Главная Историческое образование Наши партнеры Музеи Мифы развеяны

Мифы развеяны

18 Октября 2013
67
0

В 2006 году в пародийном документальном фильме «Борат», главный герой путешествует из Казахстана в США, для изучения американского образа жизни.

b7b8b797c3ae52ee2234009574c8e960.png

Хотя подзаголовок фильма ««Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан» подразумевал,  что речь пойдет о – Казахстане,  на самом деле фильм являлся  пародией на американские социальные ценности.

Но у многих зрителей фильма, сложилось впечатление о Казахстане, как о стране, населенной людьми  с невысоким уровнем  культуры.

О том, что картина получила негативный резонанс говорит то,  что на спортивном мероприятии в Кувейте, годом раньше, во время церемонии награждения,  вместо государственного гимна Казахстана звучала музыка из этого фильма.

Но теперь, когда, состоялась выставка «Древние сокровища Казахстана» в Вашингтоне, американцы увидели истинный образ «великолепной страны» и изменили свое представление о культуре этого народа.

Мифы развеяны

6588be63e90444be4150f981da6d346e.png

Многие из артефактов культуры Кочевых племен, прежде никогда не демонстрировавшиеся за пределами страны, теперь экспонируются в выставочных залах Smithsonian’s Freer and Sackler Asian Art galleries.

Цель выставки –  развеять миф о том, что номады, кочевавшие по евразийским степям в эпоху Персидской Империи, отставали в культурном развитии от оседлых  народов.

Первое упоминание о сакских племенах мы находим у греческого историка Геродота, называвшего кочевников бесстрашными воинами. Монументальные погребальные сооружения в горных долинах, известные как курганы, доказывают, насколько была высока культура сакских племен.  Находки, обнаруженные археологами в этих курганах, поражают воображение богатством  украшений из  бронзы и золота.

«Те изображения номадов, которые мы знали до сих пор, не так точны в деталях», говорит главный куратор выставки Алекс Нагель. «Новое исследование ясно дало понять, что кочевая культура была намного более сложной».

Защищенный вечной мерзлотой

5382c51bee196e39c314349925e14834.png

«Возможность проследить уникальное культурное наследие, датирующееся  первым тысячелетием до н.э, важна для молодого независимого Казахстана. Получив независимость в 1991 г., Казахстан активно использует свое уникальное культурное наследие для формирования собственной культурной идентичности».

«И у них есть средства, чтобы сделать это», говорит Саймон Уильямс, директор Британского Совета в Казахстане, соучредитель программы сотрудничества между музеем Археологии Казахстана и Музеем г. Вашингтон. Так же, он является автором перевода текстов о казахстанских музеях на английский язык.

Согласно данным Министерства Культуры, в Казахстане открыто около 136 музеев. Идет строительство нового музея в новой столице Астане. Министерство сообщает, что это будет самый крупный  музей в Средней Азии, его площадь составит 85 000 кв. м. (915 000 кв. футов).

«Первые годы после независимости были далеко нелегкими в финансовом отношении, но тем не менее новое государство находило средства на изучение крупных археологических памятников. Таким образом, в 1998 г. было сделано открытие Берельского могильника, ставшего сенсацией конца XX в. – говорит Роза Бектуреева – заведующая  Музея Археологии РГП “Ғылым ордасы” МОН РК.

В последние годы государство выделяет огромные средства на развитие науки, особенно археологии, истории, так как мы хотим больше знать свои корни, духовную, материальную культуру наших предков. И у нас есть  вероятность исследовать большее количество памятников, благодаря современным технологиям, которые были использованы при раскопках Берельских курганов, в условиях вечной мерзлоты, (а это,  останки людей и животных, фрагменты вышитой ткани)».

Безмолвное общение

74c9103df17b348a863482ac2cbbbec7.png

Отношения между человеком и лошадью – центральная тема выставки, которая часто поднимает больше вопросов, чем ответов.

Например, тайна окружает серию найденных бронзовых подносов, украшенных миниатюрными изображениями человека и животных. Фигурка человека, становящегося на колени перед изображением лошадей, выражает некоторую сакральную связь между ними. “Мы все еще пытаемся выяснить предназначение этих подносов – возможно, это курильница»,  размышляет господин  Нагель. «Это все еще остается загадкой”.

Для предков казахов лошади играли огромную роль,  их шкуры использовались для одежды, а молоко и мясо – для еды. И сегодня лошади играют важную роль в быту и традиционной культуре казахов.

«Многие находки сакского времени стали символами независимого Казахстана, и исследование этих памятников показало преемственность традиций и культур древних племен и современных казахов» – говорит доктор Роза Бектуреева.

Перевод интервью Р. Бектуреевой для BBC News, Washington DC

Источник: www.gylymordasy.kz

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь