Публикации

Легенды старины глубокой

10 Сентября 2013
38
0
Легенды старины глубокой
В народе существует немало легенд о святых старцах древней земли Мангистау. Особенно много поверий о Шолпан-ата и Бекет-ата.

В народе существует немало легенд о святых старцах древней земли Мангистау. Особенно много поверий о Шолпан-ата и Бекет-ата. Как известно, это – самые почитаемые у нас аулие (святые старцы). Оба они занимают значимое место как в галерее святых и героев края, так и в нашей жизни. Пройдет еще немало времени, прежде чем удастся собрать и систематизировать все легенды, предания Мангистау, а также открыть новые имена героев, оставивших яркий след в истории и жизни народа. Потомкам предстоит разгадать немало загадок, оставленных нам далекими предками, самой историей. В их числе и каменные изваяния трехметровой высоты, древние крепости, устюртская Троя, «биографии» которых для нас все еще остаются «засекреченными». Мангышлак, как утверждают археологи, до сих пор остается во многом «белым» пятном для исследователей и историков...

Возвращаясь к рассказам о Шолпан-ата и Бекет-ата, напомним, что оба они – личности исторические. По народному поверью, Шолпан-ата, как и Камбар-ата, был покровителем лошадей, Ойсыл-кара – покровителем верблюдов, Зенги-баба – покровителем коров, Шекшек-ата – покровителем коз, входит в свиту святого старца Кыдыр-ата, почитаемого всеми мусульманами, когда тот в Наурыз обходит весь мир. Считается, что будет счастлив и процветать тот, кто получит их благословение.

Рассказывают, что Шолпан-ата, прибыв на Мангышлак, нанялся пастухом к баю Баяну. Бай, не подозревая о его способностях, поставил такое условие: первый год чабан работает бесплатно. И лишь через год он получит плату за работу белыми овцами, если такие родятся в стаде. Удивлению бая не было границ, когда в указанное время он увидел, что весь приплод в стаде составили овцы белого цвета. Жадность обуяла богача, и он изменил свое решение: расчет будет произведен в следующем году, если в стаде теперь родятся овцы черного окраса. И только тогда уверовал бай в чудесную силу и необычные способности пастуха, когда в следующем году новое поголовье скота уродилось такого цвета шерсти, какой был оговорен в условии. С тех пор Шолпан-ата считается покровителем овец.

В детстве от дедушки и бабушек мне самой не раз доводилось слышать множество легенд о Шолпан-ата и Бекет-ата. В одной из них рассказывалось о том, как Шолпан-ата в споре с Темир-баба отделил от костей мясо только что зарезанного барана, сложил кости в шкуру и… оживил животное.

Рассказывают также, что однажды один из баев тяжело заболел. А затем и дела его некогда процветавшего хозяйства пошли хуже некуда. Что только он ни принимал, как только ни лечился, ничто не помогало. Старики ему посоветовали посетить могилу Шолпан-ата, поклониться праху святого старца и попросить его о помощи. Бай так и сделал. Принеся в жертву барана, он остался на ночь в некрополе, всю ночь читая молитвы. На рассвете он задремал. Ему приснился седобородый аксакал в белой чалме, в длинном чапане. Он шел в окружении большой отары овец. Со словами: «Ұлым (сын мой), это стадо я дарю тебе!» старец благословил страждущего. Благословение аулие сотворило чудо: здоровье бая стало улучшаться день ото дня. А вскоре к нему отовсюду стали приезжать родственники, приходить аульчане, принося ему в дар по барану. Новое стадо дало приплод, год от года увеличивалось его благосостояние.

Шолпан-ата – единственный из шакиртов (ученик, послушник) великого Ходжи Ахмеда Яссави, нашедшего асатаяк (посох), брошенный наставником через шанырак юрты (верхнее световое отверстие в юрте). Посох упал на далеком Мангышлаке. Еще пребывая в Туркестане, Шолпан-ата уже знал, где и в каком месте находится асатаяк наставника. Этот священный посох прижился, пустил корни, превратился в пышное дерево. Рядом с ним Шолпан-ата построил мечеть. Правда, со временем здесь выросло еще несколько деревьев. Сегодня это священное место превратилось в небольшой оазис в пустыне, куда прибывают отовсюду паломники за благословением к аулие. Как предполагают историки и исследователи, Шолпан-ата погиб во время одного из жарких боев против иноземных врагов. Некрополь стоит на месте этого сражения. Здесь расположено очень много одинаковых захоронений. Вероятней всего, рядом были захоронены его сподвижники и батыры, вместе с ним защищавшие родную землю и погибшие в том бою.

Через Шолпан-ата проходит путь к мечети Бекет-ата в Огланды. Сам Бекет-ата до конца своей жизни преклонялся перед аулие, считая его своим великим Учителем, наставником. И при жизни Бекет-ата, и по сей день посещение паломниками некрополя Шолпан-ата по пути к Бекет-ата стало святой традицией.

По одной из легенд, Бекет-ата еще в молодости, переходя брод, заметил над водой палец, затем – пять пальцев. После из воды показались сорок пальцев. Юноша в этом увидел аян (вещее знамение) и понял, что таким образом Высшие Силы дают знать, чтобы он встал на путь религии. (Пять пальцев – пятикратный намаз, сорок пальцев – сорок заповедей). Бекет отправляется к могиле Шолпан-ата, где проводит три дня и три ночи с утра до вечера в молитвах. На третью ночь ему приснился Шолпан-ата. Святой подсказал ему поехать в Хиву к Бакыржану-кажи. Обучаясь в медресе у знаменитого суфия, Бекет постигает различные науки. Когда ему исполнилось сорок лет, он возвращается на Мангышлак, где строит мечети и обучает детей. Сегодня многие исследователи склонны полагать, что мечеть уалие в Огланды, ставшая для поколений символом духовной веры, – это древняя обсерватория. Здесь он наблюдал за движением небесных тел, на основании чего затем делал выводы, – какими будут времена года, предсказывал погоду и т. д. Эту мечеть – уникальный памятник Мангистауского зодчества – ставят в один ряд с такими памятниками культуры, как мавзолей самого Ходжи Ахмеда Ясави и мечеть Омара в Ерусалиме.

Бекет-ата не только исцелял больных, он был ясновидящим, предсказывал о грядущих событиях. Для него не было тайн, скрытых толщей времен или бытия. Сколько раз он примирял враждующие стороны, сколько спорных вопросов разрешал мудрым решением. Сколько людей при жизни святого были обязаны ему жизнью!

Помню, в детстве бабушка рассказывала легенду о том, как святой разрешил спор между казахами и туркменами мирно, без кровопролития. Спор разгорелся из-за угона лошадей и грозил разразиться серьезным конфликтом, что привело бы к нескончаемым кровавым распрям. Поскольку в этом споре казахи были неправы, Бекет-ата крайне рисковал своим решением, но сохранение мира между соседями того стоило. Святой посадил единственного сына одного из казахских батыров на коня, к седлу прикрепил шило и произнес: «Если виновна наша сторона, то пусть небеса покарают бiздi». При этом он незаметно от туркмен ткнул пальцем в шило (в казахском языке слово «бiз» имеет двойное значение: в одном случае может употребляться в значении местоимения мы, в другом – шило: в данном случае происходит как бы игра слов). Тут же грянул гром, вслед за ним сверкнула молния, которая сшибла шило.

Слышала и другой рассказ о чудодейственной силе святого. Когда женщина с детьми на верблюде сорвались в глубокую пропасть, святой, находившийся в это время в другом месте, в ту же секунду оказался рядом с ними. При этом его самого никто не видел. Произошло чудо: падавшие со скалы люди и животное благополучно приземлились на землю. По возвращении его спросили, откуда он прибыл. Он молча отвернул низ рубахи и показал вопрошавшим свою спину – на его спине явственно были видны следы всех четырех копыт верблюда. Эта легенда интерпретирована по-разному, но суть одна – Бекет-ата никого из тех, кто нуждался в его помощи, не оставлял в беде, при этом, как повествуют легенды, расстояние для него не было помехой.

Вспоминается и случай из детства. Помню, водитель автобуса, везший нас на зиярат к Бекет-ата (поклонение духу святого), заблудился в степи и вынужден был остановить машину. Дедушка-нагаши, прочитав аят (суру из Корана), спокойно произнес: «Уверен, Бекет-ата скоро укажет нам дорогу». Действительно, через некоторое время со стороны невысоких кряжей показалось небольшое стадо сайгаков. На расстоянии трехсот-четырехсот метров от нас животные остановились, как вкопанные. Минуту-другую они спокойно взирали на нас, а потом вдруг развернулись и галопом помчались в направлении холмов, откуда и прибыли. Дедушка велел водителю ехать за сайгаками. И, действительно, через некоторое время мы вышли на едва видимую колею от следов машин, ведшую к некрополю. А вот сами сайгаки как сквозь землю провалились. Мы даже не заметили, в каком направлении они исчезли. Прибыв в Огланды, мы услышали об одном случае, который произошел здесь несколько лет назад. Как рассказывали, однажды маленькая девчушка, подойдя к краю пропасти, сорвалась и полетела вниз, на камни. (В те годы реставрационные работы не проводились, и наверху не было тех ограждений, которые стоят сегодня). Когда люди подбежали к краю скалы, они ахнули от удивления: живой и невредимый ребенок стоял внизу, на камнях. Возможно, многие легенды – плод людской фантазии, но произошедшее с нами чудо, когда сайгаки вывели нас на дорогу к мечети, это не из области фантастики…

 Я уверена, что нам еще предстоит немало «знакомств» с далеким прошлым нашего благословенного края – музея под открытым небом. 

Источник: ogni.kz
Опрос

Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?