Home History of Kazakhstan Ancient Kazakhstan Kazakhstan in Stone age The Upper (late) paleolith

The Upper (late) paleolith

This is the time of wide human settlement in all climatic zones of land and the formation of races and racial groups.

There is a direct link between the emergence of Homo sapiens and the further development of the material and spiritual culture of  human society of the late paleolithic. This phenomenon is directly linked to the progressive development of public relations, the process of formation of the tribal community, the emergence of the first kind as a specific form of social organization of the human collective. It is believed that the tribal organization was everywhere matrilineal and matrilocal, nd the woman held predominating position in a community. Matrilineal clan, in such a way, was a exogamous group of people united by ties consanguinity with each other and a common origin on the maternal line. High position of women in public life was defined also by specifics of a communal household, a role of the woman in a family as continuers of a sort. It is no accident in the ideological representations of the ancient people emerged cult of woman – the mistress and the ancestors of the hearth.

The outlook of the late paleolith era person became complicated.  Has spread the cult of hunting magic, which was based on a belief in the power of the animal getting through the mastery of his images and symbols.It is believed that magic was a versatile instrument which appeared in this time of bright primitive art.

Ideas of soul and afterlife of the person as continuation of terrestrial existence conducted to emergence of difficult ritual ceremonies. Body of the dead strewed with red ochre, a breast decorated with necklaces from the drilled sinks and canines of a predator, a foot — bracelets from tusks of a mammoth, clothes embroidered garlands of a beads. Together with buried put products made ​​of flint and bone.

In comparison with monuments of the previous period parking of that time it is revealed a little. In East Kazakhstan Kanai, Svinchatka, Cave and Novo-Nikolsk parkings are known.  The greatest interest is represented by parking at the village Cave.

The Cave parking is on Bukhtarma's right coast at an entrance to a cave and located on the edge of the cape with an entrance to the west and represents two grottoes, united by a canopy.  S. Chernikov as a result of  exploratory excavation at a depth of  30-50 cm in the eastern part of the excavation in the 60-170 cm in the western found  paleolithic items, including a scraper with a circular touch-up, knife-edge piece of plate, knife-like tool, pyramidal shape nucleus with traces of chipping , bump and waste products from the black silicon and greenish quartz rock. Besides, fragments of  animal bones  are found: rhinoceros, bison, cave lion, etc.  Character of tools allows to date parking by the top paleolith.  In the upper paleolith processing of stone tools was more difficult:  cleaved thin plate from cores, most of which were intended to insert into bone and wooden frames, and then used as a skin and scrapers.  Wide application received and extractor technique allows to obtain weapons with a thin blade, such as spearheads darts.

From 1980  to 1983 were excavated on Irtysh on parking Shulbinka  in the New Shulbinsk area of the Semipalatinsk region. Among the 5,000 stone products are abundantly present scrapers on flakes and plates, tip, chisels, punches, cores varieties of forms and waste production.  Except stone products the centers put from pebbles, an ashes layer are found, and round the center at considerable distance there were dark stains of small diameter and a roundish form. Possibility is not excluded that this is the remains of wooden pillars that are the foundation of the home. The convenient arrangement of the district, high terrace, the river, the wood — all of this attracted the person, and dark stains and the centers testify  that escaping from the scorching sun and a rain in summertime, he built to himself easy lodgings.  Besides the cultural and community remains burial of the person who was placed in the writhed situation on the left side is revealed and is focused by the head to the west. The skeleton is in very bad preservation, as overlied shallowly, but the fact of finding it deserves attention. As the main raw material for production of tools on Shulbink's parking  were chalcedony, jasper, rock crystal and flint. Compared with the previous periods of stone age a variety of species, and not only local origin were used.  The collection is similar to the parking Altai in Siberia, which allows them to date the age of 30-25 thousand years.

On the territory of  Kazakhstan the completely studied monuments of the late paleolithic a bit, but the available data make it possible to trace the continuity of the ancient stone age  people’s material culture devolopment, and also the Kazakhstan territory settling process. 

© Institute of History and Ethnology named Sh.Sh.Valikhanov, 2013y 


To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в древности Казахстан в эпоху каменного века Поздний палеолит

Поздний палеолит

29 Июля 2013
591
0

Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10 тыс. лет назад. Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и формирования рас и расовых групп.

Существует непосредственная связь между появлением челове­ка разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, процессом формирования родовой об­щины, возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предполагают, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщин в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью жен­щины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ жен­щины — родоначальницы и хозяйки очага.

Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство.

Представления о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги — браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня, и кости.

По сравнению с памятниками предыдущего периода стоянок того времени обнаружено мало. В Восточном Казахстане известны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни Пещера.

Стоянка Пещера находится на правом берегу Бухтармы у входа в пещеру, расположенную на краю мыса, входом на запад и представляет собой два грота, объединенных навесом. С. С. Черников в результате разведочного раскопа на глубине 30-50 см в восточной части раскопа в 60-170 см в западной обнаружил палеолитические изделия, среди которых скребок с круговой ретушью, обломок ножевидной пластины, ножевидное орудие, нуклеус пирамидальной формы со следами сколов, отбойник и отходы производства из черного кремния и зеленоватой кварцевой породы. Кроме того, обнаружены обломки костей животных: носорога, бизона, пещерного льва и др. Характер орудий позволяет датировать стоянку верхним палеолитом. В верхнем палеолите обработка каменных орудий была более сложной: скалывались тонкие пластины с нуклеусов, которые предназначались в большинстве для вкладыша в костяные и деревянные оправы, а затем использовались как гожи и скребки. Широкое применение получила и отжимная техника, позволявшая получать орудия с тонким лезвием, напри­мер, наконечники копий дротиков.

С 1980 по 1983 гг. автором велись раскопки на Иртыше — стоянке Шульбинка, обнаруженной в Ново-Шульбинском районе Семипалатинской области. Среди 5000 каменных изделий в боль­шом количестве присутствуют скребки на отщепах и пластинах, острия, резцы, проколки, нуклеусы разновидных форм и отходы производства. Кроме каменных изделий обнаружены очаги, сло­женные из галек, слой золы, а вокруг очага на значительном расстоянии находились темные пятна небольшого диаметра и округлой формы. Не исключена возможность, что это остатки деревянных столбов, являвшихся основой жилища. Удобное распо­ложение местности, высокая терраса, река, лес — все это притяги­вало человека, а спасаясь от палящего солнца и дождя в летнее время, он строил себе легкие временные жилища, о чем свидетель­ствуют темные пятна и очаги. Помимо культурно-бытовых остат­ков обнаружено погребение человека, который был помещен в скорченном положении на левом боку и ориентирован головой на запад. Скелет очень плохой сохранности, поскольку залегал неглубоко, но сам факт нахождения его заслуживает внимания. Основ­ным сырьевым материалом для изготовления орудий на стоянке Шульбинка служили халцедон, яшма, кремень и горный хрусталь. Как видно, по сравнению с предыдущими периодами каменного века использовалась разнообразная порода и не только местного происхождения. Коллекция находит аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тыс. лет.

На территории Казахстана полностью изученных памятников позднего палеолита немного, но имеющиеся материалы дают возможность проследить непрерывность развития материальной культуры людей древнекаменного века, а также процесс заселения территории Казахстана.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива 


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь