Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Cultural life of Kazakhstan (1917-1992) Overcoming of mass illiteracy of the population and development of national education.

Overcoming of mass illiteracy of the population and development of national education.

03 August 2013
716
0

At the beginning of the XX century the bulk of the population of edge wasn't able to read and write. Therefore at once after revolution schools and courses for training of adults began to open. In November, 1917 Auliye-Atinsky" city council of workers and soldier's deputies, having considered a question of the organization of school of literacy, I decided to allocate for these purposes necessary financial funds. At the beginning of 1918 of school for the illiterate opened in True, Semipalatinsk, Akmolinsk and other places where there were corresponding material conditions and cultural forces.

In 1920 at local departments of national education the extraordinary commissions on illiteracy elimination which were engaged in the organization of the account illiterate, preparation of pedagogical shots, the organization of courses and schools, the edition of manuals were created. Later this work was carried out by local offices of the All-Union society "Down with Illiteracy". "Something ephemeral", "three-day's rests", "months" was everywhere carried out, lectures were given, discussions were led.

In overcoming of heavy heritage of the past the greatest activity was shown by youth. On its initiative in 1928 I passed "a cultural campaign", become subsequently an effective form of fight against illiteracy.

Elimination of illiteracy took place in hard conditions: there were no means, there were no teachers, textbooks, grants, writing-materials. Business became complicated also unreasoned alphabetic reforms. In the late twenties the Kazakh writing was transferred from the Arab graphics on Latin, in ten years — with Latin to modern Cyrillics. Thus, the same person was three times trained in the initial diploma.

In the second half of the 30th there were areas, collective farms and state farms of continuous literacy. In 1939 level of literacy of the population of Kazakhstan reached 83,6%. Completely the Great Patriotic War prevented to eradicate alphabetical illiteracy.

After war this work was resumed and accepted wide scope in the 50th years in connection with arrival from the People's Republic of China of tens of thousands of Kazakh repatriates. B1959 of of 12 thousand teachers of the republic, making use of experience 20 — the 30th, participated in actions for an educational program. Finally elimination of illiteracy came to the end by the end of the 60th. In 1970 as a part of the population of Kazakhstan the share of the illiterate made only 0,3% against 3,1% in 1959.

After revolution in Kazakhstan there was qualitatively new, 1 system of the national education which main principles were defined by Situation VTsIK of October 16, 1918. "About uniform labor school" and the resolution Narkomprosa of RSFSR of October 31, 1918. "About schools of ethnic minorities". Huge thirst for knowledge was shown by a people at large. With big interest they participated in a construction of schools, boarding schools, providing pupils with the school equipment, educational writing-materials, in social arrangement of the teacher's intellectuals.

Mobility of the Kazakh nomadic population demanded creative approach to the organization of school business. There were schools with hostels, the number of elementary schools considerably grew. By the beginning of the first five-years period in the republic 3747 elementary schools against 1953 in 1914/15 educational functioned. In them more than 90% of all school students of the republic were trained.

However, material conditions of the majority of schools ostavalistyazhely. Many Kazakh children didn't attend school. By the end of the recovery period among 233 thousand pupils 70,8 thousand children of Kazakhs, or 30,4% were only. Coverage of children of school age of radical ethnos by elementary education made 18%.

The new stage of school education began since 1930 when the initial general compulsory education was entered. The Komsomol of Kazakhstan established patronage of a general compulsory education. Komsomol members organized repair of school rooms, were engaged in providing children with footwear, clothes, hot breakfasts, held community work days and voskresniks. The edition of textbooks and methodical literature increased. B1930 of for elementary schools was published 12 names of textbooks with a general circulation of 555 thousand copies, in 1932 — 22 names with a circulation of 948 thousand pieces.

By the end of the second five-years period general elementary education generally came to the end. In 1935 of 91% of children of school age it was captured by training against 42% in 1929 and 81% — in 1933. In 1937 level of coverage of children elementary education reached 96%.

However development of secondary and incomplete secondary education lagged behind. On the eve of war the share of seven-year and high schools didn't exceed 1/3, formation of the Kazakh high school was tightened. Only in 1935/36 уч. to year the first eleven children of Kazakhs graduated from high Kazakh school.

The totalitarian mode ideologized school. Textbooks, the party, Komsomol and pioneer organizations, teacher claimed in consciousness and behavior of young generation of dogma of Stalinism. School functions were distorted also. In the second half of the 30th, for example, all work on strengthening and development of the Kazakh school submitted to a task of gap destruction "between requirements of technical schools and higher education institutions for the Kazakh contingents and releases from high Kazakh school".

Difficulties of school education extremely became aggravated from the Great Patriotic War beginning. The educational material resources weakened, the part of teachers and seniors went to army or on production. During 1940/41 — 1945/46 уч. years the number of pupils was reduced on 30, teachers — by 14%".

Priority of school education in the 50th гт. there was an implementation of general seven years' education, in the 60th — eight-year-old, and in the 70th — the general average. The great value was attached to involvement of Kazakh girls in schools. Search of ways and forms of connection of training with productive work proceeded. In 1984 school reform on transition to training of children began with six-year age, to educational material resources creation for labor training, to inclusion in the training program of new subjects.

At the same time in development of school education shortcomings accrued. Party dictatorship over school accrued. The ideologizing of teaching and educational process was added with a pursuit of gross indicators, formalization of educational process, indifference of pupils to study. The deetnization of school education amplified. If in 1948/49 уч. to year of 48% of schools of system of the Ministry of Public Education of the republic were Kazakh though children of indigenous people made 36% of all pupils, in 1955/56 уч. to year of 43% of comprehensive schools functioned in Russian with coverage of 66% of the pupils, more than 100 thousand Kazakh children attended the Russian schools. In 20 years (1950 — 1970) purely Kazakh schools it was reduced with 3891 to 2577 whereas the number of the Russian schools with teaching in Russian increased by 1,5 thousand. In 1989/90 уч. to year of 49% of comprehensive schools of Ministerst of national education of Kazakhstan where 67% of pupils studied, conducted training in Russian, 32% of schools — in the Kazakh language.

Crisis of school education reflected deformations in economy, policy and ideology.

Pre-revolutionary Kazakhstan had scanty number of professional educational institutions — in seven technical schools and schools 352 persons were trained. They didn't make and 1% of total number of students of Russia. If on the scale of Russia three pupils of average special educational institutions fell on 10 thousand people of the population, in Latvia and Lithuania — 5,6 in Russia and in Ukraine — 4, in Kazakhstan only 0,5. Shots of the top skills prepared outside edge.

The first transformations after revolution revealed an acute shortage of shots of experts. Concrete measures were taken for a solution on places. The resolution of Semirechensky regional council in March, 1918 in. True Semirechens-koye agricultural school on 22 pupils was created. On October 30, 1918 the Semirechensky regional commissariat of education informed on opening on November 10, 1918 Muslim teacher's seminary in. True as a part of two preparatory and one main class with granting a grant to the most needing. B1919 — 1920 in Orenburg and Semipalatinsk opened institutes of the national education, the 1st shock technical school of the highest type with a three-year course. However it became clear soon that the youth has no sufficient preparation for study in professional educational institutions. In this regard working faculties were organized. The first workers' faculty of Kazakhstan opened in 1921 in Orenburg.

Absence in necessary quantity of professorial shots, the economic ruin, slow lifting of school education detained process of the organization of the higher school in Kazakhstan until the end of the 20th. In days of the first five-years period KAZPI of Abay, veterinary and zootechnical, agricultural, medical institutes in Alma-Ata, teacher's college in Uralsk, prospecting institute in Semipalatinsk opened. In 1931 KAZPI of Abay ended the first 53 студента13.

On the eve of the Great Patriotic War in Kazakhstan there were already 20 highest and 118 averages of educational institutions in which were trained more 40тыс. students. In five years (1936 — 1940) they let out 24,4 thousand experts, including 1,7 thousand — for the industry and construction, 1,2 thousand — for transport and communication, 4,9 thousand — for agriculture, nearly 9 thousand — for education and art, 4,7 thousand — for health care.

Higher education institutions and technical schools of Kazakhstan, despite high rates of development, didn't satisfy need of a national economy for shots as many of them were at the formation stage, some were simply dwarfish. As a part of students and professorial shots the number of representatives of indigenous people slowly grew. In 1936 from 42 teachers of KAZGU there were only 8 Kazakhs. In 1940 among students of Almaty veterinary and zootechnical institute the specific weight of Kazakhs made only 12%. Problems of the higher school were aggravated with the Stalin repressions which have carried away lives of outstanding scientists and teachers of A.Baytursynov, S. Asfendiyarova, X. Dosmukhamedova, T.Zhurge-neva, U.Dzhandosova, etc.

In the years of war the network of the higher school extended: the Almaty institute of foreign languages, the Chimkent institute of technology, the Kazakh state female teacher's college, the Kazakh state conservatory of Kurmangaza, institute of physical culture opened. Purely students in higher education institutions of Kazakhstan выроспо from 10,4 thousand in 1941 to 15,1 thousand in 1945.

However in all republic otraslyakhnarodnogokhozyaystvo in the first post-war years the acute shortage of qualified personnel was felt. In the 50th years 13 institutes opened: zooveterinary and medical in Semipalatinsk; medical, polytechnical and pedagogical in Karaganda; teacher training colleges in Gurjev, Kustanai, Chimkent, etc.

In the 60th — the 80th 27 more highest and over 100 averages of special educational institutions, i.e. almost as much, how many for all previous period opened. The list of specialties on which shots prepared increased also. In 1986 in 55 higher education institutions both 246 technical schools and schools 550 thousand students and pupils on more than 200 specialties) were trained. Scales of changes are well visible on a comparative and comparative background: in only two years (1978 — 1979) higher education institutions and technical schools let out so many experts, how many within the 50th.

Throughout all post-war period the most vulnerable site in life of the higher school there was a weakness of educational material resources. Long time didn't suffice literally in total educational rooms, hostels, textbooks, scholarship fund, school desks, chairs, bedside tables, bedding. In educational institutions it was used morally and physically outdated equipment, devices, mechanisms, tutorials.

The qualification structure of professorial shots didn't correspond to qualifying standards. In 1960 of only 99 people, or 2,2% of regular teachers of higher education institutions had a rank of the professor or a doctor's degree. Associate professors, candidates of science was 921 persons — 20,3% of all faculty of higher education institutions. The situation changed slowly. To the 90th more than a half of the professorial personnel of higher education institutions had no academic statuses and degrees. The number of doctors of science, professors didn't exceed 2% of total number of high school teachers. In six higher educational institutions of doctors of science at all wasn't.

Defects in material support and personnel capacity of the higher school were reflected in quality of training of specialists. But the greatest damage to business was caused by the ideologized policy of the party and state structures concerning professional educational institutions. Persecutions and repressive measures against scientists, the high school workers, begun in the 20th, proceeded to Stalin's death. And further life of the higher school was under construction on the principles of party membership and a klassovost. Therefore contacts and communications of universities, institutes and technical schools with similar educational institutions of the countries of nonsocialist camp had symbolical character. Contents of many training programs, grants and textbooks weren't focused on development of independent creative thinking, on studying of the latest developments of science, equipment and technologies. When completing the personnel and student's case the bribery, a traybalizm and other forms of social injustice was allowed.


Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Культурная жизнь Казахстана (1917-1992 гг.) Преодоление массовой неграмотности населения и развитие народного образования.

Преодоление массовой неграмотности населения и развитие народного образования.

03 Августа 2013
759
0

В начале XX в. основная масса населения края не умела читать и писать. Поэтому сразу же после революции стали открываться школы и курсы для обучения взрослых. В ноябре 1917 г. Аулие-Атински» городской Совет рабочих и солдатских депутатов, рассмотрев вопрос об организации школы грамотности, решил выделить на эти цели необходимые финансовые средства1. В начале 1918 г. школы для неграмотных открылись в Верном, Семипалатинске, Акмолинске и других местах, где имелись соответствующие материальные условия и культурные силы.

В1920 г. при местных отделах народного образования были созда­ны чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности, которые занимались организацией учета неграмотных, подготовкой педагоги­ческих кадров, организацией курсов и школ, изданием учебных посо­бий. Позже эту работу проводили местные отделения Всесоюзного общества «Долой неграмотность». Повсеместно проводились «од­нодневки», «трехдневки», «месячники», читались лекции, проводи­лись беседы.

В преодолении тяжелого наследия прошлого наибольшую актив­ность проявила молодежь. По ее инициативе в 1928 г. прошел «куль­турный поход», ставший впоследствии действенной формой борьбы с неграмотностью.

Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недо­ставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письмен­ных принадлежностей. Дело осложнялось также непродуманными алфавитными реформами. В конце 20-х гг. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую, через десять лет — с латинской на современную кириллицу. Таким образом, один и тот же человек трижды обучался начальной грамоте.

Во второй половине 30-х гг. появились районы, колхозы и совхозы сплошной грамотности. В 1939 г. уровень грамотности населения Казахстана достиг 83,6%2. Полностью искоренить азбучную негра­мотность помешала Великая Отечественная война.

После войны эта работа возобновилась и приняла широкий раз­мах в 50-е годы в связи с прибытием из КНР десятков тысяч репатри­антов-казахов. В1959 г. 12 тыс. учителей республики, используя опыт 20—30-х гг., участвовали в мероприятиях по ликбезу3. Окончательно ликвидация неграмотности завершилась к концу 60-х гг. В 1970 г. в составе населения Казахстана доля неграмотных составила всего 0,3% против 3,1% в 1959 г4.

После революции в Казахстане сложилась качественно новая,1 система народного образования, главные принципы которой были определены Положением ВЦИК от 16 октября 1918 г. «Об единой трудовой школе» и постановлением Наркомпроса РСФСР от 31 ок­тября 1918 г. «О школах национальных меньшинств». Огромную тягу к знаниям проявляли сами народные массы. С большой заинтересо­ванностью они участвовали в сооружении школ, интернатов, обеспе­чении учащихся школьным оборудованием, учебно-письменными принадлежностями, в социально-бытовом обустройстве учительской интеллигенции.

Подвижность казахского кочевого населения требовала творчес­кого подхода к организации школьного дела. Появились школы с общежитиями, заметно выросло число начальных школ. К началу первой пятилетки в республике функционировало 3747 начальных школ против 1953 в 1914/15 учебном г. В них обучалось более 90% всех школьников республики5.

Правда, материальные условия большинства школ оставалисьтяжелыми. Многие казахские дети не посещали школы. К концу восстановительного периода среди 233 тыс. учащихся насчитывалось только 70,8 тыс. детей казахов, или 30,4%. Охват детей школьного возраста коренного этноса начальным обучением составлял 18%6.

Новый этап школьного образования начался с 1930 г., когда был введен начальный всеобуч. Комсомол Казахстана установил шефство над всеобучем. Комсомольцы организовали ремонт школьных поме­щений, занимались обеспечением детей обувью, одеждой, горячими завтраками, проводили субботники и воскресники. Увеличилось из­дание учебников и методической литературы. В1930 г. для начальных школ было издано 12 названий учебников общим тиражом 555 тыс. экз., в 1932 г. — 22 названия тиражом 948 тыс. экз.7.

К концу второй пятилетки всеобщее начальное обучение в основ­ном завершилось. В 1935 г. 91% детей школьного возраста был охвачен обучением против 42% в 1929 г. и 81% — в 1933 г. В 1937 г. уровень охвата детей начальным обучением достиг 96%8.

Однако отставало развитие среднего и неполного среднего обра­зования. Накануне войны доля семилетних и средних школ не превы­шала 1/39, затянулось становление казахской средней школы. Лишь в 1935/36 уч. году первые одиннадцать детей казахов окончили сред­нюю казахскую школу.

Тоталитарный режим идеологизировал школу. Учебники, партийные, комсомольские и пионерские организации, учителя ут­верждали в сознании и поведении молодого поколения догмы стали­низма. Искажены были и функции школы. Во второй половине 30-х гг., например, вся работа по укреплению и развитию казахской школы подчинялась задаче по уничтожению разрыва «между потребностя­ми техникумов и вузов в казахских контингентах и выпусками из средней казахской школы»10.

Трудности школьного образования крайне обострились с началом Великой Отечественной войны. Ослабла учебно-материальная база, часть учителей и старшеклассников ушла в армию или на производ­ство. За период 1940/41—1945/46 уч. года численность учащихся сократилась на 30, учителей — на 14%".

Первоочередной задачей школьного образования в 50-х гт. было осуществление всеобщего семилетнего обучения, в 60-е гг. — восьми­летнего, а в 70-е гг. — общего среднего. Большое значение придава­лось вовлечению девушек-казашек в школы. Продолжался поиск путей и форм соединения обучения с производительным трудом. В 1984 г. началась школьная реформа по переходу к обучению детей с шестилетнего возраста, созданию учебно-материальной базы для трудового обучения, включению в учебную программу новых предме­тов.

Вместе с тем в развитии школьного образования нарастали недо­статки. Партийный диктат над школой нарастал. Идеологизация учебно-воспитательного процесса дополнилась погоней за валовыми показателями, формализацией учебного процесса, безразличием уча­щихся к учебе. Усилилась деэтнизация школьного образования. Если в 1948/49 уч. году 48% школ системы Министерства просвещения республики были казахскими, хотя дети коренного населения состав­ляли 36% всех учащихся, то в 1955/56 уч. году 43% общеобразовательных школ функционировали на русском языке с охватом 66% учащих­ся, более 100 тыс. казахских детей посещали русские шкоЛы. За 20 лет (1950—1970 гг.) чисто казахских школ сократилось с3891 до2577, тогда как число русских школ с преподаванием на русском языке увеличи­лось на 1,5 тыс. В 1989/90 уч. году 49% общеобразовательных школ Министерства народного образования Казахстана, где училось 67% учащихся, вели обучение на русском языке, 32% школ — на казахском языке12.

Кризис школьного образования отражал деформации в экономи­ке, политике и идеологии.

Дореволюционный Казахстан располагал мизерным количест­вом профессиональных учебных заведений — в семи техникумах и училищах обучались 352 человека. Они не составляли и 1% общей численности студентов России. Если в масштабе России на 10 тыс. человек населения приходились три учащихся средних специальных учебных заведений, то в Латвии и Литве — 5,6 в России и на Украине — 4, в Казахстане всего 0,513. Кадры высшей квалификации готови­лись за пределами края.

Первые преобразования после революции выявили острый недо­статок кадров специалистов. Для решения проблемы на местах при­нимались конкретные меры. Постановлением Семиреченского об­ластного Совета в марте 1918 г. в г. Верном было создано Семиреченс-кое сельскохозяйственное училище на 22 учащихся. 30 октября 1918 г. Семиреченский областной комиссариат просвещения известил об открытии 10 ноября 1918 г. мусульманской учительской семинарии в г. Верном в составе двух подготовительных и одного основного класса с предоставлением наиболее нуждающимся стипендии14. В1919—1920 гг. в Оренбурге и Семипалатинске открылись институты народного образования, 1-й ударный техникум высшего типа с трехгодичным курсом обучения. Однако очень скоро выяснилось, что молодежь не имеет достаточной подготовки для учебы в профессиональных учеб­ных заведениях. В этой связи были организованы рабочие факульте­ты. Первый рабфак Казахстана открылся в 1921 г. в Оренбурге.

Отсутствие в необходимом количестве профессорско-преподава­тельских кадров, хозяйственная разруха, медленный подъем школь­ного образования задержали процесс организации высшей школы в Казахстане до конца 20-х гг. В годы первой пятилетки открылись КазПИ им. Абая, ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйствен­ный, медицинский институты в Алма-Ате, пединститут в Уральске, геологоразведочный институт в Семипалатинске. В 1931 г. КазПИ им. Абая окончили первые 53 студента13.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане было уже 20 высших и 118 средних учебных заведений, в которых обучались более 40тыс. студентов. За пять лет (1936—1940 гг.) они выпустили 24,4 тыс. специалистов, в том числе 1,7 тыс. — для промышленности и строительства, 1,2 тыс. — для транспорта и связи, 4,9 тыс. — для сельского хозяйства, почти 9 тыс.—для просвещения и искусства, 4,7 тыс. — для здравоохранения16.

Вузы и техникумы Казахстана, несмотря на высокие темпы разви­тия, не удовлетворяли потребности народного хозяйства в кадрах, поскольку многие из них находились на стадии становления, некоторые были просто карликовыми. В составе студентов и профессорско-преподавательских кадров медленно росла численность представи­телей коренного населения. В 1936 г. из 42 преподавателей КазГУ было лишь 8 казахов. В 1940 г. среди студентов Алма-Атинского ветеринарно-зоотехнического института удельный вес казахов со­ставлял всего 12%17. Проблемы высшей школы усугублялись сталин­скими репрессиями, унесшими жизни выдающихся ученых и педаго­гов А. Байтурсынова, С. Асфендиярова, X. Досмухамедова, Т. Журге-нева, У. Джандосова и др.

В годы войны сеть высшей школы расширилась: открылись Алма-Атинский институт иностранных языков, Чимкентский технологи­ческий институт, Казахский государственный женский пединститут, Казахская государственная консерватория им. Курмангазы, институт физической культуры. Чисто студентов в вузах Казахстана выроспо с 10,4 тыс. в 1941 г. до 15,1 тыс. в 1945 г.18.

Однако во всех отрасляхнародногохозяйства республики в первые послевоенные годы ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров. В 50-е годы открылось 13 институтов: зооветеринарный и медицинский в Семипалатинске; медицинский, политехнический и педагогический в Караганде; педагогические институты в Гурьеве, Кустанае, Чимкенте и др.

В 60-е—80-е гг. открылось еще 27 высших и свыше 100 средних специальных учебных заведений, т. е. почти столько же, сколько за весь предыдущий период. Увеличился и перечень специальностей, по которым готовились кадры. В 1986 г. в 55 вузах и 246 техникумах и училищах обучались 550 тыс. студентов и учащихся по более чем 200 специальностям|1). Масштабы перемен хорошо видны на сравнитель­но-сопоставительном фоне: всего за два года (1978—1979 гг.) вузы и техникумы выпустили столько специалистов, сколько в течение 50-х гг.

На протяжении всего послевоенного периода наиболее уязвимым участком в жизни высшей школы оставалась слабость учебно-мате­риальной базы. Долгое время не хватало буквально всего: учебных помещений, общежитий, учебников, стипендиального фонда, парт, стульев, тумбочек, постельных принадлежностей. В учебных заведе­ниях использовалось морально и физически устаревшее оборудова­ние, приборы, механизмы, средства обучения.

Квалификационный состав профессорско-преподавательских кад­ров не соответствовал предъявляемым требованиям. В 1960 г. лишь 99 человек, или 2,2% штатных преподавателей вузов имели звание профессора или степень-доктора наук. Доцентов, кандидатов наук насчитывалось 921 человек — 20,3% всего профессорско-преподава­тельского состава вузов20. Ситуация менялась медленно. К 90-м г. более половины профессорско-преподавательского персонала вузов не имели ученых званий и степеней. Количество докторов наук, профессоров не превышало 2% общей численности вузовских педаго­гов. В шести высших учебных заведениях докторов наук вовсе не было21.

Изъяны в материально-техническом обеспечении и кадровом потенциале высшей школы отражались на качестве подготовки спе­циалистов. Но наибольший ущерб делу нанесла идеологизированная политика партийно-государственных структур в отношении профессиональных учебных заведений. Гонения и репрессивные меры про­тив ученых, вузовских работников, начатые еще в 20-е гг., продолжа­лись до самой смерти Сталина. И в дальнейшем жизнь высшей школы строилась на принципах партийности и классовости. Поэтому кон­такты и связи университетов, институтов и техникумов с аналогичны­ми учебными заведениями стран несоциалистического лагеря носи­ли символический характер. Содержание многих учебных программ, пособий и учебников не было ориентировано на выработку самосто­ятельного творческого мышления, на изучение новейших достиже­ний науки, техники и технологий. При комплектовании кадрового и студенческого корпуса допускалось взяточничество, трайбализм и другие формы социальной несправедливости.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива 


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь