Главная Историческое образование Наши партнеры Аналитика и экспертиза Перед нами стоят большие задачи

Перед нами стоят большие задачи

21 Августа 2013
99
0

На сегодня наиболее обсуждаемой в обществе стала проблема реформирования казахстанской исторической науки. 

Данная проблема функционирования исторической науки как полноценной научной дисциплины существовала уже давно. И причины кризиса были также известны: ангажированность идеологии данной науки, слабая методологическая база и т. д. Но совещание, проведенное Государственным секретарем Республики Казахстан Маратом Тажиным, стало переломным событием и создало мощную базу для обновления. Этим совещанием и последующими мероприятиями был совершен прорыв, снявший барьеры, сковывавшие науку. Примечательным является то, что в отличие от прежних времен государство пришло на помощь ученым. Причем никто перед обществоведами не ставит какие-либо идеологические рамки, наоборот, сделано все возможное для проведения полноценных и глубоких исследований. Отныне вся ответственность ложится на плечи самих историков. Говоря образно, для ученых настал час «Х»: или мы преодолеем методологический отрыв от передовых научных школ, или мы обречены плестись в хвосте событий.

Сегодня мне хотелось бы поделиться мыслями, какими должны быть наши действия в ближайший период.

Первое. Наиболее важной представляется написание качественного базового учебника и хрестоматии. Общество давно ждет от ученых полноценных, отвечаю­щих самым современным требованиям базовых книг. Создание подобного учебника ни в коем случае не означает завершения научных дискуссий, но для обучающейся молодежи необходимы канонические версии пособий, в которых были бы расставлены основные исторические акценты. Значимой мне здесь видится выработка определяющих принципов, на которых будет базироваться подача материала. Во многом принципы научного поиска нашли свое отражение в книге Президента страны Н. А. Назарбаева «В потоке истории». Эти принципы – научности, объективности и комплексности – должны стать краеугольными при осуществлении исследований. Касаясь основных требований, предъявляемых к исторической науке, М. Тажин процитировал слова Главы государства, подчеркнувшего, что «всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нации».

Второе. Сегодняшний ученый-историк должен не только освоить архивные источники, но и выработать глубокие концепции исследования как целой эпохи, так и конкретного случая. Мы должны твердо отойти от прежнего образа историка, владеющего только одним ремеслом. Современные возможности позволяют исследователю использовать достижения и других смежных наук – права, социологии, религиоведения, культурологии и т. д. Неисчерпаемые возможности для исследования прошлого дадут достижения популяционной генетики, социальной психологии и антропологии. За последние годы отечественными археологами сделаны крупнейшие открытия, и они должны быть введены в научный оборот.

Многие вопросы, которые сегодня стоят перед обществоведами, могут полноценно и эффективно решаться через программу «Народ в потоке истории». Не только глубокое осмысление и выявление исторических закономерностей, но и доведение до широкой общественности основных путей становления современного Казахстана как независимого государства, а казахстанцев как современного полнокровного социума – вот основная задача историков. В этом я вижу смысл работы всего корпуса ученых-обществоведов. Отрадно, что сегодня в университетах восстановлены кафедры истории Казахстана, увеличивается контингент студентов, поступающих по гранту. В целях поиска и введения в научный оборот базовых традиций этнокультурной и цивилизационной идентичности тюркского субэтноса – предков современных казахов и казахстанцев – несколько групп ученых-профессионалов направлены в Китай, Иран, Турцию, Россию и Великобританию.

Особой темой должно стать изучение становления ранних государственных образований на просторах Великой степи. Современный инструментарий позволяет нам гораздо глубже и всесторонне исследовать эволюцию государственных институтов, экономической жизни, социальной структуры этнических сообществ, населявших этот регион. Нам предстоит в короткие сроки дать анализ крупнейшим событиям ХХ века. Перечеркнуть этот огромный пласт истории, составивший жизнь целых поколений, раскрасив его одной черной краской, было бы необъективно по чисто историческим причинам.

На сегодня историками Казахстана проделан значительный труд по исследованию становления советской тоталитарной машины, трагедии казахстанского крестьянства и массовых нарушений права и морали в советский период. Но, к сожалению, эти исследования носят фрагментарный характер и не связаны единой научной методологией. Поэтому необходимо сгруппировать их в рамках специальной программы «Народ в потоке истории». Это помогло бы объединить усилия всех кафедр истории Казахстана и смежных специальностей – политологов, юристов и даже биологов и генетиков. Позитивный импульс в координации усилий ученых дали кустовые совещания историков с участием представителей местных органов власти. Теперь стоит задача не потерять темпа в дальнейшем реформировании исторической науки.

Перспективным, на мой взгляд, является налаживание научных контактов с крупнейшими научными центрами и ведущими учеными мира. Сейчас научное сотрудничество с крупными центрами носит несистемный характер. И основная причина данного положения кроется в прежней изолированности исследовательских центров Казахстана, слабом знании основной массой моих коллег ведущих мировых языков: английского, арабского, китайского. Большую помощь в реализации прорывных проектов должно оказать молодое поколение историков. Ими организована Ассоциация молодых историков, которой никогда не было прежде.

Реалии таковы, что страна постоянно находится в тисках информационных течений различного толка. В мире не спадает напряженность в этнических и религиозных вопросах. Соответственно историки должны сказать свое веское слово и в вопросе формирования казахстанской политики веротерпимости и толерантности. Ученые могли бы оказать практическую помощь государственным институтам по вопросам межкультурного взаимодействия, по изучению социального самочувствия населения.

Новейший период Казахстана, начавшийся в 1991 году, уже стал объектом изучения. Но в силу незавершенности многих процессов, масштабности и глобальной значимости событий ряд вопросов требует более глубоких и системных исследований. Но уже ясно, что в отличие от прежних времен независимый Казах­стан является настоящей Родиной для всех этносов, населяющих ее. Современный Казахстан с новой столицей Астаной стал детищем всех граждан.

В свете проводимой реформы нацио­нальной истории значительно расширяется тематическое поле исследований по новейшей истории. Думаю, что здесь найдется много работы для всех кафедр и ученых.

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК.


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь