Главная История Казахстана Независимый Казахстан Становление нового государства Становление и развитие независимого Казахстана: социогуманитарный анализ

Становление и развитие независимого Казахстана: социогуманитарный анализ

19 Августа 2013
2792
1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

 Основные этапы, особенности и тенденции становления и развития рыночной экономики независимого Казахстана

Казахстанская модель смешанной экономики

Вторая половина XX века ознаменовалась глобальными преобразованиями в общественном развитии, имеющими многообразные формы реализации. В многообразии их имеются всеобщие тренды социально-экономического прогресса, ведущие к преодолению классово-антагонистических противоречий, к качественному изменению ориентиров и ценностей развития, соотношения экономических и внеэкономических слагаемых в общественных интересах. Преобразование социально-экономических отношений и становление общественной системы нового типа означает качественно новую модель хозяйствования, опирающуюся на мировые тенденции. Новообразующая модель хозяйствования представляет собой смешанную экономику.

Общая линия на развитие смешанной экономической системы не означает однообразия и стандартизации. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики, которые отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Тем не менее, в экономической практике сложились определенные национальные модели смешанной экономики:

•  англо-американская - либерально-рыночная модель, характеризующаяся преобладающей ролью частной собственности, поощрением и свободой предпринимательской деятельности и ориентацией на личный успех, опорой на рыночные механизмы, социальной и имущественной дифференциацией;

•  немецкая - модель социально-рыночного хозяйства, характеризующаяся высокими социальными гарантиями и активной антимонопольной политикой государства;

•  японская - модель регулируемого корпоративного капитализма, в котором ведущая роль промышленного и финансового капитала сочетается с государственным программированием экономики и довольно значительным влиянием традиционализма;

•  шведская - модель рыночного хозяйства с незначительной долей государственной собственности, но высоким уровнем социальных гарантий, основанным на широком перераспре-делении доходов при высоком уровне налогообложения;

•  китайская - модель, предполагающая использование рыночного механизма при ведущей роли государственного планирования и регулирования экономики и сохранении государс-твенных социальных гарантий.

Становление казахстанской модели смешанной экономики началось в условиях экономического спада, обусловленного разрывом традиционных экономических связей, либерализации цен и прочих тенденций. Для того чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Казахстан должен пройти длительный путь, определить свои приоритеты по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Императивами казахстанской модели смешанной экономики являются: реинтеграция государства и рынка; рекомбинация отношений собственности; реинтеграция государственного и частного секторов экономики; социальная ориентация экономики; интернационализация экономики [1].

Анализ формирования и развития смешанной экономики в Казахстане позволяет сделать следующие выводы:

•  формирование смешанной экономики в Казахстане осуществляется в соответствии с за-кономерностями становления и развития рыночных отношений, общими тенденциями развития экономических систем;

•  законодательство в целом соответствует объективным требованиям каждого этапа разви-тия смешанной экономики;

•  институциональные преобразования осуществляются постепенно и сопровождаются: развитием рыночных отношений, появлением новых институтов;

•  сложившаяся казахстанская моделъ смешанной экономики характеризуется многоукладностью, новыми экономико-правовыми формами и системой отношений собственности организационными структурами управления

Принимая во внимание вышеизложенное, мы выделяем четыре этапа становления и развития смешанной экономики в Казахстане (таблица 1).


Первый этап формирования смешанной экономики в Казахстане охватывает период 1992-1993 гг. - с момента объявления республикой суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Объективно Казахстану, как и другим странам СНГ, на первом этапе фактически были заданы целевые ориентиры западного образца рыночной модели. Республике бьша навязана радикально монетарная модель ускоренного, «шокового» перехода к рынку. Этот проект был жестко привязан к аргументам западного образца и не учитывал собственной специфики Казахстана. Достаточно стандартная процедура западной экономики с полной либерализацией цен и жесткой ограничительной финансово-кредитной политикой в условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, потери управляемости национального хозяйства привели к резкому повышению цен, острому платежному и финансовому кризису на всех уровнях.

Галопирующая инфляция подрывала запуск рыночных механизмов и институциональных преобразовании. Кризис бюджетной сферы, неупорядоченная налоговая система неконтролируемая утечка капиталов и обострение социальных проблем - все это усугубляло инфляцию, обесценивало накопления и оборотные средства предприятий, подрывало тем самым реальную базу для инвестиций и сбережений как факторов экономического роста В стране сложилась явно инфляционная модель развития.

Второй этап становления смешанной экономики (1994-1998 гг.) начался с формирования самостоятелъной экономической политики в стране. Курс на жесткую монетарную политику Оыл использован в качестве приоритетной меры по стабилизации экономики. В республике проводилась последовательная жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика что позволило снизить инфляцию с уровня 2200% в 1993 г. до 7,3 % в 1998 г.

В середине 90-г гг. в республике была принята комплексная антикризисная Программа по макроэкономической стабилизации. Основной упор в ней был сделан на создание конкурент-нои среды и ограничение монополистической деятельности, регулирование цен на услуги естественных монополистов. Вводились меры по упорядочению внешнеторговых и валютных операции, экспорта и импорта капитала. Курс на либерализацию внешнеторговой политики сопровождался стимулированием инвестиционного импорта и отменой пошлин на ввоз высокотехнологичных товаров. В эти годы были проведены реформы пенсионной системы и жилищно-коммунального хозяйства.

Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер на основе ключевых системных преобразо-вании, к числу которых можно отнести следующие:

•  сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни наряду с все бо-леерасширившимся использованием рыночных регуляторов социально-экономических про-цессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для инос-транного капитала, обеспечением относителъно стабильного валютного режима, развитием оиржевои торговли;

•  практическая реализация принципов свободного ценообразования с использованием ме-иуслуг* Г0СударСтвенного РегУлирования по весьма ограниченному кругу продукции, работ

•  изменение общей экономической среды, создание условий для развития рыночно ори-ентированных хозяйственных структур, становление и расншрение основ многоукладной экономики, формирование эффективных и ответственных собственников, путем проведения широкомасштабной приватизации;

; развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, формирование среды здоро-вои рыночной конкуренции.

Второй этап реформирования экономики, ввиду осуществленных коренных институциональных преобразований, заложил основу для стабилизации и формирования положительных тенденции в развитии социально-экономических процессов национальной экономики

Между тем радикальные преобразования отношений собственности на основе разгосударствления и приватизации обусловили абсолютное доминирование частного сектора в экономике страны. К концу 1998 г. в Казахстане практически полностью были приватизированы сфера услуг, строительство, автомобильный транспорт, пищевая промышленность абсолют-но большая часть нефтяной и газовой промышленности, энергетики, металлургии и других отраслей экономики. Государственная собственность в основном в полном объеме сохранилась на железных и автомобильных дорогах, фундаментальной науке, базовом образовании амбулаторном здравоохранении, а также части предприятий (организаций) других отраслей экономики. ^

Третий этап экономических преобразований в Казахстане (1999-2003 гг) характеризует-ся относительной стабильностью положительной динамики основных макроэкономических показателеи. Система мер по макроэкономической стабилизации экономики и последова­

тельные рыночные реформы, наложенные на благоприятные внешнеэкономические факто-ры, позволили Казахстану на рубеже 90-х - начале 2000 гг. сформировать основы рьшочной экономики, произошла радикальная смена социально-экономической системы. Устойчивое, динамичное развитие экономики за последние пять лет закрепляет необратимый характер ры-ночных преобразований. Международные финансовые центры признали Казахстан страной рыночной экономики.

В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998-1999 гг. оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Вследствие неблагоприятной ко-нъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения вне-шнего спроса на казахстанскую продукцию в 1999 г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002 г. национальная валтота подверглась существенной девальвации. Со всей очевид-ностью проявилась зависимость экономики республики от колебаний цен на мировых товар-но-сырьевых рынках и экономической ситуации в других государствах. Актуализировались проблемы развития обрабатывающей промышленности, поддержки отечественных товаро-производителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направлен-ных на преодоление сырьевой ориентации хозяйственного комплекса.

Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институ-циональных преобразований. Значительно расширилась нормативно-правовая база экономи-ческих процессов, был принят ряд программных документов, способствующих развитию на-иболее значимых сфер экономики, предприняты меры по приближению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывшего СССР, стали осуществляться структурные преобразования отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сфер экономики:

•  создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонали-зацию пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;

•  переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оплатой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствованием системы государс-твенной поддержки малообеспеченных граждан;

•  внедрение рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;

• совершенствование процессов приватизации и управления государственной собствен-

ностью;

•  принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и разви-тию импортозамещения, что позволило начать восстановление предприятий обрабатываю-щей промышленности;

•  углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление оте-чественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населе-ния (создание фонда гарантирования вкладов в банках второго уровня, реформы на страхо-вом рынке);

•  решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков;

•  создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования инвестиционных проектов;

•  принятие нового Налогового кодекса, который формирует налоговую систему, направ-ленную на стимупирование отечественных производителей и оживление экономики.

Четвертый этап характеризуется как этап «устойчивого развития» смешанной экономики. На данном этапе определяющими является социально ориентированное развитие: приори-теты по социальной ориентированности отношений собственности, распределения доходов, партнерства и соперничества, всестороннего развития человека, гуманизации экономики, роста национального благосостояния. К экономическим приоритетам относятся повышение

роли Казахстана в мировом разделении труда, индустриально-инновационное развитие, раз-витие корпоратизации, предпринимательства, государственно-частного рынка, формирование прогрессивной структуры общественного производства на основе преобладания сферы услуг, обеспечение экономического суверенитета и безопасности страны.

Вместе с тем, негативными факторами, препятствующими устойчивому развитию эконо-мики, являются:

•  сохранение сырьевой направленности и стагнация обрабатывающих отраслей;

•  сильная уязвимость экспортоориентированных отраслей от колебаний конъюнктуры мировых цен на узкую группу товаров, являющихся основными статьями экспорта страны; растущая конкуренция со стороны производителей аналогичной продукции в сопредельных государствах;

•  усиление зависимости от внешних поставок при имеющихся и потенциально возможных к реализации собственных производств - оборудования и комплектующих (технологическая зависимость), энергоносителей;

•  вытеснение с внутреннего потребительского рынка товаров отечественного производс-тва импортной продукцией;

•  недобросовестная конкуренция и протекционизм на мировом рынке, приводящие к экономической дискриминации казахстанских товаропроизводителей [2, с. 18].

Все эти существующие и возможные негативные факторы на путях индустриально-ин-новационного развития экономики республики должны быть всесторонне учитываемы при вступлении в ВТО, которое во многом будет определять стратегические направления и преде-лы экономических достижений прогресса национальной экономики республики.

Для того чтобы завоевать позиции на мировьгх рынках необходимо достичь высокой кон-курентоспособности конкретных видов промышленной продукции и услуг отечественных товаропроизводителей. В послании Президента народу Казахстана (19 марта 2004 г.) обос-нована неотложная задача повышения конкурентоспособности нашей экономики, перехода на модель технического регулирования и управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами ИСО, обоснования приоритетов конкурентоспособных клас-теров отраслей и производств, тесно увязываемых с Инновационной программой.

Индустриально-инновационное развитие и углубление рыночных реформ в республике в определяющей мере сопряжены с системной трансформацией базовых экономических отношений - отношений собственности. Приватизационный процесс в национальной экономике способствовал формированию новых собственников, имеющих свои целевые установки и играющих различную роль в корпоративном управлении. Поэтому особо значимо изучение влияния различных категорий субъектов собственности на модель хозяйственного поведения предприятий и мотивации их деятельности, в том числе находящихся в иностранной собственности.

В рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) целесообразно формиро-вание нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей широкое применение на практике инструментов финансирования ГЧП, предоставляемых субъектам частного сектора со стороны государства, а также введение в действие системы налогового стимулирования для участников ГЧП в социальной сфере.

На данном этапе развития целесообразно усилить позицию государства во всех сферах экономики, что позволит более эффективно защищать национальные экономические интересы. Исходя из мирового опыта в жесткой конкурентной борьбе могут выстоять только мощные национальные корпорации, создание которых без участия государства представляется невозможным. Пристального внимания требуют и вопросы стабильности финансовой системы государства, так как ее состояние и возможности развития определяют условия роста экономики.

В целом казахстанская модель смешанной экономики вполне доказала свою жизнеспособность. Она содержит потенциал будущего устойчивого развития при сохранении ее сути, когда для формирования сильного государства необходима стабильная экономическая основа.


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Валерия 15.02.2015, 23:49

в статье указаны ссылки на литературу, а самого списка литературы нет. хотя очень нужны.