Главная Методический инструментарий Междисциплинарные исследования Методологические труды Новейшая история - новое научное направление Сравнительно исторический, ретроспективный методы Хан Мубарак-ходжа и начало чеканки в Восточном Дашт-и Кыпчаке Иштван Вашари,

Хан Мубарак-ходжа и начало чеканки в Восточном Дашт-и Кыпчаке Иштван Вашари,

08 Августа 2013
150
0

Хан Мубарак-ходжа и начало чеканки в Восточном Дашт-и Кыпчаке

Иштван Вашари,

Институт востоковедения, профессор Кафедры тюркской филологии Университета им. Лоранда Этвеша (Венгрия, Будапешт),

доктор исторических наук

Резюме

Настоящая статья впервые рассматривает комплекс нумизматических материалов, связанных с именем хана Мубарак-ходжи, правившем в Восточном Дашт-и Кыпчаке в XIV веке. Автор опровергает, устоявшееся со времен Йозефа фон Хаммер-Пургшталя и П.С. Савельева ошибочное мнение о том, что хан Мубарак-ходжа мог чеканить свои сыгнакские монеты в 728–729 или 738–739 гг.х., поскольку на монетах, хранящихся в Государственном Эрмитаже и в частных собраниях российских нумизматов, отчетливо прочитывается полная дата и место чеканки – Сыгнак, 768 и 769 г.х. Это позволило по новому рассмотреть основную канву политической истории Восточного Дашт-и Кыпчака в XIV веке, до прихода к власти Урус-хана. На основе сведений «Тарих-и Дост-султан» («Чингиз-наме») Утемиша-хаджи и других источников, автор выдвигает мысль о переходе власти от Ордаидов на востоке и Батуидов на западе владений Джучидов к Тока-тимуридам и Шибанидам соответственно. При этом автор относит к Тока-тимуридам и героя статьи хана Мубарак-ходжу. 

После издания первой научной монографии Йозефа фон Хаммер-Пургшталя (1840), посвященной истории Золотой Орды, исследователями было написано очень много книг и статей об этом западном татарском государстве, но некоторые из основных вопросов остались нерешенными до сих пор. Основная трудность заключается в скудности источниковой базы и противоречивых сведениях различных групп имеющихся источников. Данные восточных (написанных на арабском, персидском и тюркском языках) и русских источников при сравнении с имеющимся нумизматическим материалом иногда обнаруживают резкий контраст. Новые источники жизненно необходимы, но существенное расширение исходного материала может ожидаться только в области нумизматики и археологии. Однако, существует целая группа письменных источников, которыми до настоящего времени, исследователи пренебрегали по нескольким причинам. Эти источники все написаны на тюркских языках, употребляемых на территориях Золотой Орды. Но все эти источники были забыты после падения Золотой Орды в государствах-преемниках, возникших на ее территории в XVI–XVIII вв. (Шибаниды в Средней Азии:Мавараннахр и Хива; Касимовское и Крымское ханства) [1]. Хоть эти источники и были созданы после падения Золотой Орды, тем не менее они представляют особую ценность т. к. основаны на устной традиции тюркских кочевников, вследствие чего донесли до нас подлинное тюркское восприятие событий и процессов в отличие от персидских и арабских сочинений. Казахстанский востоковед В.П. Юдин назвал этот жанр тюркской историографии как «степная устная историография» [2] и вернул этой группе источников их заслуженную историческую ценность. Большая заслуга Юдина заключается в том, что он ввел в широкий научный оборот сочинение Утемиша-ходжи «Тарих-и Дост-султан», сделал его перевод, сопроводил примечаниями и исследованием [3]. Сведения «степной историографии» хорошо дополняются нумизматическими материалами, приобретающими все большую значимость. Новые раскопки и находки последних двадцати лет на территории бывшей Золотой Орды (Россия, Украина, Румыния и Казахстан) требуют пересмотра нумизматической истории Золотой Орды.

В данной статье я пытаюсь продемонстрировать использование как нумизматических доказательств, так и письменных источников с целью переоценки некоторых хронологических и генеалогических вопросов Золотой Орды.

Один из самых загадочных периодов в истории Золотой Орды – это период двадцатилетней анархии (bulqaq в терминологии тюркоязычных источников), начавшейся после смерти хана Бердибека в 1359/60 г. (761 г.х. = 23.11.1359–10.11.1360) и продолжавшейся до 1380 г., вплоть до утверждения власти Токтамыша на троне Золотой Орды. Известно, что приблизительно двадцать пять ханов сменилось на троне за этот период и в некоторых случаях трудно соотнести данные нумизматики и письменных источников [4]. Иногда имя хана знакомо только из мусульманских или русских источников, а монеты дают информацию о неизвестных правителях. Однако даже если имена ханов совпадают во всех типах источников мы часто сталкиваемся с хронологическими проблемами.

Большинство исследователей соглашается, что со смертью Бердибека внезапный раскол произошел среди наследников Джучи, а именно приемники Бату-хана были полностью уничтожены. Ответственность за исчезновение линии хана Бату лежала на Бердибеке, который к 1360 г. искоренил самых близких родственников: братьев, кузенов и даже собственного сына. Согласно тюркской традиции описанной в «Тарих-и Дост-султан», его назвали kerkinkötenhan [3, л. 50a, с. 135]. Распад в ханстве начался уже в 1359 г. еще при жизни хана Бердибека. С 760 г.х. (1358/59 г.) имеются монеты с именами четырех ханов: Бердибек (Aзак, Крым, Гулистан, Хорезм), Кульпа (Aзак, Гулистан, Сарай ал-джадид), Навруз (Азак, Крым), Хыдыр (Азак) и с последующего 761 г.х. (23.11.1359–10.11.1360) их уже пять: Бердибек (Гулистан, Сарай ал-джадид), Кульпа (Гулистан, Сарай ал-джадид, Хорезм), Навруз (Гулистан, Сарай ал-джадид, Хорезм), Хыдыр (Гулистан, Сарай ал-джадид), Мюрид (Сарай ал-джадид) [5]. Центр Золотой Орды стал ареной противоборствующих группировок: в 761 г.х. в столице Сарай ал-джадиде правление менялось пять раз (!) за год, в Гулистане – четыре раза. Нашей задачей не является сложный процесс определения последовательности ханов. Вышеупомянутые примеры приведены для определения сложности и трудности исследования этих двух десятилетий. После исчезновения линии хана Бату, фактически представители всех других линий Джучи могли стать возможными претендентами на трон Золотой Орды. Однако, согласно источникам, только три линии семейства Джучи обладали правом претендовать на трон в 1360-х и 1370-х, а именно, потомки Oрды (старшего сына Джучи), Шибана (пятого сына Джучи) и Tока-Тимура (тринадцатого сына Джучи) даже несмотря на то, что иногда представители некоторых других линий могли бы также иметь эфемерное влияние на события. В конечном счете, только Шибаниды и Тока-тимуриды преуспели в том, чтобы обеспечить устойчивые династии в Средней Азии (Хорезм, Бухара), Казани, Астрахани и в Крыму.

Во всяком случае, с исчезновением Батуидов роль восточных Джучидов возросла. Так в предстоящей первой части я игнорирую историю борьбы за центральные части Золотой Орды, главным образом столиц Сарая, Сарай ал-джадида и Гулистана и сконцентрировал свое внимание на восточных частях, где, наконец, ханы Урус и Токтамыш объединили, собрав воедино восточные и западные территории Золотой Орды. Восточные территории Золотой Орды, которые могут быть именованы Дашт-и Кыпчак или Левое крыло (Сол кол) Улуса Джучи были первоначально выделены Орде, старшему сыну Джучи [6]. Орда и его преемники жили в мире с потомками Бату. Из числа последних происходили ханы правящей династии, в то время как Ордаиды являлись ханами Восточного Дашт-и Кыпчака. Последние были формально подчинены ханам Сарая, но обладали полной независимостью в вопросах внутренних дел. Восточная половина Дашт-и Кыпчака управляемая Oрдой и его преемниками был названа Синей Ордой в русских и некоторых исконных (местных) источниках и Белой Ордой в персоязычных источниках эпохи Тимуридов и в более позднее время. Существуют некоторые неясности относительно этих названий и в академической литературе, но в настоящей статье я использую термин Синяя Орда для обозначения Восточного Дашт-и Кыпчака [7]. Первые четыре поколения линии хана Орды на троне Синей Орды могут быть точно прослежены в рассказе Рашид ад-дина начала XIV столетия: Орда (старший сын Джучи ) → Конгкиран (четвертый сын Орды) → Коничи (старший сын Сартактая, старшего сына Орды) → Баян (старший сын Коничи) → Саты (Сасы?)-Бука (второй сын Баяна) [8]. Также важно отметить, что последний упомянут только как второй сын Баяна, а не как правитель, следовательно приблизительно в 1304 г. когда Рашид ад-дин дописывал свой «Сборник летописей» Баян был еще у власти.

Трудности возникают из-за отсутствия надежных источников как источники Рашид ад-дина, а именно нет никаких источников описывающих пятьдесят лет последующих за правлением Баяна (ок. 1310 – ок. 1360 гг.). Фактически мы зависим от персоязычного источника, сочинения Му’ин ад-дина Натанзи «Мунтахабат-таварих-и Му’ини» (1414), посвященного Тимуриду Искандеру.

Автор был сначала неопознан и назван вслед за Бартольдом «Аноним Искандера» [9]. Относительно генеалогии и хронологии работа Натанзи была охарактеризована многими учеными как чрезвычайно небрежная и ненадежная. Сведения по истории Золотой Орды из этого сочинения в извлечениях стали известны только после публикации материалов В.Г. Тизенгаузена в 1941 г. Тогда же были опубликованы и более поздние источники, компилировавшие сведения Натанзи. Среди них сочинения Кази Ахмада Гаффари «Нусах-и джаханара», составленное в 972 г.х. (1564/65), Хайдара Рази, написанное в 1028 г.х. (1618/19) и «Саха’иф аль-ахбар» Мунеджжим-баши, закончено в 1670 г. [10]. Эти сочинения послужили  основными источниками для исследований Хаммер-Пургшталя, Савельева и др. Оригинальный текст Натанзи, который в большой степени упомянут Якубовским в его монографии [11], не мог внести существенные изменения в более поздние работы.

В своей монографии Шпулер не интересовался историей Восточного Дашт-и Кыпчака. Он просто игнорировал события в этом регионе. Он только обращается к Орде, старшему сыну Джучи как к наследнику и правителю Восточной Сибири и территории Или, Aлаколя и Амурдарьи, простирающейся до реки Иртыш. Он не упоминает историю «Белой Орды», поскольку он, как многие другие не говорит о восточной половине Золотой Орды [12]. Таким образом, можно сказать, что генеалогическая таблица правителей восточной половины Золотой Орды после смерти Баяна ок. 1310 г. остается фактически неизменной со времени выхода работы Й. Хаммер-Пургшталем в 1840 (!). Хаммер-Пургшталь работал с очень ограниченным числом источников, использовал дефектные рукописи. Появление новых источников таких как «Тарих-и Дост-султан» Утемиша-хаджи, новых нумизматических доказательств позволяют нам изменить всю картину, предложенную Хаммер-Пургшталем и руководствоваться более поздними исследованиями.

Сначала давайте обратим внимание на таблицу Хаммер-Пургшталя, представляющую преемников Баяна, которая упомянута в работах Гаффари и Мунеджжим-баши: Сасы-Бука (второй сын Баяна) → 1. Ебисан, (2.Мубарак) → Чимтай → 1.Химтай, 2. Урус, 3. Тули-ходжа (отец Токтамыша). Хаммер справедливо утверждает, что генеалогическое дерево Рашид ад-дина заканчивается Сасы-Букой, вторым сыном Баяна, который, по мнению Хаммера-Пургшталя должно быть более поздний предок хана Уруса и Токтамыша. Главным местом жительства или столицей ханов Белой Орды (Синяя Орда в нашей терминологии) был город Сыгнак, а самыми крупными городами были Отрар и Тараз. Все три города расположенные не далеко от Сырдарьи. Преемником Сасы-Буки на троне был Ебисан, который умер в 720 г.х. (1320/21). После смерти власть перешла к его брату Мубараку, который после 25 лет правления умер (745 г.х. = 1344/45), и был похоронен в Сыгнаке (Гаффари). Преемником же Мубарака был его племянник Чимтай, сын Ебисана и находился у власти в течении 17 лет (до 762 г.х. = 1360/61). После чего на троне был Химтай в течение нескольких лет, приемником которого был его брат хан Урус [13]. Савельев следует схеме, предложенной Хаммер-Пургштлем: Сашибука → 1. Абисан, (2.Мубарак) → Чимтай → 1.Химтай, 2. Урус, 3. Тули-ходжа (отец Токтамыша) [14]. Генеалогическое таблица Савельева использовалось почти сто лет российскими исследователями без каких-либо изменений, что даже Якубовский принял ее. Но так как он уже был знаком с работой Натанзи, он мог внести изменения в схему предложенную Савельевым (например, Сашибуга → Сасы-Бука, Абисан → Ерзен, Тули-ходжа → Туй-ходжа и т.д.), но схема Натанзи не была использована [11, с. 310–311]. Более поздние исследователи придерживались генеалогической схемы Савельева и Якубовского (напр., Т.И. Султанов [15]), и активно пользовались справочниками, такими как «Введение» Голдена, «Мусульманскиединастии» Босворта и «ВнутренняяАзия» Соучека несмотря на исключение ими Урус-хана и Токтамыша из линии Орды [16].

На сегодняшний день у нас есть возможность проверить, идентична ли генеалогия Натанзи с генеалогией предложенной Хаммер-Пургшталем и Савельевым. Генеалогическая схема на основе текста Натанзи в главных линиях идентична с генеалогией Хаммер-Пургшталя и Савельева, использовавших поздних компиляторов Натанзи: Сасы-Бука (второй сын Баяна, умер в 720 г.х. = 1320/21) → Ерзен (сын Сасы-Буки, правил в 720–745 гг.х. = 1320/21–1344/45) → Чимтай (сын Ерзена, правил в 745–762 гг.х. = 1344/45–1360/61). Но есть некоторые различия в происхождении и хронологии. В работах Натанзи (а через него и Гаффари и Хайдар Рази) Мубарак-ходжа, сын Ерзена, правил только в течение 6 месяцев в 745 г.х. (1344/45), в то время как у Савельева и Хаммер-ПургшталяМубарак-ходжа, брат Ерзена, был на троне в течение 25 лет (720–745 гг.х.). Здесь, Хаммер-Пургшталь и Савельев ссылались на поздний текст Mунеджжим-баши, который очевидно исказил факты. Кроме того, Натанзи (затем Гаффари и Хайдар Рази) не упоминает предполагаемого Химтая, который якобы правил в течении очень короткого промежутка времени. ИмяХимтая не упоминается ни в каком другом источнике монгольского периода, таким образом, вполне вероятно то, что это – искаженная форма действительно существующего монгольского имени Чимтай. Таким образом, мы можем справедливо утверждать, что имя Химтай призрачное, и такой хан никогда не существовал в истории Синей Орды. Теперь, после упомянутых выше критических замечаний мы можем установить последовательность правлений ордаидских ханов Синей Орды после смерти Баяна (ок. 1310 г.) следующим образом: Сасы-Бука (второй сын Баяна, умер в 720 г.х. = 1320/21) → Ерзен (сын Сасы-Буки, правил в 720–745 гг.х. = 1320/21–1344/45) → Чимтай (сын Ерзена правил в 745–762 гг.х. = 1344/45–1360/61). Это ядро генеалогии Синей Орды выглядит довольно приемлемым в период между 1310 и 1360 гг.

Прежде чем подробнее перейти к первым годам анархии в 1360-е гг., позвольте нам резюмировать то, что, кажется надежным и правдоподобным в генеалогии правящих семейств Улуса Джучи. Западная часть Золотой Орды (Правое крыло или Белая Орда) была под властью хана Бату и его приемников. Под их властью номинально также была и восточная часть Золотой Орды (Левое Крыло или Синяя Орда), но старший брат Бату Орда имел своих собственных преемников на троне в Сыгнаке. Со смертью Бердибека и Чимтая в 1360 г. (761 и 762 гг.х. соответственно) начинается борьба за власть в обеих частях Золотой Орды. По большей части персидские источники очень тактичны относительно неясных длящихся два десятилетия событий, насыщенных междоусобными войнами в пределах северного татарского государства и существуют только фрагментарные сообщения о ханах этого периода. Натанзи и его последователи уделили внимание только Урус-хану и хану Токтамышу и их сыновьям, в то время как другие историки, такие как Низам ад-динШами и Шараф ад-дин Али Йазди, приводят запутывающий список без каких-либо ссылок. Некоторые представители «степной устной историографии» такие как Утемиш-хаджи в его «Тарих-и Дост-султан», Абулгази-хан в «Шаджара-йи тюрк» предоставляют нам новые детали, которые до этого нигде не были упомянуты. Критический анализ всех этих письменных источников, вместе с нумизматическими доказательствами, будет очень полезен в нашем дальнейшем исследовании.

Первая подсказка, которая может быть полезной в распутывании так называемого генеалогического и хронологического беспорядка может быть найдена в личности Мубарака-ходжи. Как было упомянуто выше, Натанзи и Мунеджжим-баши расходились в вопросах происхождении Мубарак-ходжи и периода его правления. Согласно НатанзиМубарак был сыном Ерзена и правил только в течение 6 месяцев в 745 г.х. (1344 или 1345), в то время как Мунеджжим-баши (и вслед за ним Хаммер-Пургшталь и Савельев) утверждал, что Mубарак-ходжа был братом Ерзена, который был у власти в течении двадцати пяти лет (720–745 гг.х.). Неопределенность в хронологии не могла определить ни одну версию как верную, кроме того, нумизматическая находка еще больше усложнила вопрос. Ханы Синей Орды или Левого крыла не чеканили монет со своими именами очень долго, пока это не стало признаком суверенитета. Долгое время считалось, что Урус-хан был первым в восточном улусе, кто начал чеканить монеты со своим именем в 770 г.х. (= 1369/70). Первая монета Мубарак-ходжи стала известна из Екатеринославского клада и была описана Савельевым [14, с. 155–157]. Из всех цифр года чеканки этой монеты отчетливо читалась только конечная цифра 9, Савельев датировал ее 729 или 739 г.х. Основанием для подобной датировки было указание в турецком тексте Мунеджжим-баши, что Мубарак-ходжа правил между 720 и 745 гг. Согласно Савельеву монета доказывает, что Мубарак-ходжа освободил свой улус от власти Узбек-хана в 1328/29 или 1338/39 г. Позже, Марков опубликовал четыре монеты Мубарак-ходжи, которые были произведены в Сыгнаке предположительно в 728 и 729 г.х.; теперь они размещены в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге [17]. Очевидное противоречие между датами 728 и 729 гг.х. и тем, что было написано в работе Натанзи о Мубарак-ходже поразительно. А именно, согласно НатанзиMубарак-ходжа взошел на трон после своего отца Ерзена в 745 г.х., и правил в течение 6 месяцев и впоследствии провел два с половиной года в изгнании среди киргизов на Алтае [18]. Ему пришлось сбежать, потому что он был первым, кто взбунтовался против центра и он был инициатором последующей большой анархии, bulqaq в Орде. Противоречие между нумизматическими и письменными доказательствами, по-видимому, беспокоили Якубовского, который отдал предпочтение нумизматическим данным в противовес ошибочной хронологии Натанзи [11, 311]. Сафаргалиев также видел противоречие между датой Натанзи и предполагаемой хронологией монет Мубарак-ходжи 728, 729 или 738, 739 гг.х., но он считал верной версию Натанзи, таким образом, он просто отрицал возможность существования монет Мубарака-ходжи до 745 г.х., то есть до 1345/46 г. Сафаргалиеву не удалось дать объяснение нумизматическим свидетельствам с помощью письменных источников. Кроме того он попытался идентифицировать личность Мубарака-ходжи с Ордак-ханом, упоминаемым в русских летописях [19]. Агат продолжает ссылаться на противоречивые даты 728 и 729 гг., не будучи осведомленным о хронологических сложностях [20].

Однако ответ более чем очевиден и связан он с датой изготовления монет Мубарак-ходжи. Очень важно знать реальные и достоверные даты, но 728, 729 или 738, 739 предложенные Савельевым таковыми не являются. Савельев был одержим идеей установления даты чеканки между 720 и 745, т.е., по его мнению, временем правления Мубарак-ходжи, что примерно установил сроки между 720 и 730-ми. Гипотеза Савельева так глубоко вошла в научную литературу, что Якубовский, увидевший две монеты Мубарак-ходжи с вполне очевидной датой 768 г.х., не мог поверить своим глазам и интерпретировал ее как 728, исправив арабскую цифру 6 (٦) в 2 (٢) [11, с. 311: прим. 4]. В дополнение к монетам Савельева и Маркова, в настоящее время в нашем распоряжении еще 4 монеты. Не может быть сомнений относительно дат 768 (٧٦٨) и 769 (٧٦٩).Эти бесспорные нумизматические доказательства относительно монет Мубарак ходжи позволяют нам дать иное толкование целой цепи событий и искоренить многие заблуждения в нашем историческом знании [21]. Прежде всего, Мубарак-ходжа чеканил монеты в 768 и 769 г.х. (07.09.1366–15.08.1368), то есть на сорок лет позже даты установленной до настоящего времени большой частью исследователей [22]. Следовательно, попытки Мубарак-ходжи приобрести независимость в Сыгнаке, столице Синей Орды имели место во время bulqaq, большой смуты, последовавшей за смертью хана Бердибека в 1359/60.

Работа Натанзи сохранила некоторые воспоминания о роли Mубарак-ходжи в bulqaq, но с запутанной хронологией. Теперь становится ясно, что после его двух лет правления в 770 г.х. (1368/69), хан Урус имел полную власть в Синей Орде в Сыгнаке. Начиная с того времени, он чеканил свои монеты в Сыгнаке и временно чеканил монеты также в Сарае. Но история его борьбы с его родственником Токтамышом не упоминается в данной статье в связи с определенными временными рамками. Ниже предложена нумизматическая история Золотой Орды в 767–770 гг.

Монеты Золотой Орды в хронологическом порядке

767

‘Aбдуллах

‘Aзиз-Шаих

Пулад-Tимур – Джанибек

Орду, Шахрaл-джадид, Aзaк

Гулистан, Сарай, Сарай ал-джадида

Сарай

768  

Aзиз-Шайх

Пулад-Tимур – Джанибек

Mубарак-ходжа

Гулистан

Гулистан

Сыгнак

769

‘Aбдуллах

Mубарак-ходжа

Азак

Сыгнак

770

‘Aбдуллах

Урус 

Азак, Орду

Сыгнак

Монеты Золотой Орды по монетным дворам

Орду

767

770

‘Aбдулах

‘Aбдулах

Гулистан

767

768

769

‘Aзиз-Шайх

‘Aзиз-Шайх

Пулад-Тимур – Джанибек

Сарай

767

Пулад-Тимур – Джанибек

Сарай ал-джадида

767

Азиз-Шайх

Aзак

767

769

770

‘Aбдулах

‘Aбдулах

‘Aбдулах

Сыгнак

768

769

770

Мубарак-ходжа

Мубарак-ходжа

Урус

Рис. 1: Монета Мубарак-ходжи, Сыгнак 768 (№ 4589)

Рис. 2: Монета Мубарак-ходжи, Сыгнак 768 (№ 4592)

Рис. 3: Монета Мубарак-ходжи, Сыгнак 769 (№ 4594)

Рис. 4: Монета Мубарак-ходжи, Сыгнак 769 (№ 4595)

Рис. 5: Монета Мубарак-ходжи, Сыгнак 769 (№ 48727)

Так в 768–769 гг.х. три конкурирующих между собой хана Абдуллах, Aзиз-Шайх и Пулад-Tимур чеканили монеты на центральных территориях и в Aзаке, в то время как в СыгнакеМубарак-ходжа «объявил независимость» в Синей Орде, чеканя серебряные монеты впервые в истории Восточного Дашт-и Кыпчака. Нумизматические доказательства Синей Орды до 768 г.х. не представляют ценности. Это год появления первой серебряной монеты Mубарак-ходжи в Сыгнаке. Конечно, и в предшествовавший период существовало несколько мест чеканивших медные монеты в Сыгнаке [23], но они представляли местную валюту и не имели никакого отношения к сюзеренитету местности. Например, на лицевой стороне монеты, изданной Хромовым (найденной в Черкасской области Украины), мы можем прочесть: «ḍuribaSğnaq, 734» [24].

Сделав новые хронологические выводы относительно начала процесса чеканки монет в Синей Орде, мы можем теперь предпринять новую попытку определить происхождение Мубарак-ходжи в пределах линий Джучидов. Утемиш-хaджи в его «Тарих-и Дост-султан» предоставляет нам важные детали относительно периода после смерти хана Бердибека [25]. Он изображает ситуацию по-другому в отличие от других источников и проливает свет на события, происходившие в восточном регионе к северу от Сырдарьи. Мы попытались кратко разъяснить события, представленные Утемиш-хаджи [3, с. 135–140, 108–114]. Переворот начался во время правления Бердибека, когда Кият [26] Мамай утвердил свою власть в Правом крыле и пошел с людьми на Крым, тогда как Tенгиз-Бука, сын КиятаДжирКутлы, повел Левое крыло в Присырдарьинский регион (ongqolnıQıyatMamayalıpelkünbirläQırımğakätdi, solqolnıQıyatJir-QutlıoğlıTengiz-BuqaSır-daryasıboynığaalıpkätti). Население центральной территории и территории близлежащей к г. Сараю остались с Бердибеком. После смерти Бердибека известная Тaйтоглы (Taйдула в русских летописях), вдова Узбек-хана и мать хана Джанибека, сыграла большую роль в Орде и привела к власти Хыдыра, сына Мангкытая. С правления ХыдыраШибаниды временно завладели троном в Сарае [27]. Утемиш-хаджи сообщает интересные и оригиналные сведения по истории присырдарьинского региона в этот период, не известные по другим источникам. Произошедшие там события он объясняет с позиции своего правителя хивинского хана Илбарса, человека обеспокоенного в сохранении традиций (51b: olarqarısözniyahšıbilürerdi). Так в четвертый год правления Бердибека зимой (последний год правления Бердибека760 г.х. начался 23.11.1359) хан был болен и Тенгиз- Бука был в северных районах около Сырдарьи. Тенгиз-Бука из племени Кият был сыном ДжирКутлы, который в свою очередь был сыном Исатая. Исатай был руководителем племени Кият и, после перехода власти к Узбек-хану, был вознагражден за свою лояльность. Хан предоставил ему потомков семнадцати сыновей от различных жен и любовниц. Решение это было связано с желанием наказать другие линии Джучидов за их восстание против него во время его борьбы за трон. Таким образом, легион принцев Джучидов (огланов) служил Тенгиз-Бука в его зимнем лагере, среди которых был БукриХоджа-Ахмад. Из-за его проницательности он был назван Сагышыартук [сообразительный] Сайчыоглан; еще один хороший стрелец и отважный борец был Кара-Ногай. Как только посыльный пришел с новостями о смерти хана Бердибека, которые были тайной для принцев Джучидов, Тенгиз-Бука сделал секретное предложение Кара-Ногаю, чтобы стать ханом и убить других принцев Джучидов. Но братья Тенгиз-Буки, совместно с БукриХоджа-Ахмадом во главе, повернули события в другое русло и совершили переворот. После убийства Тенгиз-Буки власть была передана Кара-Ногаю. (Nogaynı aqkiyizgesalıpanqıldılar«Подняли Ногая на белом войлоке ... и сделали его ханом»). Так Хыдр-хан сын Мангкытая и Кара Ногай стали ханами в том же самом месяце. Но Хыдр стал ханом на троне Сарая, тогда как Кара-Ногай стал ханом на берегу Сырдарьи в Левом [крыле]” [3, л. 53a, с. 139, 112]. Кара-Ногай был на троне ханства на берегу Сырдарьи в течение трех лет. После его смерти его младший брат Tуглы-Tимур стал ханом, но годы его царствования неизвестны. Урус, сын Бадика, стал ханом после Туглз-Тимура. С его правлением начинается новый период в истории Восточного Дашт-и Кыпчака: долгий поединок за власть с его племянником Токтамышем и повторные вмешательства эмира Тимура в дела Золотой Орды.

Рассказ Утемиша-хаджи дает нам информацию о неизвестных до настоящего времени людях и деталях Левого крыла между 1360 и 1369 гг. Два имени ханства: имя Кара Ногая и его младшего брата Туглы-Тимура новы, и их брат Букри Ходжа-Ахмад был также неизвестен. Но если мы займемся поиском этих имен в истории, мы можем найти их, иногда в немного отличающихся или искаженных формах в различных источниках Тимуридов. Самый важный и надежный из этих источников – это генеалогическая работа «Му'изз ал-аснаб». Там мы находим следующую генеалогию одной из линий Toка-Tимуридов:

Джучи (старший сын Чингиза) → Toка-Тимур (13-й сын Джучи) → Бай-Тимур (старший сын Тока-Тимура) → Toканчар (старший сын Бай-Тимура) → 1. Саси (старший сын Токанчара), 2. Боз-Кулак (второй сын Toканчар). – У Саси было четыре сына: 1. Tуглу, 2. Нокай, 3. Букер-Кутлук-ходжа, 4. Буджкак; и у Боз-Кулака было два сына: 1. Mубарак-ходжа 2. Мушарраф-ходжа [28]. Таким образом, Mу'изз полностью подтверждает существование людей, упомянутых в Чингиз-наме, кроме того становится очевидным, что Кара-Ногай и его братья были потомками Тока-Тимура. В свете этих данных два до настоящего времени неясных пункта из двух Зафар-наме становятся легко объяснимыми. А именно, и Низам ад-динШами и Шараф ад-дин Али Йазди перечисляют 25 правителей Золотой Орды, ссылаясь очевидно на тот же самый источник.

В списке Шами: «16. Сасы-Ногай, 17. Туглук-Тимур, сын брата Ногая 18. Maра-ходжа или Mура-ходжа, брат Tуглука-Тимура, 19. Кутлу-ходжа 20. Урус-хан» [28, с. 106].

В работе Йазди: «16. Сасы-Бука, 17. Tуглук-Tимур, сын брата Буки (barādarzāde), 18. Mурад-ходжа брат Tуглука-Темура, 19. Кутлук-ходжа, 20. Урус хан … » [28, с. 249, 146].

Теперь, учитывая доказательства, приведенные в «Чингиз-наме» и «Му'иззе», с одной стороны, и двух «Зафар-наме», с другой, можно сделать следующие выводы. Определенно существовал Ногай или Кара-Ногай, сын Сасы по линии Тока-Тимура, который пришел к власти в Синей Орде после смерти ОрдаидаЧимтая в 1361 г. В то же самое время ШибанидХыдр стал ханом в Белой Орде в Сарае. После короткого трехлетнего господства Кара-Ногая, его братья Tуглу-Тимур, (Букри-)Кутлук-ходжа и, позже, их кузен Mубарак-ходжа унаследовал трон. Здесь я принимаю происхождение предложенное в «Му'иззе» как аутентичное, в то время как в «Зафар-наме», очевидно, перепутаны отношения этих четырех лиц. Mубарак-ходжа начал первым чеканить монеты со своим именем в Сыгнаке в 768 и 769 гг., и в следующем году Урус, сын Бадика, другого Тока-Тимурида, захватил трон в Синей Орде.

Кара-Ногай – ключевая фигура, он был первым Toка-Тимуридом, который захватил власть спустя более чем сто лет после доминирования линии Ордаидов. Генеалогия в «Му'иззе» поясняет почему ОрдаидСаты (Сасы?)-Бука стал отцом или дедушкой Мубарак-ходжи у Натанзи и его последователей. Сасы, правнук Toка-Тимура, был ошибочно принят за Саты (Сасы?)-Бука, правнука Орды. Это путаница имен хорошо отражена в различных формах имени в источниках: Сасы (Mу'изз): правильно идентифицирован в качестве правнука Тока-Тимура; Сасы-Нокай(Шами): персонаж Ногая очернен его отцом Сасы; Сасы-Бука (Йазди): персонаж ордаидаСаты-Буки ошибочно идентифицирован с Тока-ТимуридомСасы и/или его сын Ногай; Кара-Ногай (Утемиш хаджи): еще один вариант имени Ногай.

 В заключении мы можем сказать, что после падения линии Батуидов в Белой Орде и линии Ордаидов в Синей Орде в 1360–1361 г., в Восточном Дашт-и Кыпчаке возвысились представители Тока-Тимуридов, и четыре из них взошли на трон. Согласно нашим последним данным, четвертый хан, Мубарак-ходжа, первый начал чеканить монеты в 1367–1368 гг. в Сыгнаке. Это очевидный признак полной независимости. Но не может быть исключена вероятность того, что будущие раскопки или находки принесут новые серебряные монеты, произведенные в Сыгнаке, и всплывут такие имена как Кара-Ногай, Туглук-Тимур или Кутлук-ходжа. Все они кузены Мубарак-ходжи и его предшественники. При неизвестных обстоятельствах Урус-хан, представитель другой линии Тока-тимуридов, захватил власть в Сыгнаке в 770 г.х. (1368/69), и с этого времени тамошний монетный двор начал выпускать монеты регулярно [29].

Использованная литература

1 Самая ранняя из этих работ, очевидно, «Taварих-и гузида, нусрат-наме» (1502–1505), после чего появилась «Зубдат ал-асар» (после 1525) (см.: Ахмедов Б. А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI–XVIII вв. (письменные памятники). Ташкент, 1985. – С. 12–15, 30–33, 222–223).«Тарих-и Дост-султан» или «Чингиз-наме» было написано Утемишем-хаджи в Хиве в 1550-е гг. (Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование В. П. Юдина. Комментарии и указатели М. Х. Абусеитовой. Алматы: Гылым, 1992. С. 5), и это дает основу для ранних исторических частей Крымско-татарской истории АбдулгаффараКырыми «Умдетут-теварих» написанный в 1744 г. на Оттоманском говоре (BabingerF. DieGeschichtsschreiberderOsmanenundihreWerke. Leipzig, 1927.Р. 280; Schamiloglu U. The Umdetül-ahbar and the Turkic Narrative Sources for the Golden Horde and the Later Golden Horde. In: Paksoy, H. B. (Ed.): Central Asian Monuments. Istanbul, 1992.p. 81–93; Asım Ö. ‘AbdulgaffarQırımi, Umdetüt-tevarih.Ed. Ö. Asım.Istanbul, 1343 (1924/25).КадырАлиДжалаир «Джамиат-таварих» былнаписанвКасимовев 1602 г. (УсмановМ. А. Татарскиеисторическиеисточники XVII-XVIII вв. Казань, 1972. С. 33–96; Кадыр Али Джалаир. Джамиат-таварих. Ред. Березин И. Н. (Библиотека восточных историков, издаваемая И. Н. Березиным. Т. II. Сборник летописей. История монголо-тюрков, на татарском языке).Казань, 1851).«Дафтар-и Чингиз-наме» был издан под редакцией М. Иванич и М.А. Усманова в 2002 г. (IvanicsM., UsmanovM.A. DasBuchderDschingis-Legende (Däftär-i Čingiz-nāmä). I. Szeged, 2002). Труд Абулгази «Шаджара-йитаракима» был составлен в Хиве в 1660/61 (Кононов А. Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1958; Kargı ÖlmezZ. EbulgaziBehadırHan, Şecere-iTerakime (TürkmenlerinSoykütüğü). Изд., перевод и комм. Ankara, 1996), а его известный «Шаджара-йи тюрк» в 1663/64 (Ахмедов Б. А. Указ. соч. С. 72–78; Desmaisons P. I. Histoire des Mongols et des Tatares par Aboul-GhâzîBéhâdour Khan. Ed., tr. SaintPetersburg, 1871–1872. (Reprint:Amsterdam 1970).

2 Юдин В.П. Переход власти к племеннымбиям и неизвестной династии Тукайтимуридов в Казахских степях в XIV в. (К проблеме восточных письменных источников, степной устной историографии и предыстории Казахского ханства) // Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование В. П. Юдина. Комментарии и указатели М. Х. Абусеитовой. –Алматы: Гылым, 1992. – С. 57.

3 Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование В. П. Юдина. Комментарии и указатели М. Х. Абусеитовой. – Алматы: Гылым, 1992.

4 Для детального анализа периода bulqaq изучите: Григорьев А. П. Золотоордынские ханы 60-70‑х годов XIV в.: Хронология правлений // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки, 1983, вып. VII. – С. 9–54.

5 Ağat N. Altınordu (Cuçiogulları) ParalarıKataloğu 1250–1502. Ekolarak şecerevetarihdüzeltmeleri. – Istanbul, 1976. – С. 137.

6 Сам Рашид ад-дин именует восточное крыло «Улус Орды», а преемников Орды и его четырех братьев Удура, Toка-Тимура (Шинкура) и Шинкума называет šahzādegān-idast-i čap ‘принцы левой руки’ (Rašīdaddīn / Tehran: Rawšan, Muḥammad – Mūsawī, Mustafā (Eds) (1994/95): Jāmi‘ at-tawārīḫ-iRašīdad-DīnFaḍlullāhHamadānī. I. Tehran, 1373. p. 710). Рашидад-диннеупоминаетШинкурапоимени, ноАллсенбыл, вероятно, праввключивеготакжевсписок (Allsen Th. T. The Princes of the Left Hand: An Introduction to the History of the ulus of Orda in the Thirteenth and Early Fourteenth Centuries // ArchivumEurasiaeMediiAevi. 5. 1987. p. 6).

7 Для дальнейшего изучения вопроса см.: Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая… // Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование В. П. Юдина. Коммента­рии и указатели М. Х. Абусеитовой. Алматы: Гылым, 1992. Здесь же приведена основная литература: Там же. С. 28–29, прим. 25. В отдельной статье я также попытаюсь суммировать мои представления относительно использования терминов Белая Орда и Синяя Орда.

8 ИзначальнаяформауРашидад-динаСати-Бука, см.:Šu‘ab-ipanjgāne (Allsen Th. T. The Princes of the Left Hand.P. 25. Note 86), Натанзи и более поздние источники используют Сасы-Бука, следовательно в этой статье я буду использовать последний вариант. Трудно судить, какая форма правильная, так как оба имени Сасы и Саты были известны в монгольском языке, их в изобилии используют Чингизиды в XIII–XIV вв. Например, 1. Чагатай → Мутуген → Бори → Ахмад → Сати (Rašīdaddīn / Tehran. I. P. 754); 2.Чагатай→ Байдар → Алгу → Чуби → Сати (Rašīdaddīn / Tehran. I. Р. 761); 3.Tулуй → Хулагу → Тубсин → Сати (Rašīdaddīn / Tehran. II. Р. 967); 4.Саты был сыном Алчи, предводителя кереитов (Rašīdaddīn / Tehran. I. Р. 114). В семействе Джучи есть два человека по имени Сасы: 1. Джучи → Орда → Хулегу → Темур-Бука → Саси (Rašīdaddīn / Tehran. I. Р. 754); 2.Джучи → Удур → Карачар → Куртука → Саси (Rašīdaddīn / Tehran. I. Р. 729).

9 Работа Натанзи о Золотой Орде была впервые отредактирована и переведена на русский язык В. Г. Тизегаузеном (Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. – М.; Л., 1941. – С. 232–242, 126–138). Полную версию сочинения Натанзи издал Жан Обен: AubinJ. ExtraitsduMuntakhabal-tavarikh-iMu’ini (AnonymeIskandar).Tehran, 1957. (на персидском языке).

10 Текст и перевод издан: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. М.; Л., 1941. С. 210–212, 269–271 (Хайдар Рази); 213–215, 272–274 (Гаффари). Также см. раздел «Ак-Орда» в сочинении Мунеджжжим-баши: MüneccimbaşıAhmetibnLutfullah: Saha’ifal-ahbar. II. Istanbul, 1285 (1868/69). Р. 691.

11 Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. – М.; Л.: Изд. АНСССР, 1950. С. 262–316.

12 Spuler B. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Russland 1223 –1502. 2nd edition: Wies­baden, 1965 (First edition: Leipzig 1943.). S. 25.

13 Hammer-Purgstall J. von. Geschichte der Goldenen Horde in Kiptschak, das ist: der Mon­golen in Russland. – Pesth, 1840. – S. 329.

14 Савельев П.С. Монеты Джучидские, Джагатайские, Джалаиридские и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтамыша // Записки имп. археологического общества. XII. – СПб., 1858. C. 153.

15 Султанов Т. И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. – Алматы, 2001. – C. 140–144.

16 Голден считает, что Урус (1361–1375) был «ордаидским мастером Ак-Орды», а Токтамыш был его племянником (GoldenP.B. AnIntroductiontotheHistoryoftheTurkicPeoples. Wiesbaden, 1992. P. 300). ТакоежемнениеуБосворса (Bosworth C. E. The New Islamic Dynasties: a Chronological and Genealogical Manual. Edinburgh–New York, 1996. P. 254) иСоучека (Soucek S.A History of Inner Asia.Cambridge, 2000. P. 323). Урус и Тохтамыш – прямые потомки Орды.

17 Марков А. К. Инвентарный каталог мусульманских монет имп. Эрмитажа (и дополнения). – СПб., 1896. – C. 528, № 1–4

18 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – C. 234, 130; AubinJ. Extraits. P. 89.

19 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций … Из опыта образования и распада империй XV–XVI вв. Москва, 1996. – С. 277–526. (Первое издание:Саранск, 1960). – C. 371.

20 AgatN. Altınordu (Cuçiogulları) Paraları Katalogu 1250–1502. Ekolarak şecerevetarihdüzeltmeleri. – Istanbul, 1976. – С. 64.

21 Ниже я предлагаю краткий экскурс относительно дат на монетах Золотой Орды. Все примеры взяты из упомянутой работы П.С. Савельева (Савельев П.С. Монеты Джучидские, Джагатайские, Джалаиридские и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтамыша). Есть три возможных способа написать трехзначное число на монете: 1. Наиболее распространенный способ – обычное письмо слева направо, например монеты, Пулад-Тимура и Джанибека: 768 = ٧٦٨ (Там же.С. 210–214: № 402, 403, 404); 2.Иногда полное зеркальное отображение даты выгравировано на монете, в этом случае все цифры написанный слева направо, например, на гулистанской монете Азиза: 827 = ٨٢٧, но это должно быть прочитано как 768 (Там же. С. 214: № 407), или на азакской монете ‘Абдуллы: 927 = ٩٢٧, но это должно быть прочитано как 769 (Там же. С. 214: № 411); 3. Редко дано частичное зеркальное отображение, которое может просто быть результатом небрежности гравёра. Это происходит с цифрами ٢ и ٦, которые являются легко взаимозаменяемыми. Например, на гулистанской монете Азиза: 867 = ٨٦٧, но должно быть прочитано как 768 (Там же.С. 214: № 406).

22 Фотографии и описания пяти монет могут быть найдены на следующих веб-сайтах (сначала получен доступ в апреле 2004, проверен в сентябре 2009):

http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=4589

http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=4592

http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=4594

http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=4595

http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=48727

Все серебряные монеты произведены в Сыгнаке (¶BĬm) со следующими особенностями: 4589: 16 мм, 1,56 г, 768 г.х.; 4592: 16 мм, 1,42 г, 768 г.х.; 4594: 15 мм, 1,46 г, 769 г.х.; 4595: 16,8 мм, 1,36 г, 769 г.х.; 48727: диаметр и вес не установлены, 769 г.х. Монеты в частной коллекции российского ученого Е. Гончарова которому я признателен за его разрешение использовать его монеты в процессе написания статьи.

23 Пачкалов А. В. Нумизматика Сыгнака // Десятая всероссийская нумизматическая конференция. Псков. 15–20 апреля 2002 г. Тезисы докладов и сообщений. – М., 2002. – С. 13.

24 Хромов К.К. Восточная нумизматика в Украине. Сборник публикаций. Ч. 1. Монеты ДжучидовXIII–XV веков. Киев, 2004. С. 13. Хромов следуя старой догадке утверждает, что эта медная монета имеет начало в период правления Мубарака, хана Синей Орды.

25 «Чингиз-наме» Утемиш-хаджи является одним из самых драгоценных источников по истории Золотой Орды, которое, до настоящего времени редко использовалась в исследованиях, хотя некоторые основные факты в истории изЗолотой Орды должны быть пересмотрены в свете этого источника. Причина непопулярности этого источника многообразна. Во-первых, это была очень редкая книга. Даже сотни лет спустя после ее написания в 1558 г., хан Aбулгази понятия о ней не имел при написании его «Шаджара-йи тюрк». Бартольд обнаружил и упомянул Ташкентскую копию, которая долгое время была единственной известной версией работы (Бартольд В. В. Отчет о командировке в Туркестан // Бартольд В. В. Сочинения. – Москва, 1973. Т. VIII. – С. 119–210. [Первое издание: 1904]. С. 164–169). Позже, более полная копия стала частной собственностью башкирско-турецкого ученого, Зеки ВелидиТогана, которая еще не была издана, хотя его ученик М. Kaфaлы использовал рукопись Тогана в его докторском исследовании опубликованном позже в 1976 (Kafalı M. AltınOrdaHanlığınınkuruluş veyükseliş devirleri.Istanbul, 1976), но эта книга не оказала фактически влияния на дальнейшее исследование. Наконец, Ташкентская рукопись была издана в Алматы в 1992 г., данное факсимильное издание  рукописи сопровождалось переводом на русский, транскрипцией, исследованием В.П. Юдина (Утемиш-хаджи.Чингиз-наме).Таким образом, работа фактически стала доступной только в прошлом десятилетии, хотя некоторые ученые попытались использовать Ташкентскую рукопись в своих исследованиях, как, например, Д. Девиз использовал ее в монографии, посвященной исламизации Золотой Орды (DeWeeseD.IslamizationandNativeReligionintheGoldenHorde.BabaTüklesandCon­versiontoIslaminHistoricalandEpicTradition. UniversityPark, Pennsylvania, 1994). Известие о новом издании тремя японскими учеными достигло меня в процессе написания настоящей статьи, следовательно, я не мог уже использовать их работу  (Kawaguchi, T – Nagamine, H. – Sugahara, M. (eds.): ÖtämišḤājī,Čingīz-nāma. Introduction, AnnotatedTranslation, TranscriptionandCriticalText. Tokyо, 2008).

26 В «Чингиз-наме» племенное происхождение каждого человека обозначено племенным именем помещенным перед именем.

27 Генеалогия Хыдыра следующая: Шибан (пятый сын Джучи) → Кадак (третий сын Шибана) → Толе-Бука (первый и единственный сын Кадака) → Манкутай (первый сын Толе-Буки) (Rašidaddin / Tehran. I. Р. 724).Рашид ад-дин не упоминает Хыдыра, но согласно Утемиш-хаджи (Чингиз-наме.С. 136), отцом Хыдыра был Мангутай.Шибанидское происхождение Хыдыра было признано также и Шпулером (SpulerB.DieGoldeneHorde. p. 111: “einemUrurenkel Šybans”).

28 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – C. 60.

29 Насколько мне известно, хан Урус чеканил серебряные монеты в Сыгнаке в 772, 773, 774, 775 и 777 по хиджре. У нас имеются монеты хана Уруса, датированные 770, 776 и 779 гг. и чеканенные в Сарае и в Сарае ал-джадид, а с годов 771 и 778 пока не обнаружены монеты.  Для получения информации о монетах хана Уруса см. http://www.zeno.ru/showgallery.php?cat=1696 (доступ был получен в сентябре 2009).


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь