Главная Историческое образование Наши партнеры Аналитика и экспертиза Казахстан – модель успешной государственности

Казахстан – модель успешной государственности

15 Января 2014
201
0

Поворотным моментом в современной истории Казахстана явилось обретение независимости в результате распада СССР. На политической карте мира в декабре 1991 году появилось новое государство – Республика Казахстан. Так, началось строительство нового государства.

Современным казахстанцам в наследство досталась огромная территория с самобытной культурой, особым духом восприятия и познания жизни. Этот дух свободолюбия и степной доблести не был растрачен на крутых переломах истории, его сумели сохранить предыдущие поколения, на долю которых выпали невиданные испытания.

Каждое поколение выполнило свою историческую миссию. На рубеже ХIХ-ХХ веков великий Абай проторил дорогу в большой мир и разбудил плеяду титанов Алаш-Орды. В свою очередь, политическая элита сумела поднять самосознание народа и сформулировать идеи, позволившие казахам подняться из среды отсталости и исторического забвения. Казахская элита стала предтечей замечательного поколения писателей и мыслителей 30-40 годов ХХ столетия, чьи усилия помогли нации сохранить себя в условиях разрушительного слома вековых устоев, господства тоталитаризма, голода и войны. Послевоенные поколения смогли не только поднять промышленность, освоить целину, но и создать прочный фундамент развития системы образования и науки. Казахстанцы стали нацией инженеров и ученых, строителей и геологов, металлургов и врачей.

Современному поколению история вверила судьбу строительства новой государственности, поставив у его истоков Лидера нации Нурсултана Назарбаева. Умение предвидеть тенденции социально-политического и экономического развития стало тем условием, которое позволило ему создать современную модель государства.

Став Президентом Казахской ССР в апреле 1990 года, Нурсултан Назарбаев взял на себя огромное бремя ответственности за республику и ее граждан. Государственная деятельность и политическое мышление позволили казахстанскому лидеру сформировать модель государства, учитывающую национальные интересы и мировые тенденции политического развития.

Для стабильного и перспективного развития Казахстану нужно было определиться с курсом. Среди стратегических планов и программ центральное место заняла президентская Стратегия «Казахстан-2030», нацеленная на обеспечение процветания, безопасности и улучшение благосостояния всех казахстанцев.

Анализируя пройденный Республикой Казахстан путь, можно отметить, что за этот небольшой исторический промежуток времени удалось успешно решить ряд важнейших проблем, связанных с проведением экономических и политических преобразований, достигнуть значительных успехов на пути построения демократического государства с рыночной экономикой. Этому способствовали правильно определенные приоритеты, проведение сбалансированной внутренней и внешней политики, а также последовательность в достижении поставленных целей.

Казахстанский путь формирования модели государственности начался с экономических преобразований. Либерализация цен, введение национальной валюты, создание банковской системы, приватизация государственной собственности, развитие малого и среднего бизнеса и переход к рыночным отношениям явились фундаментом будущего процветающего Казахстана.

На всем протяжении истории независимости страна видела перед собой реальные сдвиги в странах Запада и юго-восточной Азии. Так, в Южной Корее за первые 20 лет ее суверенного развития ВВП на душу населения вырос в 3 раза, в Малайзии – в 2 раза, Сингапуре – в 4 раза, Венгрии – в 5 раз, Польше – в 4 раза. К 20 годам независимости Казахстана этот показатель возрос в 16 раз.

Принятая в 2003 году Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы стала началом курса на диверсификацию экономики. С 2010 года начался этап форсированной инновационной индустриализации. Если в начале 90-х годов объем промышленной продукции составлял всего 0,2 млрд тенге, то сейчас он достиг 12 трлн тенге.

Результатом индустриальной политики являлось то, что уже готовая продукция обрабатывающей промышленности нашла свое признание на мировом рынке. Благодаря программе индустриализации, только за 2009-2010 годы было введено в эксплуатацию свыше 350 различных производств. В стране было создано сотни тысяч квалифицированных индустриальных рабочих мест.

Занимая стратегическое положение между Европой и Азией, страна, обладающая выгодным транзитным потенциалом, смогла по достоинству использовать этот фактор. Республика активно реализует проект транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Уже к 2011 году было построено более 1000 километров из 2700 транзитного коридора. На строительстве трассы работало десятки тысяч человек.

Разработанная и реализуемая индустриальная «Дорожная карта» позволила проложить более полутора тысяч километров железных дорог, построить и отремонтировать более 40 тысяч километров автомобильных дорог. Строительство дороги, железнодорожных станций дало работу тысячам людей, увеличивая транзитный потенциал страны в несколько раз.

Объем валовой продукции сельского хозяйства за 2001-2011 годы вырос в 4 раза. Если в 1990 году Казахстан не экспортировал ничего в другие страны, то уже в 2012 году казахстанский экспорт составил 92 млрд долларов.

Перешагнув сложные рубежи, Казахстан смог преодолеть экономический коллапс, создать эффективную экономику, интегрированную в глобальный мир. Сегодня по ряду показателей страна вошла в первую полусотню стран мира. Казахстан фигурирует в списке Doing Business от Всемирного банка, в рейтинге The Global Competitiveness Index от Всемирного экономического форума, в Индексе человеческого развития ООН. Страна стала «завсегдатаем» отчетов Fitch Ratings, Moody’s и Standard & Poor’s. В 2012 году международный рейтинг конкурентоспособности Давосского Всемирного экономического форума (Швейцария) поднял Казахстан на 21 позицию. По этому рейтингу Казахстан занял престижное 51-е место.

В Казахстане, наряду с либеральной моделью развития экономики, была создана модель демократической политической системы.  С принятием Конституции были заложены политико-правовые основы государственного суверенитета, закреплены ключевые принципы и основы организации общества и государства, позволяющие осуществлять поставленные стратегические цели и задачи модернизации материальной и духовной жизни казахстанского общества.

В стране был сформирован институт президентства, институт парламентаризма, а также многопартийная система, гражданское общество и институты местного самоуправления. Сейчас в республике действуют свыше 5 тыс НПО, выходят около 2,7 тыс СМИ.

За годы независимости в республике шло поэтапное реформирование правоохранительной системы, что позволило Казахстану сразу на 45 позиций улучшить свой показатель в мировом антикоррупционном рейтинге за 2009-2011 годы. На тот момент это был самый лучший результат в СНГ.

Значительные результаты достигнуты в сфере обеспечения национальной безопасности. Созданы боеспособные Вооруженные Силы, сформированы органы охраны правопорядка и защиты национальной безопасности страны.

Казахстан разрешил вопросы по юридическому оформлению и делимитации государственной границы, сформировал пояс добрососедства по всему периметру своей территории. Демаркация границы стала возможной благодаря выверенной международной политике государства и непосредственно личному авторитету и усилиям Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Республика активно участвует в глобальных и региональных международных организациях по безопасности и сотрудничеству, выстраивает гармоничные отношения стратегического партнерства с ведущими странами мира. Весомым вкладом в укрепление глобальной и региональной безопасности является создание по инициативе Казахстана Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Многовекторная внешняя политика Республики доказала свою эффективность. Налажено равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с государствами дальнего и ближнего зарубежья, мировыми финансовыми институтами, углубляются региональные и межрегиональные связи Казахстана. Республика активно продвигает диалог между Западом и Исламским миром, являясь связующим звеном в переговорном процессе между цивилизациями.


Алима Ауанасова – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

Арман Сулейменов – старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК


Статья опубликована в газете «Вечерняя Астана» за 12 декабря 2013 года

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь