Главная Позиции экспертов Что привнес XXI век в сознание общества?

Что привнес XXI век в сознание общества?

Не надо думать, что человеческая натура кардинально изменилась, просто лекала западной демократии стали диктовать иные формы поведенческих практик.

Не надо думать, что человеческая натура кардинально изменилась, просто лекала западной демократии стали диктовать иные формы поведенческих практик. Печальными примерами изобилует казахская история, если речь идет о выборах в сельских округах, чреватых усилением родовой вражды и родовых группировок, а также конвертацией властных полномочий, когда «волостному немало хлопот, он чует поживу, И старшины лукавые и бии жадные алчут добычи» (Абай). Если копнуть поглубже, то у чиновника евразийской закваски (не только казахстанского) зачастую найдешь родимые пятна, примеченные еще в XVIII веке Алексеем Тевкелевым и Петром Рычковым, как то: «страстное стремление к роскоши, безграничное тщеславие». Как остроумно отмечал известный ученый и литератор Акселеу Сейдимбек, «человек при власти в глазах народа автоматически становился төре, и это представление настолько укоренилось в психологии людей, что позже даже мелкие российские чиновники назывались в народе төре».Гуманитарии наших дней, включая зарубежных историков, пытаются каким-то образом реставрировать феномен групп, основанных на родственных связях, сделав формой социальной организации и политической жизни современности. Их схемы выстраиваются по лекалам, например, движения «Харамби» в Кении, когда кланы мобилизуют свои ресурсы для достижения определенных целей, или методом адаптации родоплеменной идентичности к современным условиям на основе «корпоративности» (Эдвард Шац «Современная клановая политика: зов «крови» в Казахстане и за его пределами»).В политической истории Степи действительно наличествует достаточно иллюстраций стройной правовой организации консорции и взаимовыручки в казахском обществе. Как отмечала американский исследователь казахского права XIX века Виржиния Мартин, «это был «живой» организм, состоявший из норм и процедур, формировавших понятия справедливости, ответственности, морали…». Однако не следует забывать, что структурные элементы номадизма, подкрепленные исламским обычным правом, были до основания разрушены еще в прошлом веке.Сегодня нам важно найти иные исторические параллели. И искать их надо в ментальном настрое общества. Все реформы в Казахстане инициируются сверху, мозговой центр сегодня представлен в основном вестернезированным поколением управленцев, исповедующих ценности буржуазного либерализма и рыночной экономики. В то же время, как показывает практика, основная часть сельского населения продолжает консервативный уклад жизни. И первостепенную важность в пробуждении провинции, как отмечал английский философ Эрнст Гельнер, приобретает «сила слияния культуры и государства».Проблема культуры в социально-интегрированном, то есть бытовом значении, становится решающей для объяснения отношений общества и власти. Традиционализм здесь сказывается в том, что все новое получает оправдание только тогда, когда можно подыскать ему что-нибудь подобное в прошлом. (подробнее - http://kazpravda.kz/?p=3726)

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Сужиков Бахыт Мухамбеткалиевич
Сужиков Бахыт Мухамбеткалиевич
Ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии им.Ч.Валиханова
кандидат исторических наук