Главная Позиции экспертов Когда степь потеряла покой

Когда степь потеряла покой

Трагической особенностью общественно-политической жизни Казахстана середины 20-х годов XX века являлось то, что с этого времени сталинский идеологический аппарат начал проводить широкомасштабные мероприятия, направленные на искоренение исторической памяти народов и физическое уничтожение носителей этой памяти – видных представителей национальной интеллигенции.

О зарождении общественно-политических движений в Казахстане в начале ХХ века. 

Начало XX века в Казахстане отмечается дальнейшим усилением колонизации и обострением национального вопроса. Несмотря на то, что национальные меньшинства составляли 57% населения России, национальный гнет здесь был сильнее, чем в соседних государствах, и выражался в полном бесправии колонизированных народов, преследовании национальных культур, в насильственной русификации и так далее. Уделом многих народов было разорение и вымирание.
Для предупреждения роста национально-освободительного движения на окраинах империи, в том числе в Казахстане, царизм начинает особенно рьяно проводить переселенческую политику, которая привела к коренному изменению национального состава населения Степи. Так, по переписи 1897 г. в Степном крае русских было 20%, а в 1917 г. – уже 42%. За этот же период рост казахского сельского населения составил лишь 17,6%, тогда как крестьян и казаков стало больше в 4,5 раза.
Изменениям в демографии способствовало и проникновение в Степной край российского и иностранного капитала, на 197 горнорудных предприятиях к этому периоду уже работало более 18 тыс. рабочих. Около 20 тыс. рабочих и служащих насчитывал отряд железнодорожников.
Колониальный гнет, который тяжким бременем ложился на плечи казахского народа (увеличивались налоги и повинности, изымались земли, обострялись внутренние противоречия в казахском ауле, наступил кризис скотоводства), привел к росту недовольства среди коренного населения. Кроме того, на развитие событий в Казахстане значительное воздействие оказывала ситуация в центральной России. Одним из существенных факторов стала революция 1905-
1907 гг. Летом 1905 г. прошли аграрные волнения в Семипалатинской, Акмолинской, Тургайской и Уральской областях, встревожившие царских чиновников. Крестьяне Баянаульского и Павлодарского уездов открыто выступали против узурпации общинных земель. Они требовали передела земли крупных феодалов. Царская администрация направила в этот район карательный отряд. В июне 1905 г. семипалатинский военный губернатор в представлении генерал-губернатору Степного края доносил: «Степь неспокойна, киргизы внимательно следят за всем происходящим в России, в степь проникают лица из соседних областей и даже из Букеевской Орды».

В мае и июне 1905 г. проходят волнения среди железнодорожников Перовска, на станции Джусалы, в Кармакчи, на Вознесенском руднике Усть-Каменогорского уезда. В июне 1905 г. выступают железнодорожники и типографские рабочие Уральска, в августе бастует депо Перовска. Люди требуют сокращения рабочего дня, повышения заработной платы. Стачечная борьба набирает силу и становится более организованной. Возникают первые профессиональные союзы. В Перовске, Кустанае, Актюбинске и других городах Казахстана – первые социал-демократические группы.
Социально-экономические условия начала ХХ столетия в Казахстане неминуемо вели к росту национального движения. Оно было неоднородным, в борьбу за лидерство в нем вступили и традиционная элита, и формирующаяся казахская интеллигенция. К началу века в ее рядах выделилось ядро из выпускников высших учебных заведений и училищ Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани, Омска, Оренбурга. Лидером общенациональной либерально-демократической оппозиции стал А. Букейханов крупный политический деятель, видный ученый-экономист, основатель партии «Алаш», член ЦК партии кадетов, мусульманской фракции в Государственной думе.
На основании пробуждения национального самосознания происходила консолидация тюркоязычных народов. В 1905-1906 гг. были созваны I-III съезды мусульман России, образовано «Общество мусульманской партии», а в составе Государственной думы – мусульманская парламентская фракция.
В декабре 1905 г. в Уральске состоялся делегатский съезд пяти областей (кроме Семипалатинской) края, который принял программу кадетской партии. Тем самым лидеры национального движения во главе с А. Букейхановым, А. Байтурсыновым и Б. Каратаевым сделали попытку направить национально-освободительное движение в русло борьбы за конституционную монархию, либеральные реформы. При этом критиковали политику царизма, в частности, аграрную. Например, член Государственной думы Б. Каратаев выступил с протестом против изъятия земель у казахов. Он сказал в своей речи: «В нашем государстве обострившийся аграрный вопрос хотят разрешить переселением крестьян на территорию степных областей, именно на территорию Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей». В беседе с главным управляющим земледелием и землеустройством казахский депутат просил хотя бы временно прекратить переселение русских крестьян в Казахстан. Но ему было заявлено, что переселение будет продолжаться, что в Казахстане земли много, она непроизводительно используется под кочевья, и в XX столетии необходимо прекратить кочевой образ жизни киргизов (казахов).
Представители крестьянско-демократического направления группировались вокруг журнала «Айкап», выходившего в 1911-1915 гг. Издателем и редактором его был 
М. Сералин (1871-1929 гг.). В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, 
С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. Однако журнал продержался около пяти лет и прекратил свое существование из-за нехватки средств. Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа ученый-экономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. В главном, аграрном, вопросе они выступали с требованиями отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. В общественно-политической части либерально-демократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды на развитие социально-экономической и общественно-политической жизни края, журнал «Айкап» и газета «Казах» на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.
После свержения самодержавия Временное правительство, продолжая, по существу, политику царизма, не могло решить национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного вопроса. Вопрос о самоопределении, или автономии казахов, как и других угнетенных народов, оно даже не пыталось ставить. Это послужило причиной того, что в газете «Казах» А. Букейханов публично заявил о своем выходе из партии кадетов. Он подчеркивал три момента: «Партия кадетов стоит за передачу земли в частную собственность. Передача земли в частные руки в наших условиях приведет к тому, что через некоторое время, как это случилось в Башкирии, участки земли перейдут к соседнему мужику, а казахи превратятся в нищих. Партия кадетов выступает против национальной автономии. Мы, подняв знамя Алаша, стремимся образовать национальную автономию… Партия кадетов выступает против отделения церкви от государства, а я поддерживаю отделение церкви от государства. Разногласия по этим трем позициям… отчетливо выявились. Я решил выйти из партии кадетов и организовать партию «Алаш».
Лидеры казахского либерального движения, учитывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс поляризации политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда. Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представители почти всех областей Казахстана, состоялся в Оренбурге 21-26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов. Главное внимание делегаты уделили проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к Учредительному собранию и образованию казахской политической партии. Еще за месяц до начала съезда на страницах газеты «Казах» была опубликована серия статей, в которых высказывались различные точки зрения по вопросу автономии. А. Байтурсынов и М. Дулатов выступили за создание независимого автономного Казахского государства. Букейханов отдал предпочтение казахской национально-территориальной автономии республики. Эту точку зрения поддержало большинство. Первый всеказахский съезд конституировался в казахскую национальную политическую партию «Алаш». Ее лидерами стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления. В партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудай-бердиев, Г. Карашев, С. Торайгыров, Х. Габбасов, А. Ермеков, Ж. и Х. Досмухаммедовы и др. 
Поскольку новая партия руководствовалась общенациональными интересами, поставив во главу угла своей деятельности подъем и развитие экономической и культурной жизни казахского народа, в тот период она стала влиятельной политической силой. Свидетельством тому служат итоги выборов в Учредительное собрание, проходившие в конце 1917 г. Так, например, в Семипалатинске наибольшее количество голосов набрала партия «Алаш» (3304), в то время как за партию «Уш жуз» был подан всего один голос. Более чем из 700 рабочих казахов Экибастузского завода «Алаш» собрала 705 голосов, в то время как за социалистическую партию не было подано ни одного голоса. В Омске число голосов распределилось следующим образом: по всему уезду за «Алаш» проголосовали 16 600 человек, за партию «Уш жуз» – 300, в самом городе за первых отдали свои голоса 80, за вторых – 60 человек.
Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в Казахстане большей частью принадлежало единственной организованной партии – национально-демократической партии «Алаш». Естественно, что процесс формирования и становления партии со всеми присущими ей признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительным развитием революционных событий, приведших к октябрьскому перевороту. Поэтому в отношении партии «Алаш» применительно скорее такое определение, как движение, поскольку алашское движение являлось главной руководящей силой всей национально-освободительной борьбы казахского народа начала ХХ века.
Трагической особенностью общественно-политической жизни Казахстана середины 20-х годов XX века являлось то, что с этого времени сталинский идеологический аппарат начал проводить широкомасштабные мероприятия, направленные на искоренение исторической памяти народов и физическое уничтожение носителей этой памяти – видных представителей национальной интеллигенции. Известно, что народы советского Востока и частично Поволжья в течение многих столетий пользовались арабским алфавитом. В конце 20-х годов, по приказу сверху, он был заменен на латинский, а в 1940 г. – на кириллицу. С укреплением тоталитарного режима постепенно усилилось политическое преследование членов партии «Алаш», а также руководящих работников республики. Политика давления на республику усилилась и приняла особенно жесткий характер с приходом в руководство республиканской компартии Ф.И. Голощекина, направленного сюда в сентябре 1925 г. 
Под различными предлогами в 1927-1929 гг. из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана: Н. Нурмаков, Т. Рыскулов, С. Ходжанов, М. Мурзагалиев. В конце 1928 г. по ложному обвинению были арестованы 44 человека из числа так называемых бывших деятелей «Алаш Орды». Другая группа национальной интеллигенции (около 40 человек) была арестована в сентябре-октябре 1930 г.
Большой резонанс получил судебный процесс над руководящими партийно-советскими работниками бывшего Каркаралинского округа: А. Асылбековым, Н. Нурсеитовым, М. Гатауллиным и др., состоявшийся в ноябре 1937 г. в Караганде. Однако судьбы основной массы «врагов народа» решались на заседаниях тройки Военной коллегии Верховного суда СССР. В 1937-1938 гг. по ложному обвинению были репрессированы видные государственные и общественные деятели Казахстана – Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, У. Джандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, Л. Мирзоян, А. Сафарбеков, Ж. Султанбеков, Т. Жургенов, Н. Сыргабеков, З. Торегожин и многие другие. Невосполнимую потерю понесли казахская наука и культура. Жертвами репрессий стали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, С. Сейфуллин, И. Джансугуров, Б. Майлин, 
С. Асфендияров, К. Жубанов, Ж. Шанин, Т. Шонанов, К. Кеменгеров. Таким образом, в 20-30-е годы тоталитарный режим, пришедший на смену колониальному, утвердился во всех сферах общественно-политической жизни Казахстана. Источник: baiterek.kz


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Уалтаева Алтын Слямкайдаровна
Уалтаева Алтын Слямкайдаровна
Старший научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова
кандидат исторических наук