Главная Казахстаника Легенды ЛЕГЕНДЫ О СВЯТОМ СТАРЦЕ КАРАМАНЕ-АТА

ЛЕГЕНДЫ О СВЯТОМ СТАРЦЕ КАРАМАНЕ-АТА

05 Октября 2016
356
0

0e0475bcdf0fc68612abb9efec9e216a.jpg

Караман-ата (Ка- харман-ата) был одним из трехсот миссионеров, приехавших в Мангистау распространять суфизм. Караман-ата в переводе с казахского языка означает Черный дедушка. Легенды разных народов рассказывают о разных старцах Караманах. В каракалпакских легендах рассказывается об одноглазом великане – людоеде Карамане, которого обхитрил и убил батыр Есим. В другой каракалпакской легенде Караман – злой и жадный бай, проклятый за клевету и оскорбление Ходжи Ахмеда Яссави и превращенный шейхом в собаку-людоедку. Имя «Караман» встречается и в туркменских легендах: в далекие времена среди туркмен жили два брата Акман и Караман. Большим уважением и почетом пользовались они среди сельчан. Что-то стало причиной большой ссоры братьев с Ходжой Яссави. И братья вынуждены были переселиться со всеми своими сопле- менниками – самырами на запад, в Мангистау. После смерти одного из братьев был возведен некрополь и построена подземная мечеть. Сохранились и другие предания о Карамане. В казахских преданиях Караманата назван сыном Ихсана (Есен-ата) и внуком Чопан-ата (Шопан-ата). Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан-ата. После смерти Караманата был похоронен вблизи мечети. Однако, где именно, до сих пор неизвестно. Мечеть Караман-Ата весьма почитается. На ней присягают именем святого все, от кого требуется очистительная присяга. Случалось, что ложно присягнувшие именем Караман-ата тут же умирали, и род их вскоре прекращал свое существование. До наших дней дошло пре- дание местных жителей о том, что однажды между двумя родами, кочевавшими в Мангистау, произошел спор по одному очень важному делу. Для решения спора договорились принять присягу сто чело- век с каждой стороны на могиле Караман-ата. Одна сторона, будучи неправой, тоже приняла присягу. После клятвопреступления участники неправой стороны попытались отойти на сто шагов от места клятвы и оседлать коней, чтобы отправиться домой. Вдруг услышали гром, подобный пушечному выстрелу. Лица их помрачнели, и все сто замертво упали с лошадей. Наиболее распространена в народе следующая легенда: поспорили однажды между собой туркменский и казахский народ. Чтобы покончить спор миром, решили привлечь к разбирательству Бекета-ата. Бекет-ата предложил со- вершить спор у могилы Карамана-ата. Было принято в то время у казахов спорить на единственного сына какого-нибудь из известнейших в племени людей. Выбор пал на Кошана, сына известного батыра Кожаназара. Бекет-ата посадил перед собой Кошана на черную лошадь. В седло воткнул шило и изрек: – Если не прав казахский народ, то наказание постигнет тотчас. Тут, откуда ни возьмись, разразилась молния и ударила в шило. Бекет-ата, схватив мальчугана на руки, на крыльях слетел с коня и благополучно приземлился. Вторая сторона, не желая признать свое поражение, решили продолжить спор на своей туркменской земле, в святом месте Шикабр-Ата (Конеургенч), в шестистах километрах от Караман-Ата. Бекет-ата предложил не терять времени зря и встретиться в Шикабр-Ата на утреннем намазе. Бекет-ата вместе с Кошаном обратились в лебедей и благополучно к утру добрались до условленного места. Прибыв с опозданием, туркмены признали победу второй стороны. Благодаря Бекет-ата дело порешилось миром. Это легенды. В реальной жизни клятвы над могилой Караман-ата всегда были суровыми и категоричными. Клялись на род, на детей. При этом совершался обряд: при- носящий клятву обходил кругом святое место, дотрагивался до Корана, вырывал из земли растение с кореньями, приговаривая: «Как растение карают смертью, выкорчевывая из земли, так род пусть умрет, если лжет, произнесший клятву». Неподалеку от изгороди некрополя Караман-Ата имеются захоронения. Поговаривают, что там, в сорока шагах от ограды некрополя, захоронены черные люди, хоть раз поклявшиеся на лжи. Говорят, ровно столько шагов до лжи. До правды же путь еще длиннее.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь