Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Kazakhstan during the World War the 2nd (1941-1945) Beginning and character of the war. Mobilization of forces to repel the enemy.

Beginning and character of the war. Mobilization of forces to repel the enemy.

01 August 2013
443
0

June 22, 1941 the troops of Nazi Germany invaded the Soviet Union.

The Nazis regarded the war against the Soviet Union as a crucial step towards the creation of the "German territorial and ethnic monolith" from the Atlantic to Siberia , "purified " from " subhuman " Slavic and Turkic- Mongolian origin, and as a prerequisite for world conquest. Prior to the defeat of England and the United States and settling " monolith" Germans planned to form a Reichskommisariat Oc- tland , Ukraine and Muscovy , the Caucasus, with a kind of self-government. In late 1941 - early 1942. , When it became apparent collapse of plans for a "lightning war" and had to look for ways to reduce the "forces of adhesion" of Soviet republics , there were plans to form , in addition, the bourgeois- националистическиегосударстваИдель -Ural and Grossturkestan and Karaganda , Novosibirsk and Kuznetsk " industrial area".

In the Great Patriotic War of Kazakhstan participated as part of a single country. On the eve of her he had the great human and natural resources of strategic importance. Despite the fact that over the previous two decades, failed to carry out a scheduled giant leap of patriarchal feudalism to socialism , to eliminate the actual economic and cultural inequality of nations, made ​​it a lot.

In a short time the class had been eliminated , and the national . Colonial oppression , illiteracy and backwardness of medieval , made ​​the emancipation of women , the national peace and harmony . Equally important in achieving all of this had the patriotic traditions of the people . The Kazakh people for many centuries, successfully defended the frontiers of their vast steppes. In the years of struggle against colonialism , the three Russian revolutions , the Civil War , on the mammoth construction sites developed and strengthened the friendship of peoples. A huge impact on people assisted anti-fascist propaganda of the prewar years .

But there was also negative in the rapid development - hunger , unfounded repression, destruction of much of the already thin layer of national intelligence , reducing the number of Kazakh population , the beginning of the transformation of the Great Steppe in the area of resettlement repressed nations - all of this has weakened the nations , their minds warped , restrained development and opportunities for the region to strengthen the country's defense .

Committing aggression by the Soviet Union , Nazi ideology is not without reason to hope for the former Soviet regime repressed Whites , rich peasants , capitalists and landlords, all those who are victims of mass terror and violence of the totalitarian regime.

The majority of the Soviet people did not admit the idea of ​​collaborating with the enemy . Devotion to the motherland , patriotism , combined with the political pathos of the discoverers of the new world allowed the broad masses of the population to overcome the corrupting influence of Stalinism and rally in defense of the Fatherland.

According to the 1939 census , the population of Kazakhstan was 6.2 million. The ranks of the army was fighting in the war joined 1,196,164 Kazakhstani. Stalinism , using the experience of Tsarist in 1916, created a labor army and the special construction of the indigenous peoples of Kazakhstan and Central Asia, and the special settlers , which were mobilized from the Kazakh SSR, more than 700 thousand people. Even taking into account location in the country of about 1.5 million people in the front line and repressed peoples percentage was very high mobilization : the front and to the defense industry has been sent to every fourth citizen of the republic . Such a high percentage of mobilization was made possible mainly due to the agricultural nature of the economy and the high specific gravity of the peasantry in the population , the belated introduction of the practice of reservation labor force in the defense sectors of industry and mechanization of agriculture in the Kazakh SSR. The bulk of Kazakhstan joined the active army as a sustainer of replenishment , and about a third were enrolled in the units and formations which were created in the country. It was the 12 rifle and four cavalry divisions , seven brigades , about 50 separate regiments and battalions of various types of troops. Of that number, three cavalry divisions and two infantry brigades were formed as a Kazakh national connections. Created over the mobilization plans mainly of volunteers , they are almost half consisted of communists and Komsomol members and to transfer to the army maintain and uniforms , and many other kinds of supplies , equipment and baggage from the national budget and voluntary contributions capita1 .

The Republic has made a worthy contribution to the training of officers and provisions for the army and flota2 . In military schools for the 1941-1945 years. was sent to more than 42 thousand young Kazakhs , and existed on the territory of the republic 27 military schools let out, according to incomplete statistics , 16 thousand officers .

On a war footing shift the economy of the republic : have been reduced to the minimum costs for peaceful purposes , many businesses have switched to production of defense products, in favor of such enterprises redistributed labor , raw materials, machine equipment .

Brought many difficulties forced the evacuation of people from the front line , production capacity and cultural values. In Kazakhstan in 1941-1942. find shelter , a job, a place in the ranks of workers in the rear 532.5 thousand inhabitants of the western regions . This also came about 970 thousand repatriated Poles nemtsev3 . Most of them were settled in villages and towns. In the cities the same housing problem before the war sharp, aggravated even more: in 1940, one citizen had to 5,1 m. m of living space , in the war years - 4.3 , and in Karaganda - just 2.2 square meters. M.4 .

At 7-15 times reduced admission to the retail trade of food and essential commodities , and the prices in the market have risen to 10-15 raz.5 There was rationing the supply of bread and essential food, expanded network of farms , collective and individual horticulture . The joint efforts of the government , labor groups , inhabitants of the republic managed to solve the food problem. Abundance was not, but at least get all the necessary .

A part of the restructuring was the rear reception and accommodation of the evacuated enterprises . In Kazakhstan arrived and was put into operation 220 factories, shops , cooperatives and industrial combine ( during the war, 20 of nihbyli reevakuirovany ) . The largest number of companies accounted for by the food industry ( 54 plants and factories ) , light and textile industries. They were placed , as a rule , on the basis of related companies . Many evacuees company started work in a hastily adapted rooms , and even under the eaves. Often to new places came barely a tenth of the former group of workers , engineers and technicians. In such conditions, organize the production not only of old products, but also a number of new weapons and ammunition.

In 1941-1943 . , As in the years of collectivization , MTS and state farms was an institution of the political departments , and in the tractor and field team - political instructors . Often, political instructor handed administrative functions , up to bring to justice those " willfully fail to comply with the rules , loafers and disrupters ." Administration and militarization of labor on the farms , the massive employment of women and young people , reducing the technical equipment of village and village , a sharp decline , and many collective essentially cease to workdays , violent contraction of livestock farmers, the introduction of war taxes - all heavily affected situation of workers of village and countryside. In 1943, in the northern regions of the country , and in 1944 - in Aktobe oblast government commissions have worked to help the starving population .

Were expanded rights and responsibilities commissariats and their leaders for the state of affairs in the industry. Decreased number of meetings increased efficiency , efficiency . However, the practice of the cult of personality, the deformation of inner life helped slipping on the path of excessive administration. Affected vicious practice of those years to establish unconstitutional , emergency agencies. For example, in the areas of Semipalatinsk and Akmola regions and created three emergency committee to guide the sowing , on fire , placing evacuees , etc. The party committees Akmola , East Kazakhstan , Karaganda, Pavlodar regions in the first period of the war used methods Communist intimidation , ill administration.

There was a change in the content of the Councils of all levels . First of all, changes were made to the organizational structure of the government. When SNK KazSSR and office areas byliorganizovany distribution of labor , divisions on economic ustroystvuevakuirovannogo population ( in some areas they were called the Extraordinary Commission ) , state security and living conditions of military families by military orders and installation of equipment evacuated . V1944 , with the executive committees of the district, city and province Soviets were created departments of government benefits to large families and single mothers .

During the war efforts of the executive and administrative functions of the Soviets. Widely practiced adoption of binding decisions and orders the mobilization of the unemployed working-age population , the introduction of road haulage service. The population of the cities involved in the work to clean up airfields , fuel removed from the mining sites . The activities of the Soviets in a war characterized by unity of command , centralization of power, good organization , accuracy and efficiency .

Increased administrative and legislative functions of the Soviets and eased the cultural and educational functions . Strengthening the administrative and operational functions of the Soviets, the terms generated by the war, sometimes developed into a bare administration.

During the war, revived women's movement . The creation in 1943 of departments for work among women in the Party committees at enterprises , transport, collective farms and state farms contributed to the 4300 women's councils saturation activity of women in the East defense of the socialist fatherland , to improve the ideological and political education of the working women .


Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Начало и характер войны. Мобилизация сил на отпор врагу.

Начало и характер войны. Мобилизация сил на отпор врагу.

01 Августа 2013
472
0

22 июня 1941 г. войска фашистской  Германии  вторглись в Советский Союз.

Гитлеровцы рассматривали войну против СССР как решающий этап на пути к созданию «германского территориально-этнического монолита» от Атлантики до Сибири, «очищенного» от «недочелове­ков» славянского и тюрко-монгольского происхождения и как пред­посылку завоевания мира. До разгрома Англии и США и заселения «монолита» немцами намечалось образовать рейхскомиссариаты Ос-тланд, Украину, Московию, Кавказ с подобием самоуправления. В конце 1941 — начале 1942 гг., когда стал очевидным крах планов «молниеносной» войны и пришлось искать пути ослабления «сил сцепления» советских республик, появились замыслы образовать, кроме того, буржуазно-националистическиегосударстваИдель-Урал и Гросстуркестан, а также Карагандинскую, Новосибирскую и Куз­нецкую «индустриальные области».

В Великой Отечественной войне Казахстан участвовал как часть единой страны. Накануне ее он располагал большими людскими и природными ресурсами стратегического значения. Несмотря на то, что за два предшествующих десятилетия не удалось осуществить планировавшийся гигантский прыжок из патриархального феода­лизма в социализм, ликвидировать фактическое экономическое и культурное неравенство народов, сделано было немало.

В короткие сроки были ликвидированы классовый, националь­ный и .колониальный гнет, неграмотность и средневековая отста­лость, осуществлены эмансипация женщин, национальный мир и согласие. Немаловажное значение в достижении всего этого имели патриотические традиции народов. Казахский народ на протяжении многих веков успешно защищал рубежи своих необъятных степей. В годы борьбы с колониализмом, трех российских революций, на фрон­тах гражданской войны, на стройках пятилеток сложилась и окрепла дружба народов. Огромное воздействие на людей оказывала антифа­шистская пропаганда предвоенных лет.

Но было и негативное в том бурном развитии — голод, необосно­ванные репрессии, истребление значительной части и без того тонко­го слоя национальной интеллигенции, уменьшение численности казахского населения; начало превращения Великой степи в зону переселения репрессированных народов — все это ослабило народы, деформировало их сознание, сдерживало развитие и использование возможностей края для укрепления обороноспособности страны.

Совершая агрессию на СССР, фашистские идеологи не без основа­ния рассчитывали на репрессированных советской властью бывших белогвардейцев, зажиточных крестьян, капиталистов и помещиков, всех тех, кто стал жертвой массового террора и насилия тоталитар­ного режима.

Большинство же советских людей не допускало мысли о сотрудничестве с врагом. Преданность Родине, патриотизм в сочетании с политическим пафосом открывателей нового мира позволили широ­ким массам населения преодолеть растлевающее влияние сталиниз­ма и сплотиться во имя защиты Отечества.

По переписи 1939 г. население Казахстана составляло 6,2 млн. человек. В ряды сражавшейся армии в годы войны влились 1 196 164 казахстанца. Сталинизм, используя опыт царизма в 1916 г., создал трудовую армию и специальные строительные части из коренных народов Казахстана и Средней Азии и спецпереселенцев, куда были мобилизованы из Казахской ССР свыше 700 тыс. человек. Даже с учетом размещения в республике примерно 1,5 млн. жителей при­фронтовой полосы и репрессированных народов процент мобилиза­ции оказался очень высоким: на фронт и в оборонную промышлен­ность был отправлен каждый четвертый житель республики. Столь высокий процент мобилизации оказался возможным главным обра­зом благодаря аграрному характеру экономики и высокому удельному весу крестьянства среди населения, запоздалому введению практики бронирования рабочей силы в оборонных отраслях индустрии и механизаторов сельского хозяйства в Казахской ССР. Основная масса казахстанцев влилась в действующую армию в качестве маршевого пополнения, а примерно треть была зачислена в соединения и части, создававшиеся в республике. Это были 12 стрелковых и четыре кавалерийских дивизии, семь стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. Из этого числа три кавалерийских дивизии и две стрелковые бригады были сформирова­ны как казахские национальные соединения. Созданные сверх моби­лизационных планов в основном из добровольцев, они почти наполо­вину состояли из коммунистов и комсомольцев и до передачи в действующую армию содержались и обеспечивались обмундировани­ем и многими другими видами довольствия, обозом и снаряжением за счет республиканского бюджета и добровольных взносов населе­ния1.

Республика внесла достойный вклад и в подготовку офицерских кадров и резервов для армии и флота2. В военные учебные заведения за 1941—1945 гг. было послано более 42 тыс. молодых казахстанцев, а существовавшие на территории республики 27 военных учебных заве­дений выпустили, по неполным данным, 16 тыс. офицеров.

На военные рельсы переводилась экономика республики: до ми­нимума были сокращены расходы мирного назначения, многие пред­приятия перешли на выпуск оборонной продукции, в пользу таких предприятий перераспределялись рабочая сила, сырье, станочное оборудование.

Много трудностей принесла вынужденная эвакуация из прифрон­товой полосы людей, производственного потенциала и культурных ценностей. В Казахстане в 1941—1942 гг. нашли кров, работу, свое место в строю тружеников тыла 532,5 тыс. жителей западных районов. Сюда же прибыло около 970 тыс. репатриированных поляков, нем­цев3. Большинство их были расселены в аулах и селах. В городах же жилищная проблема и до войны острая, обострилась еще больше: в 1940 г. на одного горожанина приходилось 5,1 кв. м жилой площади, в годы войны — 4,3, а в Караганде — всего 2,2 кв. м.4.

В 7—15 раз снизилось поступление в розничную торговлю продук­тов питания и товаров первой необходимости, а цены на рынке поднялись в 10—15 раз.5 В стране было введено карточное снабжение хлебом и важнейшими продуктами питания, расширялись сеть под­собных хозяйств, коллективное и индивидуальное огородничество. Совместными усилиями государства, трудовых коллективов, жите­лей республики удалось решить продовольственную проблему. Изо­билия не было, но минимум необходимого получали все.

Составной частью перестройки тыла стал прием и размещение эвакуированных предприятий. В Казахстан прибыли и были введены в строй 220 фабрик, заводов, мастерских, артелей и промкомбинатов (в ходе войны 20 из нихбыли реэвакуированы). Наибольшее количес­тво предприятий приходилось на долю пищевой (54 завода и фабри­ки), легкой и текстильной промышленности. Размещались они, как правило, на базе родственных предприятий. Многие эвакуированные предприятия начинали работу в наспех приспособленных помещени­ях и даже под навесами. Нередко на новые места прибывали едва десятая часть прежнего коллектива рабочих и инженерно-техничес­кого персонала. В таких условиях налаживалось производство не только старых видов продукции, но и ряда новых образцов вооруже­ния и боеприпасов.

В 1941—1943 гг., как и в годы коллективизации, в МТС и совхозах был введен институт политотделов, а в тракторных и полеводческих бригадах —политруки. Нередко политрукам передавались функции административные, вплоть до привлечения к ответственности лиц, «злостно не выполняющих норм, бездельников и дезорганизаторов». Администрирование и военизация труда в колхозах и совхозах, массовое применение труда женщин и подростков, уменьшение тех­нической вооруженности аула и деревни, резкое снижение, а во многих колхозах по существу прекращение оплаты трудодней, на­сильственная контракция скота колхозников, введение военных на­логов — все это тяжело отразилось на положении тружеников аула и деревни. В 1943 г. в северных областях республики, а в 1944 г. — в Актюбинской области работали правительственные комиссии по оказанию помощи голодающему населению.

Были расширены права и ответственность наркоматов и их руко­водителей за положение дел в отраслях. Сокращалось число заседа­ний, повысилась оперативность, деловитость. Вместе с тем практика культа личности, деформации внутрипартийной жизни способство­вали сползанию на путь чрезмерного администрирования. Сказалась порочная практика тех лет по созданию неконституционных, чрезвы­чайных органов. Так, например, в районах Семипалатинской и Акмо­линской областей создавались тройки и чрезвычайные комиссии для руководства севом, по борьбе с пожарами, размещению эвакуирован­ного населения и т. д. Партийные комитеты Акмолинской, Восточ­но-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей в пер­вый период войны применяли методы запугивания коммунистов, грубого администрирования.

Произошли перемены в содержании деятельности Советов всех уровней. Прежде всего были внесены изменения в организационную структуру органов управления. При СНК КазССР и областях былиорганизованы бюро по распределению рабочей силы, отделы по хозяйственному устройствуэвакуированного населения (в некоторых областях они именовались Чрезвычайными комиссиями), государ­ственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужа­щих, по военным заказам и монтажу эвакуированного оборудования. В1944 г. при исполкомах районных, городских и областных Советов депутатов трудящихся были созданы отделы по государственным Пособиям многодетным и одиноким матерям.

В условиях войны усилилась исполнительно-распорядительная функция Советов. Широко практиковалось принятие обязательных решений и распоряжений о мобилизации незанятого трудоспособно­го населения, введении автогужевой повинности. Население городов привлекалось к работам по очистке аэродромов, вывозу топлива из мест добычи. Деятельность Советов в условиях войны характеризова­ли единоначалие, централизация власти, высокая организован­ность, точность и оперативность.

Возросли административно-законодательные функции Советов и ослабились функции культурно-воспитательные. Усиление админис­тративно-оперативных функций Советов, порожденное условиями войны, порой перерастало в голое администрирование.

В годы войны возродилось женское движение. Создание в 1943 г. отделов по работе среди женщин при партийных комитетах на предприятиях, транспорте, колхозах и совхозах 4300 женсоветов спо­собствовало насыщению активности женщин Востока в защите соци­алистического Отечества, улучшению идейно-политического воспи­тания тружениц.

Фото http://thenews.kz/


© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь