Home History of Kazakhstan Independent Kazakhstan Foreign policy G-Global - an additional tool of mutual dialogue on the problems of the global world order

G-Global - an additional tool of mutual dialogue on the problems of the global world order

29 December 2016
996
0

Feature of the current geopolitical situation is such that for many people it’s difficult to understand in which direction the country moves and civilization in general. The modern world is characterized by a large variety of external and inconsistencies occurring in it political, social and economic processes. There is a need to understand the goals and objectives of the development of world civilization — what helps and what hinders the progress of the challenges and threats can face modern society and state. The current geopolitical situation in the world, a significant transformation taking place in all spheres of life, requires new approaches to security and confidence building measures. In the context of global challenges to the world community, it is obvious that security issues in Kazakhstan cannot be divorced from the overall geopolitical situation in the world and place it in an apology. Problems of security and cooperation between Western Europe and Southeast Asia have become largely depend on how determined its position the Central Asian countries — including Kazakhstan.

In the twenty-first century there is a need for dialogue on any global issue and access to acceptable solutions for all participants. We need a new global financial and economic system and effective global security structure, including nuclear. The era of domination of modern information technologies are expanding the horizons of human imagination of the world.

In connection with this, May 16, 1992 adopted the «Strategy formation and development of Kazakhstan as a sovereign state," which defined the basic principles of national security. It stated: «The central part of the national security system in the country — the military doctrine with its mechanism for preventing and countering the threat of war. First of all, we declare a peaceful orientation of its policies and declare that we have no territorial claims to any state of the world «[1].

From the first days of our independence President N. Nazarbayev has consistently and purposefully seek to participate in the affairs of the world community, international initiatives put forward constructive. The following short list shows the breadth of Kazakhstan approaches.

In 1992, the President of Kazakhstan took the initiative to convene the Conference on Interaction and Confidence Building Measures in Asia (CICA), as well as the idea of the UN peacekeeping fund, which would be formed by contributions of one percent of the funds from military budgets.

In 1994 an initiative to create a Eurasian Union states was proposed;
In 1999 — a proposal to continue the activities of the «Shanghai Five»;
In 2000 — a project of the Eurasian Economic Community;
In 2001 — the idea of the Congress of Leaders of World and Traditional Religions;
In 2002 — proposal to create a registry global environmental problems;
In 2003 — the initiative to establish the SES and Kazakhstan’s chairmanship in the OSCE;
In 2004 — a proposal for the need to expand the UN Security Council and the establishment of the Council of Regional Organizations in the UN Secretary General;
In 2008 — the idea of the establishment at the UN International Day against Nuclear Tests;
In 2009 — a proposal to hold the OSCE Summit in Astana;
In 2010 — an initiative of the Eurasian security space, the proposal for cooperation between the OSCE and the CICA.

On this initiative of Kazakhstan does not end there. Extended in 2011, an innovative project is the initiative of expanding the global balance — the idea of G-GLOBAL. According to leaders of the state, one of the major problems in making the world’s major decisions is that the position of the majority of developing countries hardly taken into account. In any case, the only acceptable evolutionary path of reform and only subject to the interests of all countries — both developed and developing. Perhaps this is the most important part of initiatives N. Nazarbayev, who claims that the voice of these countries, which include Kazakhstan, was heard. Project G-GLOBAL is not an alternative G-8 and G-20, and an additional tool of global dialogue, which is being realized as an information and communication platform.

Often, not only ordinary people but also leading politicians do not have time to digest the information and unleashes draw the right conclusions. «I propose to radically increase the number of participants in search of anti-crisis solutions for the world. New communication platform I propose to call „Project G-GLOBAL“. It can exist as an electronic network Bretton Woods. The platform for it can become Astana Economic Forum», said the President of Kazakhstan. [2]

In 2012, the international community celebrated the 20th anniversary of a major initiative of the President of N.Nazarbayev — the establishment of the Conference on Interaction and Confidence Building Measures in Asia. The initiative was launched in 1992 at the UN. Kazakhstan does not shy away from the responsibility for the future of the state and the people, and strive to contribute to solving the world’s problems.

Kazakhstan has become a country that has taken the difficult and at the same time bold mission — to breathe new life into the global world order and become a generator of new ideas and solutions that will open up new horizons for the world development. This is confirmed, in particular in the document, which was prepared by the American Institute of Foreign Policy Analysis, «Central Asia strategy and operational planning of the United States», which considered the whole range of issues relating to central Asia. It proposed to pay attention to Kazakhstan, which was a variant of alternative partner, making his Central Asian state with «the best forecasts for the medium term, the creation of something close to the rule of law»[3].

Young and active state in the center of Eurasia, thanks to the initiatives of the First President, became an active participant in regional and global politics. In August 2012, speaking at a meeting with students and faculty at the University of Cambridge, the Head of State said the proposal to create a group of G-GLOBAL, in addition to the mechanism of G-20, in order to create international economic policy and finding global anti-crisis solutions. Today G-GLOBAL — an international virtual platform at Astana Economic Forum, established by the Association «Eurasian Economic Club of Scientists»

«Finding solutions to the challenges facing us, requires the participation of a larger number of experts. And Cambridge University could play an important role in this process», — said the President of Kazakhstan [4].

Kazakhstan was able to leave after the collapse of the USSR at the forefront in terms of reforms and the dynamics of economic development. For two decades has grown 14 times GDP per capita — from 700 to 11 thousand dollars. Kazakhstan announced his candidacy for non-permanent members of the UN Security Council for 2017–18 years. This is evidence that in Kazakhstan there is trust of the international community, the President N. Nazarbayev has a mandate that allows raising global issues and dealing with them to the world community. Big problems cannot be solved only on the local level and therefore Kazakhstan takes a proactive stance, stating on their initiatives. During the 20 year history of the independent development of the country showed the world that pursues a strategy of global scale necessary trust, transparency and effective action. Such is the scale proposed by President N. Nazarbayev, and is denoted by the innovative concept of G-GLOBAL. Initiated by the President of Kazakhstan N. Nazarbayev, a variety of approaches, define a variety of areas and the difference formats integration into the world economic and political space. All these initiatives will eventually become the most effective means of forming a broad interstate association that goes beyond the borders of the former USSR and includes its orbit large space Eurasian civilization.

By the initiative of Kazakhstan in Astana and supported by the General Assembly of the United Nations hosted the World’s anti-crisis conference with heads of economic departments 104 countries. By focusing on these innovative global interactive formats, Nursultan Nazarbayev also presented his vision of solving the most urgent problems. One of them is the suggestion that the global financial architecture should be an evolutionary way to come to the interests of all countries.
From 21 to 24 October in the Canadian city Quebec was held 127 Assembly of the Inter-Parliamentary Union. Nearly 2,000 delegates from over 120 countries gathered at the representative forum to discuss new initiatives in the field of nuclear disarmament issues interethnic and interreligious harmony in the global world, ensuring human rights and freedoms. World famous politicians, deputies discussed large-scale international initiative of President Nursultan Nazarbayev. Project global economy G-GLOBAL aroused great interest of foreign parliamentarians. Thus, this communication platform increases the number of participants in the search for solutions to the world crisis.

Jean Chrétien, former prime minister of Canada said that foreign parliamentarians expressed great interest in global initiatives of President Nursultan Nazarbayev: «I know Kazakhstan, I am proud of my friendship with President Nursultan Nazarbayev. Today know about your country all around the world, and thanks to the efforts and international reputation of your President. His initiatives, in particular G-GLOBAL, are of great importance for the world economy «[5].

In the case of a stable and secure world last forum is a unique opportunity to convey to the parliamentarians of all continents main aspects of the policy of the President of Kazakhstan N. Nazarbayev. Representatives of the international parliamentary community showed great interest in large-scale initiatives of the Kazakh leader.

On information and communication platform G-GLOBAL, a project «Virtual VI AEF (Astana Economic Forum) and WAC (World Anti- crisis Conference)» from April 19 to May 19, which was attended by representatives of 160 countries. Was carried out 68 on-line conferences, received 110 proposals and 693 of the report, 79 recommendations for the Forum and 37 proposals for the WAC with the support of the UN General Assembly and the Russian representation in the G20.

The theme of the World Anti-Crisis Conference in 2013 — «Effective measures against global uncertainty and economic downturns." The discussion brought together central bankers, ministers of finance and economy and international experts from 104 countries — participants of the UN. The conference resulted in a wide range of representatives of the expert community were composed Astana Declaration and the World Anti-Crisis Plan.

The idea G-Global received broad support in the political, expert and business circles from the world community. At 40 times increased daily attendance created on the official website of the Astana forum communicative Internet site G-GLOBAL just a few months. Its permanent members became more than 30,000 users from 140 countries. In fact, an intensive search for ways to network a new world economic order.

Discussed at the site of G-GLOBAL questions in interactive discussions rapidly outgrow of reforming the global economy and financial system. Along with them are discussed broader issues of innovation development, nuclear and environmental safety, ethnic and religious tolerance, geopolitics and other aspects. Result of the initiative of the President of Kazakhstan was the fact that, today, G-GLOBAL acts as a potential unifying idea of a multipolar world. Over the past a short time period, this idea has shown demand, as it considers the impact of the increased level of geopolitics and geo-economicsnon-state actors — international NGOs, private organizations, multinational companies, politicians, and citizens around the world.

G-GLOBAL — this civilizational idea of the information age, which is focused on all countries, all areas of Internet space, millions of users of the World Wide Web, interested in reforming the world and the establishment of a just and secure world order. It offers the international community an attractive and effective model of international relations in the XXI century. «Obviously, in the context of globalization bring the world economy out of recession stupor can only combined efforts of the entire community of nations. It is recognized by all. So a week ago at the Astana Economic Forum I proposed to develop and implement effective twenty-first century model of international relations. I called it «G-GLOBAL — Great World» [6].

Kazakh President Nursultan Nazarbayev said at the session of the G20 Summit in St. Petersburg, said that one of the causes of the global crisis is the rapid development of financial structures, unrelated to the real economy and representing «bubbles." The President emphasized that the position of the majority of developing countries hardly taken into account when making important decisions worldwide.
«In order to voice such countries which include Kazakhstan, I heard two years ago has launched the project G-GLOBAL. This is not an alternative to the G8 and G20, but an additional tool of global dialogue, which is being realized as informational and communicative area»[7].

Within communicative Internet site G-GLOBAL, today, millions of people are already engaged in dialogue on a wide range of issues in the twenty-first century, forming a new, just world order. Stabilization in Central Asia is one of the most pressing issues. It is unable to overcome the challenges of the coming epoch alone. The main point of N. Nazarbayev’s initiative on G-GLOBAL is to bring together everyone in creating a just and secure world order.

Kazakhstan as already formed and dynamic state designed its own vision of an effective world order in the new century. Firstly, G-GLOBAL is a new global dialogue format, which offered the world, the highest «geopolitical Mathematics» 21st century. According to N. Nazarbayev G-GLOBAL it is the five principles of world order under multipolarity:
— evolution and the rejection of revolutionary change in policy;
— justice, equality, consensus;
— global tolerance and trust;
— global transparency;
— constructive multipolarity.
In the twenty-first century it is possible successful search for solutions to the most global problems based on them. G-GLOBAL it is five terms of secure and prosperous world of the 21st century. In the system as they reflect all of the above key international initiatives of Kazakhstan. These are:
— comprehensive project to reform the global financial and economic system;
— a world free of nuclear weapons;
— Congress of world and traditional religions;
— single continental platform Euro-Atlantic and Eurasian security;
— Global Energy Strategy and the «Green Bridge».
All of these initiatives are discussed in the UN and other international organizations, our multilateral and bilateral negotiations with other countries, have become part of the global dialogue. Many of them are implemented in practice.
The President of Kazakhstan N. Nazarbayev’s support on initiatives of G-Global was announced by many Nobel laureates, veterans of global policy and experts. Many political leaders said positively about it. Millions of users have visited the site of G-GLOBAL. In general, G-GLOBAL it is Kazakhstan’s contribution to this global search for ways to develop the world [8].
The Republic of Kazakhstan during the formation and development of a sovereign state has become a recognized global dialogue platform, including after the OSCE chairmanship in 2010. Then Astana achieved serious progress in solving the Transnistrian conflict and a number of other issues. Among other significant events there are the Summit and Kazakhstan’s chairmanship in the Organization of Islamic Cooperation (2011), and the initiative to hold in Almaty talks on the Iranian nuclear program in the «5 +1». The first round was held in February this year, the second can be held in September. [9]
Initiated by the Kazakh communication platform G-GLOBAL has become a kind of public diplomacy. G-GLOBAL not just a one-way transmission of information, and engage in dialogue on the most topical global issues of humanity that must allow the world. Important in this series, as an example of development of the country with a long history, it is the upcoming World Expo 2017 — a kind of apotheosis of technologically innovative and historical and cultural development of the nation.

Recent history of Kazakhstan has absorbed all the difficulties and contradictions of the triple transit: construction of a modern market economy, democratic reforms and changes in people’s consciousness. The analysis highlights the political, economic and spiritual development of the rebirth of the nation shows that Kazakhstan second decade of the twenty-first century is totally different from the country of the late twentieth century.

M. Anafinova
Candidate of Philological Science, Chief Researcher at the Institute of History of State

References:
1. N. Nazarbayev, Strategy of formation and development of Kazakhstan as sovereign state, Almaty: Dauir, 1992, p. 55.

2. From the speech of the President of Kazakhstan N. Nazarbayev at the ceremony dedicate to the 20th anniversary of Independence of the Republic of Kazakhstan, 2011. 

3. Davis, Jacquelin and Sweeney, Michael. Central Asia in U. S. Strategy and Operational Planning: Where Do We Go From Here? 

4. From the speech of the President of Kazakhstan N. Nazarbayev at the Cambridge University, 2012. 

5. Kazinform, Astana, October 29, 2012.

6. From the speech of the President of Kazakhstan N. Nazarbayev at the 4th Congress of Leaders of World and Traditional Religions, Astana, 2012. 

7. From the speech of the President of Kazakhstan N. Nazarbayev at the meeting of G20 Summit in Saint-Petersburg, 2013. 

8. From the speech of the President of Kazakhstan N. Nazarbayev at the meeting with heads of foreign diplomatic mission, accredited in Kazakhstan, 2013. 

9. Soviets from N. Nazarbayev, Tribune, № 34 (10479),12, September 18, 2013.

 

Material provided by the Institute of History of State CS MES RK

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
Quiz

What of the wealth of Zheti Kazyna is the most in demand in modern society?

Главная История Казахстана Независимый Казахстан Внешняя политика G-Global - дополнительный инструмент взаимного диалога о проблемах глобального мироустроиства

G-Global - дополнительный инструмент взаимного диалога о проблемах глобального мироустроиства

24 Февраля 2014
714
0

Особенность современной геополитической ситуации такова, что многим людям непросто разобраться, в каком направлении движется страна, да и цивилизация в целом. Современный мир характеризуется большим внешним разнообразием и противоречивостью происходящих в нем политических, социальных, экономических процессов. Возникает потребность понять цели и задачи развития мировой цивилизации – что способствует и что препятствует прогрессу, с какими вызовами и угрозами может столкнуться современное общество и государство. Сложившаяся геополитическая ситуация в мире, существенные трансформации, происходящие во всех сферах жизни, требуют новых подходов к вопросам безопасности и мер доверия. В условиях глобальных вызовов всему мировому сообществу, очевидно, что проблемы безопасности Казахстана нельзя рассматривать в отрыве от общей геополитической ситуации в мире и происходящих в нем извинений. Проблемы безопасности и взаимодействия между западной Европой и Юго-Восточной Азией в значительной мере стали зависеть от того, как  определили свои позиции страны Центральной Азии – в том числе и Казахстан.

В ХХI веке необходим диалог по любой глобальной проблеме и выход на приемлемые для всех участников решения. Нужна новая глобальная финансово-экономическая система и эффективные глобальные структуры безопасности, в том числе и ядерная. Эпоха господства современных информационных технологий расширяются горизонты представления человека о мире.

В связи с этим, 16 мая 1992 года была принята «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», в которой были определены основные принципы национальной безопасности. В ней отмечалось: «Центральная часть системы национальной безопасности в республике – военная доктрина с ее механизмом предотвращения и противодействия военной угрозе. Прежде всего, мы декларируем миролюбивую направленность своей политики и заявляем, что не имеем территориальных притязаний ни к одному государству мира» [1].  

С первых дней нашей Независимости Президент Н.А. Назарбаев последовательно и целенаправленно стремится к участию в делах мирового сообщества, выдвигает конструктивные международные инициативы.  Приведенный ниже краткий перечень, показывает широту казахстанских подходов.

В 1992 году  Президент Казахстана выдвинул инициативу по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также идею о миротворческом Фонде ООН, который формировался бы за счет отчисления одного процента средств от военных бюджетов.

В 1994 году была выдвинута инициатива создания Евразийского союза государств;

в 1999 году – предложение продолжить деятельность «Шанхайской пятерки»;

в 2000 году – проект Евразийского экономического сообщества;

в 2001 году – идея Съезда лидеров мировых и традиционных религий;

в 2002 году – предложение создать Реестр мировых экологических проблем;

в 2003 году – инициативы о создании ЕЭП и о председательстве Казахстана в ОБСЕ;

в 2004 году – предложение о необходимости расширения Совета безопасности ООН и создании Совета региональных организаций при Генеральном секретаре ООН;

в 2008 году – идея учредить на уровне ООН Международный день действий против ядерных испытаний;

в 2009 году – предложение провести в Астане Саммит ОБСЕ;

в 2010 году – инициатива о пространстве Евразийской безопасности, предложение о взаимодействии между ОБСЕ и СВМДА.

На этом инициативы Казахстана не заканчиваются. Выдвинутым в 2011 году инновационным проектом является инициатива расширения глобального баланса – идея G-GLOBAL. Как считает Лидер Государства, одной из важнейших проблем при принятии важнейших мировых решений является то, что позиции большинства развивающихся стран практически не принимаются во внимание. В любом случае приемлем только эволюционный путь реформ и только при условии соблюдения интересов всех стран – и развитых, и развивающихся. Пожалуй, это самая важная часть инициатив Н.А. Назарбаева, который заявляет, о том, чтобы голос таких стран, к которым относится и Казахстан, был услышан. Проект G-GLOBAL это не альтернатива G-8 и G-20, а дополнительный инструмент глобального диалога, который уже реализуется как информационно-коммуникативная площадка.

Зачастую не только простым людям, но и ведущим политическим деятелям не остается времени, чтобы осмыслить обрушивающуюся информацию и сделать правильные выводы. «Я предлагаю радикально расширить число участников поиска антикризисных решений для мира. Новую коммуникативную площадку я предлагаю назвать «Проект G-GLOBAL». Она может существовать как электронный сетевой Бреттон Вуд. Рабочей площадкой для неё может стать Астанинский экономический форум», отметил Президент Казахстана  [2].

В 2012 году международное сообщество отметило 20-летие крупной инициативы Президента Н.А. Назарбаева – о создании Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Эта инициатива была выдвинута в 1992 году с трибуны ООН. Казахстан не уклоняется от ответственности за будущее своего государства и народа, и стремятся внести свой вклад в разрешение мировых проблем.

Казахстан стал страной, которая взяла на себя трудную и в тоже время смелую миссию – вдохнуть новую жизнь в глобальное мироустройство, стать генератором новых идей и решений, которые откроют для мира новые горизонты развития. Это подтверждается, в частности в документе, который был подготовлен американским Институтом анализа внешней политики «Центральная Азия в стратегии и оперативном планировании США», который рассматривал весь комплекс проблем, касающихся центральной Азии. В нем предлагалось обратить внимание на Казахстан, который представлял собой вариант альтернативного партнера, делал его государством Центральной Азии с «наилучшими прогнозами на создание в среднесрочной перспективе нечто близкого к правовому государству» [3].

Молодое и активное государство в центре Евразии, благодаря инициативам Первого Президента, стало активным участником региональной и глобальной политики. В августе 2012 года, выступая на встрече со студентами и преподавателями в Университете Кембриджа, Глава Государства сказал о предложении создать группу стран G-GLOBAL, как дополнение к механизму G-20, в целях формирования международной экономической политики и поиска глобальных антикризисных решений. Сегодня G-GLOBAL – это международная виртуальная площадка при Астанинском экономическом форуме, созданная Ассоциацией «Евразийский экономический клуб ученых».

«Поиск решений сложных задач, стоящих перед нами, нуждается в участии как можно большего числа экспертов. И Кембриджский университет мог бы сыграть важную роль в этом процессе», - подчеркнул Президент Казахстана [4].

Казахстан смог после распада СССР выйти на передовые позиции по темпам реформ и динамике экономического развития. За два десятилетия в 14 раз вырос ВВП на душу населения – от 700 до 11 тысяч долларов. Казахстан выдвинул свою кандидатуру в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на 2017-18 годы. Это является свидетельством того, что к Казахстану есть доверие со стороны мирового сообщества, у Президента Н.А. Назарбаева есть мандат, позволяющий поднимать глобальные вопросы и обращаться с ними ко всему мировому сообществу. Большие проблемы невозможно решить только на локальном уровне и поэтому Казахстан занимает активную позицию, заявляя о своих инициативах. За 20 летнюю историю независимого развития страна показала миру, что придерживается стратегии необходимости глобального масштаба доверия, транспарентности и эффективного действия. Такой именно масштаб, предложенный Президентом Н.А. Назарбаевым, и обозначается инновационным понятием G-GLOBAL. Инициированные Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым разнообразные подходы, определяют разнообразие зон и различие форматов интеграции страны в мировое экономическое и политическое пространство. Все эти инициативы со временем становятся самым эффективным средством формирования широкого межгосударственного объединения, выходящего за пределы границ бывшего СССР и включающего в свою орбиту все большое пространство евразийской цивилизации.

По казахстанской инициативе в Астане и при поддержке Генеральной Ассамблеи, ООН состоялась Всемирная антикризисная конференция с участием руководителей экономических ведомств 104 стран. Акцентировав внимание на этих инновационных глобальных диалоговых форматах, Нурсултан Назарбаев также представил свое видение решения наиболее актуальных проблем. Одной из них является предложение о том, что, мировая валютно-финансовая архитектура должна эволюционным путем прийти к соблюдению интересов всех стран.

С 21 по 24 октября в Канадском городе Квебек проходила  127 Ассамблея Межпарламентского Союза. Около 2000 делегатов из более чем 120 стран мира собрались на представительный форум, чтобы обсудить новые инициативы в области ядерного разоружения, вопросы межнационального и межконфессионального согласия в глобальном мире, обеспечения прав и свобод человека. Известные мировые политики, депутаты обсудили масштабные международные инициативы Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Проект глобальной экономики G-GLOBAL вызвал большой интерес зарубежных парламентариев. Таким образом, эта коммуникативная площадка  увеличивает число участников в поисках антикризисных решений для мира.

  Жан Кретьен, экс-премьер Канады заявил, что зарубежные парламентарии проявили большой интерес к глобальным инициативам  Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Я хорошо знаю Казахстан, я горжусь своей дружбой с Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Сегодня о Вашей стране знают практически во всем мире, и это благодаря усилиям и международному авторитету Вашего Президента. Его инициативы, в особенности G-GLOBAL, имеют огромное значение для мировой экономики» [5].

  В деле построения стабильного и безопасного мира прошедший форум является уникальной возможностью донести до парламентариев всех континентов планеты основные аспекты политики Президента Казахстана Н.А. Назарбаева. Представители международного парламентского сообщества проявили огромную заинтересованность к масштабным инициативам  казахстанского Лидера.

На информационно-коммуникативной платформе G-GLOBAL был реализован проект «Виртуальный VI АЭФ и ВАК (Всемирная антикризисная конференция)» с 19 апреля по 19 мая, в котором приняли участие представители 160 стран. Было проведено 68 онлайн-конференций, получено 110 предложений, 693 доклада, 79 рекомендаций для форума и 37 предложений для ВАК при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН и российского представительства в G20.

Тема Всемирной антикризисной конференции в 2013 году – «Эффективные меры противодействия глобальной неопределенности и экономическим спадам». В обсуждении приняли участие руководители центральных банков, министры финансов и экономик и международные эксперты из 104 стран – участниц ООН. По итогам конференции широким кругом представителей экспертного сообщества были составлены Астанинская декларация и Мировой антикризисный план.

Широкую поддержку в политических, экспертных и деловых кругах, у мировой общественности получила идея G-GLOBAL. В 40 раз выросла ежедневная посещаемость созданной на официальном сайте Астанинского форума коммуникативной Интернет-площадки G-GLOBAL всего за несколько месяцев. Её постоянными участниками стали более 30 тысяч пользователей из 140 стран. По сути, начался интенсивный сетевой поиск путей формирования нового мирового экономического порядка.

Обсуждаемые на площадке G-GLOBAL вопросы в интерактивных дискуссиях стремительно перерастают из реформирования мировой экономики и валютно-финансовой системы. Наравне с ними обсуждаются широкие проблемы инновационного развития, ядерной и экологической безопасности, межэтнической и межрелигиозной толерантности, геополитики и другие аспекты. Результатом инициативы Президента Казахстана стало то, что, сегодня G-GLOBAL выступает как потенциальная объединительная идея многополярного мира. За прошедший небольшой срок период эта идея показала востребованность, так как учитывает возросший уровень влияния в геополитике и геоэкономике негосударственных субъектов - международные НПО, частные структуры, транснациональные компании, политики и граждане различных стран мира.

G-GLOBAL – это цивилизационная идея информационной эпохи, которая ориентирована на все страны, все зоны Интернет-пространства, миллионы пользователей Всемирной сети, заинтересованных в реформировании мира и создании справедливого и безопасного миропорядка. Она  предлагает мировому сообществу привлекательную и эффективную модель мировых взаимоотношений в XXI веке. «Очевидно, что в условиях глобализации вывести мировую экономику из рецессионного ступора можно лишь объединенными усилиями всего сообщества наций. Это признаётся всеми. Поэтому неделю назад на Астанинском экономическом форуме я предложил выработать и реализовать в ХХI веке эффективную модель мировых взаимоотношений. Я назвал ее «G-GLOBAL - Великий мир» [6].

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на сессии Саммита G20 в Санкт-Петербурге, отметил, что одной из причин глобального кризиса является бурное развитие финансовых конструкций, не связанных с реальным сектором экономики и представляющих собой «мыльные пузыри». Глава государства подчеркнул, что позиции большинства развивающихся стран практически не принимаются во внимание при принятии важнейших мировых решений.

«Для того чтобы голос таких стран, к которым относится и Казахстан, был услышан мною, два года назад был инициирован проект G-GLOBAL. Это не альтернатива G8 и G20, а дополнительный инструмент глобального диалога, который уже реализуется как инфокоммуникативная площадка» [7].

В рамках коммуникативной Интернет-площадки G-GLOBAL. Сегодня миллионы пользователей уже ведут диалог по широкому спектру вопросов формирования в ХХI веке нового справедливого мироустройства. Стабилизация в Центральной Азии является одним из таких актуальных вопросов. Невозможно преодолеть вызовы наступающей эпохи в одиночку. Суть инициативы Н.А. Назарбаева по G-GLOBAL - объединить усилия всех в деле создания справедливого и безопасного миропорядка.

Казахстан как состоявшееся, динамичное государство сформировал своё собственное видение эффективного мироустройства в новом столетии. G-GLOBAL - это, во-первых, новый формат глобального диалога, который предлагается миру, высшая «геополитическая математика» ХХI века. По мнению Н.А. Назарбаева G-GLOBAL - это пять принципов мироустройства в условиях многополярности:

эволюция и отказ от революционных изменений в политике;

справедливость, равенство, консенсус;

глобальная толерантность и доверие;

глобальная транспарентность;

конструктивная многополярность.

В ХХI веке возможен успешный поиск решений по большинству глобальных проблем на их основе. G-GLOBAL - это пять слагаемых безопасного и процветающего мира ХХI века. В системном виде они отражают все перечисленные выше ключевые международные инициативы Казахстана.  Это:

комплексный проект реформирования мировой финансово-экономической системы;

мир, свободный от ядерного оружия;

Съезды мировых и традиционных религий;

единая континентальная платформа ЕвроАтлантической и ЕвроАзиатской безопасности;

Глобальная энергетическая стратегия и «Зеленый мост».

Все эти инициативы обсуждаются в ООН и других международных организациях, на наших многосторонних и двухсторонних переговорах с другими странами, стали частью общемирового диалога. Многие из них реализуются на практике. О поддержке инициативы G-GLOBAL Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева объявили многие нобелевские лауреаты, ветераны глобальной политики, эксперты. О ней позитивно высказываются многие политические лидеры. Миллионы пользователей уже посетили сайт G-GLOBAL. В целом G-GLOBAL - это вклад Казахстана в глобальный поиск путей развития мира [8].

Республика Казахстан за время становления и развития суверенного государства стал признанной мировой диалоговой площадкой, в том числе и после председательства в ОБСЕ в 2010 году. Тогда Астане удалось добиться серьезных сдвигов в решении приднестровского конфликта и ряде других вопросов. Среди других знаковых событий – проведение саммита и председательство Казахстана в организации исламского сотрудничества (2011 год) и инициатива проведения в Алма-Ате переговоров по иранской ядерной программе в формате «5+1». Первый раунд состоялся в феврале этого года, второй может состояться в сентябре [9].

Созданная по инициативе Казахстана коммуникативная площадка G-GLOBAL стала своего рода публичной дипломатией. G-GLOBAL не просто односторонняя передача информации, а ведение диалога по наиболее злободневным глобальным проблемам человечества, которые необходимо разрешать всем миром. Важным в этом ряду, как пример развития государства с многовековой историей, становится предстоящая всемирная выставка ЭКСПО-2017 - своеобразный апофеоз технологически-инновационного и исторически-культурного развития нации.

Новейшая история Казахстана вобрала в себя все трудности и противоречия тройного транзита: построения современной рыночной экономики, проведения демократических реформ и изменения сознания людей. Анализ основных моментов политического, экономического развития и духовного возрождения нации показывает, что Казахстан второй декады ХХІ века совершенно не похож на страну конца ХХ века.

М.Л. Анафинова,

к.филол.н., г.н.с. ИИГ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алматы: Дәүір, 1992. 55с.

2.  Из выступления Президента РК Н. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 20-летию Независимости Республики Казахстан 15.12.2011 Г.

3.  Davis, Jacquelin and Sweeney, Michael. Central Asia in U.S. Strategy and Operational Planning: Where Do We Go From Here? – P.iv.

4.  Из выступления Президента Республики Казахстан в Кембриджском Университете 26.07.2012 года.

5.  29 Октября 2012, Астана. Казинформ.

6.   Из выступления Президента Республики Казахстан на IVCъезде Лидеров Мировых и Традиционных Религий 30.05. 2012 г. Астана.

7.   Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на сессии Саммита G20 в Санкт-Петербурге. 05.09.2013.

8.  Из выступления Президента республики Казахстан на встрече с главами зарубежных дипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане 18.01.2013.

9.  Рецепты от Назарбаева. Трибуна.  № 34 (10479),12 – 18 сентября 2013.

Предоставлено Институтом истории государства КН МОН РК

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь