Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Kazakhstan in 70-s-80-s The crisis phenomena in agriculture.

The crisis phenomena in agriculture.

The agrarian reform developed by March (1965) by Plenum of the Central Committee of CPSU, was attempt of transfer of agriculture on an intensive way of development. Measures for redistribution of the national income in favor of agrarian sector, to the solution of social problems of the village, self-financing introduction, increase of purchase prices of agricultural production were planned. But thus invariable there were relations of production and a control system of this sphere of a national economy.

The agriculture of the republic received large investments. In 1971 — 1989 in it 58,2 billion rubles, including on objects of production appointment — 43 billion rubles were enclosed. The fixed agricultural business assets counting on one worker increased more than втрое12. As a result by 1985 the main field works — a plowed land, sowing, cleaning of grain crops, for 75 — 98% — the main works in animal husbandry were completely mechanized. However complex mechanization of all branches it wasn't reached. Manual skills prevailed when landing and cleaning vegetables, collecting fruits and berries, on repair работах13.

Attempts to solve agriculture problems only at the expense of increase in volume of capital investments didn't give expected effect. More than a half of them, to 55% water management construction, agricultural machinery acquisition, instead of their use on increase of fertility of lands, electrification, creation of the enterprises for storage and agricultural products processing went on sooruzheniyedorogostoyashchy huge zhvotnovodchesky complexes. The residual principle dominated and in the social sphere of arrangement of an aul and the village. Such neglect to needs of people turned back that in 1987 more than a half of aulno-rural settlements had no healthcare institutions, nearly a half of rural hospitals took place in the unadapted rooms, every fifth hospital had no water supply system, the sewerage and catering departments.

Hopes of collective farms and state farms didn't come true to improve the situation at the expense of increase of purchase prices of agricultural products sold to the state. The prices were doubled approximately, and for agriculture they rose by an industrial output by 2 — 5 times. Thus the price of equipment was torn off from its productivity. Monopoly of the industrial enterprises to establish any prices violated price parity between the industry and agriculture. The enterprises compelled state farms and collective farms to take equipment unnecessary them which almost went at once to repair. Aul and the village the enterprises of Agricultural machinery, Agricultural chemistry, meliorative, etc. literally "plundered" the organizations. All this conducted to growth of prime cost of agricultural products, reduction of the sizes of profit in agriculture, to decrease in a material interest of rural workers.

The measures taken by the state met support of the peasantry and at the beginning recovered economic activity of state farms and collective farms. At the end 60-х-the beginning of the 70th population supply by the food, the industries — raw materials improved. However the expected change in development of the agrarian sphere didn't occur. A lot of things from this that originally were declared and planned, remained unrealized. While requirements of the population and the industry grew in agricultural production, raw materials, rates of its gain decreased from year to year.

Increase in production of agricultural products took place in the republic extremely unevenly. The highest rates of a gain were reached in the ninth five-years period — 3% a year and in 1986 — 1989 — about 4% a year. B1981 — actually a gain of gross output didn't occur 1985. Production efficiency, its capital productivity, labor productivity, profit of farms decreased, product cost grew. It were available all signs of crisis.

Development of grain production was unstable. At stabilization of cultivated areas at the level of 25,5 — 25,1 million hectares productivity grain tended to decrease.

Throughout three five-years periods (1971 — 1985) gross production and government procurements of cotton, potatoes, vegetables a little increased, but production of sugar beet was reduced. Increase of productivity and increase in production of vegetables and potatoes were promoted by creation round the cities of industrial centers, the specialized state enterprises and state farms of suburban type in which production of these cultures concentrated. Here progressive methods and the ways of production increasing productivity were used, the city rendered to the village the economic and labor help.

Production of livestock production was uneven. Sharp jump in increase in production of milk in state farms and collective farms happened in the ninth five-years period (22%), in 1976 — 1980 rates of a gain decreased to 8%, and in 1981 — 1985 to 6%. As a whole production of milk for 1971 — 1985 increased for 17,3%. But this gain occurred only on an extensive basis, at the expense of growth of a livestock of cows as average milk yield in public economy for these years remained invariable. After long stagnation situation changed in 1986 — 1989 when the average yield of milk of milk from one cow increased to 2238 kg (12,3%) a little.

In 1971 — 1985 there was no steady increase in production of meat. If in the ninth five-years period average annual rates of a gain made 4,2%, in 1976 — 1980 they fell to 0,5% and rose in 1981 — 1985 (3%) a little. Since the tenth five-years period production of meat in the republic made more than 1 million t. Approximately from one quarter to one heel from the general production of meat it was delivered in all-union fund.

The greatest rate of a gain of production of meat was reached in poultry farming where average annual production in 1989 in comparison with 1970 increased by 5 times. It became result of construction of a wide network of the state poultry farms, transfer grow on industrial technology with the centralized kormoobespecheniye from the state resources.

Traditional branch of agriculture of Kazakhstan was sheep breeding. The livestock of sheep to the eleventh five-years period though slowly, but increased from 31,8 million in 1971 to 35,2 million heads in 1981. In 1981 — 1985 growth almost stopped, and production of mutton in 1970 — 1985 was reduced from 272 thousand tons to 220 thousand tons. or for 19%. The reason for that — essential reduction of meat efficiency. Not casually in the 80th trade in big sizes began to realize mutton below average fatness, so-called "toschak". In this branch many problems constraining its development collected. One of them was indifference cultivated by system to hard chabansky work, ignoring of labor skills of Kazakhs in the maintenance of cattle, loss passed tests by eyelids of national production technologies.

As a whole the measures taken by the state for development of agriculture were vague and a little that changed in this major branch of a national economy. In aspiration to unify agricultural production the central governing bodies considered interests of the republic in division and a full development of work, regional potential opportunities and requirements a little. In the conditions of action of a uniform economic complex of the country dependence of the republic on the center amplified.

One of the reasons of a distress of agriculture was the undivided power over the peasant of a management system. Numerous decisions on expansion of economic independence of collective farms and state farms were suppressed by this system. Party district committees, district executive committees, agricultural bodies were the means, an allowing administrative way somehow to compensate absence in the village of the normal economic relations. The economic initiative of shots was paralyzed, their responsibility for results of managing decreased, the red tape replaced concrete organizing work. Attempts made from time to time considerably to change a control system of agriculture were fruitless. The decision of the Central Committee of CPSU (1976) became the next such step to elimination of collective-farm independence about development in agriculture of specialization, cooperation and agro-industrial integration. On its basis there was in essence a violent connection of collective farms and state farms in intereconomic and so-called agro-industrial associations. At creation of these associations large miscalculations were allowed.

Financial and material resources were taken away from farms shareholders, and their interests were a little considered by offices of the intercollective-farm organizations.

Low-productive there were also attempts of radical change of a control system by agriculture through creation of regional agro-industrial associations (RAPO) on the basis of solutions of May (1982) of Plenum of the Central Committee of CPSU. In RAPO structure along with state farms and collective farms the enterprises of serving branches and processing industry united. As practice showed, such association was in many respects formal. RAPO wasn't succeeded to develop integration communications and to overcome departmental dissociation. As integrators the serving organizations and the processing enterprises which appropriated the profit created substantially by efforts of farms quite often acted.

At a boundary of the 60th — the 70th administrative methods of control over agrarian sector of economy contrary to the concept of economic reform of 1965 amplified. Considerably process of democratization of collective-farm self-government began to be turned, control amplified from party, executive and administrative bodies behind financial and economic activity of collective farms and state farms.

Purchase prices often didn't cover product cost, the number of unprofitable farms from here accrued. If in 1970 the specific weight of unprofitable farms of state farms made 26%, and collective farms — 4%, in 1985 53% of state farms and 49% of collective farms were unprofitable. The profit in collective farms was reduced for this period from 240,8 million to 83,4 million rubles, state farms from 597,4 million profit to 35,7 million rubles a loss. Except for production of a bird production of all other livestock products was unprofitable.

In the conditions of alienation of the worker from means of production and results of work, noneconomic coercion even positive at the beginning the measures undertaken by the state, addressed in the contrast. So was, for example, with introduction in July, 1965 of the guaranteed monetary compensation in collective farms. At the beginning it lifted interest of rural workers as a result of the work. However further monetary payment lost character of an equivalent of work. In payment leveling tendencies prevailed, paid for separate operations irrespective of the end result. Single state tariffs, coefficients and standards on which the salary of workers of the village was under construction, poorly considered a difference in working conditions, complexity and variety of works, people often received money for appearance at work, instead of for result of work. Compensation advanced growth of its productivity. It conducted to that quite often the compensation fund in collective farm was above a gross revenue.

It is impossible to tell that society indifferently belonged to situation in agriculture. On places searches of the best organization of production, increase of its efficiency were conducted. But they not only didn't find support, but sometimes and were punished. Tragicly attempt to change the work organization in production and to operate ended leaning on economic levers, for the head of a pilot farm on production of a grassy flour of state farm of Akchi of the Kurtinsky region of Almaty area of I.N. Hudenko. Social сущноть its experiment made in the late sixties — the beginning of the 70th in state farm "Iliysky" and in a pilot farm, consisted in connection of functions of production and management, and performance of these functions directly the peasant, overcoming his estrangement from results of work. Experimental conditions were coordinated with allied and republican bodies. On the basis of introduction of new forms of the organization and production management labor productivity in a pilot farm was tripled by 6 times, earnings in comparison with usual state farms. Compensation was put in dependence on the end result. The economy constructed the settlement with a totality of the engineering equipment. Several times cost of production decreased, workers realized themselves full owners of production. But instead of support and experiment development the economy was liquidated by the decision of the Ministry of Agriculture of the republic allegedly because of unprofitability. Over organizers of experiment uniform punishment was made. The party leaders of the republic supported officials of the Ministry of Agriculture in experiment elimination. Its results could be infectious for others, undermined existing system. They "pricked eyes", showing a true situation in system of agriculture of the republic.

The system cruelly finished with experimenters. I.Hudenko expelled from party, accused of attempt of plunder of public funds and judged. In prison he died. Only in the late eighties I.N. Hudenko was posthumously rehabilitated by the decision of board of the Supreme Court of Kazakhstan and blighters of experiment are called by name.

At the beginning of the 80th distressful agriculture tortured infinite transformations, the integration, new types of management, experiments with technology, with the prices, integration and specialization etc., being under rigid administrative control, it appeared in a crisis situation. Attempts to change situation by acceptance new the decision didn't yield essential results.

In the eleventh five-years period in the republic purchases of grain, cotton raw, sugar beet, sunflower were reduced. Some growth of government purchases of meat, milk and dairy products, eggs couldn't compensate the increased demand of the population for these products. In the city district rated supply on a number of the main food was entered.

The Central Committee of CPSU put forward in April, 1985 a course on acceleration of social and economic development of the country, assuming changes and in agriculture, quickly enough found the insolvency. In agro-industrial sector capital investments amplified. Purchase prices were raised, debts from collective farms and state farms are written off, carried out next "improvement" of management by agro-industrial complex. But, despite numerous decisions on expansion of independence of farms, in practice press methods of the management remained, and the increased management personnel didn't try to find an optimum combination of centralism and a local initiative.

Invariable there were economic relations in agriculture. Attempt to change them by introduction of the rent relations wasn't successful. Economy translation process on rent gained nature of the next campaign and was carried out by administrative methods. Rent collectives were opposed to other forms of managing, their creation was unreasonably forced. Rent didn't mention the deep economic relations, didn't change essentially opportunities of workers and their collectives in assignment of means and results of the work, the created income and the order of. The peasant still wasn't neither the owner of means of production, nor the owner of production made by it. The system of farms and free cooperatives didn't gain by 1990 a wide circulation. On the one hand, its introduction was slowed down by heads of collective farms and state farms and local party bodies, with another — psychological inertia of employees of collective farms and state farms. As a result there was a further falling of agrarian production.


To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Казахстан в 70-е -80-е гг. Кризисные явления в сельском хозяйстве.

Кризисные явления в сельском хозяйстве.

30 Июля 2013
431
0

Аграрная реформа, разработанная мартовским (1965 г.) Плену­мом ЦК КПСС, была попыткой перевода сельского хозяйства на интенсивный путь развития. Намечены были меры по перераспреде­лению национального дохода в пользу аграрного сектора, решению социальных проблем села, внедрению хозрасчета, повышению заку­почных цен на сельскохозяйственную продукцию. Но при этом неиз­менным оставались производственные отношения и система управ­ления этой сферой народного хозяйства.

Сельское хозяйство республики получило крупные инвестиции. В 1971—1989 гг. в него было вложено 58,2 млрд. руб., в том числе по объектам производственного назначения — 43 млрд. руб. Основные сельскохозяйственные производственные фонды в расчете на одного работника увеличились более чем втрое12. В результате к 1985 г. были полностью механизированы основные полевые работы — пахота, сев, уборка зерновых культур, на 75—98% — основные работы в животно­водстве. Однако комплексной механизации всех отраслей не было достигнуто. Ручной труд преобладал при посадке и уборке овощей, сборе плодов и ягод, на ремонтных работах13.

Попытки решить проблемы сельского хозяйства только за счет увеличения объема капитальных вложений не дали ожидаемого эф­фекта. Более половины из них, до 55% направлялись на сооружениедорогостоящих гигантских жвотноводческих комплексов, водохо­зяйственное строительство, приобретение сельхозтехники, вместо использования их на повышение плодородия земель, электрифика­цию, создание предприятий по хранению и переработке сельхозпро­дукции. Остаточный принцип господствовал и в социальной сфере обустройства аула и села. Такое пренебрежение к нуждам людей обернулось тем, что в 1987 г. более половины аульно-сельских насе­ленных пунктов не имели учреждений здравоохранения, почти поло­вина сельских больниц размещалась в неприспособленных помеще­ниях, каждая пятая больница не имела водопровода, канализации и пищеблоков.

Не оправдались надежды колхозов и совхозов улучшить свое положение за счет повышения закупочных цен на продаваемую государству сельхозпродукцию. Цены были увеличены примерно вдвое, а на промышленную продукцию для сельского хозяйства они поднялись в 2—5 раз. При этом цена на технику была оторвана от ее производительности. Монопольное право промышленных предпри­ятий устанавливать произвольные цены попирало ценовой паритет между промышленностью и сельским хозяйством. Предприятия вы­нуждали совхозы и колхозы брать ненужную им технику, которая чуть ли не сразу шла в ремонт. Аул и деревню буквально «грабили» предприятия Сельхозтехники, Сельхозхимии, мелиоративные и др. организации. Все это вело к росту себестоимости сельхозпродукции, сокращению размеров прибыли в сельском хозяйстве, снижению материальной заинтересованности сельских тружеников.

Предпринятые государством меры встретили поддержку кресть­янства и на первых порах оживили хозяйственную деятельность совхозов и колхозов. В конце 60-х- начале 70-х гг. улучшилось снаб­жение населения продовольствием, промышленности — сырьем. Од­нако ожидаемого перелома в развитии аграрной сферы не произош­ло. Многое из того, что первоначально декларировалось и планиро­валось, осталось нереализованным. В то время как потребности населения и промышленности в сельскохозяйственной продукции, сырье росли, темпы ее прироста из года в год снижались.

Наращивание производства сельскохозяйственных продуктов в республике проходило крайне неравномерно. Наиболее высокие тем­пы прироста были достигнуты в девятой пятилетке — 3% в год и в 1986—1989 гг. — около 4% в год. В1981—1985 гг. фактически прироста валовой продукции не произошло13. Снижалась эффективность про­изводства, его фондоотдача, производительность труда, прибыль хо­зяйств, росла себестоимость продукции. Налицо были все признаки кризиса.

Неустойчивым было развитие зернового производства. При ста­билизации посевных площадей на уровне 25,5—25,1 млн. га урожай­ность зерновых имела тенденцию к снижению.

На протяжении трех пятилеток (1971—1985 гг.) несколько увели­чились валовое производство и государственные закупки хлопка, картофеля, овощей, но сократилось производство сахарной свеклы. Повышению урожайности и росту производства овощей и картофеля способствовало создание вокруг городов промышленных центров, специализированных государственных предприятий и совхозов пригородного типа, в которых концентрировалось производство этих культур. Здесь использовались прогрессивные методы и способы производства, повышающие урожайность, город оказывал селу эко­номическую и трудовую помощь.

Неравномерным было производство животноводческой продук­ции. Резкий скачок в увеличении производства молока в совхозах и колхозах произошел в девятой пятилетке (22%), в 1976—1980 гг. темпы прироста снизились до 8%, а в 1981—1985 гг. до 6%. В целом производство молока за 1971—1985 гг. возросло на 17,3%. Но этот прирост произошел исключительно на экстенсивной основе, за счет роста поголовья коров, так как средний надой в общественном хозяй­стве за эти годы остался неизменным. После длительного застоя положение несколько изменилось в 1986—1989 гг., когда средний удой молока от одной коровы возрос до 2238 кг (12,3%).

В 1971—1985 гг. не было устойчивого роста производства мяса. Если в девятой пятилетке среднегодовые темпы прироста составляли 4,2%, то в 1976—1980 гг. они упали до 0,5% и несколько поднялись в 1981—1985 гг. (3%). Начиная с десятой пятилетки производство мяса в республике составляло более 1 млн. т. Примерно от одной четверти до одной пятой от общего производства мяса поставлялось в общесо­юзный фонд.

Наибольший темп прироста производства мяса был достигнут в птицеводстве, где среднегодовое производство продукции в 1989 г. в сравнении с 1970 г. возросло в 5 раз. Это стало результатом строитель­ства широкой сети государственных птицефабрик, перевода отрасти на промышленную технологию с централизованным кормообеспечением из государственных ресурсов.

Традиционной отраслью сельского хозяйства Казахстана явля­лось овцеводство. Поголовье овец до одиннадцатой пятилетки хотя и медленно, но возросло с 31,8 млн. в 1971 г. до 35,2 млн голов в 1981 г. В 1981—1985 гг. рост почти прекратился, а производство баранины в 1970—1985 гг. сократилось с 272 тыс. т до 220 тыс. т. или на 19%. Причина тому — существенное сокращение мясной продуктивности. Не случайно в 80-е гг. торговля в больших размерах стала реализовы-вать баранину ниже средней упитанности, т. н. «тощак». В этой отрасли накопилось немало проблем, сдерживающих ее развитие. Одной из них являлось культивируемое системой безразличие к тяжелому чабанскому труду, игнорирование трудовых навыков каза­хов в содержании скота, утрата прошедших испытания веками наро­дных производственных технологий.

В целом предпринятые государством меры по развитию сельского хозяйства оказались половинчатыми и мало что изменили в этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В стремлении унифициро­вать сельскохозяйственное производство центральные органы уп­равления мало учитывали интересы республики в разделении и всестороннем развитии труда, региональные потенциальные воз­можности и потребности. В условиях действия единого народнохо­зяйственного комплекса страны усиливалась зависимость республи­ки от центра.

Одной из причин бедственного положения сельского хозяйства являлась безраздельная власть над крестьянином административнойсистемы. Неоднократные решения о расширении хозяйственной са­мостоятельности колхозов и совхозов глушились этой системой. Райкомы партии, райисполкомы, сельскохозяйственные органы яв­лялись средством, позволяющим административным путем как-то компенсировать отсутствие в селе нормальных экономических отно­шений. Хозяйственная инициатива кадров парализовалась, ответ­ственность их за результаты хозяйствования снижалась, канцеляр­щина заменила конкретную организаторскую работу. Предприни­мавшиеся время от времени попытки радикально изменить систему управления сельским хозяйством оказывались бесплодными. Оче­редным таким шагом к ликвидации колхозной самостоятельности стало решение ЦК КПСС (1976 г.) о развитии в сельском хозяйстве специализации, кооперации и агропромышленной интеграции. На его основе происходило по существу насильственное соединение колхозов и совхозов в межхозяйственные и так называемые агропро­мышленные объединения. При создании этих объединений допуска­лись крупные просчеты.

У хозяйств-пайщиков отнимались финансовые и материальные ресурсы, а интересы их мало учитывались аппаратами межколхозных организаций.

Малорезультативными оказались и попытки радикального изме­нения системы управления сельским хозяйством через создание районных агропромышленных объединений (РАПО) на основе реше­ний майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. В состав РАПО наряду с совхозами и колхозами объединялись предприятия обслуживающих отраслей и пререрабатывающей промышленности. Как показала практика, такое объединение оказалось во многом формальным. РАПО не удалось развить интеграционные связи и преодолеть ведом­ственную разобщенность. Интеграторами нередко выступали обслу­живающие организации и перерабатывающие предприятия, которые присваивали себе прибыль, созданную в значительной степени уси­лиями хозяйств.

На рубеже 60-х—70-х гг. усилились административные методы управления аграрным сектором экономики вопреки концепции хо­зяйственной реформы 1965 г. Заметно стал сворачиваться процесс демократизации колхозного самоуправления, усилился контроль со стороны партийных, исполнительных и административных органов за финансово-хозяйственной деятельностью колхозов и совхозов.

Закупочные цены часто не покрывали себестоимость продукции, отсюда нарастало число убыточных хозяйств. Если в 1970 г. удельный вес убыточных хозяйств совхозов составлял 26%, а колхозов — 4%, то в 1985 г. убыточными были 53% совхозов и 49% колхозов. Прибыль в колхозах сократилась за этот период с 240,8 млн. до 83,4 млн. руб., совхозов с 597,4 млн. прибыли до 35,7 млн. руб. убытка. За исключени­ем производства птицы производство всех остальных продуктов жи­вотноводства было убыточным.

В условиях отчуждения труженика от средств производства и результатов труда, внеэкономического принуждения даже позитив­ные на первых порах меры, предпринимаемые государством, обраща­лись в свою противоположность. Так было, например, с введением в  июле 1965 г. гарантированной денежной оплаты труда в колхозах. На первых порах это подняло заинтересованность сельских тружеников в результате своего труда. Однако в дальнейшем денежная оплата утратила характер эквивалента труда. В оплате возобладали уравни­тельные тенденции, платили за отдельные операции независимо от конечного результата. Единые государственные тарифы, коэффици­енты и нормативы, на которых строилась зарплата тружеников села, слабо учитывали разницу в условиях труда, сложность и многообра­зие работ, люди часто получали деньги за выход на работу, а не за результат работы. Оплата труда опережала рост его производитель­ности. Это вело к тому, что нередко фонд оплаты труда в колхозе был выше валового дохода.

Нельзя сказать, что общество равнодушно относилось к положе­нию в сельском хозяйстве. На местах велись поиски лучшей органи­зации производства, повышения его эффективности. Но они не только не находили поддержки, но порой и карались. Трагически закончилась попытка изменить организацию труда в производстве и управлять опираясь на экономические рычаги, для руководителя опытного хозяйства по производству травяной муки совхоза Акчи Куртинского района Алма-Атинской области И. Н. Худенко. Соци­альная сущноть его эксперимента, проведенного в конце 60-х — начале 70-х гг. в совхозе «Илийский» и в опытном хозяйстве, заклю­чалась в соединении функций производства и управления, и выпол­нения этих функций непосредственно крестьянином, преодолевая его отчужденность от результатов труда. Условия эксперимента были согласованы с союзными и республиканскими органами. На основе внедрения новых форм организации и управления производством производительность труда в опытном хозяйстве увеличилась в 6 раз, заработки втрое по сравнению с обычными совхозами. Оплата труда была поставлена в зависимость от конечного результата. Хозяйство построило поселок с полным набором инженерного оборудования. В несколько раз снизилась себестоимость производства, работники осознали себя полными хозяевами производства. Но вместо поддер­жки и развития эксперимента хозяйство решением Минсельхоза республики было ликвидировано якобы по причине убыточности. Над организаторами эксперимента была учинена форменная распра­ва. Партийное руководство республики поддержало чиновников Минсельхоза в ликвидации эксперимента. Его итоги могли оказать­ся заразительными для других, подрывали существующую систему. Они «кололи глаза», показывая истинное положение дел в системе сельского хозяйства республики.

Система жестоко расправилась с экспериментаторами. И. Худен­ко исключили из партии, обвинили в попытке хищения государствен­ных средств и судили. В тюрьме он скончался. Только в конце 80-х годов И. Н. Худенко был посмертно реабилитирован решением кол­легии Верховного суда Казахстана и названы поименно губители эксперимента.

В начале 80-х многострадальное сельское хозяйство, замученное бесконечным преобразованиями, укрупнениями, новыми видами уп­равления, экспериментами с технологией, с ценами, интеграцией и специализацией и т. д., находясь под жестким административным контролем, оказалось в кризисной ситуации. Попытки изменитьположение путем принятия новых решении не дали существенных результатов.

В одиннадцатой пятилетке в республике сократились закупки зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника. Некоторый рост госзакупок мяса, молока и молочных продуктов, яиц не мог компенсировать возросшего спроса населения на эти продукты14. В городской местности было введено нормированное снабжение по ряду основных продуктов питания.

Выдвинутый в апреле 1985 г. ЦК КПСС курс на ускорение социаль­но-экономического развития страны, предполагавший изменения и в сельском хозяйстве, довольно быстро обнаружил свою несостоя­тельность. В агропромышленный сектор усилились капитальные вложения. Были повышены закупочные цены, списаны долги с кол­хозов и совхозов, проведены очередные «совершенствования» управ­ления агропромышленным комплексом. Но, несмотря на многочис­ленные решения о расширении самостоятельности хозяйств, на прак­тике сохранялись нажимные методы руководства, а возросший аппа­рат управления не пытался найти оптимальное сочетание централиз­ма и местной инициативы.

Неизменными оставались экономические отношения в сельском хозяйстве. Попытка изменить их путем введения арендных отноше­ний не удалась. Процесс перевода хозяйства на аренду приобрел характер очередной кампании и проводился административными методами. Арендные коллективы противопоставлялись другим фор­мам хозяйствования, создание их необоснованно форсировалось. Аренда не затронула глубинных экономических отношений, не изме­нила принципиально возможностей трудящихся и их коллективов в присвоении средств и результатов труда, создаваемого дохода и рас­поряжения им. Крестьянин по-прежнему не являлся ни собственни­ком средств производства, ни хозяином производимой им продукции. Не получила к 1990 г. широкого распространения система фермер­ских хозяйств и свободных кооперативов. С одной стороны, ее внед­рение тормозилось руководителями колхозов и совхозов и местными партийными органами, с другой — психологической инерцией работ­ников колхозов и совхозов. В итоге происходило дальнейшее падение аграрного производства.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь