Главная Междисциплинарные исследования Этнография Войлочное производство

Войлочное производство

04 Августа 2013
131
0

Основным и наиболее устойчивым элементом декоративно-прикладного искусства кочевых народов является, как известно, орнамент. Очень ярко писал об этом в начале XX века знаток этнографии казахского народа Г. Н. Потанин. Казахский орнамент, отмечал он, "проникает во все щели домашней обстановки; в юрте, благодаря работящей хозяйке, нет ни одного клока войлока, ни одного кусочка кожи, ни одного вершка деревянной поверхности без орнамента. Пол в юртах покрыт войлоком, на белую поверхность которого нанесены куски черной и красной материи, вырезанные симметрично. Задняя стена сплошь уставлена сундуками в войлочных чехлах, поверхность их тоже украшена узорами. Даже войлоки, покрывающие свод юрты, несут на себе орнамент. Гений трудолюбивой киргизки превратил юрту в картинную галерею, точнее сказать в выставку орнаментов"27.

 Самые характерные изделия мастериц - узорные войлоки. Это и тяжелые текеметы с крупными узорами внакатку из спиралевидных завитков, и сырмаки, выполненные в технике мозаики, и настенные войлочные ковры-тузкиизы с тонкой узорной аппликацией, и многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сундуки (сандык капы), покрышек на подушки (жастык капы), сумок для хранения посуды (аяккапы). Широко была распространена и продукция тканых изделий из овечьей и верблюжьей шерсти: многоцветные ленты с бахромой (бау), полосы (баскур), и дорожки (белдеу), красочные паласы (алаша, такыр клем), ворсовые ковры (тукти клем), переметные сумы (коржын), попоны для лошадей (ат жабу) и т. д.

 При всем богатстве и разнообразии красочного мира орнаментального искусства на всевозможных изделиях из войлока, шерсти, кости, дерева, кожи, металла и керамики в нем совершенно явственно угадываются уже знакомые нам по древним памятникам Казахстана мотивы геометрического, зооморфного и растительного орнаментов. Такие, например, мотивы, как бараний рог - кошкар муйиз, парные загнутые внутрь завитки-киик муйиз, раздвоенное копыто-ашатуяк, верблюжий след-туетабан, птичий клюв и птичье крыло-кусмурын, кусканат, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах некогда яркого искусства звериного стиля. К этому же времени следует отнести и появление растительного орнамента, видимо, возникшего под влиянием искусства Ближнего Востока. Еще более древние солярные и геометрические мотивы. Во всевозможных треугольниках-тумарша, зигзагах-ийрек, прямоугольных фигурах с отростками-тарак, солярных узорах типа вихревой розетки-айшик, заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетней давности.

 Было бы, конечно, наивным усматривать в каждом узоре современного прикладного искусства его древние прообразы. Декоративно-прикладное искусство кочевых народов - сложное и многообразное явление художественного творчества, в котором вековые традиции искусства того или иного народа постоянно обогащались в результате тесного культурно-исторического взаимодействия с соседними народами. Многое из старого быта, обрядов и обычаев, влиявших ранее на орнаментальное искусство, закономерно отошло в прошлое. Однако и многое, отвечающее вкусам народа, удовлетворяющее его потребности в украшении одежды, жилища, домашней утвари, сохранилось по сей день. Интересным свидетельством давних традиций декоративно-прикладного искусства, сохранивших отдельные образы полузабытых мифов и поверий народа является семантика орнаментов - смысловое значение узоров. Старые мастера еще помнят древнюю символику, вкладываемую в название некоторых орнаментов. Знаки кошкар муйиз и ашатуяк обозначали материальное благополучие скотовода, если одежда украшалась узором туетабан - верблюжий след, то это означало, что одежда сшита для дальней дороги, если человек желал кому то счастья, свободы и независимости, то дарил вещь со знаками "кусмурын", "кусканат" Девушки и теперь носят "кусмурын жузик" или "шынжырлы блезик"-браслеты на цепочке, где одно кольцо - это "птичий клюв", другое -"птичье крыло" В технике изготовления узорных войлоков сохранился термин "ою"-углублять. Орнамент на кошмах получают, как известно, не углублением, а врезыванием узора в войлок другого цвета. Тем не менее термин "ою", происхождение которого связано с древней техникой наскального искусства и камнерезного мастерства, сохранился до сих пор. Богатое художественное наследие казахского народа, веками развивавшееся орнаментальное искусство, высокое техническое мастерство и неповторимый колорит,- все это находит самое широкое применение в народных промыслах Казахстана.

Ковер войлочный - оюлы текемет. 

Аппликация из цветного сукна, фрагмент, Чимкентская область.

http://www.history.kz

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь