Главная Позиции экспертов Социально-демографические проблемы.

Социально-демографические проблемы.

В 90-е гг. ХХ в. наблюдалось резкое ухудшение демографической ситуации, Казахстан стоял перед кризисом народонаселения в форме его депопуляции, представлял реальную угрозу национальной безопасности страны.

Республика  Казахстан,  находясь  в  центре  Евразии,  с  первых  дней  своей  независимости  возвела  стабильность  и  безопасность  в  ранг  наиважнейшей  государственной  политики.  Кризис  стал  серьезным  испытанием.  Но,  благодаря  своевременно  и  последовательно  реализуемой  стратегии  экономической  модернизации,  страна  вышла  из  кризиса  с  честью  [14,  с.  278].  Казахстан,  изначально  провозгласив  целью  своего  развития  достижение  социально-ориентированной  экономики,  основанной  на  конкуренции,  развитии  разнообразных  форм  собственности,  не  только  сделал  ответственный  выбор,  но  и  поставил  себя  в  ряды  цивилизованных  стран. Социально-экономический  облик  страны  изменился  кардинальным  образом.  Сформировались  условия,  когда  действуют  экономические  сигналы,  что  позволяет  сделать  очень  существенный  вывод:  механизм  рынка  запущен.  На  рынке  сложилась  ситуация,  когда  цены  регулируют  спрос  и  предложение,  определяют  движение  товарных  потоков,  природу  конкуренции,  инвестиционные  потоки,  что  уже  характеризует  развитие  современного  периода.  Экономика  Казахстана  нуждалась  в  значительных,  масштабных  ресурсах  для  финансовой  поддержки  госбюджета  и  крупных  предприятий.  C  1991  по  1995  годы  масштабные  реформы  сопровождались  спадом  производства,  усилением  социальных  диспропорций,  повлекшими  за  собой  снижение  уровня  жизни  населения.  В  1996  году  уровень  жизни  более  одной  трети  населения  был  ниже  показателя  «прожиточного  минимума».  Экономисты  и  политики  столкнулись  с  проблемой  бедности  и  стали  активно  искать  пути  решения  данной  социальной  проблемы.  Очевидно,  что  эту  проблему  в  рамках  реализации  программ  государственных  пособий  решить  невозможно.Она  тесно  переплетается  с  проблемой  оздоровления  национальной  экономики,  обеспечением  ускоренного  роста  производства.  В  90-е  гг.  ХХ  в.  наблюдалось  резкое  ухудшение  демографической  ситуации,  Казахстан  стоял  перед  кризисом  народонаселения  в  форме  его  депопуляции,  представлял  реальную  угрозу  национальной  безопасности  страны.  Связано  это  с  резким  спадом  рождаемости,  увеличением  смертности  населения,  активными  эмиграционными  процессами  в  республике.  С  1960  по  1990  годы  для  Казахстана  был  характерен  постоянный  прирост  населения.  В  1992  году  была  отмечена  максимальная  численность  населения  —  16  млн.  582  тыс.  человек  [1,  с.  145].  Однако  уже  с  середины  80-х  годов  и  особенно  в  90-е  годы  в  демографическом  развитии  государства  наметились  негативные  тенденции.  В  1997  году  родилось  всего  232  тыс.  детей,  что  почти  вдвое  меньше,  чем  в  1987  году,  на  который  пришелся  пик  рождаемости  (417  тыс.  человек).  Соответственно  коэффициент  рождаемости  снизился  с  25,7  до  14,7  рождений  на  1000  человек  [11,  с.  31].  Такого  резкого  уменьшения  рождаемости  в  Казахстане  не  наблюдалось  со  времен  второй  мировой  войны.  На  показатели  рождаемости  большое  влияние  оказывают  семейно-брачные  отношения. Количество  заключаемых  браков  значительно  сокращалось.  Коэффициент  брачности  соответственно  уменьшился.  Сократилось  и  число  разводов  за  1990—1997  годы,  с  45,8  до  35,7  тысяч.  Коэффициент  разводимости  снизился  с  2,8  до  2,3  промилле  [11,  с.  33].  В  республике  возросло  количество  неполных  семей,  а  также  детей,  родившихся  вне  брака.  Начиная  с  1991  года,  стала  увеличиваться  смертность  населения.Причем  смертность  среди  мужчин,  особенно  трудоспособного  возраста,  продолжает  расти  быстрее,  чем  среди  женщин.  Наблюдающееся  снижение  младенческой  смертности  объясняется,  в  основном,  общим  снижением  рождаемости.  В  результате  снижения  рождаемости  и  увеличения  смертности  естественный  прирост  населения  за  10  лет  (1987—1997  гг.)  снизился  в  4  раза.  Со  стороны  специалистов,  при  сохранении  таких  тенденций  к  2003  году  в  Казахстане  прогнозировалась  депопуляция  населения.  Потому  что,  соответственно  снижается  и  средняя  продолжительность  предполагаемой  жизни  населения.  По  сравнению  с  1990  годом  она  сократилась  на  3,7  года  и  на  конец  1997  года  составила  64,4  года.  При  этом  у  мужчин  она  составила  59  лет,  а  у  женщин  70,2  года.  Для  сравнения  в  этот  период  в  США  средняя  продолжительность  жизни  составляла  у  мужчин  73,  у  женщин  75  лет,  в  Германии  соответственно  73,3  и  79,9  лет,  в  Японии  —  76,4  и  82,5  года  и  т.  д.  Было  известно,  что  женщины  республики  живут  на  3—11  лет,  а  мужчины  на  14—21  год  меньше,  чем  в  передовых  развитых  странах  [11,  с.  131].  Такого  снижения  средней  продолжительности  жизни  за  сравнительно  короткий  срок  в  Казахстане  не  наблюдалось  с  конца  пятидесятых  годов. На  демографическую  ситуацию  в  стране  большое  влияние  оказали  и  миграционные  процессы.  С  приобретением  независимости  в  1991  году  и  установлением  своих  государственных  границ  в  странах  СНГ  заметно  усилилось  миграционное  настроение  населения.  В  течение  1991—1997  годов  и  I  полугодия  1998  года  из  республики  выехало  2  млн.  171  тыс.  человек,  а  прибыло  лишь  592  тыс.  Человек  [9,  с.  110].  Начиная  с  1993  года,  миграционная  убыль  стала  превышать  естественный  прирост  и  общий  прирост  населения  прекратился.  В  результате,  численность  населения  уменшилась  на  940  тыс.  человек  и  по  состоянию  на  1  января  1998  года  составила  15  млн.  642  тыс.  человек.  Уезжали  из  республики  в  основном  русские,  немцы,  украинцы,  а  также  представители  других  этносов.  Уезжали  люди  в  активном,  трудоспособном  возрасте.  Это  квалифицированные  рабочие  кадры,  ученые  и  специалисты  с  высшим  и  средним  образованием.  К  примеру,  количество  выбывших  людей  из  Казахстана  в  Кыргызстан  с  1994  по  1998  годы  больше,  чем  прибывших,  что  вызвано  некоторой  нестабильностью  экономики.  В  целом,  с  1993  года  по  сентябрь  2003  года  с  Кыргызстаном  сохранялось  положительное  сальдо  миграции.  Наибольшее  число  эмигрантов  отмечено  в  Костанайской,  Восточно-Казахстанской,  Карагандинской,  Павлодарской  областях.  По  данным  Агентства  РК  по  статистике  за  1998  г.  выбыло  из  Казахстана  всего  243663  человек.  Из  них  в  Российскую  Федерацию  178026  человек  или  73,1  %  от  всего  выбывших,  в  Германию  —  44955  человек  (18,4  %),  в  Украину  —  4647  человек  (1,9  %),  в  Узбекистан  —  2682  человек  (1,1  %),  в  Кыргызстан  —  2046  человек  (0,84  %)  и  т.  д.  Большинство  мигрантов  составляло  население  трудоспособного  возраста  (64,5  %)  [8,  с.  228].  Среди  эмигрантов  трудоспособного  возраста  64,2  %  имеют  высшее,  незаконченное  высшее  или  среднее  специальное  образование.  Среди  трудоспособных  эмигрантов  в  страны  СНГ  доля  высококвалифицированных  работников  —  68,0  %  [8,  с.  229].В  известной  степени  эмиграция  из  страны  компенсировалась  репатриацией  этнических  казахов  на  историческую  родину.  Всего  за  1991—1997  годы  и  I  половину  1998  года  в  Казахстан  прибыло  более  39  тыс.  семей  общей  численностью  170  тыс.  человек  [11,  с  34].  Большой  отток  мигрантов  из  Узбекистана  и  Туркменистана  с  приобретением  независимости  Казахстана  и  по  сегодняшний  день  объясняется  не  только  нестабильностью  экономики  в  данных  странах,  но  и  ухудшением  экологической  обстановки,  ущемлением  прав  и  интересов  граждан.  Если  за  период  с  1991  по  1999  гг.  в  Республику  Казахстан  переселилось  43  тыс.  семей  репатриантов  или  181  тыс.  402  человека,  а  по  данным  областных  (городских)  управлений  по  миграции  и  демографии  в  период  с  1991  года  по  1  октября  2003  года  из  ближнего  и  дальнего  зарубежья  в  РК  прибыло  74  852  семьи  (293  874  человек)  оралманов  (репатриантов)  [9,  с.  112].  Оценка  уровня  жизни  населения  во  многих  странах  мира  строится  на  статистике  исследования  семейных  бюджетов.  На  основе  полученных  данных  проводится  анализ  дифференциации  доходов  и  расходов  населения  по  различным  социальным  группам  с  отражением  региональных  особенностей. Основным  источником  денежных  доходов  населения  являются  трудовые  доходы.  В  1997  году  их  доля  в  общем  объеме  денежных  доходов  составила  74  %.  Сохранились  различия  в  уровне  и  структуре  получаемых  доходов  в  городской  и  сельской  местности.  В  1997  году,  как  и  в  предшествующем,  денежный  доход  городских  жителей  в  2,3  раза  превышал  его  уровень  на  селе.  Изменилась  структура  денежных  расходов:  снизилась  доля  расходов  на  питание  с  49  %  в  1996  году  до  45  %  в  1997  году.  Удельный  вес  затрат  на  покупку  непродовольственных  товаров  составил  22  %  против  24  %  в  1996  году,  на  оплату  услуг  —  17  %  против  14  %  [4,  с.  72].  По  данным  баланса  трудовых  ресурсов  за  1999  год  всего  численность  трудовых  ресурсов  по  республике  составила  8,4  млн.  чел.,  из  них:  экономически  активное  население  —  7,1  млн.  и  экономический  неактивное  население  —  1,3  млн.  Человек  [4,  с.  73]. Эффективность  рынка  труда,  определяемая  долей  занятого  населения  в  трудовых  ресурсах,  составила  в  среднем  за  1995—1999  годы  72  %  [5,  с.  47].  По  существующей  пропорции  45  %  населения  проживали  в  пустынных  и  полупустынных  зонах  неэффективного  сельскохозяйственного  производства,  которые  в  силу  объективных  производственных  затрат  являются  неконкурентоспособными.  Наблюдалась  естественная  миграция  трудоспособного  населения  в  городскую  местность.  Были  предусмотрены  меры,  способствующие  отселению  людей  из  зон  неэффективного  производства  в  регионы,  благоприятные  для  проживания  и  работы.  В  условиях  снижения  спроса  на  рабочую  силу  возникла  проблема  длительной  безработицы  для  низко  квалифицированной  рабочей  силы.  Еще  более  обострилась  проблема  трудоустройства  в  сельской  местности,  в  малых  городах  и  рабочих  поселках.  Появились  семьи,  где  практически  нет  работающих  членов  семьи.  На  одно  рабочее  место  по  республике  претендовало  в  среднем  29  безработных.  На  конец  1999  года  уровень  официально  регистрируемой  безработицы  составлял  3,9  %  и  скрытой  2,5  %.  По  оценке  экспертов  Всемирного  банка,  доля  безработных  в  Казахстане  на  начало  2000  года  составила  более  13,5  %  от  экономически  активного  населения,  а  по  отдельным  регионам  до  20  и  более  процентов  населения  [5,  с.  49].  Среди  проблем,  связанных  с  обеспечением  занятости  населения,  особую  тревогу  вызывает  безработица  среди  молодежи.  Развал  крупных  сельскохозяйственных  предприятий,  неподготовленность  сельского  населения  к  условиям  рыночных  преобразований  и  неразвитость  на  селе  мелкого,  кустарного  производства  негативно  сказались  на  занятости  населения,  особенно  молодежи. За  девять  месяцев  2000  г.  наибольшие  число  молодежи  было  трудоустроено  на  промышленные  предприятия,  предприятия  сельского  хозяйства,  транспорта  и  связи  и  в  учреждения  здравоохранения  и  образования.  Важным  направлением  снижения  социальной  напряженности  на  рынке  труда  являлся  дальнейшее  развитие  активных  форм  занятости  таких  как:  организация  квотируемых  рабочих  мест  для  слабозащищенных  слоев  населения,  оплачиваемых  общественных  работ.  Особое  внимание  уделено  профессиональной  подготовке,  переподготовке  и  повышению  квалификации  безработной  молодежи.  Одной  из  мер  активной  политики  на  рынке  труда  является  организация  общественных  работ.  В  целом  по  республике  за  девять  месяцев  2000  года  приняло  участие  в  общественных  работах  90,2  тыс.  безработных,  это  31,1  %  от  общего  числа  граждан,  обратившихся  в  органы  занятости  [6,  с.  4].  С  января  2000  года  введен  в  действие  Закон  Республики  Казахстан  «О  прожиточном  минимуме»,  являющийся  законодательной  базой  для  внедрения  системы  оказания  социальной  помощи.  Законопроектом  предусмотрена  помощь  семьям,  имеющим  среднедушевой  доход  ниже  установленного  уровня  черты  бедности.Изменился  этнический  состав  населения.  С  начала  90-х  годов  численность  коренного  казахского  населения  увеличилась  на  1  млн.  230  тыс.  человек  и  на  1  января  1998  года  составила  8  млн.  130  тыс.  человек  [7,  с.  55].  Началось  постепенное  старение  населения.  По  сравнению  с  1990  годом  численность  трудоспособного  населения  уменьшилась  на  82,7  тыс.  человек  (на  1  %),  детей  и  подростков  —  на  607,5  тыс.  человек  (на  11  %)  [12,  с.  50]. Основные  итоги  переписи  населения  1999  г.  свидетельствует,  что  численность  граждан  республики  за  межпереписной  период  (с  1989  г.)  уменьшилась  на  1246,0  тыс.  человек  или  на  7,7  %  [1,  с.  148].  Поэтому  для  улучшения  демографической  ситуации  в  Казахстане  Агентство  по  миграции  и  демографии  РК  разработало  программу  «Основных  направлений  демографической  политики  Республики  Казахстан».  Проект  был  принят  Правительством  РК  и  установлен  контроль  за  их  исполнением.  Разрабатывались  соответствующие  программы  и  нормативно-правовые  акты  [2,  с.  4].  Кроме  того,  был  разработан  План  мероприятий  по  социальной  поддержке  и  трудоустройству  оралманов  на  2003—2005  годы.  План  мероприятий  был  направлен  на  обеспечение  системы  их  оптимального  трудоустройства,  возможности  обучения  и  переквалификации.  В  результате  проведенной  работы  появились  положительные  сдвиги  в  трудоустройстве  оралманов.  Так,  из  проживающих  на  территории  республики  255630  оралманов  трудоспособного  возраста,  трудоустроено  153714  человек  (60  %),  тогда  как,  на  начало  2000  года  эта  цифра  составляла  лишь  32  %.  Обзавелись  подсобными  хозяйствами  25241  семей  оралманов,  в  том  числе  21706  семьи  имеют  земельные  участки  и  в  содержании  личных  хозяйств  имелось  40387  крупного  рогатого  скота,  8823  лошадей,  104599  голов  овец  и  коз.  Для  организации  своего  собственного  бизнеса,  предпринимательского  дела  получили  кредиты  94  семей  и  микрокредиты  1024  семей  [11,  с.  129].  Несмотря  на  проблемы  с  жильем  и  бытом,  все  большее  количество  оралманов  проявило  интерес  к  вопросу  организации  своего  собственного  бизнеса.  Анализ  количества  ежегодной  квоты  иммиграции  показал  его  резкое  уменьшение  с  10  тыс.  в  1993  году  до  600  семей  в  2001  году  [11,  с.  130].В  то  же  время,  с  2000  года  наметилась  тенденция  роста  миграционного  настроения  казахской  диаспоры,  проживающей  за  рубежом,  особенно  в  Узбекистане,  России  и  Туркменистане.  В  1998  году  вместо  3000  семей,  предусмотренных  по  квоте  иммиграции,  фактически  переселилось  3776  семей.  В  1999  году  при  квоте  500  семей,  прибыло  2663  семьи  репатриантов,  из  них  по  квоте  иммиграции  280  семей  [9,  с.  111].  В  2001  году  квота  иммиграции  в  количестве  600  семей  была  полностью  выполнена.  Активизирована  работа  по  упорядочению  эмиграционных  процессов.  Возвращение  оралманов  —  это  акт  восстановления  исторической  справедливости  после  сталинского  режима.  В  годы  тоталитаризма  казахский  народ  потерял  почти  две  трети  своего  демографического  потенциала  [3,  с.  7].  После  такой  глубокой  национальной  катастрофы  казахи  смогли  возродиться  только  благодаря  демографической  молодости  в  первоначальной  стадии  развития  своего  народонаселения.  Этнодемографическая  структура  народонаселения  Казахстана  постепенно  восстанавливается  в  своем  первоначальном  евразийском  облике.  По  демографической  структуре  по  возрасту  Казахстан  еще  молодая  республика  —  средний  арифметический  возраст  всего  27  лет.  По  критериям  ООН  страна  еще  не  достигла  начальной  стадии  процесса  старения  (всего  10  %  —  старше  65  лет,  а  среди  казахов  —  менее  7,0  %)  [15,  с.  117]. В  процессы  межобластной  и  внутриобластной  миграции  в  1991—2007  гг.  Были  вовлечены  более  4,7  млн.  человек.  В  конце  2008  года  численность  внутренних  мигрантов  стабилизировалась  на  уровне  300,0  тыс.  человек  в  год  [10,  с.  101].  Основная  часть  внутренних  мигрантов  —  сельское  население.  Перемещение  мигрантов  происходило  стихийно.  Среди  определенной  части  внутренних  мигрантов  отмечается  маргинализация,  что  превращает  их  в  группы  высокого  социального  риска. Реализованная  программа  «Нурлы  кош»  была  направлена  не  только  на  рациональное  расселение  и  содействие  в  обустройстве  этническим  казахам,  соотечественникам,  проживающим  за  рубежом,  но  и  гражданам  Казахстана,  проживающим  в  неблагоприятных  регионах  страны  в  интересах  демографического  и  социально-экономического  развития  регионов.  Программа  предусматривала  определение  зон  расселения  в  соответствии  с  действующими  программными  документами,  принятие  комплекса  социально-экономических  и  организационных  мер,  стимулирующих  расселение  и  обеспечивающих  адаптацию  и  интеграцию  участников  программы  «Нурлы  кош»  в  соответствующих  зонах  расселения.  Решение  об  участии,  выбор  места  проживания  и  работы  в  зонах  расселения  участником  Программы  осуществлялось  на  добровольной  основе.  При  этом  численность  этнических  казахов,  привлекаемых  в  качестве  участников  программы,  определялась  ежегодной  квотой  оралманов.  Численность  соотечественников  —  участников  программы  была  включена  в  квоту  привлечения  иностранной  рабочей  силы.  Численность  граждан  Казахстана,  проживающих  на  неблагополучных  территориях  страны,  определялась  на  основе  квоты  для  внутренних  мигрантов,  которая  формировалась  исходя  из  потребностей  зон  расселения  на  основе  спроса  работодателей  на  конкретные  виды  специальностей  и  с  учетом  реализации  прорывных  проектов.  В  программе  для  каждой  из  вышеуказанных  категорий  предусматривалась  определенная  социальная  поддержка.  Отрицательное  сальдо  миграции  в  2004  году  перешло  в  положительное,  когда  число  приехавших  в  республику  превысило  число  уехавших  из  нее. В  будущем,  в  связи  с  прогнозируемым  экономическим  ростом  ожидается  миграционный  «бум»  в  форме  трудовой  миграции,  в  основном  из  сопредельной  Средней  Азии.  Для  регулирования  механизма  контроля  внешней  трудовой  миграции  заложена  определенная  правовая  база.  Это  обеспечивается  законами  РК  «О  занятости  населения»,  «О  лицензировании»,  Правилами  выдачи  лицензии  на  деятельность,  связанную  с  привлечением  иностранной  рабочей  силы,  а  также  вывозом  рабочей  силы  из  Республики  Казахстан  за  границу  и  определения  квоты,  условий  и  порядка  выдачи  разрешений  работодателями  на  привлечении  иностранной  рабочей  силы  в  Республику  Казахстан. Динамика  привлечения  иностранной  рабочей  силы  показывает  ежегодный  рост.  Если  2001  году  было  привлечено  10,7  тыс.  иностранных  работников,  а  в  2004  году  привлечение  достигло  17,2  тысяч  единиц,  в  2005  году  привлечено  24,7  тысяч  иностранных  работников  [10,  с.  102].  Лидирующие  страны-импортеры  рабочей  силы,  привлекаемой  в  республику:  Турция,  Китай,  Великобритания,  Индия,  Югославия,  Италия,  США,  Румыния,  Филиппины.  Из  стран  СНГ  наибольшая  численность  иностранных  специалистов  прибыла  из  России,  Кыргызстана,  Узбекистана. За  годы  независимости  Республика  Казахстан  стала  активным  участником  мировых  миграционных  процессов,  являясь  страной  въезда,  выезда  и  транзита.  Позитивными  факторами  развития  и  стабилизации  миграционных  движений  в  Казахстане  являются  политическая  стабильность,  значительное  улучшение  социально-экономической  ситуации,  повышение  уровня  жизни,  следствием  чего  является  снижение  миграционного  оттока  населения  из  страны,  а  также  увеличение  притока  иммигрантов  из  других  государств.Проводимая  Республикой  Казахстан  миграционная  политика  принесла  свои  положительные  результаты  —  миграционные  процессы  к  началу  нового  столетия  стабилизировались.  Начиная  с  2002,  наметилась  устойчивая  тенденция  снижения  отрицательного  сальдо  миграции  и  перехода  его  в  2004  году  в  положительное.  В  структуре  миграционных  потоков,  прибывших  в  2007  году  в  республику,  значительную  часть  представляют  казахи  —  78,2  %  от  общей  численности  прибывших,  русские  —  12,5  %.  В  числе  выбывших  мигрантов  из  республики  русские  составляют  69,5  %,  украинцы  —  8,1  %,  немцы  —  7,1  %  [11,  с.  139]. По  демографической  характеристике  Казахстан  —  самая  разнообразная  страна,  здесь  совместно  уживаются  и  восточные,  и  западные  типы  демографического  поведения.  По  плотности  населения  6  человек  на  1  кв.  м.,  поэтому  можно  ожидать  «демографического  давления»  со  стороны  перенаселенного  Китая,  стран  Средней  Азии,  особенно  аграрно-перенаселенного  Узбекистана,  в  форме  стихийной  трудовой  миграции. Казахстан  за  прошедшие  годы  независимости  успешно  справился  с  глобальными  вызовами.  Устойчивое  развитие  Казахстана  во  многом  состоялось  благодаря  эффективной  внешней  политике,  осуществляемой  под  руководством  Президента  страны.  Курс  на  развертывание  внешних  связей  и  широкомасштабное  привлечение  иностранных  инвестиций  позволил  Казахстану  не  только  поднять  экспортоориентированные  отрасли,  увеличить  добычу  сырья,  но  и  усилить  его  конвертируемость.  Тем  самым  повысилась  привлекательность  внутреннего  рынка,  притягательного  для  импортных  товаров,  для  зарубежных  инвесторов,  были  созданы  условия  для  стабилизации  экономики.  В  результате  настойчивых  усилий,  комплекса  целенаправленных  мер,  удалось  создать  достаточно  благоприятный  климат  по  привлечению  иностранных  инвестиций.  В  таких  отраслях,  как  нефтегазовая,  черная  и  цветная  металлургия,  иностранные  инвестиции  превысили  82  %  общего  объема,  более  83,9  %  [13,  с.  46]  составили  прямые  иностранные  инвестиции. Сегодня  Казахстан  занимает  достойное  место  в  мировом  сообществе,  надежно  обеспечена  территориальная  целостность  и  неприкосновенность  страны.  Стержнем  внешнеполитической  стратегии  Президента  Казахстана  являются  многовекторность  и  евразийство.  По  мнению  ряда  российских  экспертов,  «феномен  Н.А.  Назарбаева  —  сильной  и  эффективной  президентской  власти  в  Центральной  Азии»  —  позволил  сохранить  региональную  стабильность  и  запустить  интеграционные  процессы  в  Евразии  [13,  с.  14]. В  середине  2010  года  численность  всего  населения  Казахстана  перевалила  за  16650  млн.  человек.  Из  них  казахи  составили  64  %,  русские  —  23  %.  Остальные  137  этносов  имеют  самую  разную  численность  —  от  0,5  млн.  (узбеки  и  украинцы)  до  нескольких  человек.  В  многонациональном  Казахстане  8  этносов  имеют  численность  более  100  тысяч  и  сколько  же  —  более  20  тысяч.  По  языковым  группам  преобладают  тюркоязычные  (72  %),  затем  следуют  славяноязычные  (26  %).  По  религиозным  признакам  представители  ислама  составляют  около  75  %,  православные  —  более  20  %  и  другие  —  не  более  5  %  [15,  с.  115].  По  мнению  известного  демографа  Казахстана  М.  Татимова:  «…Вероятность  межрелигиозных  и  межнациональных  конфликтов  в  Казахстане  исключается,  так  как  все  диаспоры  являются  насильственно  депортированными  не  только  в  годы  колонизации,  но  и  в  годы  советского  тоталитаризма  (особенно  во  время  войны  и  в  годы  освоения  целины).  По  этим  вполне  объективным  причинам  здесь  малая  вероятность  для  фундаментализма  и  сепаратизма». В  социально-экономическом  отношении  в  2010  году  Казахстан,  несмотря  на  сохранявшиеся  кризисные  явления  в  мировой  экономике,  преодолел  рецессию  и  вышел  на  позитивную  динамику  практически  во  всех  отраслях  экономики,  что  стало  прямым  результатом  правильно  выбранной  стратегии,  предпринятых  системных  антикризисных  мер  и  мощной  финансовой  поддержки  экономики  за  счет  накопленных  собственных  средств.  Список  литературы: Еримбетова  К.М.  Миграционная  политика  советского  государства  в  Казахстане  (1960—1990  гг.)./  Монография.  —  Алматы:  «Тарих  тагылымы»,  2009.  —  192  с.  Закон  РК  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон  РК  «О  миграции  населения»  от  01.03.2001  г.  №  160-II  —  с.  16;/  «Программа  демографического  развития  Республики  Казахстан  на  2001—2005  годы»(—  10  с.),  утверждена  постановлением  Правительства  Республики  Казахстан  от  30  октября  2001  года,  №  1380  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://www.demomigration.kz/programmi.htm  (дата  обращения  10.05.2013); http://reflaw.narod.ru/HTMLs/lows/kazakh/migr.htm  (дата  обращения  10.05.2013).  Козыбаев  М.К.,  Алдажуманов  К.С.  Тоталитарный  социализм:  реальность  и  последствия.  —  Алматы:  Фонд  «XXI  век»,  1997.  —  28  с.;  Татимов  М.,  Татимова  Т.,  Татимова  М.  Голощекинский  голодомор.  —  Алматы:  «Типография  ЦАУ»,  2010.  —  130  с. НА  РК.  Ф.  63,  оп.  1,  д.  111,  лл.  69—73.  НАРК.  Ф.  63  оп.  1пр.  д.  385  лл.  47—49.  НАРК.  Ф.  63  оп.  1пр.  д.  326  л.  4.  НАРК.  Ф.  63  оп.  1пр.  д.  327  л.  55.  НА  РК.  Ф.  99  оп.  1  д.  5  л.  231.  НАРК.  Ф.  63  оп.  1пр.  д.  312  л.  125.  НА  РК.  Ф.  53  оп.  1пр.,  д.  516  лл.  99—102.  НА  РК.  Ф.  53  оп.  1пр.  д.  474  л.  139.  НА  РК.  Ф.  63  оп.  1  д.  261  л.  51.  Независимость  Республики  Казахстан  —  основа  стабильного  развития,  единства  и  процветания  страны  //  Материалы  научно-практической  конференции  (г.  Алматы,  7  декабря  2010  г.)  —  Алматы:  КИСИ  при  Президенте  РК,  2010.  —  92  с.  Первый  Президент  Республики  Казахстан  Нурсултан  Назарбаев.  Хроника  деятельности.  2010  год.  —  Астана:  Деловой  Мир  Астана,  2011.  —  392  с.  Татимов  М.,  Татимова  М.  Глобализация  демографии.  —  Алматы:  «Типография  ЦАУ»,  2010.  —  157  с.  Статья опубликована в рамках:  Международной заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономики и управления» Россия, г. Новосибирск, 22 мая 2013 г.) // http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/8114-------1990---2000- Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Еримбетова Кундузай Мырзашовна
Еримбетова Кундузай Мырзашовна
Ведущий научный сотрудник Института истории государства
кандидат исторических наук