Главная Позиции экспертов История как фактор консолидации общества

История как фактор консолидации общества

Разъяснять значение и суть исторического прошлого и происходящих ныне масштабных перемен в жизни Казахстана во благо единения и консолидации народа, всевозрастающей роли независимого государства в мировом сообществе – долг и высокая задача, стоящая перед отечественными историками.

В Послании Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в условиях глобальных вызовов ХХI века, среди которых ускорение исторического времени, кризис ценностей цивилизации и другие, в числе первостепенных приоритетов особое внимание уделено формированию нового казахстанского патриотизма, роли интеллигенции в укреплении общенациональных ценностей, необходимости продолжения работы по формированию исторического сознания общества.Глава государства отметил в стратегии необходимость сохранения культурной самобытности и генетического кода нации (язык, традиции, история, символы), подчеркнув их роль в ее консолидации. Актуализация исторического прошлого – важнейший фактор развития национальной идентичности и духовности. Президент Казахстана не раз отмечал первостепенное значение знания родной истории и культуры как консолидирующего нацию фактора. Нурсултан Назарбаев писал в одной из своих работ, что без огромного сознательного труда миллионов людей, без осознания своей собственной роли в тысячелетней истории этноса, тем более столь сложной и драматичной, как история казахов, нельзя выстроить национальной идеи.Конструирование коллективной идентичности является также важной составляющей политики современных государств. Все государства мира в той или иной мере проводят политику идентичности, направленную на интеграцию различных сообществ, поощрение солидарности, формирование и утверждение определенных представлений, символов, составляющих коллективный автопортрет и опирающихся на те или иные интерпретации истории и культуры, конструирование своего прошлого и будущего. Инструментами этой политики являются государственный язык, школьные и вузовские учебные программы, требования, связанные с приобретением гражданства, национальные символы и праздники, ономастическая работа и т. п.Важно отметить и то, что формирование современной политической нации сопровождается выработкой собственной парадигмы истории.Ныне перед историками Казахстана выдвигается целый ряд задач, обусловленных особенностями нынешнего этапа развития государства. Сегодня мы имеем дело с качественно новой социальной реальностью, продолжающей быстро изменяться. Современный Казахстан сталкивается со все новыми внутренними и внешними вызовами, требующими адекватного осмысления, быстрого и эффективного реагирования, обязательного учета при выборе стратегического пути развития специфики казахстанского общества. Историческая наука может и должна внести свой вклад в решение этих сложных и масштабных задач.От историков, как и от всех обществоведов, требуются поиск и попытки дать научный ответ на актуальные проблемы, возникающие в реальной социально-экономической, общественно-политической, духовно-культурной жизни страны. Причем их осмысление и интерпретация требуют инноваций.В известной программной статье Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» важное значение, как известно, придавалось необходимости построения учебно-воспитательного процесса на инновационных методиках и особой роли исторических знаний в решении задач становления личности, гражданина и патриота. Ученые Института истории государства участвуют в подготовке и экспертизе учебников и учебных программ по истории Казахстана для вузов и средних общеобразовательных школ, организуют семинары и «круглые столы» по актуальным проблемам преподавания и изучения отечественной истории. Эти вопросы обсуждались и на недавно проведенных в Институте истории государства «круглых столах» с участием коллег, известных ученых, профессоров ЕНУ им. Л. Н. Гумилева К. Сарткожаулы, М. Алпысбес, З. Е. Кабульдинова, профессора Академии государственного управления при Президенте РК Д. М. Мажиденовой.Большое значение в формировании исторического сознания имеет популяризация исторических знаний для нынешних и будущих поколений через издание научно-популярной исторической литературы, познавательные передачи на телеканалах «Білім», «Мәдениет», производство кинофильмов, в создании которых участвуют и ведущие ученые-историки. Следует отметить важную роль государственной поддержки в реализации социально значимых научных исследований. Так, благодаря программе «Ғылыми казына» МОН  РК в 2012 году учеными Института государства изданы первые книги серии «Ұлы Дала тұлғалары»: «Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства» (авторы Б. Аяган, А. Ауанасова), «Алимхан Ермеков» (Ж. Кыдыралина), «Жұмабек Тәшенов» (С. Дүйсен, Қ. Енсенов), осуществляется работа по подготовке очередных книг серии о выдающихся личностях в истории Казахстана.Межведомственная координация, взаимодействие всех государственных и общественных институтов, научного сообщества столь значимы в реализации общих задач по укреплению общественного согласия. Научные институты включаются сегодня в разработку тематических исследований в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050». Обозначенные в приоритетных направлениях стратегии задачи придают новые стимулы и для исторических исследований. Казахстанский опыт построения сильного государства и роль в этом Первого Президента, теоретические и методологические основы нового политического курса, обозначенного в Стратегии-2050, осуществляемые в стране реформы во всех сферах – все это становится предметом межотраслевых научных исследований, в том числе и исторического анализа.Тема укрепления межэтнического и межконфессионального согласия и толерантности в Казахстане всегда находится в центре внимания историков. Изучение и использование огромного багажа историко-культурных традиций этносов Казахстана будет способствовать целям консолидации общества. Учеными Института истории государства был осуществлен ряд успешных проектов с Ассамблеей народа Казахстана, поддерживается сотрудничество с посольствами Украины, Болгарии, Польши. Совместно с учеными-историками этих стран сотрудники Института государства участвовали во многих международных конференциях, издали совместные научные труды об истории депортации народов в Казахстан и современной жизни диаспор.Развитие исторической науки невозможно без консолидации научных сил и научно-образовательных учреждений, расширения творческих связей и регулярного сотрудничества с зарубежными научными центрами. Институт истории государства сотрудничает с ведущими учеными России, Узбекистана, Украины, Турции, Болгарии, США и других стран. Налажена практика совместных встреч, дискуссий по актуальным вопросам исторической науки и с профессорами Назарбаев Университета.12 апреля ученые нашей страны отмечают свой профессиональный праздник – День работников науки. Результаты плодотворного научного поиска и инновационных исследований вкладываются в основу прогресса Казахстана. Этот праздник призван способствовать единению и сплочению народа Казахстана вокруг идей и инициатив Президента страны, направленных на созидательный труд, проявление творческой инициативы, приращение научного знания, повышение профессиональной компетенции сограждан, формирование интеллектуальной, конкурентоспособной нации.Разъяснять значение и суть исторического прошлого и происходящих ныне масштабных перемен в жизни Казахстана во благо единения и консолидации народа, всевозрастающей роли независимого государства в мировом сообществе – долг и высокая задача, стоящая перед отечественными историками.

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Жанна Кыдыралина
Жанна Кыдыралина
Первый заместитель директора Института истории государства
доктор исторических наук, профессор