Главная Методический инструментарий Междисциплинарные исследования Методологические труды Новейшая история - новое научное направление Политика Обеспечение стабильности в условиях социально-политической модернизации Республики Казахстан

Обеспечение стабильности в условиях социально-политической модернизации Республики Казахстан

22 Августа 2013
180
0

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Как известно, основным фактором стабильности общества является взаимозависимое функционирование ее трех основных составляющих – социальной, экономической и политической сфер жизни государства. В конечном итоге проводимые реформы в экономической и политической сферах приводят к социальной стабильности в стране, что в свою очередь, позволяет укреплять социальные институты государства и гражданского общества. Необходимо отметить, что в нашей стране процесс создания и развития современных демократических институтов одновременно шел с процессом формирования новой политической культуры в обществе. По инициативе Лидера страны за короткий срок была проведена не только радикальная политико-правовая модернизация, но и обеспечены согласие и стабильность в обществе, нейтрализованы в правовых рамках возможные деструктивные процессы. Определяющую роль в этом, несомненно, сыграло закрепление в Конституции 1995 года института президентства и особой роли Президента страны в системе государственной власти, заключающейся в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Подобная концентрация стала возможной благо- даря координирующим функциям и возможностям высшего лица государства. Согласно Конституции, Президент страны выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Объективный подход к проблеме позволяет прийти к выводу, что высокий политический статус, объем полномочий и прав, а также высокий авторитет среди населения делает Главу государства Н.А.Назарбаева тем системообразующим ядром, который выступает сегодня мощным фактором интеграции и консолидации полиэтничного сообщества Казахстана в единое, целостное по- литическое образование. В свою очередь, слаженная и конструктивная законодательная деятельность депутатского корпуса Сената и Мажилиса Парламента, целенаправленная работа Правительства по реализации задач социально-экономических преобразований, реформы в судебной системе в рамках курса Президента Казах стана на создание правового государства с рыночной экономикой нашли все мерную поддержку в обществе, и политическая стабильность обеспечила привлекательность отечественной экономики для инвесторов всего мира. В результате достигнутая макроэкономическая стабилизация сменилась с 1997 года тенденцией постоянного экономического роста. Практика доказала эффективность такой слаженной работы. Так, к примеру, в 2003-2006 годах ежегодный экономический рост составлял 9-10%, а ВВП на душу населения превысил 5200 долларов США. Несмотря на последствия мирового экономического и финансового кризиса, рост ВВП по итогам 2009 года составил 1,1%, обеспечив тем самым вхождение Казахстана в «группу прорыва» стран с положительными темпами роста. В настоящее время мы можем говорить о том, что в республике создана экономическая база для обеспечения нормальных условий жизни граждан страны. Целенаправленно решаются проблемы социальной сферы, идет активный процесс формирования среднего класса, т.е. того слоя общества, который является фактором стабильного устойчивого развития любого государства. Одним из основных факторов динамичного и стабильного развития республики, несомненно, являются положения, закрепленные в принятой на референдуме в 1995 году Конституции страны. Востребованность и объективность ее основных положений, вобравших в себя международный опыт и особенности развития республики, являются одним из главных условий стабильности конституционного строя независимого Казахстана, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы.  Как известно, Парламентом, по инициативе Президента страны, поэтапно (1998 и 2007 г.г.) были внесены изменения в Конституцию страны, которые направлены на совершенствование механизмов сдержек и противовесов ветвей власти и демократизацию их деятельности, дальнейшее развитие института президентства, расширение политических прав и свобод граждан, совершенствование выборного процесса, расширение полно мочий Парламента, повышение политической роли маслихатов и их депута тов. Не менее важным фактором, играющим особую роль в укреплении государственности, выступает взвешенная национальная политика в стране. Как и само казахстанское общество, межэтнические взаимоотношения в республике за последние годы пре- терпели значительные позитивные изменения. В ходе социально- политической и экономической модернизации жизни страны изменилась институциональная основа деятельности Ассамблеи народа Казахстана, получившей конституционный статус, сформирована законодательная база, определяющая порядок организации работы Ассамблеи, ее структур и органов управления, повышающих роль Ассамблеи в общественно-политической жизни страны. Этот орган представлен и на уровне высшей законодательной власти 9-ью депутатами Мажилиса Парламента, избранными Советом Ассамблеи. На сегодня Ассамблея народа Казахстана является основным инструментом равноправного диалога между властью и этносами, обеспечения межэтнической коммуникации и опирается на институты гражданского общества в лице широкой сети национально-культурных центров, формируя тем самым единое политическое, правовое, культурное поле этнических процессов. Бесспорно, значительную стабилизирующую роль во внутригосударственной жизни и межгосударственных отношениях страны играет Парламент Казахстана, который является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции. Формирование казахстанского парламентаризма шло в значительной мере через изучение, анализ и восприятие мирового опыта. Эти положения были закреплены в Конституции страны 1995 года. С самого начала деятельности первого в истории Казахстана профессионального двухпалатного Парламента в своей речи перед депутатами в январе 1996 г. Президент страны Н.А.Назарбаев сформулировал программу деятельности народных избранников, в которой, в частности,  заявил: «необходимо... окончательно стабилизировать политическую, экономическую, социальную ситуацию с тем, чтобы выйти на этап поступательного развития нашей страны». Хотелось бы обратить внимание на то, что со дня работы двухпалатного Парламента до сегодняшнего дня были приняты более 1700 законов, в том числе более 1000 приняты Сенатом после одобрения Мажилисом, около 400 приняты с учетом поправок Сената в Мажилисе, более 220 приняты Сенатом после согласительных процедур. Эти данные наглядно свидетельствуют о том, что двухпалатная деятельность Парламента, ее конструктивная работа на практике доказала свою эффективность в условиях современного Казахстана и направлена на повышение качества законодательной базы проводимых реформ, обеспечивая интенсивное разви тие экономики и социальной сферы страны. В настоящее время мы смело можем утверждать, что в республике состоялась «казахстанская» модель демократического правового государства. Своевременный переход к президентской системе правления стал закономерным этапом развития страны и служит фундаментом стабильного социально-экономического и политико-правового развития государства. 

D.4.6.1.pdf 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь