Ұлы Дала

Кяризы Саурана строили 200 индийских рабов

10 Января 2017
1140
Почему одна из улиц столицы названа Сауран? Статья посвящена этому славному городу

Первое упоминание о Сауране в письменных источниках относится к I-й половине X в. О нем сообщал Истахри (его сочинение было переработано в конце X в.). известный арабский географ Х века ал-Макдиси характеризовал его так: «Сауран – большой торговый город, окруженный 7 стенами одна за другой, а в нем есть рабат, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он пограничная крепость против гузов и кипчаков». Сведения о Сауране имеются в анонимном географическом сочинении «Худуд-ал-алам» (X в.), у ибн ал-Асира (XIII в.), в «Словаре стран» Якута (XIII в.), как о крупном культурном и торговом центре на юге Казахстана.

В середине XIII в. под именем Савран город был описан в маршрутнике армянского царя Гетума I на пути в ставку монгольского хана Менгу. В начале XIII в. он упоминался снова как пограничный город, «не платящий харадж наравне с Испиджабом», в середине XIII в. как большой город.

В источниках XIV в. Сауран упоминался как город, входящий в состав Ак-Орды, иногда как ее столица. При джучидах в первой половине XIV века Сауран был столицей Ак-Орды. В этом городе был похоронен в 1320 году правитель Ак-Орды Сасы-Бука. Его сын Эрзен строил в Сауране и в других городах мечети, медресе, ханаки. В 80-е годы XV века городом управлял Иренчи-султан, сын основателя Казахского ханства Жанибек-хана.

В письменных источниках XV-XVI вв. о городе имеются многочисленные сведения. О нем упоминается в работах начала и I-й половины XV в.- Му'ина ад-дина Натанзи («Аноним Искандера»), «Таварих- и гузида-йи нусрат-наме», Молла Шади «Фатх-наме», Камал ад-дина ал Хереви Бинаи «Шайбани-наме».

В работе XVI в. «Михман-наме-йи Бухара» Рузбихан Исфахани называет Сауран необыкновенно приятным городом. «Построен он в открытой ровной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу».

Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Зайн ад-дина Васифи «Бадаи' ал-вакаи'», жившего в Сауране в 1514-1515 годах. Одной из достопримечательностей города Васифи называет медресе с двумя качающимися минаретами. «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства. У «гульдаста» тех минаретов прикреплена цепь, а под куполами каждого минарета стоит бревно так, что кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, и это одно из чудес света».

Васифи описал и необычное водоснабжение города при помощи кяризов – подземных галерей, через которые выводятся наружу подземные воды. «Подобных им, не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море». На строительстве кяризов работали 200 индийских рабов.

Хафиз Таныш в «Шараф-наме-йи шахи» писал, что «крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия ее вала».

В сведениях авторов XV-XVI вв. о нем говорилось в связи с борьбой казахских ханств и шайбанидов за господство в Туркестане. Авторы сообщают сведения различного характера, отмечая, что Сауран был одной из лучших туркестанских крепостей; о его климате, о составе оборонительных сооружений, благоустройстве города, об орошаемом земледелии. 

В русских источниках первое упоминание о Сауране относится к XVII в. Упадок города начинается в 80-е гг. XVII в., что было характерно и для других сырдарьинских городов.

В середине XVIII в. П.И. Рычков сообщал о Сауране, как о «мелком местечке около Туркестана».

Татищев в «Истории Российской», главном труде второй четверти XVIII века упоминает Сауран как город Тюрюкстана. «Тюрюкстан по персидской истории построен Джамшид шахом, который якобы в Персии был четвертый, и ежели его счесть за Ксеркса, то по римскому счислению приходит около 3460-го, примерно 500 лет до Христа. Сей Джамшид шах всею сею страною владел и построил для пристанищ его войска 3 града, а именно Тюрюкстан, Утрар и Сауран. Оные все целы и по сути малые крепостцы».

Городище было обследовано в 1867 г. (П.И. Лерх), в 1947 г. Южно-Казахстанской археологической экспедицией (А.Н. Бернштам), в 1967 г. Семиреченской археологической экспедицией (К.А. Акишев), в 1986 г. археологической экспедицией Свода памятников истории и культуры Казахстана Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН Казахской ССР. 

В настоящее время городище представляет собой овальную в плане площадку, окруженную стеной, оплывшие участки которой сохранились на высоту от 3 до 6 м. Вытянуто с северо-востока на юго-запад на 800 м и с северо-запада на юго-восток на 550 м. Площадка возвышается над окружающей местностью на 2-2,5 м. Стена городища возведена на стилобате высотой 2-3 м, сооружена из сырцового кирпича и пахсы, в ней прослеживаются 4 круглых 2-этажных башни, выступающие за линию стены. Верхний этаж башни перекрывался куполом, опирающимся на тромпы, остатки которых сохранились до настоящего времени. В плоскости башни прорезаны узкие щели бойниц. Внутрь городища вели двое ворот. Главные ворота находятся в северо-восточной части стены и представляют собой мощное фортификационное сооружение, фланкированное 2-мя выступающими наружу башнями, имевшими 2 этажа. Вход представляет собой 20-метровый коридорообразный проход, образованный выступающими отрезками стены. Вторые ворота (сохранность их плохая) устроены в юго-восточном отрезке стены городища. В восточной части в башне имелся еще один вход в городище в виде арочного прохода, ширина которого 1,2 м, высота 1,7 м. Вокруг стены снаружи – ров глубиной до 1-3 м и шириной 15-20 м. Выброс из него наружу составил бруствер-вал высотой 1-1,5 м, шириной до 5 м. Магистральная улица, имеющая начало у северо-восточных ворот, делит территорию городища на 2 почти равные части в направлении северо-восток - юго-запад. Не доходя 150 м до юго-западного отрезка стены, она упирается в перпендикулярную улицу, идущую в широтном направлении на северо-запад - юго-восток. Один из ее отрезков выходит на юго-восточные ворота.

Кроме 2-х магистральных улиц в топографии городища прослеживается множество мелких улочек и тупичков, составляющих сложную разветвленную уличную сеть города. На расстоянии 210 м от северо-восточного въезда, слева от магистральной улицы, находится подтреугольный в плане бугор размерами 100х100 м, покрытый кусками битого жженого кирпича и кыра – остатки монументального сооружения. Вокруг центральных развалин в радиусе 1400-1600 м. находятся остатки отдельных усадеб, образующих плотную застройку. Каждая усадьба состояла из дома и участка, окруженного стеной. Участки были заняты в основном под бахчевыми культурами, а также садами, виноградниками и посевами зерновых культур. Подобные садово-парковые планировки в виде прямоугольных участков с разбивкой их на квадраты с водоемом в центре отмечены в окрестностях Шахрлика и Дэвкескена в левобережном Хорезме, а также в туркменских поселениях XVIII-XIX вв. на Жанадарье. Размеры усадеб различны, наиболее крупные из них имеют размеры150х110 м., 180х90 м и занимают площадь от 1,5 до 1,8 га. Средняя усадьба имеет площадь до 1га., мелкие - менее 0,5 га. (преобладают средние усадьбы). Всего по предварительным подсчетам, сделанным на основании дешифровки аэрофотоснимков, в сельскохозяйственной округе Саурана около 320 усадеб.

На городище Сауран, как удалось установить в ходе исследований, не встречены материалы, датируемые ранее XIII в., что позволило ученым предположить, что существовали 2 Саурана. Сауран до XIII в., по всей вероятности, существовал на месте городища Каратобе, расположенного в З-х км юго-восточнее Саурана, которое ранее датировалось первыми веками н.э. Исследования последних лет дали возможность изменить датировку и расширить хронологические рамки его существования до XIII в. Вокруг территории, примыкающей к центральным развалинам Каратобе, обнаружены остатки по крайней мене 2-х валов, что подтверждает сообщение ал-Макдиси о нескольких стенах вокруг города. 

Что касается городища Сауран, то на нем в XIX веке сохранялись остатки монументального сооружения с минаретами, о котором говорил еще Васифи как о «медресе с качающимися минаретами».

Судя по сохранившемуся рисунку в работе П.И. Пашино, медресе находилось в той части городища, где сейчас зафиксировано скопление жженого кирпича. При помощи дешифровки аэрофотоснимков были обнаружены кяризы, отмеченные Васифи. 

В настоящее время ведутся комплексные археологические работы на городище, проводятся консервационные и реставрационные работы. 

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь