Главная Позиции экспертов Изучение исторического прошлого казахского народа в свете Послания Главы государства Н. Назарбаева народу Казахстана

Изучение исторического прошлого казахского народа в свете Послания Главы государства Н. Назарбаева народу Казахстана

Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти - это единственный способ самосохранения вообще.

Исследование истории нашего народа и изучение богатого прошлого должно основываться на принципах нравственности и патриотизма, что будет способствовать выдвижению новых, прогрессивных идей, позволяющих выработать не только среднесрочные, но и долгосрочные прогнозы развития государства и общества. Именно такая дальновидная цель поставлена Президентом страны Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана: Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее.

Современный Казахстан достиг больших результатов в развитии социально-экономического потенциала страны, стабильности внутренней политики и возрастающий авторитет республики на международной арене. Все это зиждется на основе развития государственного языка, уважения к символам страны: флагу, гимну, гербу и способствует складыванию гражданской идентичности, сплоченности единой казахстанской нации.

Знание отечественной истории особенно необходимо сейчас, когда в мире идет кризис основных человеческих ценностей, и не случайно Лидер нации Нурсултан Назарбаев инициировал программу «Народ в потоке истории», где подчеркивает, что сейчас необходимо кардинальное переосмысление национальной истории с учетом новых подходов. При этом Президент предостерегает от двойных стандартов. В то же время отмечает, что нужно использовать лучшие мировые методологии, привлечь к изучению истории смежные дисциплины.

Будущее осязаемо через экономическое измерение, поэтому в ближайшие годы и в перспективе реализации Стратегии «Казахстан – 2050» базовые приоритеты экономики направлены на улучшение жизни людей. Президент сказал: «Казахстан ХХI века – страна, созданная с «нуля» всего за два десятилетия талантливым, трудолюбивым, толерантным народом! Это наше общее детище, которым мы гордимся! Это наше великое творение, которое мы беззаветно любим! Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны. Но будущее нельзя предвидеть, не изучив уроки прошлого.

В связи с этим, сегодня остро стоит проблема объективного осмысления необходимых в историческом образовании перемен, так как она является составной частью становления исторического сознания народа. Трансформация содержательных аспектов исторического материала еще не стала предметом глубокого осмысления и научного подхода. Социальные функции истории не являются величиной постоянной и неизменной. Они видоизменяются вместе с развитием исторической науки и самого общества. Поэтому освещение истории и культуры Казахстана будет неполным без освещения истории образовательных систем и характеристики социально-экономических условий в стране. Это значит, при высокой степени вероятности успешной реализации необходимо создать востребованность исторической науки и образования в обществе.

Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти - это единственный способ самосохранения вообще.

Изменилась роль ученого. Использование многообразных методов в исторической науке существенно меняет сам тип исторического исследования. Теперь историк не просто «регистратор» событий, который фиксирует и описывает факты, а становится «понимающим», — ученым, который должен проникнуть во внутренние смыслы изучаемого времени, ученым, который должен не просто изучать факты, а достигать «понимания» ценностей, правил, морали конкретного общества.

С этой целью в декабре 2013 года состоялась научная командировка группы ученых Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова в город Москву для работы с фондами Российского государственного архива экономики, Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Российской Федерации.

Несмотря на то, что документы ЦУНХУ за 1930-е годы, отложенные в РГАЭ фонде 1562 находились на реставрации, руководство архива позволило исследовать нужные дела и получить необходимую информацию.

В РГАЭ обработана 329 опись, изучены материалы 27 дел, касающихся Казахстана за 1937 год. Во 2 читальном зале архива проработаны 35 и 36 описи по материалам развития народного хозяйства Казахской ССР за 1930-е годы.

В РГАСПИ выявлено 10 дел по 17 фонду, интересными являются материалы по кратким библиографическим справкам снятых с работы казахстанцев, арестованных НКВД, примыкавших к оппозиции. Найдены материалы по делу Бекмаханова и других деятелях республики.

В ГАРФ работали с 444 фондом, изучены все дела фонда.

Привезенные материалы будут обработаны и использованы в рамках выполнения Институтом фундаментальных и грантовых тем.

В процессе применения новых методологических подходов в изучении архивных материалов наша национальная история предстанет не как абстрактная хронологическая летопись формаций и цивилизаций, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью.

Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки, продолжить сбор архивных материалов находящихся за рубежом и создать целостную национальную историческую картину.


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Уалтаева Алтын Слямкайдаровна
Уалтаева Алтын Слямкайдаровна
Старший научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова
кандидат исторических наук