbac9c251e0c190bc7ffb4dc.jpg

On July 26, 1938 the People’s Commissariat for Internal Affairs in Voronezh in Russia where was with a family in exile was arrested. After that it was delivered to Moscow, later in Almaty. On April 24, 1939 the military court sentenced it to execution, and on August 19 the same year died of tuberculosis of lungs in prison hospital. Its case was reconsidered only on February 28, 1958 by Board on criminal cases of the Supreme Court of the USSR and Dosmukhamedov was acquitted.

When in 1938 he was captured he left to his children following covenant: "Do not wait for me. Move".

***

d6ac5e928d4b9de02fc5bb349f8be39d.jpg

Sanzhar Asfendiyarov was imprisoned People’s Commissariat for Internal Affairs from August, 1937 to February 25, 1938. His last words of the public are unknown. His wife Rabiga also spent five years in Karlag. 

Sanzhar Asfendiyarov was acquitted on May 26, 1958.

***

a2111a98978fcb48b33eb6225bc8e261.jpg

Nazir Torekulov was arrested on July 17, 1937. In November of the same year, he was accused of propaganda of Turkism and recognized as "the enemy of the people". Torekulov was sentenced to highest punishment — execution.

Nazir Torekulov was acquitted on January 28, 1958 by the decision of the Supreme Court of the USSR.

***

7260513129053be593e9749aa725e772.jpg

In 1929 when the period of the Soviet repressions began, Zhusupbek Aymauytov was arrested on a charge of communication with the nationalist organizations in the territory of Kazakh SSR. Being long time under examination, the scientist in 1931 was sentenced to execution. The decree on execution was issued in absentia.

"I got acquainted with prosecution presented to me. But I do not consider myself guilty". They were the last words written by him.

***

41131aa3b70650b6d631098c78783174.jpg

On September 24, 1937 Saken Seyfullin was arrested on false charge. And in 1938 he charge was brought as "the nationalist bourgeois", on February 25, 1938 in Almaty NKVD was shot.

The writer was acquitted in 1957, after Stalin’s death.
The last thing that Saken Seyfullin managed to tell before death was: "I did not commit a crime. I do not confirm what was told on preliminary investigation". However, these words did not save him from death.

***

9b30d79b91e45967a2dd248cfc469ba1.jpg

On February 26, 1938, the prose writer and playwright Ilyas Zhansugurov was shot. On April 12, 1957 he was completely acquitted.

Sayat Zhansugurov (the son of the poet) in interview which he gave to the young writer Omirzhan Abdikhalykuly, told about, when and where Ilyas Zhansugurov was detained: "At that time my father was director of the Union of writers of Kazakhstan (1937). According to the Kazakh’s custom with approach of summer he installed yurt on slopes of the mountain and spent his vacation. There he was arrested. His town house was searched; also documents and books were taken away. Location of some works is still unknown".

***

7242c019e22adf515bca6fd88363788f.jpg

In 1937 Beimbet Maylin is declared the enemy of the people and on February 25, 1938 sentenced to execution.

According to Tokhtar Beyiskulov’s works, who studied Beimbet Maylin’s life, court session on charge of the famous writer took place on February 26. It began at 12.30 and ended at 12.45. The judicial commission needed only 15 minutes to decide destiny of the writer.

***

31da2b188dedd32f257ff14324c1adac.jpg

Kudaybergen Zhubanov was accused on points 2, 8, 9 and 11 of 58th articles. According to point 2 of the 58th article charge the "the Japanese spy" was brought to him. The reason of it was covered not only that the scientist showed interest in Japanese language, but also that he knew more than 10 languages. However, the decree on his sentence to the death penalty was issued on point 8 of the same 58th article (terrorism).

The philologist was shot on February 25, 1938. And according to the decision of Military Board of the Supreme Court of the USSR of October 3, 1957 he was acquitted.

***

2234f1ec6812c716f2a0f43961ae02db.jpg

During Stalin’s repressions some Kazakh girls were shot. One of them Shahzada Shohanova. She was the spouse of Telzhan Shonanov who was shot as "the enemy of the people".

In 1937 it gets to Stalin torture chambers. It is declared "the enemy of the people". And on March 9, 1938 it was shot extrajudicially according to the decision of "three". Unfortunately, still it isn’t established where the nice daughter of the Great steppe is buried.

In 1937 she got to Stalin’s torture chamber. She was recognized as "enemy of the people". In March 9th, 1938, she was shot without trial by the decision of NKVD. Unfortunately, the place of her burial is still unknown.


Sources of photos:

1. Central State Archive of photo documents and sound recordings;

2. Photos form publication of Enlik Tolykbayev (the manager of fund of the Central State Archive) in the republican newspaper "Zhas Alash";

3. Photo album "Alash Horde" — researcher and journalist Bolat Mursalim.

Zangar KARIMKHAN

Comments

To leave comment you must enter or register

Публикации

Сыны Алаша: последние слова, последние фотографии

29 Мая 2015
2485
0
Сыны Алаша: последние слова, последние фотографии
В истории казахов есть дни, которыми мы гордимся. Но, в то же время есть и такие, воспоминания о которых навевают грусть. Один из таких дней - 31 мая, День памяти Жертв политических репрессий

Каждая фотография – это судьба определенного человека. Запечатленные на снимках «сыны Алаша» имеют добродушный вид, на лице каждого из них словно написано: «Невиновен». И даже бесчисленные допросы во время следствия не смогли сломить их волю. В статье приведены и некоторые последние слова алашевцев сказанные перед смертью. Эти цитаты – послание в будущее, наказ потомкам.

***

Репрессии Алихан Букейханов

Большевики опасались авторитета Алихана Букейханова среди народа, поэтому-то они и выслали его из Казахской ССР в Москву.

В 1920—1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД. А 27 сентября 1937 года был осужден за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян.

Постановлением Верховного суда СССР от 14 мая 1989 года Букейханов был полностью оправдан за отсутствие в его действиях состава преступления. По сведениям С.Жусипа, исследователя жизни Алихана Букейханова, последней сказанной общественным деятелем фразой были слова: «Мен Советтік билікті жақсы көрген емеспін, бірақ, мойындадым!» – «Я не слишком любил Советскую власть, но, признавал ее!»  

***

a2fa1374fc2920de18f6bd4fef9852e0.jpg

Ахмет Байтурсынов, попав в 1929 году в поле зрение НКВД, был осужден на 10-летний срок в концлагере. Однако, мера пресечения была изменена и его приговорили к ссылке и отправили в северный край – Архангельскую область.  

В 1934 году Ахмет Байтурсынов вернулся из ссылки. А спустя 3 года, 8 октября 1937 года его вновь арестовали, признав «врагом народа». Спустя два месяца, 8 декабря того же года его расстреляли.

Последние слова Ахмета Байтурсынова: «Әдебиетті ешкім мақтаныш үшін жазбайды, ол мінезден туады, ұлтының қажетін өтейді сөйтіп...» –  «Никто не пишет литературу из гордости, творчество зависит от характера и подчинено потребностям нации...». Нетрудно заметить, что его цитата созвучна со словами Алихана Букейханова: «Ұлтқа қызмет ету білімнен емес, мінезден» – «Служба нации зависит не от образования, а от характера».

***

5c93439cca1aadb6cab76348c2128fc5.jpg

Жаханша Досмухамедов в 1930 году был переведен на службу в Москву, в октябре того же года его арестовали, а в 1932 году был отправлен в ссылку в Воронеж на 5 лет. В 1938 году был снова арестован, решением тройки НКВД и был приговорен к расстрелу. 3 августа 1938 года приговор был приведен в исполнение. Его оправдали 28 февраля 1958 года, после того, как были уничтожены последствия сталинизма.

К сожалению,завет Досмухамедова не сохранился.

***

f5e51179d48e0058b95261b7ab395013.jpg

Темирбек Жургенов выдвигался кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР в 1937 году, но 3 августа того же года его схватили, предъявив обвинение «враг народа». Он был приговорен к расстрелу в соответствии с пунктами 10, 11 Уголовного Кодекса РКФСР (враг народа).

Его полностью оправдали по решению Военной коллегии Верховного Суда СССР от 18 апреля 1957 года.

***

0f11a5aa222f41a843548b6d20ef46a6.jpg

26 июля 1938 года был арестован НКВД в г. Воронеже в России, где находился с семьей в ссылке. После этого был доставлен в Москву, позже в Алматы. 24 апреля 1939 года военный трибунал приговорил его к расстрелу, а 19 августа этого же года  умер от туберкулеза легких в тюремной больнице. Его дело было пересмотрено только 28 февраля 1958 года Коллегией по уголовным делам Верховного Суда СССР. Досмухамедова оправдали.

Когда в 1938 году его взяли под стражу, то своим детям он оставил такой завет: «Енді мені күтпеңдер. Елге көшіңдер» – «Теперь не ждите меня. Переезжайте»

***

d0668f0fa97a8e77692fcd30a2aa8d50.jpg

Санжар Асфендияров сидел в тюрьме НКВД с августа 1937 года до 25 февраля 1938 года. Последние слова общественного деятеля неизвестны.

Стоит отметить, что и Рабига – супруга Асфендиярова провела 5 лет в стенах Карлага.

Санжара Асфендиярова оправдали 26 мая 1958 года.

***

18c6125707ed9d3bc35d2db515a5250c.jpg

Назир Торекулов был арестован 17 июля 1937 года. В ноябре того же года его обвинили в пропаганде тюркизма и признали «врагом народа». Торекулова приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.

Назир Торекулов был оправдан 28 января 1958 года решением Верховного суда СССР.

***

49c69133d63643a9b1a0dadb7e0b735f.jpg

Когда в 1929 году начался период советских репрессий, то Жусупбек Аймауытов был арестован по обвинению в связи с националистическими организациями на территории Казахской ССР. Находившегося долгое время под следствием, ученого в 1931 году приговорили к расстрелу. Постановление о расстреле было вынесено заочно.

«Маған тағылған кінәмен таныстым. Өзімді айыптымын деп санамаймын» – «Я ознакомился с предъявленным мне обвинением. Но виновным себя не считаю». Это были последние строки, написанные просветителем.

***

69e9599dce262dca183ebf01fc9d2943.jpg

24 сентября 1937 года Сакена Сейфуллина арестовали по предъявленному ложному обвинению. А в 1938 году ему было предъявлено обвинение «националистический буржуа», 25 февраля 1938 года был расстрелян в стенах алматинского НКВД.

Писателя оправдали в 1957 году, после смерти Сталина.

Последнее, что Сакен Сейфуллин успел сказать перед смертью: «Ешқандай қылмыс жасаған емеспін. Алдын ала жүргізілген тергеуде айтылғандарды растамаймын» – «Я не совершал преступления. Я не подтверждаю сказанное на предварительном следствии»

Однако данные слова не спасли его от смерти.

***

9baef027b3fa19854c92f283b2b12b1a.jpg

26 февраля 1938 года расстреляли Ильяса Жансугурова – прозаика, драматурга. А 12 апреля 1957 года его полностью оправдали.

Саят Жансугуров (сын поэта) в интервью, которое он дал молодому писателю Омиржану Абдихалыкулы, рассказал о том, когда и где был задержан Ильяс Жансугуров: «В то время мой отец руководил Союзом писателей Казахстана (1937 г.). По казахскому обычаю с наступлением лета ставил юрту на склонах горы и отдыхал. Там-то он и был задержан. Его городской дом обыскали, документы и книги забрали. До сих пор не известно о местонахождении некоторых произведений».

***

05275e6dde0c35df35167b0af2a36e8c.jpg

В 1937 году Беимбета  Майлина объявляют врагом народа и 25 февраля 1938 г. приговаривают к расстрелу.

По сведениям Тохтара Бейискулова, занимавшегося исследованием жизни и творчества Беимбета Майлина,  заседание суда по обвинению известного писателя состоялось 26 февраля. Оно началось в 12.30 и закончилось в 12.45.

Судебной комиссии потребовалось всего 15 минут для решения судьбы писателя.

***

ce0fb077e387b76fb2b1e672d2733322.jpg

Кудайберген Жубанов был обвинен по пунктам 2, 8, 9, и 11 58-ой статьи.

В соответствии с пунктом 2 58-ой статьи ему было предъявлено обвинение в том, что он «японский шпион». Причина этого крылась не только в том, что ученый проявлял интерес к японскому языку, но и в том, что он знал более 10 языков. Однако, постановление о приговоре его к смертной казни было вынесено по пункту 8 все той же 58-ой статьи (терроризм).

Филолога расстреляли 25 февраля 1938 года. А по решению Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 3 октября 1957 года его оправдали.

***

f064029eca1f0d98a312a826e5fd22e2.jpg

В годы сталинских репрессий были расстреляны несколько казахских девушек. Одна из них – Шонанова Шахзада Аронкызы. Она являлась супругой Тельжана Шонанова, расстрелянного как «враг народа».

В 1937 году она попадает в сталинские застенки. Ее объявляют «врагом народа». И 9 марта 1938 года она была расстреляна без суда и следствия по решению «тройки». К сожалению, до сих пор не установлено, где похоронена славная дочь Великой степи.

Источники фотографий:

1. Центральный государственный Архив кинофотодокументов и звукозаписей

2. Снимки из публикации Енлик Толыкбаевоей (заведующая фондом названного выше Архива) в республиканской газете «Жас Алаш»

3. Фотоальбом «Алашорда», составителем которого является исследователь, журналист Болат Мурсалим.

Заңғар КӘРІМХАН


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?