Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Russian Empire National Liberation War in period of joining of Kazakhstan to Russia Revolt of 1837 — 1847 under the leadership of khan Kenesary

Revolt of 1837 — 1847 under the leadership of khan Kenesary

30 July 2013
2280
0

In the first quarter of the XIX century the imperial government started carrying out in Kazakhstan of the administrative and political innovations, aiming to attach those regions of edge which didn't enter yet into the Russian Empire. The charter about the Siberian Kazakhs of 1822 radically changed structure of management of steppe areas, entering district system according to which the Kazakh society оыло is divided into the district, the volost, an aul. Aul as a local administrative unit, I incorporated from 50 to 70 tilt carts, 10 — 12 such auls formed the volost, 10 — 15 volosts — the district which had a certain territory. The senior sultans for whom the government kept the administrative power, were generally urged to provide consolidation of a position of the government. At the head of volosts there were the volost sultans equated to officials of the 12th category, at the head of auls aulny foremen, in the rights equated to rural heads. From maintaining court биев the most essential prerogatives began to be withdrawn.

Education Karkaralinsky (in the former possession of Bukey hana) and Kokshetausky (in the former possession of khan Uali) districts began for gradual capture by tsarism of the Kazakh lands on a joint of Average and Senior shoes. There was a narrowing of traditional kocheviya of Kazakhs, resettlement of the Cossack population to fertile areas extended. The discontent of the Kazakh population which was grouped round descendants of Abylay hana grew. One of чингизидов Gabaydulla the sultan was seized with retaliatory group and banished in Berezov and came back from the Siberian imprisonment only in November, 1840 thanks to persistent requirements of sultan Kenesarg20.

The sultan Sarzhan, son Kasym-tore united separate groups and opposed policy of colonization of the Kazakh lands. Tesnimy imperial retaliatory groups sultan Sarzhan with the adherents removed to borders of the Kokandsky khanate, hoping to get support kokandsky бека. Here in 1836 Sarzhan was rascally killed according to instructions of the kokandsky governor, in 1840 Kasym-tore — Kenesara's father and other his relatives were lost. Nadezhda Kasym sultana on support kokandsky беков in its fight against colonial aspirations of tsarism didn't justify. However fight of sultan Kasym and his sons, despite spontaneous, unorganized character, had important value in the subsequent consolidation of anti-colonial forces under leadership of the sultan, then khan Kenesara (1802-1847).

Kenesara Kasymov acted on the historical arena as the successor of business of Abylay hana in conditions when owing to massive performances of imperial armies threat over independence of three regions of Kazakhstan which, despite adoption of charters about the Siberian and Orenburg Kazakhs of 1822 — 1824, continued to keep political isolation hung. Therefore a main goal of the risen sultan was restoration of integrity of territorial borders of Kazakhstan of times of Abylay hana, abolition of "sofas" 21 (as in its letters the districts founded in Kazakhstan in 20 — the 30th of the XIX century are designated), preservation of full independence of the lands which haven't a part of Russia.

The main requirements of "the rebellious sultan" are accurately defined in his numerous letters addressed to emperor Nikolay I, the Orenburg governors V.A.Perovskomu, V.A.Obruchev, the Siberian governor, prince P. D. Gorchakov, the chairman of the Orenburg boundary commission A.F.Gensa, etc. Neither the Gabay-dulla-sultan, nor his brother Sarzhan can't get up in one row from Kenesara Kasymov who, in opinion, M. Krasovsky "conceding to the grandfather (Абылаю) in mind, but surpassing and his and father (Kasym-tore) by energy of character, became known in all steppe" 22.

As "the dexterous, peculiar politician" Kenesara Kasymov's sultan realized that fight against such powerful power as Russia, demands association of forces of three Kazakh shoes, considerable victims, use not only military, but also diplomatic efforts. It cruelly suppressed willfulness of certain sultans, foremen, биев, broken away from national movement, strictly finished with those who supported policy of Russia, but remained the supporter of the peace solution of misunderstanding with the imperial government. Tolerantly treated prisoners of war, including Russians, some of which served at it, delicately accepted the Russian messengers and in character didn't find cruelty unless shown in the period of an antagonism with Kyrgyz though fits of anger concerning those who betrayed interests of revolt, I broke military discipline, were frequent. The poem "Kenesary-Nauryzbay" which author the poet, soldier Nysanbay, actively participated in this movement testifies to it, in particular.

Kenesara all means achieved association of feudal groups, rodoplemenny divisions of three shoes though this goal wasn't reached even in the peak of liberating fight in 1844 — 1845. From the very beginning of revolt the Kazakh nobility was divided into two contradictory camps: the part which has been treated kindly by the government, relying on support of colonial administration, achieved destruction of the political opponents. The senior sultan of the Akmolinsky district Konyrkulzha Kudaymendin, sultans — governors Younger жуза Ahmed and Mukhamed Dzhantyurina, Aychuvakova's sultans were Kenesara's irreconcilable opponents. After Kenesara's transition to Zhetysa concerning the risen sons Abylay hana Ali, Suyuk, relatives of the leader of liberating fight adhered to a hard line.

And still Kenesara Kasymov managed to unite under the banner considerable part of the Kazakh childbirth of three shoes. Sometimes the number of its armies reached 20000 people. The most part of the Kazakh sultans, mainly Average clan, adjoined revolt. According to the data collected by judicial penal facilities of Omsk regional board, only in Kushmurunsky, Kokchetav, Akmolinsky, Karkaralinsky and Bayanaulsky districts risen supported over 80 sultans, biys, foremen. With 23-year age, actively participating in liberation movement, having convinced of malignancy of the line which has led to death of brothers and the father, Kenesara refused negotiations with the kokandsky Kushbegi oppressing Kazakhs in lower reaches of Syr-Darya though supported friendship with the Bukhara emir sometimes supplying it with gunpowder, the weapon.

Revolt of Kazakhs from the very beginning got general scale. This only revolt in the history of liberation movements of the end by XVIII and in the XIX century which captured all main areas of moving of the Kazakh childbirth: except rodoplemenny associations of the Average жуза, childbirth took part in it Younger жуза шекты, Tamm, табын, алшын, shumeky, жаппас, etc., the Senior жуза — уйсун, дулат, etc.

Driving force of revolt were Kazakh шаура. In fight for restoration of political independence participated both privates егинши, and foremen, and sultans. General fight against military colonization of the Kazakh earth, domination kokandsky беков gave to movement liberating character. However, not all of Biya, foremen, sultans were consecutive in Kenesara's support: in process of a re-deployment and transition of the main forces to other areas the separate groups completed on patrimonial signs, departed from the risen. Among leaders of groups there were known national batyrs: Агыбай, Iman (Amangelda Imanova's grandfather), Basygara, Angal, Zhanaydar, Zheka, Suranshy, Bayseit, Zholaman Tlenshiyev, Bukharbay, etc. The structure of participants was international: Russians, Uzbeks, Kyrgyz, Poles, etc.

Kenesara's military operations I began in the spring of 1838 a siege and burning of Akmolinsky strengthening. The commandant of fortress to army foreman Karbyshev and the senior sultan of the Akmolinsky district to colonel Konyrkulzha Kudaymendin hardly managed to get out of the burned fortress. Soon the risen moved to the area Turgaya. In letters to Kenesara's Orenburg officials declares this step the desire, having removed is closer to Orenburg, to facilitate negotiating. Actually the sultan aimed to extend revolt on Younger жуз, directly adjoining Russia where in 1836 — 1838 there was a revolt under the leadership of Isataya Taymanov. Tort-karintsy, shumekeevets, tabynets and other childbirth under the leadership of batyr Zholaman Tlenshiyev joined the risen. Movement captured also Younger жуз. Negotiations, as one would expect, didn't yield results.

In September, 1841 representatives of three Kazakh shoes elected Kenesara Kasymov the khan. The Kazakh khanate was restored. In August, 1841 the risen besieged fortresses Sozak, Zhanakorgan, Joint stock company-Mschst, Zhulek where significant forces of kokandets were billeted. The capture of several kokandsky strengthenings inspired the risen. Even tortkarinets and the chiklinets wandering far from the main centers of revolt, notified about recognitions it the vsekazakh-sky khan.

Speaking about active participation of tortkarinets and chiklinets on Kenesara Kasymov's party, it is necessary to pay attention to incentive factors which intensified their actions at the end of 30 — the beginning of the 40th g of the XIX century. We mean aspiration of the Kazakh childbirth of the region to bring a contribution to the common cause of preservation of isolation of the Kazakh lands not only from approaching ugrozykolonialny captures from the Russian Empire, but also to be exempted from domination kokandsky беков. The sharpening of relationship of Kenesara and the Kokandsky khanate was caused also by personal motives of the Kazakh sultan. Perfidious murder by to-kandsky governors of his brother, one of leaders of revolt of Kazakhs of party of a colonial policy of tsarism of sultan Sarzhan in 1836, treacherous execution in 1840 Kasym-tore, the brothers of sultans of Esengelda, Alzhan and others Abylayev blood also hardened an antikokandsky position of the leader движения24. About it, in particular, Kenesara wrote in one of the letters Orenburg губернатору25. From the very beginning of liberating fight to the death Kenesara's khan concerning the Kokandsky khanate adhered to the accurate line — release from oppression of kokandsky governors. A little the policy of the Kazakh khan in his relationship with the Bukhara emir and the Khivan khan with whom Kenesara maintained quite confidential relations differed. The Khivan governor sometimes supplied the Kazakh groups with guns, gunpowder. According to military historian V. Potto, these states were ready to sign from Kenesara mutually acceptable союз26.

All these circumstances to a certain extent predetermined character of policy of Kenesara concerning neighboring countries, had impact on structure of administrative management of its khanate.

The state created by the khan of Kenesara, was feudal, extending the power on all territory of Kazakhstan, except for areas along the line of Irtysh, Ishim, Ural where the colonial power of the empire was approved. Taxation was ordered: зякет — for cattle-farmers, ушур — for plowmen. War continuation with imperial groups demanded material and other means that, naturally, led to increase in tax burden.

Kenesara's state encouraged transition of Kazakhs to agriculture. Besides other circumstances it was dictated by need of providing the risen auls bread in the conditions of control toughening from imperial administration over trade caravans. The bread intended for risen, was confiscated, dealers with the risk, delivering bread risen, were attracted to severe responsibility.

Kenesara's trade policy underwent considerable changes. Seeing ** that duties from merchant caravans bring in considerable incomes, the khan stopped plunder of caravans, personally accepted sometimes a caravan-bashi, assessing with a surtax of those who evaded from payment of duty for transportation of goods.

The state system was transformed. Hansky council as the supreme advisory body consisted of devoted batyrs, биев, sultans, relatives. The main thread reins of government remained in Kenesara's hands. Hansky council included generally people, true to interests of the liberating fight, shown personal courage, diplomatic abilities.

The special service of management watched distribution, an explanation and performance in auls of decisions, appeals of hansky council. Being in the head of state of Kenesara encouraged attraction to management of the persons who have shown uncommon personal qualities, despite of their origin.

The khan constantly addressed with letters to officials of Russia, Central Asia. It attached to the organization of diplomatic service extremely important significance. His letters, addresses differ the accurate concrete contents, argumentativeness of requirements. At reception of the Russian diplomats Gern, Dolgov, the baron of Ur, known merchants were shown by a diplomatic step.

Being the supporter of centralization of the power in the khanate, Kenesara tried to exclude contentions between influential feudal lords, I condemned барымту, strictly I punished responsible for intergeneric collisions. Kenesara managed to organize the efficient militia which separate groups members of the Council of War, the well-known batyrs led. Divided into hundreds and thousands, Kenesara's armies were adapted for conditions of dragged-out steppe war. The strict discipline, entered Kenesara, allowed it to provide gathering of soldiers in rather short term. Kenesara entered in the armies distinctions. Numerous sources confirm that the leader of revolt carried gilded officer epaulets of the Russian army.

Kenesara skillfully used the agents delivering to it necessary data. Thanks to such information, the khan beforehand knew plans of military movement of retaliatory forces that gave the chance to it to avoid human losses. Tactics of conducting military operations of Kenesara is in detail described in official reports, reports, reports of the colonel of Dunikovsky, army foreman Lebedev, in works of historians of the last century of N. Sereda, V. Potto, L.Meyer and other 27.

Having become at the head of the khanate, Kenesara more resolutely, than before, I continued fight for release of the Kazakh lands. Suzak, Kenesara intended not only to broaden with a capture of Kokandsky fortress the war zone, but also to revenge for death of the relatives.

Active participation of Kazakhs of three shoes in anti-colonial fight strongly disturbed tsarism. It was decided to conduct large-scale fight against the risen. Signing the resolution that in one state there can't be other state, Nikolay I authorized on June 27, 1843 a large-scale military campaign against Kenesara. The group of army foreman Lebedev among 300 people had to become the advanced force, later the number of his group reached 1900 people; in August, 1843 the second group headed by the sultan was equipped And; Zhantorin and B. Aychuvakov. Battle of warring parties didn't yield on August 7, 1843 to the government desirable results. The armed group headed by the colonel Bizano-vym, without having met the main forces risen, came back to Orsk fortress. Kenesara, well knowing edge, passed in наступлениеи in the night of July 21, 1844 totally broke group of sultan Zhantorin. Army foreman Lebedev for a sluggishness and not rendering the immediate help was discharged of command of military group. The main forces of Kenesara inspired by a victory attacked on August 14, 1844 the Ekaterina's village, burned the suburb, форштадт, 40 people took away in плен28.

For revolt suppression from Orenburg the group of the colonel Dunikovsky moved, and the Siberian group of armies was headed by general Zhemchuzhnikov. Kenesara it was succeeded to escape prosecution of imperial groups. Governmental circles were captured by confusion, Besides long war from Kenesara distracted forces and means of the government. War didn't promise a fast victory. In addition to it between the Orenburg governor P. A.Perovskim and Siberian P. D. Gorchakov there were friction concerning fight ways from Kenesara. Perovsky I stood up for the solution of the conflicts by negotiations, Bitterlings — for military version of the solution of a question.

The Orenburg administration considered necessary to direct Dolgov and Gern's embassy which according to the received instructions laid down unacceptable conditions before Kenesara: risen it was allowed to wander within the limited region determined by the government. Imperial envoys, without having achieved a goal, were compelled to come back. Thus Debts informed the Orenburg administration Kenesara's requirement that he will agree to accept protectorate of Russia only in case all Russian strengthenings are destroyed, taken lands are returned to Kazakhs, robberies and violence in the steppe will stop.

The government sought to force out khan Kenesara from the Orenburg edge, having constructed some strengthenings near the Aral and Syr-Darya pool. Clamped from Kenesara's two parties it was compelled to leave Sara Arch (Gold steppe) and the revolt perene-sti-center in Senior жуз.

The Siberian authorities for anticipation of arrival of groups of Kenesara to the region under the guise of carrying out population census and cattle directed in Zhetysa significant forces with artillery under team of the Chairman of the Siberian border management of the general Vishnevsky. Under pressure превосх^ящих Kenesara's forces I passed to the right coast of river. Or and from there I removed to the foothills of Ala Tau, having created threat to alatavsky Kyrgyz. Batyrs of the Senior жуза Surants*y, Bayseit, Tayshibek supported Kenesara. Risen came nearer to lands of Kyrgyz. Initial anti-colonial nature of revolt underwent changes. The khan demanded submission to himself North Kyrgyz манапов. Kyrgyz манапы Ormon, Zhantay and Zhangarach called kurultai of representatives of tribes Sarybagash, to Bug, Sayak, Solto, Cherik and other tribes and refused to fulfill requirements of the Kazakh khan. In April, 1847 of Kenesara intruded in Kyrgyzstan, having 10 000 armies. Collisions with Kyrgyz happened in a mountain hollow of the Lake Issyk Kul and upper courses of river of Choo. Near Tokmak in Kenesara's last unequal fight together with 32 Kazakh sultans I died. Defeat and death of the khan created a favorable situation for further advance of the Russian groups towards Zailiysky edge and Northern Kyrgyzstan, having facilitated accession of these territories to the Russian Empire.

In Kenesara Kasymov's revolt there are a lot of contradictions: war with the Kokandsky khanate (the having purpose release of Kazakhs), on the one hand, and fratricidal war with Kyrgyz — with another, cruelty in relation to the Kazakh childbirth, refused to it in support.

The largest people's liberation revolt of the Kazakh people in the XIX century, aiming restoration of feudal statehood of the khan, and ended this time with defeat, having left an indelible trace in memory of the people of Central Asia and Kazakhstan. Kenesara's fight, his boundless devotion to interests of the people, art of a military leader, uncommon qualities of the astute politician in the XIX century got recognition in the people.


Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Российской Империи Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России Восстание 1837—1847 гг. под руководством хана Кенесары

Восстание 1837—1847 гг. под руководством хана Кенесары

30 Июля 2013
2414
0

В первой четверти XIX в. царское правительство приступило к проведению в Казахстане административно-политических нововве­дений, имевших целью присоединить те районы края, которые еще не вошли в Российскую империю. Устав о сибирских казахах 1822 г. коренным образом изменил структуру управления степными рай­онами, вводя окружную систему, в соответствии с которой казахское общество было разделено на округ, волость, аул. Аул, как низовая административная единица, имел в своем составе от 50 до 70 кибиток, 10—12 таких аулов образовывали волость, 10—15 волостей — округ, имевший определенную территорию. Старшие султаны, за которыми правительство сохраняло административную власть, в основном были призваны обеспечивать упрочение позиции правительства. Во главе волостей стояли волостные султаны, приравнивавшиеся к чиновникам 12 разряда, во главе аулов аульные старшины, в своих правах приравнивавшиеся к сельским старостам. Из ведения суда биев стали изыматься наибо­лее существенные прерогативы.

Образование Каркаралинского (в бывшем владении Букей-хана) и Кокшетауского (в бывшем владении хана Уали) округов положи­ли начало для постепенного захвата царизмом казахских земель на стыке Среднего и Старшего жузов. Произошло сужение традици­онных кочевий казахов, расширилось переселение казачьего насе­ления в плодородные районы. Росло недовольство казахского населения, которое сгруппировалось вокруг потомков Абылай-хана. Один из чингизидов Габайдулла султан был схвачен каратель­ным отрядом и сослан в Березов и возвратился из сибирского заточения лишь в ноябре 1840 г. благодаря настойчивым требова­ниям султана Кенесарьг20.

Султан Саржан, сын Касым-торе объединил разрозненные отря­ды и выступил против политики колонизации казахских земель. Теснимый царскими карательными отрядами султан Саржан со своими приверженцами перекочевал в пределы Кокандского хан­ства, надеясь заручиться поддержкой кокандского бека. Здесь в 1836 г. Саржан был злодейски убит по указанию кокандского правителя, в 1840 г. погибли Касым-торе — отец Кенесары и другие его близкие. Надежда Касым-султана на поддержку кокандских беков в его борьбе против колониальных устремлений царизма не оправдалась. Однако борьба султана Касыма и его сыновей, не­смотря на стихийный, неорганизованный характер, имела немало­важное значение в последующей консолидации антиколониальных сил под предводительством султана, затем хана Кенесары (1802-1847).

Кенесары Касымов выступил на историческую арену как про­должатель дела Абылай-хана в условиях, когда вследствие масси­рованных выступлений царских войск нависла угроза над независи­мостью трех районов Казахстана, которые, несмотря на принятие уставов о сибирских и оренбургских казахов 1822—1824 гг., продол­жали сохранять политическую обособленность. Поэтому главной целью восставшего султана явилось восстановление целостности территориальных пределов Казахстана времен Абылай-хана, упраз­днение «диванов»21 (как в письмах его обозначены округа, учреж­денные в Казахстане в 20—30-х гг. XIX в.), сохранение полной самостоятельности не вошедших в состав России земель.

Основные требования «мятежного султана» четко определены в его многочисленных письмах, адресованных императору Николаю I, оренбургским губернаторам В. А. Перовскому, В. А. Обруче­ву, сибирскому губернатору, князю П. Д. Горчакову, председателю Оренбургской пограничной комиссии А. Ф. Генсу и др. Ни Габай-дулла-султан, ни его брат Саржан не могут встать в один ряд с Кенесары Касымовым, который, по мнению, М. Красовского «уступая своему деду (Абылаю) в уме, но превосходя и его и своего отца (Касым-торе) энергией характера, стал известен во всей степи»22.

Как «ловкий, своеобразный политик» султан Кенесары Касы­мов отдавал себе отчет в том, что борьба с такой могущественной державой, как Россия, требует объединения сил трех казахских жузов, значительных жертв, использования не только военных, но и дипломатических усилий. Он жестоко подавлял своеволие от­дельных султанов, старшин, биев, отколовшихся от народного движения, строго расправлялся с теми, кто поддерживал политику России, но оставался сторонником мирного решения недоразуме­ний с царским правительством. Терпимо относился к военноплен­ным, в том числе русским, некоторые из которых служили у него, деликатно принимал российских посланцев, да и в характере не обнаруживал жестокость, разве что проявленные в период проти­воборства с киргизами, хотя вспышки гнева в отношении тех, кто предавал интересы восстания, нарушал воинскую дисциплину, были нередки. Об этом, в частности, свидетельствует поэма «Кенесары-Наурызбай», автор которой поэт, воин Нысанбай, ак­тивно участвовал в этом движении.

Кенесары всеми средствами добивался объединения феодаль­ных групп, родоплеменных подразделений трех жузов, хотя эта цель не была достигнута даже в самый пик освободительной борьбы в 1844—1845 гг. С самого начала восстания казахская знать разделилась на два противоборствующих лагеря: часть, обласкан­ная правительством, опираясь на поддержку колониальной адми­нистрации, добивалась сокрушения своих политических противни­ков. Непримиримыми противниками Кенесары были старший султан Акмолинского округа Коныркулжа Кудаймендин, султаны — правители Младшего жуза Ахмед и Мухамед Джантюрины, султаны Айчуваковы. После перехода Кенесары в Жетысу непри­миримой позиции в отношении восставших придерживались сы­новья Абылай-хана Али, Суюк, родственники самого предводителя освободительной борьбы.

И все же Кенесары Касымов сумел объединить под свое знамя значительную часть казахских родов трех жузов. Порой числен­ность его войск доходила до 20000 человек. Большая часть казахских султанов, преимущественно Среднего жуза, примкнула к восстанию. По данным, собранным судебно-карательными учреж­дениями Омского областного правления, только в Кушмурунском, Кокчетавском, Акмолинском, Каркаралинском и Баянаульском округах восставших поддерживали свыше 80 султанов, биев, стар­шин23. С 23-летнего возраста, активно участвуя в освободительном движении, убедившись в пагубности линии, приведшей к гибели братьев и отца, Кенесары отказался от переговоров с кокандским Кушбеги, притеснявшим казахов в низовьях Сырдарьи, хотя поддерживал дружественные отношения с Бухарским эмиром, порой снабжавшим его порохом, оружием.

Восстание казахов с самого начала приобрело всеобщий масш­таб. Это единственное восстание в истории освободительных движений конца XVIII и в XIX в., которое охватило все основные районы расселения казахских родов: кроме родоплеменных объеди­нений Среднего жуза, в нем приняли участие роды Младшего жуза шекты, тама, табын, алшын, шумекей, жаппас и др., Старшего жуза — уйсун, дулат и др.

Движущей силой восстания были казахские шаруа. В борьбе за восстановление политической независимости участвовали и рядо­вые егинши, и старшины, и султаны. Всеобщая борьба против военной колонизации казахской земли, засилья кокандских беков придало движению освободительный характер. Правда, не все бии, старшины, султаны были последовательными в поддержке Кенесары: по мере передислокации и перехода основных сил в другие районы отдельные отряды, комплектовавшиеся по родовым при­знакам, отходили от восставших. В числе предводителей отрядов были известные народные батыры: Агыбай, Иман (дед Амангельды Иманова), Басыгара, Ангал, Жанайдар, Жеке, Сураншы, Байсеит, Жоламан Тленшиев, Бухарбай и др. Состав участников был интер­национальным: русские, узбеки, киргизы, поляки и др.

Военные действия Кенесары начал весной 1838 г. осадой и сожжением Акмолинского укрепления. Коменданту крепости вой­сковому старшине Карбышеву и старшему султану Акмолинского округа полковнику Коныркулжа Кудаймендину с трудом удалось выбраться из сожженной крепости. Вскоре восставшие перемести­лись в район Тургая. В письмах к оренбургским чиновникам Кенесары объявляет этот свой шаг желанием своим, перекочевав ближе к Оренбургу, облегчить ведение переговоров. Фактически султан задался целью распространить восстание на Младший жуз, непосредственно примыкавший к России, где в 1836—1838 гг. произошло восстание под руководством Исатая Тайманова. Торткаринцы, шумекеевцы, табынцы и другие роды под руководством батыра Жоламана Тленшиева присоединились к восставшим. Дви­жение охватило и Младший жуз. Переговоры, как и следовало ожидать, результатов не дали.

В сентябре 1841 г. представители трех казахских жузов избрали Кенесары Касымова ханом. Казахское ханство было восстановлено. В августе 1841 г. восставшие осадили крепости Созак, Жанакорган, Ак-Мечеть,Жулек, где были расквартированы значительные силы кокандцев. Взятие нескольких кокандских укреплений вдохновило восставших. Даже торткаринцы и чиклинцы, кочевавшие вдали от основных очагов восстания, известили о признания его всеказахским ханом.

Говоря об активном участии торткаринцев и чиклинцев на стороне Кенесары Касымова, следует обратить внимание на побу­дительные факторы, которые активизировали их действия в конце 30— начале 40-х г. XIX в. Мы имеем в виду стремление казахских родов региона внести вклад в общее дело сохранения обособлен­ности казахских земель не только от надвигающейся угрозы колониальных захватов со стороны Российской империи, но и освободиться от засилья кокандских беков. Обострение взаимоот­ношений Кенесары и Кокандского ханства было вызвано и личными мотивами казахского султана. Вероломное убийство кокандскими правителями его брата, одного из предводителей восстания казахов партии колониальной политики царизма султа­на Саржана в 1836 г., предательская казнь в 1840 г Касым-торе, своих братьев султанов Есенгельды, Алжана и других Абылаев крови также ожесточили антикокандскую позицию предводителя движения24. Об этом, в частности, Кенесары писал в одном из своих писем Оренбургскому губернатору25. С самого начала освобо­дительной борьбы до самой гибели хан Кенесары в отношении Кокандского ханства придерживался четкой линии — освобожде­ния от гнета кокандских правителей. Несколько отличалась поли­тика казахского хана во взаимоотношениях его с Бухарским эмиром и Хивинским ханом, с которыми Кенесары поддерживал вполне доверительные отношения. Хивинский правитель порой снабжал казахские отряды пушками, порохом. По мнению военно­го историка В. Потто, эти государства готовы были подписать с Кенесары взаимоприемлемый союз26.

Все эти обстоятельства в известной степени предопределяли характер политики Кенесары в отношении соседних стран, оказы­вали влияние на структуру административного управления его ханства.

Государство, созданное ханом Кенесары, было феодальным, распространявшим свою власть на всю территорию Казахстана, за исключением районов вдоль линии Иртыша, Ишима, Урала, где утвердилась колониальная власть империи. Был упорядочен сбор налогов: зякет — для скотоводов, ушур — для хлебопашцев. Продолжение войны с царскими отрядами требовало материаль­ных и иных средств, что, естественно, привело к увеличению налогового бремени.

Государство Кенесары поощряло переход казахов к земледе­лию. Помимо других обстоятельств это было продиктовано необхо­димостью обеспечения восставших аулов хлебом в условиях ужес­точения контроля со стороны царской администрации над торго­выми караванами. Хлеб, предназначенный для восставшиx, кон­фисковывался, торговцы с риском, доставлявшие хлеб восставшим, привлекались к суровой ответственности.

Торговая политика Кенесары претерпела значительные изме­нения. Видя, что пошлины от купеческих караванов приносят значительные доходы, хан прекратил разграбление караванов, лично принимал порой караван-баши, облагая дополнительным налогом тех, кто уклонялся от уплаты пошлины за провоз товаров.

Было преобразовано государственное устройство. Ханский со­вет как высший совещательный орган состоял из преданных батыров, биев, султанов, родственников. Главная нить бразды правления оставалась в руках самого Кенесары. В ханский совет вошли в основном люди, верные интересам освободительной борьбы, проявившие личную отвагу, дипломатические способнос­ти.

Специальная служба управления следила за распространением, разъяснением и выполнением в аулах решений, обращений ханско­го совета. Находясь во главе государства Кенесары поощрял привлечение к управлению лиц, проявивших незаурядные личные качества, невзирая на их происхождение.

Хан постоянно обращался с письмами к должностным лицам России, Средней Азии. Организации дипломатической службы он придавал исключительно важное значение. Его письма, обраще­ния отличаются четким конкретным содержанием, аргументиро­ванностью требований. При приеме русских дипломатов Герна, Долгова, барона Ура, известных купцов проявлял дипломати­ческий такт.

Являясь сторонником централизации власти в ханстве, Кенеса­ры старался исключить раздоры между влиятельными феодалами, осуждал барымту, строго наказывал виновников межродовых столк­новений. Кенесары сумел организовать боеспособное ополчение, отдельными отрядами которых предводительствовали члены воен­ного совета, знаменитые батыры. Разделенные на сотни и тысячи, войска Кенесары были приспособлены к условиям затяжной степной войны. Строгая дисциплина, введенная Кенесары, позво­лила ему в сравнительно короткий срок обеспечить сбор воинов. Кенесары ввел в своих войсках знаки отличия. Многочисленные источники подтверждают, что сам предводитель восстания носил позолоченные офицерские эполеты русской армии.

Кенесары умело пользовался услугами своих агентов, достав­лявших ему нужные сведения. Благодаря такой информации, хан заблаговременно знал планы военных передвижений карательных сил, что давало ему возможность избегать людских потерь. Такти­ка ведения военных действий Кенесары подробно описана в рапортах, отчетах, донесениях полковника Дуниковского, войско­вого старшины Лебедева, в трудах историков прошлого века Н. Середы, В. Потто, Л. Мейера и др.27.

Став во главе ханства, Кенесары более решительно, чем пре­жде, продолжил борьбу за освобождение казахских земель. Взяти­ем Кокандской крепости Сузак, Кенесары намеревался не только расширить район военных действий, но и отомстить за гибель своих близких.

Активное участие казахов трех жузов в антиколониальной борьбе сильно встревожило царизм. Было решено вести крупно­масштабную борьбу против восставших. Подписывая резолюцию о том, что в одном государстве не может быть другого государства, Николай I 27 июня 1843 г. санкционировал крупномасштабный военный поход против Кенесары. Отряд войскового старшины Лебедева в числе 300 человек должен был стать передовой силой, позднее численность его отряда достигла 1900 человек; в августе 1843 г. была снаряжена вторая группа во главе с султаном А; Жанториным и Б. Айчуваковым. Сражение противоборствую­щих сторон 7 августа 1843 г. не дало правительству желаемых результатов. Вооруженная группа во главе с полковником Бизановым, не встретив основных сил восставших, возвратилась в Орскую крепость. Кенесары, хорошо знавший край, перешел в наступление и в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. наголову разбил отряд султана Жанторина. Войсковой старшина Лебедев за медлительность и неоказание немедленной помощи был отстранен от командования военным отрядом. Вдохновленные победой основные силы Кенеса­ры 14 августа 1844 г. атаковали Екатерининскую станицу, сожгли предместье, форштадт, 40 человек увели в плен28.

Для подавления восстания со стороны Оренбурга двинулся отряд полковника Дуниковского, а сибирскую группу войск возгла­вил генерал Жемчужников. Кенесары удалось ускользнуть от преследования царских отрядов. Правительственные круги охвати­ла растерянность, к тому же продолжительная война с Кенесары отвлекла силы и средства правительства. Война не обещала быстрой победы. Вдобавок к этому между Оренбургским губернато­ром П. А. Перовским и Сибирским П. Д. Горчаковым возникли трения относительно путей борьбы с Кенесары. Перовский стоял за решение конфликтов путем переговоров, Горчаков — за воен­ный вариант решения вопроса.

Оренбургское начальство сочло необходимым направить по­сольство Долгова и Герна, которые в соответствии с полученными инструкциями поставили перед Кенесары неприемлемые условия: восставшим разрешалось кочевать в пределах ограниченного реги­она, определенного правительством. Царские посланники, не до­бившись поставленной цели, вынуждены были возвратиться. При этом Долгов довел до сведения Оренбургской администрации требование Кенесары о том, что он согласится принять протекто­рат России лишь в том случае, если будут уничтожены все русские укрепления, захваченные земли возвращены казахам, прекратятся грабежи и насилия в степи.

Правительство стремилось вытеснить хана Кенесары из Орен­бургского края, построив несколько укреплений в районе Аральско-Сырдарьинского бассейна. Зажатый с двух сторон Кене­сары вынужден был оставить Сары-Арку (Золотую степь) и перенести центр восстания в Старший жуз.

Сибирские же власти для упреждения прибытия отрядов Кене­сары в регион под видом проведения переписи населения и скота направили в Жетысу значительные силы с артиллерией под командой Председателя сибирского пограничного управления ге­нерала Вишневского. Под давлением превосходящих сил Кенесары перешел на правый берег р. Или и оттуда перекочевал в предгорья Алатау, создав угрозу алатауским киргизам. Батыры Старшего жуза Суранши, Байсеит, Тайшибек поддержали Кенесары. Восстав­шие приблизились к землям киргизов. Первоначальный антиколо­ниальный характер восстания претерпел изменения. Хан требовал подчинения себе северо-киргизских манапов. Киргизские манапы Ормон, Жантай и Жангарач созвали курултай представителей племен Сарыбагаш, Бугу, Саяк, Солто, Черик и других племен и отказались выполнять требования казахского хана. В апреле 1847 г. Кенесары вторгся в Киргизию, имея 10 000 войск. Столкновения с киргизами происходили в горной котловине озера Иссык-Куль и верховьях р. Чу. Вблизи Токмака в последней неравной битве Кенесары вместе с 32 казахскими султанами погиб. Поражение и смерть хана создали благоприятную обстановку для дальнейшего продвижения русских отрядов в сторону Заилийского края и Северной Киргизии, облегчив присоединение этих территорий к Российской империи.

В восстании Кенесары Касымова немало противоречий: война с Кокандским ханством (имевшая цель освобождение казахов), с одной стороны, и братоубийственная война с киргизами — с другой, жестокость по отношению к казахским родам, отказавших ему в поддержке.

Крупнейшее народно-освободительное восстание казахского на­рода в XIX в., имевшее целью восстановление феодальной государ­ственности хана, и на этот раз закончилось поражением, оставив неизгладимый след в памяти народов Средней Азии и Казахстана. Борьба Кенесары, его беспредельная преданность интересам наро­да, полководческое искусство, незаурядные качества тонкого поли­тика еще в XIX в. снискали признание в народе.


20.ЦГА РК. ф. 4. оп. І. д. 2002, л. 15.

21.ЦГА РК. ф. 374. оп. I. д. 25. л. 14—14 об.

22.Красовский М. Область сибирских киргизов // Материалы для географии и статистикиРоссии. Ч. I. Спб., 1868. С. 105.

23.ЦГА РК. ф. 374, по. І, д. 1990. л. 18-21 (подсчет наш).

24.ЦГА РК, ф. 4. оп. І. д. 1993. л. 3-4.25.

25.См.: Серебренников Л. Г. Сборник материалов для завоевания Туркестанского края. Т.2. Ташкент. 1912. С. 229.

26.Потто В. О степных походах // Военный сборник. 1873. № 4. С. 258.

27.Потто В. О степных походах // Военный сборник. 1876. № 8. С. 408.

28.ЦГА РК. ф. 4. оп. I, д. 435. л. 205.

29.ЦГА РК. ф. 4. оп. I, д. 27. л. 126.


© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь