Главная История Казахстана Казахстан в древности Бронзовый век Наскальные изображения Семиречья

Наскальные изображения Семиречья

27 Августа 2013
396
0

Наскальные изображения Семиречья.

Петроглифы эпохи бронзы.

Каждый год отряд по изучению петроглифов находит всё новые скопления рисунков в Семиречье. Этот регион является наиболее насыщенным памятниками наскального искусства.

Здесь основную часть составляют петроглифы эпохи бронзы. В этой же группе находятся наиболее информативные и интересные рисунки, связанные с древнейшими языческими верованиями и мифологическими представлениями древнего населения Казахстана. Среди них культовые сюжеты с ряжеными персонажами, изображениями людей в звериных (волчьих) масках, изображения первобытных танцев, солнцеголовых персонажей и колесниц.

Наиболее яркими и ценными для истории являются рисунки в ущелье Тамгалы, в горах Кульжабасы, в горах Ешки-Ольмес и Баянжурек. К наиболее интересным можно отнести рисунки из Тамгалы и в местности Ак-Кайнар с фигурами вымерших диких быков. Некоторые из них имеют размеры более трёх метров. В урочище Ак-Кайнар имеются фигуры мужчин в волчьих масках и изображения волков, стоящих на задних ногах. Там же имеется изображение быка с фигурами людей на рогах этого животного в позе танца.

В горах Ешки-Ольмес выбито на скалах около сотни древних колесниц, сцены с жертвоприношениями животных. Эти петроглифы выбиты ещё во втором тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют архаичные колесницы, типы оружия (топоры, палицы) и расположенные у подножья гор древние поселения эпохи бронзы.

Наиболее ранними из числа обнаруженных археологами являются петроглифы в горах Кульжабасы в 240 км. к западу от г. Алматы, наиболее поздними, в пределах эпохи бронзы — рисунки в горах Ешки-Ольмес конца второго тысячелетия до новой эры.

К относительно ранним можно отнести и рисунки в Западном Казахстане с изображением фаллических знаков, связанные с культом плодородия. Рисунки этой эпохи отличаются многообразием сюжетов: среди них батальные сцены, изображения оружия, эротические сцены.
Наиболее крупные скопления рисунков, как правило, располагаются в обжитых в древности местах в святилищах под открытым небом.

Петроглифы эпохи раннего железа.

Рисунки этой эпохи появились в начале первого тысячелетия до нашей эры. Их намного меньше, чем рисунков эпохи бронзы, но они отличаются большой выразительностью.

Часть этих рисунков выполнена племенами саков-кочевников и расположена среди других более древних рисунков, но некоторые сакские святилища образуют отдельные «храмы» под открытым небом.

Наиболее известны среди них рисунки, выполненные в «зверином» стиле в ущелье Койтас в долине реки Усек. Среди них нет более древних изображений. К их числу можно отнести фигуры семи стилизованных фигур кабанов, выбитых на отдельном крупном камне рядом с небольшими рисунками архаров и козлов. Там же на огромных камнях высотой от 2 — 3 метров до 7 — 10 метров, на валунах древней морены, высечены рисунки оленей, архаров, козлов. Большинство из них выполнено в виде контура. Часть фигур отличается характерным орнаментом — завитками на бёдрах оленей и козлов, декором в форме сетки.

Другие скопления сакских рисунков расположены рядом с древними петроглифами эпохи бронзы. Такие петроглифы известны в горах Ешки-Ольмес. Иногда они продолжают изобразительный ряд более древних рисунков, но чаще размещены на свободных плитах. В Ешки-Ольмесе это рисунки стилизованных орлов, оленей с поджатыми ногами, сцены терзания хищниками козлов или оленей и архаров.

Выразительны сюжеты со сценами терзания волками копытных животных. Значительная часть рисунков позволяет на этом памятнике проследить эволюцию искусства «звериного» стиля.
О возникновении и развитии «звериного» стиля имеется много работ специалистов, но не решён вопрос о месте его возникновения.

Принято считать, что звериный стиль возник в среде кочевников, а не земледельцев, поскольку кочевники лучше знали повадки и могли точнее изобразить диких животных (Кореняко В. А.). Ряд специалистов считает, что это своеобразное искусство развивалось под влиянием переднеазиатских культур.

Наскальное искусство, поскольку в петроглифах этот стиль выражен достаточно полно, способствует изучению истории формирования «звериного» стиля.

Марьяшев А.Н., д.и.н., ГНС института археологии им. А. Х. Маргулана


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь