Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Kazakhstan during the World War the 2nd (1941-1945) Agriculture in East Kazakhstan in the beginning of war 1941-1942

Agriculture in East Kazakhstan in the beginning of war 1941-1942

04 December 2013
537
0

In extreme conditions of the Great Patriotic War, the importance and role of Kazakhstan in ensuring the army and the population of agricultural products and industrial raw materials increased significantly. This was due to the temporary occupation of the German — fascist invaders fertile land area of 71 million hectare, i.e. about 40% of the sown area of the country.

In republican historiography emphasized that the first concrete tasks for the restructuring of agriculture on a war footing in decision 5th plenum of Central Committee of the Communist Party (b) of Kazakhstan in our opinion, this is not entirely correct, since the gradual transfer of the Soviet economy by the military regime began in 1939. In particular, only in the Kazakh SSR on June 22, 1941 26,000 women tractor drivers were trained. Men tractor drivers in accordance with the law on universal conscription recruited into the ranks of the Red Army, where a new mechanized corps and the compound were formed [1].

Taking into account military situation of 5th plenum Central Committee of the Communist Party (b) of Kazakhstan obligated part, soviet and economic organizations to increase efficiency and accuracy in the management of agricultural production. Plenum demanded multiply crop, to fight for every kilo of bread, for each ear, for each grain [2].

Difficult conditions, in which the restricting agriculture on a war footing took place, should be paid close attention. During 1941–1942 period of time the rural population decreased by 586,766 people. Major changes had occurred in the district management.

During 1941 — 1942 years to the leadership came from the number of young staff 75% of secretaries of district party committees, chairmen of executive committees, district chiefs, directors of state farms.

Moreover, the war has caused the diversion of funds and energy to the needs of national defense. During the first two years of the war power of the republic fleet decreased by 16.3% and crawler tractors by 31%. To a large extent were limited opportunities to provide the industry of agricultural machinery

In this respect, we should agree with K. Aldazhumanov who rightly pointed out that the management of large-scale socialist agriculture in the harsh conditions of the war is impossible without the maximum and efficient use of remaining in the rear of agricultural machinery and mobilization of relevant qualified personnel [3].

In order to fulfill its obligations on the farm «Red Mountain Eagles» have established procedures appropriate wartime. In the administrative apparatus remains the minimum number of people. All the others were transferred to the field work. Reviewing and strictly taking into account its internal reserves Urdzhar people increased production quotas by 20–25%. June 29, 1941 the Central Committee of the Communist Party (b) of Kazakhstan approved treatment «Red Mountain Eagles» kolkhoz and instructed all collective and state farms and state enterprises urgently discuss it.

Party and state organizations with their decision to establish a new schedule of the day, reviewing performance standards, restoring order in the accounting and calculating workdays. Serious consideration was given to the release of workers and service of management system.

In the book «Kazakhstan in the first year of World War II», it is reported that farmers of farm named after Stalin East — Kazakhstan region, supporting the initiative Urdzhar people declared themselves mobilized and by strengthening labor discipline and increase working hours have increased production quotas by 30–50% reduced the time of harvesting for 7 days in advance and carried out a plan of bread supply [4].

Also a serious role in addressing various issues of agricultural land owned by the local authorities, whose activities are directed to People’s Commissariat for Agriculture Narkomzem and the executive committees of regional and district councils.
Taking into account that in the war, Kazakh SSR becomes the largest livestock base in the country, 5th Plenum of the Central Committee of the Communist Party (b) of Kazakhstan in order to maintain and increase livestock recommended to collective and state farms to implement transhumance.
The event provided established of each collective and state farms amount of cattle to be distilled off, fastening them land for cattle, the statement of the number of brigades advanced livestock farmers, providing them with warm clothing and food products.

At the same time, the national press has been criticized style of Semipalatinsk regional party committee, which «instead of increasing demands interested in the creation of staff, triples and fives on various economic issues». Not surprisingly, the Belagachsky district party committee also created five on wintering cattle and «grazing management», headed by the Secretary of the District Committee Parshin, thereby taking on the concrete economic public bodies [5].

Military departments MTS and state farms pay particular attention to the work of women. During the planting time in 1942 in a number of collective and state farms of Semipalatinsk and East Kazakhstan regions was formed the Institute of women’s organizers.

The tasks of women institutes included creating farms of female asset, childcare facilities, conducting mass agitation among women, the study of life and material assistance.

Thus, in the extreme conditions of the initial period of war, collective and state farms of East Kazakhstan managed to restructure its work and to mobilize available resources to the delivery plans of various types of agricultural products in quantities in excess of the pre-war level of production.


A. Pashencev

State University named after Shakarim Semey

Literature:

1. M. Kozybayev, Communist party of Kazakhstan during the Great Patriotic War, Almaty: Kitap, 1975, p. 80–81.

2. Kazakhstan in the first year of Great War, Almaty: Kitap, 1942. P. 125–129.

3. Kazakhstan in the first year of Great War, Essays, Almaty: Kitap, 1974, p. 121–126.

4. Kazakhstan in the first year of the World War II, Almaty: Kitap, 1942, p. 135–141.

5. H. Anastasev, Fast eliminations of shortcomings in the work of the Party organizations. Bolshevik Kazakhstan, 1942, p.14–15.

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
Quiz

What of the wealth of Zheti Kazyna is the most in demand in modern society?

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сельское хозяйство Восточного Казахстана в начальный период войны 1941-1942 гг.

Сельское хозяйство Восточного Казахстана в начальный период войны 1941-1942 гг.

04 Декабря 2013
150
0

(ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В статье анализируются вопросы  перестройки  экономики Казахстана на военный режим в начальный период Великой Отечественной войны на основе историографического исследования научных публикаций.

Ключевые слова: начальный период войны, военный режим экономики, историографический анализ.

В чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны значение и роль Казахстана в обеспечении армии и населения продуктами сельского хозяйства и промышленности сырьем значительно возросла. Это было связано с временной оккупацией  немецко - фашисткими  захватчиками плодородных земель площадью 71 млн. гектар, т.е. около 40% всех посевных площадей страны.

В республиканской  историографии подчеркивается, что первые конкретные задачи по перестройке сельского хозяйства на военный лад содержались в решениях V пленума ЦК КП (б) Казахстана на наш взгляд, это не совсем правильно, так как постепенный перевод советской экономики на военный режим начался в 1939 году. В частности, только в Казахской ССР на 22 июня 1941 года было подготовлено 26 000 женщин трактористок, а мужчины трактористы в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности призывались в ряды Красной Армии, где формировались новые механизированные  корпуса и соединения [1].

Учитывая военную обстановку V пленума ЦК КП (б)Казахстана обязывал партийные, советские и хозяйственные организации повысить оперативность и четкость в управлении сельхозпроизводством. Пленум потребовал множить урожай, вести борьбу за каждый килограмм хлеба,  за каждый колос, за каждое зерно [2].

Следует обратить внимание на сложные условия, в которых проходила перестройка сельского хозяйства на военный лад. За 1941 – 1942 гг. сельское  население республики уменьшилось  на 586 766 человек. Серьезные изменения произошли в районном руководящем звене.

В течение 1941 – 1942 годов к руководству  пришли из числа молодых кадров 75 % секретарей райкомов партии, председателей райисполкомов, начальников района, директоров МТС и совхозов.

Кроме того, война вызвала отвлечение  средств и сил на нужды  обороны страны. За первые два года войны мощность транспортного парка республики снизилась на 16,3 %, а по гусеничным тракторам – на 31 %.  В значительной степени были ограничены возможности промышленности в обеспечении сельхозмашин запчастями.

В этом отношении следует согласиться с К.  Алдажумановым, который справедливо отмечал, что ведение крупного социалистического сельского хозяйства в тяжелых условиях начавшейся войны невозможно без максимального и рационального использования оставшейся в тылу сельскохозяйственной техники и мобилизации соответствующих квалифицированных кадров [3].

На наш взгляд, партийно-советский аппарат сумел организовать колхозы и совхозы  на решение военно-хозяйственных задач, на мобилизацию материальных ресурсов сельского хозяйства. Пример сплоченности и организованности показали колхозники сельхозартели «Красные Горный Орлы» Урджарского района Семипалатинской области,  единодушно объявившие себя бойцами  тыла действующей армии. Они призвали всех колхозников и колхозниц республики стать на военную  вахту труда «до полного разгрома и уничтожения врага».

Для того, чтобы выполнить взятые на себя обязательства в колхозе «Красные Горные Орлы» установили порядок соответствующий военному времени. В управленческом аппарате осталось  минимально необходимое  количество людей. Все остальные были переведены на полевые работы.  Пересмотрев и строго учтя свои  внутренние резервы, урджарцы повысили  нормы выработки на 20-25 %. 29 июня 1941 года ЦК КП (б) Казахстана одобрил обращение  колхозников сельхозартели «Красные Горные Орлы» и поручили всем колхозам, совхозам и государственным предприятиям срочно его обсудить.

Партийные и советские организации своими решениями установили новый распорядок  рабочего дня, пересмотрев нормы выработки, наводили  порядок в учете и начислении трудодней. Серьезное внимание уделялось высвобождению рабочих рук и сферы управленческого аппарата.

В сборнике «Казахстан в первый год Отечественной войны» сообщается, что  колхозники колхоза им.Сталина Восточно – Казахстанской области, поддержав инициативу урджарцев, объявили себя мобилизованными и за счет укрепления трудовой дисциплины и увеличения продолжительности рабочего дня  повысили нормы выработки на 30-50 %, сократили сроки уборки урожая на 7 дней и досрочно выполнили  план хлебопоставок[4].

Также серьезная роль в решении различных сельскохозяйственных вопросов принадлежала местным земельным органам, деятельностью которых направлялось Наркоземом республики и исполнительными комитетами областных и районных советов.

В этом отношении характерно обсуждение Семипалатинским облисполкомом в октябре 1941 года результатов деятельности земельного отдела и руководимых им сельхозпредприятий. Облисполком проанализировав деятельность земельного отдела, указал на имеющие недостатки и определил  пути их устранения.

Учитывая, что в условиях  войны Казахская ССР становится крупнейшей  животноводческой базой  страны, V Пленум ЦК КП (б) Казахстана в целях сохранения и увеличения  поголовья рекомендовал колхозам и совхозам внедрять отгонное  животноводство.

В мероприятиях предусматривались установления по каждому  колхозу и совхозу количества голов скота, подлежащего отгону, закрепление за ними земельных участков  для скота, утверждение бригад животноводов из числа передовых колхозников, обеспечение их теплой одеждой и продуктами питания.

Особое внимание уделялось организации зоотехнического и ветеринарного  обслуживания скота, перегоняемого на отгонно-патбищное содержание. Причем в целях стабилизации производства животноводческой продукции колхозы имели право произвести начисление трудодней колхозникам, работающим на отгонах в полуторном размере.

В то же время в республиканской печати критиковался  стиль Семипалатинского областного комитета партии, который «вместо повышения требовательности увлекается созданием штабов,  троек и пятерок по различным хозяйственным вопросам». Неудивительно, что Бельагачский райком партии тоже создал пятерку по зимовке скота и «пастбищное управление» во главе с секретарем райкома Паршиной, тем самым  взяв на себя конкретные хозяйственные  государственных органов [5].

На наш взгляд, эти просчеты и ошибки являются следствием хозяйственной политики ЦК ВКП (б) и ЦК КП (б) Казахстана, которые находились вне критики нижестоящих партийных организаций.

Политотделы МТС и совхозы  обращали особое внимание на работу среди женщин. На время сева 1942 года в ряде колхозов и совхозов Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей возник институт женских организаторов.

В задачи женорганов входило создание в хозяйствах женского актива, сети детских учреждений, проведение массовой агитации среди женщин, изучение быта и оказание материальной помощи.

Таким образом, в чрезвычайных условиях начального периода войны колхозы и совхозы Восточного Казахстана сумели перестроить свою работу и мобилизовать имеющиеся ресурсы на выполнение планов поставок различных видов сельхозпродукции в объемах превышающих довоенный уровень производства.

А.П. Пашенцев

Государственный университет имени Шакарима города Семей

Литература

1 Козыбаев М. Коммунистическая партия Казахстана в период Великой Отечественной войны. Алматы: Кітап, 1975.– С. 80-81

2 Казахстан в первый год Отечественной войны. Алматы: Кітап, 1942. –С. 125-129

3 Казахстан в Великой Отечественной войне. Очерки. Алматы: Кітап, 1974. – С.121-126

4 Казахстан в первый год Отечественной войны. Алматы: Кітап, 1942. – С. 135-141

5 Анастасьев Х. Быстрее устранять недостатки в работе партийных организаций. /Большевик Казахстана – № 2. – 1942.– С.14-15

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь