Home History of Kazakhstan Independent Kazakhstan Fund of nation National Capital

National Capital

04 August 2013
92
0

Serik Akhmetzhanovich, in 2010 there was your book "National Capital" which has caused a great interest not only in financial numbers of the country. How many years you worked over it, and what inspired you on its writing?

– The book carries the name "National Capital" for the following reasons. From the point of view of the economic theory an economy basis, the base of society is the national capital. This broad concept, it has two aspects: public and material. The aspect public - when the national capital characterizes human relations concerning production of national wealth of the country. Material aspect of this phenomenon – directly cars, the equipment, technologies, information, financial streams. Subject of this research – a problem of efficiency of national economy. It was very interesting to analyse on the example of our country as the market economy in our country was formed, what stages it I passed, what problems were key, what aspects of efficiency of economy. In this book questions of formation of the market in Kazakhstan, improvement of economic policy as a whole, and in particular, politicians of regulation of the financial market are analysed. I made attempt of the complex analysis of economy of our country from the point of view of new basic human relations, namely the neocapitalistic or classical market relations. It is attempt to analyse dynamics, structure of efficiency of national wealth of Kazakhstan. That is interesting, at us the share of the intellectual capital in structure of national wealth is very high, and it has to grow. Raw materials – oil, gas, metals are not renewable resources. Praise be to Allah that we have them, the most important – effectively to use them. And in perspektivesamy great attention it is necessary to give to development of the intellectual capital of the nation. Directly over this book I worked within two years. It is heavy to combine work and science. I wrote to free time from work. As a whole it is published my more than 140 scientific works, 3 monographs.

– This year to national currency of tenge 17 years are executed. In 1993 the national currency was entered. Tell how it occurred? – I was the ordinary participant of those reforms which were carried out by our President. It was very interesting time. At the request of the Head of state the special working group was created. The outstanding financiers much of them entered into it work now in the government. It was difficult and inconsistent process. On the one hand, Kazakhstan objectively came to creation of national currency. And on the other hand, there were also subjective political factors. From the moment of disintegration of the Soviet Union there were some periods of relationship with neighboring states. Originally we were in ruble space. Then were compelled to leave a ruble zone on a number of the objective reasons. National currency – one of symbols of the independent state. The political decision of the Head of state on creation and introduction of national currency was made. I well remember how on November 15, 1993 the national currency of tenge was born (an initial course was a little more than 4 tenges for dollar) as tenge regulation by our National bank began.  The tenge passed some stages in the history – 4 stages, in my opinion.  At all these stages the National bank tried is thin to regulate a rate of tenge that it was sound, considered supply and demand.  And the most important that it positively influenced competitiveness of the domestic enterprises.  At the same time, the tenge has to influence positively safety of pension accumulation, population deposits, to carry out all functions of national currency. 

– You could characterize in brief the called stages?

– It is conditional classification of the periods of our economic history. The first stage – time of formation of bases of a market economy. Since 1993 when there was a currency, two bank reforms were carried out, there was a formation of a banking system, formation of National bank to its classical functions. Then there were 1997-98 – the period very difficult, caused by crisis influence in South East Asia. At that time there was a tenge devaluation, it was very difficult process. But devaluation was carried out very softly, pension accumulation were kept. It was the unique economic experiment. To any country of the world, except Kazakhstan, it wasn't succeeded to make it. Later the period of economic growth began. Also pay attention: the tenge at all stages was stable. In 2007 fluctuations in a currency corridor became noticeable, crisis began. In the last quarters 2008 and in the first quarter 2009 our financial system felt external blow of world crisis. Now situation is rather stable. However, in recent months there is a currency war between dollar and yuan, dollar and yen, dollar and pound. And this hard time. But, as it seems to me, the National bank very reasonably regulates an exchange rate.

– What will the new be brought by the Law concerning mortgage lending and protection of the rights of consumers of financial services and investors which was discussed recently in Mazhilis?

– Important innovation – protection of interests of borrowers. Limit annual effective rates, the sizes of penalties, possibility of unilateral change of interest rates will be limited. Ipotechnik, in case of difficulties with credit service, will be able to address now in bank, to open all information on the credit and to have an opportunity of restructuring of the credit, that is to reduce percent and/or the main payment by any period, to increase terms. These are new norms in protection of interests of consumers of financial services. The law will start working since January 1, 2011. Naturally, it will regulate the new relations on new mortgage loans, after all the law of a retroactive effect has no. But interests of borrowers which took the credits earlier, I think, too will be considered to some extent. The client has to interact openly with the bank and try to serve the credit on those conditions on which he received it. One of the main lessons of crisis, the Head of state spoke about it – the credits should be returned. 

– The chairman of the board of National bank Umut Shayakhmetova expressed opinion that this law will lead to a rise in price of the credits. Whether you share her opinion? – Everything on light has the price, including money as it is paradoxical. The cost of the credits is influenced by a set of conditions. First of all, cost of loans internal or external. Internal loans consider the cost of that money which investors place on deposits in banks, taking into account percent on which banks pay to them remuneration. Or the bank obtains a loan in foreign markets of the capital. Before crisis the external credits were given under 8 percent, now at least – 9,7-10-11 percent. Plus it is necessary to consider risks which the bank bears at issuance of credit to the client — these are 2-3 percent. If the client with good credit history, put risks – 1 percent. And if it isn't enough pledges, financial transparency is doubtful, then, of course, risks will increase by the client. Still the minimum margin of bank should be considered. Here to you and 15 percent – an average rate on the credits in Kazakhstan. Fluctuation of a rate depends on many factors. That is, if the cost of external and internal loan changes, the interest rate for the credits can raise, or on the contrary, to decrease.

– What do you think of idea of the President of Kazakhstan about introduction of uniform interstate non-cash settlement and payment unit for the countries of the Euroasian economic community (EurAsEC)? At one time this idea was actively discussed. The opinion that introduction of uniform currency can lead to loss of the sovereignty of the countries was expressed. Russians agreed with idea provided that the ruble becomes uniform currency. But then conversations on it somehow calmed down …

– I consider, idea very timely and correct. In the latest works the Head of state led need of transition to uniform world currency. At the same time it rather convincingly proved need of formation of regional uniform currency before transition to world currency. Even I offered the name – a three-copecks piece. Experience shows that the countries which are in a common economic space, one industrial conditions, in all integration associations have the currency. In the European Union it is euro. In space of the uniform economic union of economy of three countries – Kazakhstan, Russia, Belarus - sooner or later will come to creation of such currency. But for such step the long period is necessary. For introduction of uniform national currency it is necessary to realize a number of conditions. In three countries there has to be a unified legislation, coordination of financial budgets of three countries etc. is necessary. All this demands the long period of time. If the main basic conditions, economic policy of three countries are coordinated, I think, we will inevitably come to introduction of supranational currency. Big discussion went among participants concerning the name: whether there will be it ruble, or other currency. If it is the equal regional union, disputes because of the name shouldn't be. I like the name "three-copecks piece".

– In recent interview to our edition economist Sergey Smirnov, in connection with a sharp rise in price of foodstuff in the country, didn't exclude possibility of devaluation of tenge. Whether you confirm such forecast?

– In an economic history of the country there were two devaluations - on April 4, 1997 and on February 20 last year. It is impossible to tell that because of a sharp rise in price of prices of oil or products there will be a devaluation or revaluation. Similar tendencies influence change of cost of money in the world financial markets. Problems with mortgage loans which occurred in America recently, affected some large financial institutions of America - they became bankrupts. We see today the general world tendency of a rise in price, rise in prices for food because of climate, droughts, increases in requirement in connection with the demographic growth which proceeds in Africa, Asia. Dynamics of macroindicators of the balance of payments, National fund, our gold and foreign exchange reserves directly don't show on possibility of devaluation or tenge revaluation. The tenge since the beginning of year is stable, a course equilibrium. If there are no unpredictable phenomena in the form of the second wave of crisis about which some researchers speak, the rate of tenge will be stable and to hesitate within the set currency corridor.  In the short term I exclude possibility of devaluation. 

– With what state agencies, except AFN, you cooperate? How non-governmental organization which AFK is, managed to reach such authority?

- You a little bit exaggerate degree of our authority. We work по− to the law "About Non-profit Organizations". We interact with state agencies according to the Law "About Private Business". It is the unique law which doesn't have analogs in the world. According to this law – metallurgists, grain-growers, milk sellers or financiers — protection of interests by the state through accreditation institute is provided to branch public associations. That is the NGO has to be accredited in profile state agency. The association of Financiers of Kazakhstan is accredited in AFN, National bank, the Ministry of Finance, the industry and trade Ministry, the Ministry of Labour and the Ministry of Justice with which we work. The above departments send to us for approval all bills, normative legal acts. We received about 1500 normative legal acts on which we are obliged to make the expert opinion following the results of 10 months. On 1152 normative documents we already drew such conclusions. Volume of work of AFK very big. We discuss bills, gather from all interested parties of the offer and the remark, the working groups which present projects to Mazhilis are created. Very big organizational and coordination activity is carried out. In my opinion, the system works very effectively. More than 1000 normative legal acts were accepted with our participation. We held about 300 meetings of the working groups for the last 10 months.

– It turns out, you created ideal model of interaction of NGO and the state?

- It is difficult to tell. The ideal model, as well as the ideal woman, doesn't happen. Our model reflects law requirements. We try to be guided accurately by this law, we consider opinions of all organizations – members of AFK.

– We know that AFK have at present plans regarding strengthening of social responsibility of business. Your charitable help will be addressed to what categories?

– Social responsibility of business – broad concept. The international concept, according to an UN charter, first of all includes creation of workplaces and payment of taxes. Here two main functions of socially responsible business. And the third function – the charitable help to socially vulnerable layers. We adhere to the principles of a charter of the UN. At AFK, at the initiative of our members, the charity foundation now is created. Its concept is defined, situation by which the address audience will be designated is formed. The charity foundation will work according to classical schemes.

– Serik Akhmetzhanovich, and finally your congratulations to all financiers of the country. – One wise person – my teacher, academician Joseph Trakhtenberg – told:" Human life depends on blood circulation laws, and people life – on laws of monetary circulation". And it validly the truth because the economy depends on management of cash flows. Financiers operate money, people life, society life depends on it. Financial channels – blood channels of our economy. Thanks to state support the financial sector of the country stood in the conditions of crisis, there was a revival of financing of small and medium business. Today rather positive dynamics in insurance sector, pension funds provide safety of pension accumulation. I would like to congratulate sincerely all financiers and our clients on a coming holiday. It is a unique holiday – Day of national currency. I want to wish all successes in work, wellbeing in a family, pleasure, prosperity, happiness!



Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Независимый Казахстан Капитал нации Интелектуальный капитал нации

Интелектуальный капитал нации

04 Августа 2013
95
0

Серик Ахметжанович, в 2010 году вышла ваша книга "Национальный капитал", вызвавшая большой интерес не только в финансовых кругах страны. Сколько лет вы работали над ней, и что вдохновило вас на ее написание?
– Книга носит название "Национальный капитал" по следующим причинам. С точки зрения экономической теории основой экономики, фундаментом общества является национальный капитал. Это широкое понятие, оно имеет два аспекта: общественный и материальный. Аспект общественный - когда национальный капитал характеризует отношения между людьми по поводу производства национального богатства страны. Материальный аспект этого явления – непосредственно машины, оборудование, технологии, информация, финансовые потоки. Тема данного исследования – проблемы эффективности национальной экономики. Очень интересно было проанализировать на примере нашей страны, как формировалась рыночная экономика в нашей стране, какие этапы она прошла, какие проблемы были ключевыми, каковы аспекты эффективности экономики. В этой книге проанализированы вопросы формирования рынка в Казахстане , совершенствования экономической политики в целом, и в частности, политики регулирования финансового рынка. Я сделал попытку комплексного анализа экономики нашей страны с точки зрения новых принципиальных отношений между людьми, а именно неокапиталистических или классических рыночных отношений. Это попытка проанализировать динамику, структуру эффективности национального богатства Казахстана. Что интересно, у нас очень высока доля интеллектуального капитала в структуре национального богатства, и она должна расти. Сырье – нефть, газ, металлы – это не возобновляемые ресурсы. Слава Аллаху, что они у нас есть, самое главное – эффективно их использовать. А в перспективесамое большое внимание необходимо уделять развитию интеллектуального капитала нации. Непосредственно над этой книгой я работал в течение двух лет. Тяжело совмещать работу и науку. Я писал в свободное от работы время. В целом опубликовано более 140 моих научных трудов, 3 монографии. 

– В этом году национальной валюте тенге исполняется уже 17 лет. В 1993 году была введена национальная валюта. Расскажите, как это происходило? –Я был рядовым участником тех реформ, которые проводил наш Президент. Это было очень интересное время. По поручению Главы государства была создана специальная рабочая группа. В нее входили выдающиеся финансисты, многие из них работают сейчас в правительстве. Это был сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, Казахстан объективно пришел к созданию национальной валюты. А с другой стороны, были и субъективные политические факторы. С момента распада Советского Союза было несколько периодов взаимоотношений с соседними государствами. Первоначально мы находились в рублевом пространстве. Потом были вынуждены уйти из рублевой зоны по ряду объективных причин. Национальная валюта – один из символов независимого государства. Было принято политическое решение Главы государства о создании и введении национальной валюты. Я хорошо помню, как 15 ноября 1993 года национальная валюта тенге появилась на свет (первоначальный курс был чуть более 4 тенге за доллар), как началось регулирование тенге нашим Национальным банком. Тенге в своей истории прошел несколько этапов – 4 этапа, на мой взгляд. На всех этих этапах Национальный банк старался тонко регулировать курс тенге, чтобы он был полновесным, учитывал спрос и предложение. И самое главное, чтобы он позитивно влиял на конкурентоспособность отечественных предприятий. Вместе с тем, тенге должен положительно влиять на сохранность пенсионных накоплений, депозитов населения, выполнять все функции национальной валюты. 

– Могли бы вы вкратце охарактеризовать названные этапы?
– Это условная классификация периодов нашей экономической истории. Первый этап – время формирования основ рыночного хозяйства. С 1993 года, когда появилась валюта, были проведены две банковские реформы, произошло становление банковской системы, становление Национального банка с его классическими функциями. Потом были 1997-98 годы – период очень трудный , вызванный влиянием кризиса в Юго- Восточной Азии. В то время произошла девальвация тенге, это был очень сложный процесс. Но девальвация была проведена очень мягко, были сохранены пенсионные накопления. Это был уникальный экономический эксперимент. Ни одной стране мира, кроме Казахстана, этого сделать не удалось. Позже начался период экономического роста. И обратите внимание: тенге на всех этапах был стабильным. В 2007 году стали заметны колебания в валютном коридоре, начался кризис. В последние кварталы 2008 и в первый квартал 2009 года наша финансовая система ощутила внешний удар мирового кризиса. Сейчас положение достаточно стабильно. Правда, в последние месяцы идет валютная война между долларом и юанем, долларом и иеной, долларом и фунтом. И это непростое время. Но, как мне кажется, Национальный банк очень разумно регулирует обменный курс. 

– Что нового принесет Закон по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, который недавно обсуждался в Мажилисе?
– Важное новшество – защита интересов заемщиков. Будут ограничены предельные годовые эффективные ставки, размеры штрафов, возможность одностороннего изменения процентных ставок. Ипотечник, в случае затруднений с обслуживанием кредита, сможет теперь обратиться в банк, раскрыть всю информацию по своему кредиту и получить возможность реструктуризации кредита , то есть уменьшить проценты и/или основной платеж на какой-то период, увеличить сроки. Это новые нормы в защиту интересов потребителей финансовых услуг. Закон начнет действовать с 1 января 2011 года. Естественно, он будет регулировать новые отношения по новым ипотечным займам, ведь закон обратной силы не имеет. Но интересы заемщиков, которые взяли кредиты ранее, думаю, будут тоже в какой-то мере учитываться. Клиент должен открыто взаимодействовать со своим банком и стараться обслуживать свой кредит по тем условиям, на которых он его получил. Один из главных уроков кризиса, об этом говорил Глава государства – кредиты надо возвращать. 

– Председатель Правления Народного банка Умут Шаяхметова высказала мнение, что этот закон приведет к подорожанию кредитов. Разделяете ли вы ее мнение?– Все на свете имеет цену, в том числе и деньги, как это ни парадоксально. На стоимость кредитов влияет множество условий. В первую очередь, стоимость заимствований внутренних или внешних. Внутренние заимствования учитывают стоимость тех денег, которые вкладчики размещают на депозитах в банках, с учетом процентов, по которым банки платят им вознаграждение. Или банк получает заем на внешних рынках капитала. До кризиса внешние кредиты выдавались под 8 процентов, сейчас минимум –9,7-10-11 процентов. Плюс надо учитывать риски, которые банк несет при выдаче кредита клиенту — это 2-3 процента. Если клиент с хорошей кредитной историей, то закладываемые риски – 1 процент. А если залогов недостаточно, финансовая прозрачность сомнительна, тогда, конечно, риски на клиента увеличатся. Еще минимальную маржу банка надо учитывать. Вот вам и 15 процентов – средняя ставка по кредитам в Казахстане. Колебание ставки зависит от многих факторов. То есть, если будет меняться стоимость внешнего и внутреннего заимствования, то процентная ставка по кредитам может повыситься, или наоборот, уменьшиться. 

– Что вы думаете об идее Президента Казахстана о введении единой межгосударственной безналичной расчетно-платежной единицы для стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)? Одно время эта идея активно обсуждалась. Высказывалось мнение о том, что введение единой валюты может привести к утрате суверенитета стран. Россияне соглашались с идеей при условии, что единой валютой станет рубль. Но потом разговоры об этом как-то затихли…
– Я считаю, идея очень своевременная и правильная. В своих последних работах Глава государства привел необходимость перехода к единой мировой валюте. В то же время он достаточно убедительно обосновал необходимость формирования региональной единой валюты до перехода на мировую валюту. Даже предлагал название – алтын. Опыт показывает, что у стран, которые находятся в едином экономическом пространстве, одних промышленных условиях, во всех интеграционных объединениях появляется своя валюта. В Евросоюзе это — евро. В пространстве единого экономического союза экономики трех стран – Казахстана, России, Беларуси - рано или поздно придут к созданию такой валюты. Но для такого шага нужен длительный период. Для введения единой национальной валюты необходимо реализовать ряд условий. В трех странах должно быть унифицированное законодательство, необходимо согласование финансовых бюджетов трех стран и т.д.. Все это требует длительного периода времени. Если будут согласованы основные базовые условия, экономическая политика трех стран, думаю, мы неизбежно придем к введению наднациональной валюты. Большая дискуссия шла среди участников по поводу названия: будет ли это рубль, или другая валюта. Если это будет равноправный региональный союз, то споров из-за названия быть не должно. Мне нравится название "алтын". 

– В недавнем интервью нашему изданию экономист Сергей Смирнов, в связи с резким подорожанием продовольственных товаров в стране, не исключал возможности девальвации тенге. Подтверждаете ли вы такой прогноз?
– В экономической истории страны было две девальвации - 4 апреля 1997 года и 20 февраля прошлого года. Нельзя сказать, что из-за резкого подорожания цен на нефть или продукты произойдет девальвация или ревальвация. На подобные тенденции влияют изменение стоимости денег на мировых финансовых рынках. Проблемы с ипотечными кредитами, которые произошли в Америке в последнее время, повлияли на некоторые крупные финансовые институты Америки - они стали банкротами. Мы сегодня видим общую мировую тенденцию подорожания, повышения цен на продукты питания из-за климата, засухи, увеличения потребности в связи с демографическим ростом, который продолжается в Африке, Азии. Динамика макропоказателей платежного баланса, Национального фонда, наших золотовалютных резервов прямо не показывают на возможность девальвации или ревальвации тенге. Тенге с начала года стабилен, курс равновесный. Если не случится непредсказуемых явлений в виде второй волны кризиса, о которой говорят некоторые исследователи, то курс тенге будет стабилен и колебаться в рамках заданного валютного коридора. В ближайшей перспективе я исключаю возможность девальвации. 

– С какими госорганами, кроме АФН, вы сотрудничаете? Каким образом неправительственной организации, которой является АФК, удалось достичь такого авторитета?
- Вы немножко преувеличиваете степень нашего авторитета. Мы работаем по− закону "О некоммерческих организациях". Взаимодействуем с госорганами в соответствии с Законом "О частном предпринимательстве". Это уникальный закон, не имеющий аналогов в мире. Согласно этому закону отраслевым общественным объединениям – металлургов, хлеборобов, молочников или финансистов — обеспечена защита интересов государством через институт аккредитации. То есть НПО должно быть аккредитовано в профильном госоргане. Ассоциация Финансистов Казахстана аккредитована в АФН, Национальном банке, Министерстве финансов, Министерстве индустрии и торговли, Министерстве труда и Министерстве юстиции, с которыми мы работаем. Вышеуказанные ведомства направляют нам на согласование все законопроекты, нормативно-правовые акты. Мы получили по итогам 10 месяцев около 1500 нормативно-правовых актов, на которые мы обязаны сделать экспертное заключение. На 1152 нормативных документа мы уже дали такие заключения. Объем работы АФК очень большой. У нас обсуждаются законопроекты, собираются со всех заинтересованных сторон предложения и замечания, создаются рабочие группы, которые представляют проекты в Мажилис. Проводится очень большая организационная и координационная деятельность. На мой взгляд, система работает очень эффективно. Более 1000 нормативно-правовых актов было принято с нашим участием. Около 300 заседаний рабочих групп мы провели за последние 10 месяцев.

– Получается, вы создали идеальную модель взаимодействия НПО и государства?
- Сложно сказать. Идеальной модели, как и идеальной женщины, не бывает. Наша модель отражает требования закона. Мы стараемся четко руководствоваться этим законом, учитываем мнения всех организаций – членов АФК.

– Мы знаем, что у АФК в данный момент есть планы в части усиления социальной ответственности бизнеса. Каким категориям будет адресована ваша благотворительная помощь?
– Социальная ответственность бизнеса – широкое понятие. Международное понятие, согласно хартии ООН, в первую очередь включает в себя создание рабочих мест и уплату налогов. Вот две главные функции социально ответственного бизнеса. И третья функция – благотворительная помощь социально уязвимым слоям. Мы придерживаемся принципов хартии ООН. При АФК, по инициативе наших членов, в настоящее время создается благотворительный фонд. Определяется его концепция, составляется положение, по которому обозначится адресная аудитория. Благотворительный фонд будет работать по классическим схемам.

– Серик Ахметжанович, и напоследок ваши поздравления всем финансистам страны.– Один мудрый человек – мой учитель, академик Иосиф Трахтенберг – сказал: "Жизнь человека зависит от законов кровообращения, а жизнь народа – от законов денежного обращения". И это действительно правда, потому что экономика зависит от управления денежными потоками. Финансисты управляют деньгами, от этого зависит жизнь народа, жизнь общества. Финансовые каналы – кровеносные каналы нашей экономии. Благодаря поддержке государства финансовый сектор страны выстоял в условиях кризиса, произошло оживление кредитования малого и среднего бизнеса. Сегодня достаточно позитивная динамика в страховом секторе, пенсионные фонды обеспечивают сохранность пенсионных накоплений. Я хотел бы искренне поздравить всех финансистов и наших клиентов с наступающим праздником. Это уникальный праздник – День национальной валюты. Хочу пожелать всем успехов в работе, благополучия в семье, радости, достатка, счастья!



Источник http://biografia.kz


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь