Главная Позиции экспертов Все мы немножко Шлиманы

Все мы немножко Шлиманы

Нам нужен новый взгляд на нашу историю, задумайтесь, наши предки сохранили девятую по размерам территорию в мире, свою культуру, язык. Этого бы не было, если бы не мощнейшая первооснова, созданная согласна законам и в гармонии с природой.

Мы мчимся  в потоке истории, пытаясь понять себя, историю страны, нации. И хотя вроде бы есть общепринятая модель развития страны, историки не унимаются. Все время мы слышим о новых концепциях, теориях, формулах. Одним словом скучать не приходится, например наш сегодняшний собеседник известный бизнесмен, общественник Нуркасым Абуев пытается взглянуть на историю развития казахов с точки зрения экономиста. -  Многие не понимают, что первооснова любого действия в его мотивах, нравственно-психологических. Я хочу изменить сложившиеся мнения о казахах, прежде всего у нас самих. Вы знаете, у каждой нации существует характерные черты, о которых слагается анекдоты, поговорки, сказания. Да вот, например, часто говорят: если у узбека появляются деньги, то он строит дом, а казах заводит новую жену. Но мы не понимаем, почему он казах так поступает? А ведь это было необходимо тогда для выживания. Три вещи, которые отличают казаха от других – это, прежде всего знание своей родословной, родовая градация, затем институт «жеты ата», и многоженство. - Но ведь многоженство распространено и среди других народов, пытаюсь вставить я свои аргументы. - Не торопитесь: - Видно, что Нуркасым очень долго размышлял над этими вопросами, поэтому при разговоре он предпочитает говорить, спокойно взвешивая каждое слово. - Мы живем в открытом пространстве, в степи так же как индейцы, африканцы и другие народности. Но только мы сумели использовать это во благо себе, и при этом оказали значительно влияние на развитие цивилизации. Задумайтесь, почему это произошло? Казахи смогли жить в гармонии с природой и создать сильное общество. Этому помогли три условия, еще до Менделя мы расшифровали для себя законы наследственности и поняли, что инцест губителен. Поэтому мы должны были знать своих предков до седьмого колена, чтобы не допустить кровосмешения и у нас было генетически чистое общество. Второе, структура общества, наши предки поняли, что выживать можно только объединившись в большие семьи. Так появился институт многоженства, который позволил увеличить численность нации, ее выживаемость и как вершина этого родовая градация, которая определяла место и положение каждого члена общества, все это позволяло нам развиваться и сохранять себя как нацию. Громадное значение имело, что мы смогли одомашнить диких животных, выращивали их в привычных для них условиях и кормовой базой. Ведь степь это единственное место, где могут успешно развиваться стада травоядных животных. Таким образом, мы приручили лошадей, овец, коз, верблюдов. - Вы знаете Нуркасым,  я тут прочитал, что первая лошадь была приручена человеком на севере Казахстана, так утверждают европейские ученые. - Может быть. Но для меня важней как мы смогли этим распорядиться, ведь нам удалось примерно в течение нескольких веков заселить земли от Дуная до Китая. Прирученные нами животные давали нам еду (мясомолочные изделия), одежду (кожа, шерсть), средство производства (лошадь, верблюды), которых мы могли использовать в качестве транспорта, мы поставили себе на службу природу, использовали ее богатства, не насилуя ее. Это был прорыв, говоря современными словами в сфере биотехнологии, биоинженерии и генетике.   - Ну, до сих пор понятно, но где же здесь влияние на мировую цивилизацию? - Подождите, - усмехается мой собеседник, - сейчас мы подходим к самому главному. Я говорил о плюсах многоженства, теперь о минусах. У каждого казаха было несколько жен, они рожали детей, которые росли и пытались найти себя в этом мире. По степным обычаям каждый из них мог претендовать, в последствии  на место главы семьи, могли возникнуть разного рода ссоры, свары. Что бы этого не произошло, наши мудрые предки ввели институт «шанарык есы», согласно которому старшие братья уходили из дому, а наследовал все оставшееся младший сын «кенже бала», таким образом, тысячи сильных, тренированных мужчин оставались не у дел, а ведь тогда наши предки занимали территорию от Китая до Дуная. В это же время со степью возникали небольшие города, которые как принято считать создавались для оседлых людей, ремесленников, торговли.  Я же считаю, что в  первооснове были причины административного характера, амбициозные, люди пытались подчинить себе окружающих, служить себе, то есть владеть всем. Для этой цели им были нужны смелые, отважные люди, преданные только им. И вот к таким князьям, разного рода богачам шли на службу наши предки, отличные наездники, первоклассные воины, они были своего рода гвардией при князе, будучи всецело преданы ему. Эти воины собирали налоги, защищали землю от захватчиков, то есть помогали создавать государства.  Сколько таких лихих людей служило в войсках московских, арабских, китайских остается только догадываться. На весь мир известны имена бывших наемников-рабов из степи: король Артур в Западной Европе, Чингисхан (Шыгысхан – Восточный хан – хан страны Восходящего солнца) в Китае, Бейбарыс  на Ближнем Востоке,  в Средней Азии – эмир Тимур и повелитель Хорезмской империи  Алай-уд-дин Мохаммед, вольные наемники  из Золотой Орды - цари Иваны, Семеон Бекбулатович, Борис Годунов до династии Романовых, Бабуры в Индии. - Но вы меняете всю мою систему взглядов, не удерживаюсь я, - вы знаете, как говорил Джавахарлал Неру, «я смотрел на историю моего народа глазами англичан», а нужно искать свой собственный взгляд, что и сделал Неру, написав книгу «открытие Индии» - ну а что было потом? - Вы посмотрите хотя бы на историю соседней России, сколько там всего понамешано, казахские слова: казна, деньги, караул, джигит, мурза,  богатырь, казак, атаман, улан, хозяин, былина, хан, орда, сарай, шатер уже давно вошли в обиход русской речи. А знаменитые русские правители А. Невский, Б. Годунов и другие имеют тюркские корни. Да и вы, наверное, слышали о Касимов граде. Вообще, Россия как котел переплавляла все нации, беря от них все хорошое и полезное для государства. Вспомнить как Петр Первый пытаясь оторвать Россию от ее корней сотнями и тысячами стал завозить туда немцев и голландцев, формируя новый образ. - Да, вы заставляете задуматься - Именно этого я и добиваюсь, нам нужен новый взгляд на нашу историю, задумайтесь, наши предки сохранили девятую по размерам территорию в мире, свою культуру, язык. Этого бы не было, если бы не мощнейшая первооснова, созданная согласна законам и в гармонии с природой. Те кто пытался ее нарушить были отброшены в глубь истории, мы единственные, кто живя на открытом степном пространстве сохранили себя, оказали мощнейшее влияние на окружающие нас народы и внесли свой вклад в цивилизацию. Посмотрите, что произошло с индейцами, африканцами. И тогда многие вопросы отпадут сами собой. - Ну и  как же отблагодарили наших предков за их помощь в создании государств те, кому они служили верой и правдой? - А вот об этом давайте поговорим в следующий раз, я думаю, вам для начала необходимо переварить уже услышанное, задуматься, понять и воздать должное нашим великим предкам за их умение и мужество достойно ответить вызовам времени. Общаясь со многими соотечественниками, я пришел к выводу о том, что каждый казах немножко Шлиман. Подобно упорному археологу-самоучке, который всю жизнь искал легендарную Трою так и любой из нас пытается предъявить обществу свое видение история страны, для большинства из нас важна не сама истина, а ее поиск. А Нуркасым Абуев один из тех, кто предлагает нам отойти от устаревших клише, затасканных теорий и научиться анализировать, сопоставлять. Возможно, его взгляды у многих вызовут недоумение, досаду, желание поспорить. Может быть, именно этого и добивается Нуркасым Абуев.

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Абуев Нуркасым Нургисаевич
Абуев Нуркасым Нургисаевич
Коммерческий директор, бизнес консультант группы компаний «Орда»
участник международных форумов предпринимателей малого и среднего бизнеса Европы