Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Kazakhstan during the World War the 2nd (1941-1945) North Kazakhstan region during the Great Patriotic War

North Kazakhstan region during the Great Patriotic War

06 December 2013
1234
0

The Great Patriotic War had the most detrimental effect on the life, way of the life and work of the people. The aggression of Germany was dictated by a whole group of causes and circumstances. This causes the ideological, political, economic, military and other nature. Military reasons attack on the Soviet Union dictated complex components: the desire to defeat the Red Army — weakened repression in 1937 and not equipped with new military equipment; obtain the raw materials of the entire Soviet East; Germany to provide the necessary «living space».

In the great confrontation between the Soviet Union and Nazi Germany, all the people stood up to fight the aggressor and became belligerent people. During the war years 35 million people were involved to it. The warriors of Russian nationality were the core of the Soviet Army. Together with them, fought shoulder to shoulder 4.4 million Ukrainians, over 1 million sons and daughters of Belarus, more than 3 million — Kazakhstan and the Central Asian republics, including 1 million 366 thousand Kazakhs, i.e. more than 70% of the total male population 18 to 50 years. In world history, there was no such precedent for this. Even the Germany in total mobilization was called only 12%. (1)

From the first days of the war, thousands of our fellows joined the Red Army. The largest local military unit was 314 Infantry Division, composed mainly of Petropavlovsk people and residents of areas. Only for the first two years of war Petropavlovsk military commissar in the Red Army called about 70 thousand and also sent to the defense industry for more than 34 thousand workers. (2) Formation of 314 Infantry Division began with the arrival of the first commander (Hero of the Soviet Union, Lieutenant General) Athanasius Shemenkov with a group of officers. Commission started to work for the staffing division parts together with the secretary of the regional committee v. Nikolayev were placed division headquarters staffs infantry regiments and driven by staffing personnel in buildings Petropavlovsk. As part of the division were formed: 1074; 1076; 1078 infantry regiments, an artillery regiment 858, 374 antitank battalion, 598 separate communications Battalion, 234 separate medical- sanitary battalion, 204 separate reconnaissance and other units. Ordnance received: 76 m/m guns of old samples, 122 m/m howitzers that were in service (10 howitzers). Trucks were fully staffed. Technical communications division was provided by ten — fifteen percent. Medical arsenal and medicines were provided completely. Formed at the very beginning of the war 314 Infantry Division participated in the battles of Leningrad, in the Baltic States, Poland and Czechoslovakia, also liberated Prague. In all the major battles of World War II participated North Kazakhstan, fought in all military branches, also the partisans and underground. Contributing to the victory over fascism, many North Kazakhstan are Heroes of the Soviet Union and gentlemen orders and medals of the Great Patriotic War of 1941–1945 established during this period. (3) (52 Hero of the Soviet Union and 11 full Cavalier Order of Glory) (4).

At the beginning of the war material and technical, financial and human resources were mobilized to the needs of armed resistance to the enemy. Petropavlovsk in the early years took twenty equipment factories and other enterprises. Due to their lame doubled production capacity of the plant, walk- shoe factory, were re-created: shag and garment factories, alcohol- Vodka Factory, Factory efficient engines, several companies of metal and engineering industry of national importance, and industrial plants of the local industry. The formation of a group of defense plants: № 239 (Plant. Kuibyshev), № 347 (factory actuators — ZIM), № 641 (named after SM Kirov), № 675 (named after Mikhail Kalinin), small-displacement engine (MLD), and moreover, a number of plants light and food industries.
The price of the heroic labor of the workers in 1942, a group of defense plants started regular supply of goods for the Red Army. Many evacuees company started work in hastily adapted rooms and even under the eaves. Often to new places came barely a tenth of the staff workers, engineers and technical staff. In such circumstances, was established not only production of old products, but also a number of new weapons and ammunition. Produced mines, torpedoes, housing incendiary bombs, shells for various artillery systems, carried out machining for Katyusha rockets, small-displacement engines, insulation materials, radios, communications, etc. Totally there were 25 kinds of products, 5 of which were re-mastered in Petropavlovsk. Development of production, and then improving models of weapons was on the focus of designers, engineers, and advanced workers of enterprises. These results were achieved at the cost of hard work, hardship and adversity. People have spared no effort or resources in the name of compliance front. (5) Petropavlovsk Municipal Party Committee established a commission to device evacuated workers. All arrivals from front were placed in homes and apartments of the locals. Residents of the area with great warmth and cordiality treated the evacuees. Organizers of the Party and trade unions organized works to settle the newcomers’ enterprises. Thousands of residents came to help in these works. Money was transferred to the defense fund. Within a few months, from the beginning of the war until the end of 1941, the city had organized mass 8 works, which was attended by over 27,000 people. The total number of military families evacuated was 3690 people, 2773 people were allocated for various activities. During the winter in order to help families were given 305 tons of coal, 1800 cubic meter. (5) Processing of agricultural products was the basis of industrial production of the North Kazakhstan region. Among the largest enterprises in Petropavlovsk were meat-packing plant, tannery, felting factory, mechanical plant, a bakery, a brick factory, two large mills and a number of others. It required increasing production capacity of existing factories, as well as evacuees. The energy industry had a task that was provision of increased demand industrial industry. This problem was resolved by increasing the electricity production of the existing stations and their extensions. As well as it was mainly due to the commissioning of new power plants, and as a result of it the existing power plants started to work: Petropavlovsk CES, diesel power plant in Petropavlovsk 1942, diesel and steam power plant № 621 in Kokshetau 1942. Under construction and installation to start at the end of I quarter 1943.The first Petropavlovsk Thermal Power Station (TPS) with 5000 kW (Phase 1), and in late 1944 — early 1945 the first TPS was introduced almost at full capacity. The builders and energy, erecting powerful power plant (TSP-1), tripled the energy potential of the city and provided conditions for normal work of defense enterprises. For success in work on the construction of power stations team builders and installers in July 1944 was awarded the Order of the Red Banner. (6) The job of workers, farmers and intellectuals of North Kazakhstan region echoed with the heroic deeds of their fellows at the front.

In the harsh conditions of war has been maintained and even developed network of health, education, culture and science. Doctors and nurses would not only ensure a high percentage of returns of the wounded and sick to hospitals, but also prevented from escalating outbreaks of typhus and typhoid fever and other diseases.
The city hosted the first wounded evacuation hospital number 3813, formed in 1941 by graduates of midwifery school (deployed to 445 beds). Total in Petropavlovsk during the war were four hospital, they were placed in the premises of the first Soviet and regional hospitals, buildings, urban schools and houses of Pioneers Herzen. The second level personnel were fulfilled by graduates of medical school and doctors came from other cities or after injury. (7) Patriotism people in wartime manifested not only in work, but in many other cases. Among them are voluntary contributions of money on weapons collection and production of warm clothes and shoes for soldiers, care for the wounded, disabled and families of soldiers, aid to the population liberated from Nazi occupation areas. In addition to mandatory food supply front, fellow residents of the area sent dozens of cars with gifts. Consciously going on material deprivation, workers, farmers, and intellectuals’ area of private stock surrendered to the defense fund 204 thousand tons of grain, 48 pounds of meat, 1220 pounds of oil, 116 thousand tons of vegetables and potatoes. The 88 wagons of gifts were sent to the soldiers of the Red Army. 77 thousand different warm things were collected and sent. The material and financial assistance were provided to the 59,729 families of servicemen and disabled. 10 398 cattle, 4 cars of products, household suppliers, industrial equipment and agricultural implements were sent to the help for the liberated areas.

Underestimating Germany industrialization development, cultural change, the fact of making the national question led to the defeat in the war. USSR became the homeland of its constituent ethnic groups. And his defense was a nation-wide business. During the last war showed that the giant multinational country constitutes a single economic space, its economy was centralized and functioned as a single organism. Significant contribution to economic development and a single victory on the fronts made North Kazakhstan region.


T. Takenov

(NKSU named after M. Kozybaev)

Literature:

1. M. K. Kozybaev Kazakhstan at the turn of the century: Reflections and searches (Book Two) Almaty 2000

2. State archive fund 22 inventory 3 on № 13

3. Memory Book Volume 1 Petropavlovsk

4. Soldiers victory. Petropavlovsk 2010

5. PASCO fund 22 opis3 number 309

6. Kazakhstan during the Great Patriotic War of the Soviet Union v. 2Alma-Ata, 1967 p.118–120

7. PASCO fund 22 inventory 3 № 327

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
Quiz

Are you interested in the history of independent Kazakhstan?

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Северо-Казахстанская область в годы Великой Отечественной Войны

Северо-Казахстанская область в годы Великой Отечественной Войны

06 Декабря 2013
443
0

Великая Отечественная война оказала самое пагубное влияние  на жизнь, быт и труд народа. Агрессия Германии была продиктована целой группой причин и обстоятельств. Это причины идейного, политического, экономического, военного и иного характера. Военными причинами нападения на Советский Союз диктовались комплексом составляющих: стремление разгромить Красную Армию - ослабленную репрессиями 1937 года и не оснащенную новой военной техникой; получить в своё распоряжение сырьевые ресурсы всего советского Востока; обеспечить Германии нужное «жизненное пространство»

В великом противоборстве Советского Сою­за с фашистской Германией весь народ поднялся на борьбу с агрессором, стал воюющим народом. За годы войны в Вооружен­ные силы было привлечено около 35 млн. человек. Воины русской национальности составляли ядро Советской Армии. Вместе с ними плечом к плечу сражались 4,4 млн. украинцев, свыше 1 млн. сыно­вей и дочерей Белоруссии, свыше 3 млн. - Казахстана и республик Средней Азии, в том числе 1 млн. 366 тыс. казахстанцев, т.е. более 70% всего мужского населения от 18 до 50 лет. В мировой истории не было подобного прецедента. Даже у немцев при тотальной мобилизации было призвано всего 12%. (1)

С первых же дней войны тысячи наших земляков вступили в ряды Красной Армии. Наиболее крупным местным воинским соединением была 314 стрелковая дивизия, состоявшая в основном из петропавловцев и жителей районов. Только за первые два года войны Петропавловский военный комиссар призвал в Красную Армию около 70 тысяч и кроме того направил в оборонную промышленность более 34 тысяч рабочих.(2) Формирование 314 стрелковой дивизии началось с прибытия первого командира (Герой Советского Союза, генерал-лейтенант) Шеменкова Афанасия Дмитриевича  с группой офицеров. Начала работать комиссия по укомплектованию частей дивизии совместно с секретарем обкома Николаевым В.Ф., были размещены штаб дивизии, штабы стрелковых полков и прибивавший личный состав по укомплектованию в зданиях г.Петропавловска. В составе дивизии были сформированы 1074; 1076; 1078 стрелковые полки, 858 артиллерийский полк, 374 противотанковый дивизион, 598 отдельный саперный батальон связи, 234 отдельный медико-санитарный батальон, 204 отдельная разветрота и другие подразделения. Материальную часть артиллерии получили: 76 м/м пушки старых образцов, 122 м/м гаубицы состоящие на вооружении (10 гаубиц). Автотранспортом были укомплектованы полностью. Техническими средствами связи дивизия была обеспечена на десять – пятнадцать процентов. Медицинским арсеналом и медикаментами были обеспечены полностью. Сформированная уже в самом начале войны 314 стрелковая дивизия участвовала в боях под Ле­нинградом, в Прибалтике,  в Польше, Чехословакии, освобождала Прагу. Во всех круп­ных битвах Великой Отечественной войны участво­вали североказахстанцы, воевали во всех родах войск, в партизанских отрядах и в подполье.  Внеся свой вклад в победу над фашизмом, многие североказахстанцы являются Героями Советского Союза и кавалерами орденов и медалей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. учрежденных в этот период.(3) (52 Героя Советского Союза и 11 полных ковалеров ордена Славы)(4)

С началом войны матери­ально-технические, финансовые и трудовые ресур­сы области были мобилизованы на нужды вооруженного отпора врагу. Петропавловск уже в первые годы принял оборудование двадцати заводов, фабрик и других предприятий. За счет их удвоились производственные мощности хромого завода, валяльно-обувной фабрики, были вновь созданы: махорочная и швейная фабрики, спиртово-водочный комбинат, завод малолитражных двигателей, несколько предприятий металлоизделий и машиностроения союзного значения, также промышленных комбинатов местной промышленности. Образовалась группа  оборонных  заводов : №239  (завод им. В. В. Куйбышева), №347 (завод исполнительных механизмов-ЗИМ), №641 (им. С. М. Кирова), №675 (им. М. М. Калинина), малолитражных двигателей (МЛД), и кроме того, ряд заводов легкой и пищевой промышленности. Ценой героического труда рабочих уже в 1942 году группа оборонных заводов приступила к регуляр­ным поставкам продукции для Красной Армии. Многие эвакуированные предприятия начинали работу в наспех приспособленных помещениях и даже под навесами. Не­редко на новые места прибывали едва десятая часть коллектива рабочих и инженерно-технического персонала. В таких условиях налаживалось производство не только старых видов продукции, но и ряда новых образцов вооружения и боеприпасов. Изготавливали  мины, торпеды, корпуса зажигательных бомб, снаряды для различных артиллерийских систем, проводили механическую обработку реактивных снарядов для  Катюш, малолитражные двигатели, изоляционные материалы, радиоприборы, средства связи и.т.д. Всего 25 видов изделий, из которых 5 были вновь освоены в Петропавловске.Освоение производства, а потом и совер­шенствование образцов вооружения было в центре внимания кон­структоров, инженеров и передовых рабочих предприятий. Эти результаты были достигнуты ценой напряженного тру­да, лишений и невзгод. Люди не жалели ни сил, ни средств во имя выполнения требований фронта.(5) Петропавловский  горком партии создал комиссию по устрой­ству  эвакуированных рабочих. Все прибывшие из прифронтовых районов были размещены в домах и квартирах местных жителей.  Жители области с большой теплотой и сердечностью отнеслись к эвакуиро­ванным. Парторганизация и профсоюзы организовывали воскресники по устройству вновь прибывших предприятий. Тысячи горожан вы­ходили на эти воскресники. Деньги  передавали в фонд  обороны.  За  несколь­ко  месяцев,  от начала  войны и до конца  1941 года, в городе было организовано 8 массовых воскресников, на которых участвовало более 27 тысяч человек. Общее число эвакуированных семей военнослужащих 3690 человек, устроено на различные работы 2773 человек. В течении зимнего периода в порядке оказания помощи выдано семьям угля 305 тон, 1800 куб.метр.(5) Переработка сельскохозяйственной продукции со­ставляла основу промышленного производства Северо-Казахстанской области. В числе наиболее - крупных предприятий были мясоконсервный ком­бинат, кожзавод, валяльно-войлочная фабрика, ме­ханический завод,  хлебокомбинат, кирпичный завод, две крупные мельницы и ряд других — в Пет­ропавловске. Потребовалось увеличениепроизводственной мощности существующих заводов, фабрик, а также эвакуированных. Перед энергетиками стояла задача – обеспечить возросшую потребность промышленных предприятий вэлектроэнергии. Эта задача разрешалась путем увеличения производства электроэнер­гии на существующих станциях и их расширения, а также главным об­разом за счет ввода в эксплуатацию новых электростанций, и в резуль­тате  в строй действующих электростан­ций вступили;  Петропавловская ЦЭС, дизельная электростанция. г. Петропавловск  1942 г., дизельная и паротурбинная  электростанция  завода № 621 в Кокчетаве  1942 г. В стадии строительства и монтажа с пуском в конце I квартала  1943 г. 1 Петропавловская ТЭЦ мощностью 5000 квт (1-я очередь), а в конце  1944 года - начале 1945 ТЭЦ – 1 была введена почти на проектную мощность. Строители и энергетики, соорудив мощную электростанцию (ТЭЦ-1), утроили энергетический  потенциал  города  и  обеспечили  условия  для  нормальной работы оборонных предприятий. За успехи в работе по сооружению электроцентрали коллектив строителей и монтажников в июле 1944 года был удостоен  ордена Красного знамени.(6) Труд рабочих, колхозников и интеллигенции Северо-Ка-захстанской области перекликался с героическими подвигами их земляков на фронте.

В суровых условиях войны была сохранена и даже развита сеть учреждений здравоохранения, народного образования, куль­туры и науки. Врачи и медсестры не только обеспечивали высокий процент возвращений в строй раненых и больных госпиталей, но и предотвратили перерастание вспышек сыпного и брюшного тифа и других болезней. В городе первых раненых принимал эвакогоспиталь № 3813, образованный в 1941 году из выпускников фельдшерско-акушерской школы. (развёрнут на 445 коек) Всего в Петропавловске за период войны действовали четыре госпиталя, они размещались в помещениях областной и первой советской больниц, здания городского дома Пионеров и школы имени Герцена. Кадры среднего медперсонала пополнялись за счёт выпускников школы медсёстер, а врачи приезжали из других городов или же после ранения.(7) Патриотизм народа в военное время проявился не только в труде, но и во многих других делах. В их числе — добровольные взносы денежных средств на вооружение, сбор и изготовление теп­лой одежды и обуви для фронтовиков, забота о раненых, инвали­дах и семьях воинов, помощь населению освобожденных от фа­шистской оккупации районов. Помимо обязательных поставок продоволь­ствия  фронту, жители области отправляли  землякам  десятки вагонов с подарками. Сознательно идя на материальные лишения, рабо­чие, колхозники, интеллигенция области из личных запасов сдали в фонд обороны 204 тысяч пудов хлеба, 48 пудов мяса, 1220 пудов масла, 116 тыс. пудов овощей и картофеля. Отправлено подарков бойцам Красной Армии 88 вагонов. Собрано и отправлено 77 тыс. различных теплых вещей. Оказали материальную и денежную помощь 59729 семьям военнослужащих и инвалидам. Отправили в помощь освобожденным районам 10398 голов скота, 4 вагона продуктов, хозяйственных принадлежностей, производственного оборудования и сельхозинвентаря.

Недооценка Германией развития индустриализации, культурных преобразований, факта решений национального вопроса привело к поражению в войне. СССР- стал отечеством составляющих его этносов. И его защита явилась общенародным делом. Годы минувшей войны свидетельствовали, что гигантская многонациональная страна представляла собой единое экономи­ческое пространство, ее экономика была централизована и функ­ционировала как единый организм. Весомый  вклад в единое экономическое развитие и победы на фронтах  внесла Северо-Казахстанская область.

Такенов Т.Е.

(СКГУ им. М.Козыбаева)

Литература:

1.  М.К.Козыбаев  Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски (книга вторая) Алматы 2000г

2.  Гос.архив фонд 22 опись 3 д. №13

3.  Книга памяти том 1 Петропавловск

4.  Солдаты победы. Петропавловск 2010

5.  ПАСКО фонд 22 опись3 № 309

6.  Казахстан в период Великой Отечественной войны Советского Союза т.2 Алма-Ата 1967г с.118-120

7.  ПАСКО фонд 22 опись3 № 327

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь