Публикации

Осознание Родины

09 Сентября 2013
30
0
Осознание Родины
Сближение культур – сближение народов. Воистину! И неплохо, что мы начали процесс Десятилетия со сближения культур близкородственных народов, разделенных пространствами и временами.

Сразу после инаугурации Десятилетия сближения культур, проходившей в Астане, я вылетел в Восточно-Казахстанскую область на форум, девизом которого акимат ВКО и ВКГУ им. С. Аманжолова избрали метафору «Алтай – золотая колыбель тюркского мира».

С Алтая, принято считать, тюрки дошли до Монголии, где основали Первый Тюркский каганат, там оставили на каменных обелисках письменные памятники VII–VIII вв. Но еще раньше отдельные племена достигли Кореи, Японии и влились в те народы, добавив значительный «алтайский компонент» в их языки. Поэтому в составе гостей и участников этой конференции я увидел, кроме представителей тюркоязычных народов, послов Южной Кореи и Японии, работающих в республике. Сближение культур – сближение народов. Воистину! И неплохо, что мы начали процесс Десятилетия со сближения культур близкородственных народов, разделенных пространствами и временами. Сближению должно способствовать знание истории, разбросавшей нас по странам, регионам и углам Евразии.

Конференция началась в актовом зале университета. Выступили ученые из Турции, Татарстана, Кыргызстана… О культуре кавказских ногаев рассказала филолог из Кабардино-Балкарии. Мухтар Кул-Мухаммед порадовал сообщением о том, что антропологи постепенно приходят к мысли – вид Homo sapiens произошел не в Африке, а прямо на Алтае. И внес предложение следующую конференцию в этом зале провести под девизом «Алтай – золотая колыбель человечества».

Мне, как докладчику, предоставили времени побольше, и я предложил с человечеством пока погодить и сначала попытаться разобраться, действительно ли Алтай – прародина тюрков. Я более 50 лет иду по следам, оставленным тюркскими культурами в разных концах света. Если присутствие тюрков на Алтае твердо (письменно) датируется только VIII–IX вв. н. э., то в долинах Тигра и Евфрата (в Шумере) тюрки побывали с IV до III тысячелетия до н. э. Тогда же – в Древнем Египте. Во II тысячелетии до н. э. – в Древнем Китае. В середине I тысячелетия до н. э. – в Греции и на Аппенинском полуострове и т. д.

Во многих золотых колыбелях, похоже, побаюкались ранние тюрки. И сейчас, когда мы начинаем активней вглядываться в наше прошлое, понимая историю как основу мировоззрения новых поколений, следует уже в школьных учебниках рассказать вкратце о древних маршрутах тюркских народов, которые в поисках своей земли обетованной обошли, похоже, весь древний мир от Средиземного моря до Тихого океана и далее, оставили ясные следы своей культурной деятельности в языках и письменностях других народов, с которыми и воевали, и подолгу сотрудничали, роднились, учили и учились у них. Так всегда складывались международные отношения, особенно, наверное, в эпохи, когда государства не разделяли непроходимые границы, как сейчас.

Ныне тюркологии как науки практически нет. В СССР она еще была, но закончилась вместе с советской властью и политикой интернационализма. Нам предоставлена возможность самим в каждом из тюркоязычных государств развивать остановившийся процесс узнавания общетюркской истории. И в новом периоде этом мы должны более плодотворно поработать с материалами древней истории и доистории, к которым раньше Академия наук СССР не допускала, мотивируя тем, что тюрки как этнос возникли где-то недалеко от даты написания орхоно-енисейских памятников.

Рождение письменности этой относили к V веку н. э., когда появились армянский и грузинский алфавиты. Вероятно, и так пытались выразить идею равенства и дружбы народов.

Но, понимая, что основатель закавказских письменностей святой Маштоц не мог учить тюрков, обитавших на берегах Орхона и Енисея, решили поискать буквенную письменность, способную стать прообразом тюркской, недалеко от мест их обитания. А ближе к Алтаю, кроме согдийской (древнеперсидской), не нашлось. Ее и объявили прототипом. Это все равно, что произвести угловатые скандинавские руны от курсивной арабской письменности. Но на такие стилистические мелочи внимание академия не обращала. Главнее было убеждение, что тюрки сами не способны были изобрести свою систему письма. По причине природной отсталости. Ученые, наверное, судили по своим знакомым из тюркоязычных республик, защищавшим диссертации в столице и потому читавшим лишь труды своих учителей-оппонентов. В 2001 году я издал книгу «Тюрки в доистории», где изложил версию происхождения древнетюркского алфавита. Он совершенно очевидно сохранил иероглифы времен Шумера и целый ряд арамейских букв. Тюрки-ишкузы (VII век до н. э.) захватили Ассирию и 28 лет правили ею. А в этой империи действовали две системы письма. Государственные тексты исполнялись слоговой клинописью, а бытовые, хозяйственные – арамейским алфавитом. Его и использовали огузы для развития своей образной письменности. Книга получила премию Культегина. По указанию Премьер-Министра И. Тасмагамбетова несколько университетов наших срочно обсудили ее и прислали отзывы, которые меня еще раз убедили, что тюркология в республике окончательно заглохла. Прошла дюжина лет, книга переведена на разные языки, в том числе на турецкий и даже на украинский. Но казахи ее, похоже, не прочли и не поняли. Продолжают говорить в диссертациях о согдийском происхождении тюркских рун.

Листаю сборник ногайской поэзии XVI века. Подстрочный перевод стихов Асана Кайгылы:

Если я этого не скажу,

Ты сам не догадаешься, мой народ.

Поэтому рассказываю,

Но ты мне не веришь.

Понятна драма поэта средневековья. Она, увы, продолжается.

Этими словами поэт открывает причину трагедии ногайского народа. Некогда великая Ногайская Орда, влиявшая на судьбы Руси, кавказских царств и Восточной Европы, уже в XVIII веке вырождается. И ныне это несколько десятков тысяч человек, рассыпанных по Северному Кавказу и Ставрополью. Потому что не слушали своих мудрых и потеряли их. Этот же ногайский поэт в другом стихотворении еще точнее выразил мысль:

Несчастлив человек,

потерявший родину.

Несчастлив народ,

не сохранивший мудрых.

Такова судьба многих тюркоязычных народов. В XIX веке их насчитывалось около четырех десятков. Недавно ученые подсчитали – 28 осталось.

В бурном потоке истории выдержали, не утонули в водоворотах, не разбились о скалы только сильные, во главе которых были мудрые. Кочуя по пространствам Древнего мира, они входили в соприкосновения с разными этносами, покоряя одних, вливаясь в другие.

Мы затеяли под эгидой ЮНЕСКО проект «Великие переселения народов в доистории и ранней истории», чтобы, в частности, выяснить, какими маршрутами тюркские народы дошли до мест нынешнего обитания. Первая конференция состоялась в 2008-м (Париж), вторая – в 2011-м (Нью-Йорк), третья будет в декабре 2013-го (Сеул). Всего их должно состояться не меньше 10, чтобы установить хотя бы приблизительно, в самых общих чертах, как Homo sapiens, выйдя из Африки 100–150 тыс. лет назад, расселился по всей Земле. Как он в борьбе за выживание в разных широтах и долготах развивался физически, умственно и духовно.

Я изложил на конференции в Усть-Каменогорске гипотезу о перемещениях тюрков, которая когда-нибудь в более совершенном виде будет представлена в школьных учебниках. Без знания общей древней истории тюрков неполным и неточным будет знание о национальной истории каждого тюркоязычного народа.

Первый исход

Исходной точкой, откуда начался последний этап ранней истории тюрков, уже поддающийся наблюдению, следует признать Шумер (ныне территория Ирака). Там в IV–III тысячелетиях до н. э. обитало многонациональное население, куда входили и тюрки в полном составе – огузы, карлуки, кипчаки, булгары…

В III тысячелетии с юга Аравийского полуострова пришли в Двуречье древние семиты. Шумерское государство пало. Огузы-солнцепоклонники и карлуки ушли на Восток вместе с предками китайцев, корейцев и японцев на поиски Родины Солнца.

Кипчаки и булгары, поклонявшиеся, как и шумеры, вечерней звезде Венере, уходят на Запад. Оказываются в Малой Азии, Египте. Огузы и карлуки с потоками других этносов достигают Тихого океана, где закладываются цивилизации Юго-Восточной Азии. Возможно, тогда тюркский компонент поступает в корейскую, японскую культуры и языки. Тюрки, став «наконечником китайского копья», помогают Срединной империи раздвигать границы, но в начале новой эры амбиции тюркских каганов приводят к долгой войне. Китай воздвигает Великую стену, однако она не спасает от набегов. И тогда мудрый император предлагает кагану сотрудничество вместо вражды. Тюрки сопровождают караваны с шелком. Потом, дабы кардинально обезопасить поток караванов, вовсе очищают трассы Великого шелкового пути от населявших его народов. Тюркские племена занимают освобожденные территории. Именно эти события в науке получили название «Великое переселение народов», но основная причина – «Шелковый путь и тюрки» – пока не называлась.

 В этот период происходит, по-моему, покорение и заселение тюрками Алтая. Там оседают хакасы, киргизы, тувинцы, алтай-кижи, шорцы. В VIII–IX веках н. э. появляются письменные памятники на берегах Енисея (Ене-сай – «мать-река»).

Это начало периода Второго исхода огузов, но уже от границ Срединной империи. Ираноязычные племена, издавна обживавшие Алтай и Алатау, навсегда покидают эти благословенные места, оставив после себя курганы с царскими захоронениями.

Турок по имени Евфрат – научный сотрудник организации ТЮРКСОЙ, которая совместно с акиматом и университетом участвовала в организации конференции, признался, что версия «Шелковый путь – причина расселения тюрков от Монголии до Средиземноморья» кажется вполне обоснованной, и генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов пригласил выступить в любом из университетов Турции, где эту гипотезу можно обсудить. О Шелковом пути и ЮНЕСКО готовит большой разговор.

II

Совсем другой сложилась география периода исхода из Шумера у кипчаков и булгар. В Малой Азии, где они оказались, несколько лет свирепствует страшная засуха. В поисках земли, пригодной для земледелия, морские экспедиции тирренов (пришельцев с Тигра называли в Малой Азии тигрен > тиррен) доходят до Аппенинского полуострова, населенного кельтами. Происходит колонизация полуострова. Там, в начале I тысячелетия до н. э. возникает Этрусская федерация городов-государств. Через несколько веков римские историки еще будут помнить о «12 племенах Этрурии». Создается этрусское письмо (VII век до н. э.), которым пользуются все «12 племен», то есть, полагаю, народов. Этрускологи более 300 лет пытаются в тысячах найденных надписей обнаружить этрусский язык. Занятие столь же бессмысленное, как пытаться найти латинский язык во всех книгах, написанных латинским письмом.

Надо искать этрусские языки. И тогда мы узнаем, что в составе этрусков были латиняне, греки, славяне, германцы, будущие прибалты, албанцы и тюрки. Притом не общетюрки, а кипчаки и булгары, если судить по словам, попавшим в латинский.

Народ города-государства Лати (ныне Лаци в Италии) проявил агрессивный сепаратизм, вышел из федерации, чтобы покорить все другие города Этрурии (начав с Рима). Латиняне создают Римскую империю, и большинство других «племен» оказались в изгнании. В том числе славяне, тюрки (булгары и кипчаки). Они вместе дошли до Балкан, основали поселения, где позже возникнет государство Болгария. Со своей письменностью, которую можно назвать западно-древнетюркским письмом. В нем так же, как в орхоно-енисейском алфавите, был выдержан принцип деления букв на твердые и мягкие. Мягкие создавались также чертой мягкости. С принятием христианства в IX веке болгарское письмо подвергается греческой редакции. Большинство букв заменилось греческими. Но осталось несколько мягких, по которым можно судить о прежнем алфавите, предшествовавшем кириллице. Но одна пара сохранилась: твердая Ш – «ша» и мягкая Щ – «шiа». От пары Z – «зэ» и – «зе» сохранилась только мягкая буква, названная «земля».

Знание о черте мягкости позволяет определить происхождение оригинальнейшей буквы, которой не могло быть в орхоно-енисейском письме. Там была Н – «ғ». (Как и в арамейском, и латинском.) Такая, наверное, была и в докириллическом алфавите. От нее черта мягкости образовала – «ж». Звука этого нет в огузо-карлукских языках, и потому буквы такой не было в орхоно-енисейском письме. А в кипчакском звук этот есть. И в булгарском был.

III

Кипчаки и булгары, как и славяне, не осели на Балканах. Большая часть их продолжала движение. Кто на север. Кто на восток. Восточные славяне и часть булгар потеснили угро-финнов, смешались с ними и в конце концов образовали Русь. Племена булгар, дойдя до верховий Волги и Урала, также заняв земли коми, зырян, удмуртов и мордвы, сохранили тюркские начала, укрепившиеся новыми встречами с кипчаками и даже с огузами.

Кипчаки в основном ушли с Балкан на Восток, где в Великой степи, простиравшейся от Дуная до Алтая, столкнулись со встречным потоком огузо-карлуков. Века войн и скрещений.

Смысл войны – в добыче. Формула воинской добычи у персов – зар, замин, занон (золото, земля, женщины).

В формуле тюрков-кочевников земли нет: не за нее воевали. Редьярд Киплинг привел тюркскую формулу в стихотворении, переведенном К. Симоновым:

С бород мы отерли бараний жир,

Легли на ковры, и сошел в нас мир.

На запад тек разговор и на юг,

И дым ему вслед посылал чубук,

Великие вещи, все, как одна –

Лошади, женщины, власть, война.

Тюрков «устраивал» ислам и потому, что он позволял многоженство, а это ускоряло производство воинов, необходимое в условиях бесконечной войны.

Владимир Святой в Х веке в Прениях о вере объяснил, почему он из трех религий избрал христианство. Иудаизм и мусульманство запрещали вино, а «питие на Руси есть веселие». Великий князь не стал бороться с этим укоренившимся еще «непороком». И повелел принять христианство, разрешающее винопитие. (Если бы Горбачев накануне своего сухого закона почитал Прения о вере!..) Огузы, воюя с персами, греками и кавказцами, брали по нескольку жен из покоренных народов. И за века изменили свой антропологический тип. Еще в IX веке ибн Фатлан описывает их как чистых монголов. Такими были и карлуки до завоевания Средней Азии, заселенной таджиками и согдами. «С кем воюешь, на того и похож».

Кипчакские племена пришли в Степь из Европы и в борьбе с огузами переняли их монголоидный образ. Потом встречи с монголами, калмыками довершили формирование типажа современных кипчаков. Культуры и языки тюрков выражают такую же сложность. В казахском языке, относящемся к кипчакской группе, мирно уживаются многочисленные заимствования из огузских, карлукских и булгарских наречий.

Кипчаки не дошли до Монголии в ранние века, не участвовали в создании памятников письма на берегах Орхона, поэтому в текстах этих надписей не встретишь явно кипчакских примет. А протокипчакизмы есть, они попали в древнеогузский лексикон еще в Шумере, где огузы и кипчаки обитали вместе.

Уже того, что мы знаем, достаточно для исправления терминов, принятых в тюркологии. Тюркский язык, отраженный в памятниках восточно-древнетюркской письменности (Орхона и Енисея), следует считать древнеогузо-карлукским, а не древнетюркским, из которого якобы выросли позже и огузские, и кипчакские, и булгарские языки.

По характеру тюркизмов, обнаруживаемых в других языках, можно судить о путях, по которым уходили из Шумера огузо-карлуки и кипчаки с булгарами.

По пути на Восход огузы оставили слова своего производства в древнеиндийском, китайском, японском, корейском, монгольском. Кипчакизмов там нет.

Ау!

Следы кипчакских и булгарских наречий надо искать и находить в европейских языках, начиная с латинского. Я много лет привожу такой пример: древнелат. aus – «рот», среднелат. oos – «рот». В каз. auz – «рот», кырг. ooz – «рот».

Дипломированные лингвисты знают теорию языкознания, утверждающую, что названия части тела не заимствуются из языков, относящихся к другой семье, и потому считают, что похожесть тюркских и латинских названий рта просто случайное совпадение, а не результат заимствования. Они не спорят, что огузо-карлукское ahyz – «рот» и кипч. auz могут быть родственны, потому что не противоречат теории: относятся к языкам одной семьи. Но кто у кого заимствовал? И здесь теория помогает. Теория тюркологии гласит, что все кипчакские слова происходят из древнетюркского, к которому ближе огузские и карлукские. Следовательно: ahyz > auz. И первые казахские тюркологи, поверив в эту малограмотную теорию, надолго (надеюсь, не на всегда) исказили письменный образ казахских слов, содержащих древнейший тюрко-индоевропейский дифтонг au, в диалектах превращающийся в долгий «о» и прослаивающийся гортанным протезом: ahu. (Достаточно вглядеться в варианты имени верховного бога древних персов: Auramazda, Ahuramazda, Ормузд. А в европейских языках au трансформировался и в долгий о, и в av. Например, нем. Пауль = фр. Поль = слав. Павль, Павлик, Павел.)

Огузо-карлуки не произносят au до сих пор и прослаивают дифтонг протетическим согласным: ahu.

Губной гласный давно превратился в небный: ahu > ahy. Истинный процесс: auz > ahuz > ahуz.

Но он противоречит теории! Получается, что кипчаки сохранили более раннюю форму, чем древние тюрки?

Да, сохранили. И нельзя более соглашаться с производством казахских auz – «рот», baur – «печень», aul – «поселение» от «древнетюркских» ahyz, bahyr, ahyl. При этом пришлось считать, что казахский краткий гласный u произошел от гортанного согласного h. И, заменяя одно другим, получили письменные изобретения: ahyz > auyz (ауыз), bahyr > bauyr (бауыр), ahyl > auyl (ауыл)…

В скобках обозначены казахские слова в современном кириллическом написании. И этим уродливым трифтонгом ауы, изобретенным невежественными «наученными» работниками, мы отпугиваем учеников-неказахов от казахского языка. Они ведь произносят слова эти так, как они записаны в учебниках. Я слышал, как городской мальчик читал вслух, старательно выговаривая подобные слова уже не с дифтонгом, а с трифтонгом, четко выговаривая долгий ы. Лев Толстой в «Хаджи-Мурате» записал, как услышал, – аул. А полуграмотные тюркологи его поправили: «Надо ауыл!» Полуграмотными я называю исследователей тюркских языков потому, что объем узнанного всей этой наукой объективно еле достигает половины настоящего знания. А то и меньше. Значительно.

Кириллический алфавит знал несколько реформ. Очень качественной была реформа при Петре Первом. Известна как Петровская. Последней – сразу после революции 1917-го – Ленинская. Письменные реформы знаменуют собой начало важных этапов в истории страны. Казахский вариант кириллицы, созданный наспех, допустил несколько существенных промахов, искажающих образ письменного слова. Вполне назрела Назарбаевская реформа.

Казахскую кириллицу можно пополнить новыми знаками, восстановив некоторые утраченные пары из дохристианского алфавита булгаро-кипчаков. Наконец, избавившись от трифтонга ауы. И завершить спор – нужна ли нам кириллица? Нужна как важная часть тюрко-славянской истории.

Восстанавливая историю тюрков, мы осознаем, что родиной им была в разные времена вся обитаемая земля. Нет другой такой космополитической семьи языков. Тюрки прошли всеми маршрутами расселения вида Homo sapiens по планете. Эта мысль должна стать основой новой тюркологии. В Универсальном этимологическом словаре, который я готовлю, будет представлена схема общечеловеческого процесса формирования языков, и мы, узнавая авторство каких слов принадлежит какому этносу, будем узнавать этноавторов предметов материальной культуры, распространенной по всему миру; первые смыслы идей и обрядов культуры духовной. Увидим значительный интеллектуальный вклад тюрок в общечеловеческую культуру.

Урочище Берель

Организаторы предложили продолжить работу форума в заповедном урочище Берель, где с десяток лет назад археологи обнаружили захоронение сакских царей примерно того же времени, что было обнаружено в 1970-м в предгорьях Алатау, у селения Иссык. Это VI–V вв. до н. э. С тех пор самодеятельные историки рифмуют «сак» и «казах», вспоминая и более старую форму этнонима – «кайсак». Я и сам в те годы поучаствовал в толкованиях феномена иссыкского Золотого человека. Пытался разобраться в 26 письменных знаках на серебряной чашке, обнаруженной в захоронении. Надпись еще не расшифрована.

…Участники конференции и гости добирались до Береля на автомобилях. Три часа по хорошим дорогам и серпантину. Небольшая группа – на вертолете.

Сверху виднее, что такое урочище Берель. Изумительно зеленое, просторное ущелье. Ровная степь шириной в четыре километра, с двух сторон огражденная горными грядами. И ближе к одной из них – удивительно спокойная горная река.

Не встречал нигде такой красоты. Приземлились. Яркое солнце, прохладный чистый воздух. Белые юрты, всадники, гоняющие кокпар.

Послам и гостям из других государств окрестные районы подготовили демонстрацию народных обычаев, целый каскад обрядов – от свадьбы до рождения дитя, которому почетный гость дает имя, потом другой разрезает нитку пут, освобождая ноги ребенка для первого шага с пожеланием доброго пути. У каждой юрты – по двухметровому великану в доспехах и шлеме, с копьем и щитом. Кумыс, баурсаки и двухчасовой концерт. Не утомляющий, потому что весь тюркский интернационал продемонстрировал свое песенное и музыкальное искусство – казахи, якуты, тывинцы, татары, турки, узбеки, азербайджанцы, кыргызы…

Область с душой и умом подготовила этот праздник.

В этом году удалось побывать в двух регионах, руководители которых прекрасно справляются с экономикой, потому что дружат с культурой. Бердыбек Сапарбаев нашел прародину тюрок в сердце Алтая. Крымбек Кушербаев пригласил в середине июня (еще до аральской жары) историков на конференцию по Коркыт-ата, где выяснилось, что мифический мудрый старец, известный казахам, азербайджанцам и туркам, сначала прославился в Древнем Египте, в чьих солярных мифах он еще пять тысячелетий назад выступал как бог Заходящего Солнца. Имя его записывалось без гласных Hrht. Каждый вечер он спускался под землю, где протекала темная река, и боролся с водяным змеем Апопом. И погибал. Вероятно, жрецы придумали этот сюжет, толкуя графический знак – солнце под волнистой линией. Эта линия одними жрецами понималась правильно («вода»), другие увидели в ней извивающуюся змею. Третий нашел компромисс – водяная змея, побеждающая солнце.

Этот сюжет (Коркыт и Гидра) сохранился только в казахской легенде, записанной в XIX веке Диваевым. Коркыт, стремясь избежать смерти (которая преследует его по всей земле), выплывает на волшебном ковре на середину Сыр-Дарьи и спокойно живет там, играя на кобызе. Но подплывает водяная змея, жалит, и Коркыт-ата умирает.

Мы попросили ректора Кызылординского университета им. Коркыт-ата связаться с Каирским университетом и совместно исследовать тему бога Заходящего Солнца Hrht и мудрого старца Коркыта. Возможно, тогда проявится и связь между египетским богом Восходящего Солнца HrgL, поражающим Змея (он стал прообразом христианского святого Георгия Победоносца) и тюркским героем-победителем Гёр-оглы (Кёр-улы). И за несколько месяцев совместных исследований ученые придут к выводу, что условный возраст старца Коркыта и юного героя Гёр-оглы, то есть возраст тюркской культуры, исчисляются этими самыми пятью тысячелетиями.

Древнеевропейцы, обитавшие в Средиземноморье, из цикла солярных мифов выбрали только сюжет о герое Юное Солнце. Мягкий гласный его имени, точно передающийся тюркским ө, европейцы не произносили и заменили мягким е: Гер-акл (греки), Гер-кул-ес (римляне), Гер-кле (этруски). И лишь в одном диалекте мягкий ө попытались передать комбинацией гласных: Геор-гл. (Как в российской прессе и сейчас изображают тюркские названия: Геок-тепе, Геок-коль.) Сохранили подлинное звучание корня египетского имени, по-видимому, только тюрки: Гёр-оглы. (Возможно, тюркским оно и было изначально.)

Программа процесса сближения культур должна предусматривать и восстановление памяти человечества о периодах, когда древние культуры бывали предельно сближены, как, например, в рассматриваемом случае. И восстановление таких очевидных фактов должно избавлять историческую науку от предрассудочных положений, которые мешают ее развитию. Один из главных таких предрассудков – «пратюркский этнос произошел где-то рядом с V веком после Рождества Христова, возможно, на Алтае, а может, в пустыне Гоби. Тогда же возник язык и заимствовалось у согдийцев буквенное письмо». Вот и вся праистория тюрков, с которой, по мнению академий, следует начинать национальные биографии всех 28 уцелевших тюркоязычных народов и народностей.

Дай, страна!

Так можно перевести имя урочища Берель (Бер, ель!). Щедрую природой и археологическими богатствами долину в XIX веке хорошо освоили артели бугровщиков – грабителей могил. Их деятельность опустошила все скифские курганы от Дуная до Алтая. Сотни курганов. От былых богатств, тысячелетиями хранившихся в степных пирамидах, остались отдельные фрагменты украшений.

Время – самый беспощадный бугровщик. Но и невежественные историки тоже бугровщики. Они ждут, когда в одной из нетронутых сокровищниц найдутся толстые книги, которые толково расскажут всю историю. Но опытным исследователям даже мелкие детали пропавшего целого способны поведать многое. Кювье по одной косточке допотопного животного мог воссоздать весь скелет. Наш Берель даст науке то, что не поднять бугровщикам, – золото знаний, так нужное нам всем.

Все пережитое и нажитое народами в прошлом не вместишь в одну-две газетные полосы, но отдельные фрагменты столь выразительны, что позволяют представить всю картину. По этим деталям, обнаруженным в разных районах и эпохах Древнего мира, можно судить о многом. В частности, о культурной активности прототюрок. Археологические артефакты немы. Вся история сохранена в устных словах. Такой архив не сжечь, не затопить. Его нельзя переписать, отредактировать ни храму, ни дворцу.

Об уровне государственной культуры тюрок, обитавших в древнем Средиземноморье, можно судить по характерным тюркизмам, попавшим в греческий и латинский языки, вероятно, в начальные века I тысячелетия до н. э. Например, греч. Basilios – «царь». Мы сегодня говорим ель басы – «страны глава». В древнеогузском: иль баши (il bašy).

Но за тысячу лет до Орхона порядок слов в этом термине, видимо, был иным: *baš-il – «глава страны». В греческом языке не было шипящих, и прибавилось родовое окончание – basilios. С распространением греческой культуры разошлись по языкам окрестным имена – Василь, Базиль, Фазиль…

Этимологии этого слова в европейской науке нет. Наш анализ – первый. О тюркском образовании свидетельствуют составляющие термина: каждое имеет лексическое значение в тюркских языках.

Или вышедшее из латинского европейское слово princi – «принц» — похоже на тюркское порядковое pirinсi – «первый». Наследовал власть первый сын короля, это и выражалось термином. В самом латинском осталось более сложное principus – «князь», восходящее, по-моему, к тюркскому pirinči-pi – «первый властитель» («первый судья»). Эти термины свидетельствуют о системном решении – использовать порядковые числительные для обозначения ступеней иерархической лестницы. Тогда родилось – Первый. Это высший балл, высшая оценка.

Тюрки позднее сами использовали чужие числительные в качестве титулов. В старокорейском я встретил ханна – 1, тури – 2, сай – 3… Не от этих ли числительных родились тюркские хан – «властитель», торе – «аристократы, из среды которых избирали ханов», сайин – «господин».

Такие слова – это итоги сложнейших процессов, в которых отразилась совокупность многих привходящих факторов – общественный строй этноса во время создания слова, традиции, обычаи, уровень культуры, общественная психология, характер, межэтнические контакты и многое другое. Но они и открывают нам многое, если мы сумеем их открыть.

Pirinči pi – слово, скорее всего, кипчакское. Черты его отыщутся в большинстве тюркских наречий. Кроме чувашского, в котором порядковые числительные образовывались другим суффиксом. Сравните: per — «один» («одна», «одно»), permеs – «первый» («первая», «первое»). И во всех других порядковых тот же суффикс.

Индоевропеистам давно следовало нарушить закон языкознания, который гласит, что не только названия частей, но и начальные числительные, и, тем более, порядковые ни в коем случае не заимствуются из языков другой семьи. Закон этот был принят в XIX веке, когда еще и словаря чувашского не было. А если бы заглянули, то поняли бы, откуда поступило в литовский и латышский pirmas – «первый». В середине I тысячелетия, когда латыши, литовцы вместе с латинянами, вероятно, входили в число 12 племен Этрурии, в латинский вошло числительное из какого-то диалекта, где действовал фонетический закон «метатезы плавного». Осваивая булгаризм, латины придали последнему слогу вид своего родового окончания: primus – «первый». И тогда смело получили и числительное женского рода – prima – «первая».

Возникает булгаризированный синоним первого титула: prim-erus – «Первый господин» (лат.). Ныне – премьер.

Соревнование кипчакского и булгарского в культуре этрусского сообщества отразилось в латинском. И важный вывод – идея порядковых числительных в древнеевропейские пришла из тюркских языков.

Об этом свидетельствует системное отличие корня порядкового от количественного, чего нет в тюркских: ср. bir – biрінші – «первый» (каз.), bir – birindži (тур.), ber – berenče (тат.), per – permeš (чув.).

И unus – «один», primus – «первый» (лат.),

 edin – «один», perši – «первый» (чеш.),

 one – «один», first – «первый» (англ.).

Я говорил об этом в «АЗиЯ» (1975). Книгу обсуждали в Академии наук СССР (1976 ).

Эти сходства и отличия должны были быть замечены наукой давно. Не заметили и не хотели замечать. Прошло почти 40 лет. Надеяться на то, что когда-нибудь заметят и поймут, какое влияние на культуры древней Европы и Азии оказали прототюрки, не приходится. Надо самим выполнить эту работу в рамках начавшегося Десятилетия сближения культур.

Итак, первые порядковые pirinči и permеs были использованы в качестве государственных титулов. Далее суффиксы порядковых в таких видах в латинском и других европейских не распространились.

II

Инаугурация Десятилетия в Астане завершилась торжественным актом присвоения чемпиону Лондонской Олимпиады Серику Сапиеву звания Посла доброй воли. Перед тем, как выйти на сцену под свет прожекторов и гром музыкального ликования получать диплом Посла из рук Ирины Боковой – генерального директора ЮНЕСКО, Серик сидел в зале рядом со мной. Я видел, как волнуется он, побивший десятки, если не сотни бойцов на пути к первому месту на Олимпиаде.

…В древнем Средиземноморье, когда властитель bi (pi) погибал в бою (вожди тогда, вероятно, не умирали в постели), племя устраивало тризну, во время которой избирался новый вождь. Он должен был быть прежде всего самым сильным, ловким, быстрым, бесстрашным, дальше всех метать молот, бросать копье, точнее всех стрелять из лука, прыгать дальше и выше всех.

Тризна и выборы в виде спортивных состязаний, видимо, назывались тюрками: Olim-pi – «смерть властителя».

Знак Olim в образной письменности выглядел… , а Olim-pi… . Подробнее об этих иероглифах, которые стали проектами египетских пирамид и тюркских, персидских могильных курганов, будем говорить в «Коде слова» и Универсальном этимологическом словаре «1001 слово».

Такие тризны-соревнования, надо полагать, происходили не регулярно, по названному случаю.

Сегодня уже не только тризна, но и свадьба тюрками отмечается скачками, борьбой, другими состязаниями.

В XIX веке казахи в таких случаях еще обязательно стреляли из лука и метали копье, даже боксировали. Смысл выборности из этого обычая ушел. Остался – праздник.

Греки, переняв этот обычай, удалили из него смысл – «тризна» – сохранив только «выборы вождя», и придали им регулярность, подчиненную демократии. Перевыборы происходили раз в 4 года. Ибо вождь, обладавший правом (скорее – обязанностью) первой ночи, большего срока, видимо, просто не выдерживал и требовал переизбрания.

Греки в итоге отказались и от смысла «выборы». Олимпийские игры стали просто праздником спорта, когда определяются первые – самые быстрые, сильные и ловкие уже не в племени, не в отдельном царстве, а во всем мире.

Что написано стилом и пером

Если здесь мы задели тему «Государственная культура прототюрков», то при следующей встрече я расскажу о том, как анализ тюркизмов, сохранившихся в памятниках письменности и в живых языках, открывает еще одну тему, полное освоение которой поведает нам о том, какое влияние на письменности Шумера, Древнего Египта и Древнего Китая оказали тюрки-тенгрианцы перед тем, как стать на века бесписьменными народами. Пока была государственность, было письмо. Утратили государственность, потеряли и письменность.

В Универсальном этимологическом словаре «1001 слово» будет рассмотрено кипчакское слово кирпич и происходящие от него – черепица и керамика. А также огузский вариант gir-jaz, сохранившийся в славянских в виде слова грязь. Так прототюрки, обитавшие в Древней Передней Азии пять-шесть тысячелетий назад, называли сырые глиняные (земляные) таблицы, на которых писали, потом обжигали, делая их каменными. Эти глиняные книги дошли до времен, когда появились другие письменные материалы, и стопки таблиц из обожженной глины кому-то подсказали хорошую идею: их стали использовать как строительный (стеновой) материал и кровельный (черепица). Другие из сырой глины начали делать сосуды, потом обжигать, и название письменной таблицы перешло на этот новый для Европы материал (kir-a-mic). Чередование б, п/м языковеды называют «тюркским».

Как кипчакское танба – «знак» в I тыс. до н. э. преобразовалось в тамба, тампа – «знак» и, обретя в одном из древнеевропейских языков определенный артикль se, превратилось в итальянское stampa – «печать», «печатный знак». И дошло до германского штамп. Этимологию этих европейских терминов невозможно произвести без обращения к кипчакскому слову, которое само хорошо этимологизируется.

Высказанных версий достаточно для проверки их основательности в десятках диссертаций, с которых может начаться новая тюркология. Эти темы открывают тюркологии не окна, а ворота в древний мир. Если бы университеты взялись за такую работу, мы бы за два-три года собрали в Назарбаевской библиотеке в Астане копии всех письменных памятников Шумера, Древнего Египта, Этрурии, Древнего Китая, в которых разрозненно содержатся фрагменты мозаичной истории прототюрков.

Эти заметки о забытых маршрутах наших предков, обошедших за несколько тысячелетий не один континент, я назвал «Осознание родины» потому, что весь мир – наша большая родина. Воистину. Тюрки имеют основание так думать, ибо узнается, что они принимали самое активное творческое участие в формировании этого мира. Ни одна языковая семья не проделала такой путь за пять тысячелетий – от Средиземного моря и Шумера (в III тыс. до н. э.) – до Тихого океана (II тыс. до н. э.) – до Монголии (конец I тыс. до н. э.) – по трассам Шелкового пути (Алтай – Средняя Азия – Каспий – Кавказ – Малая Азия) с первых веков I тыс. н. э. до XI века.

Национальная биография каждого тюркоязычного народа (то есть обретение малой родины) будет полноценной только после того, как напишется общая Первая глава. Вот таким масштабным проектом должна завершиться волна, поднятая в нашей исторической науке книгой Н. Назарбаева «В потоке истории».

Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО


Опрос

Какую национальную одежду вы носите?