Главная Междисциплинарные исследования Методологические труды Зарубежная казахстаника История изучения кипчакских племен в России (XVIII – ХХ вв.)

История изучения кипчакских племен в России (XVIII – ХХ вв.)

18 Октября 2013
40
0

В общественных и гуманитарных науках Республики Казахстан кипчаковедение занимает важное место. Это связано с тем, что кипчакский язык и литература легли в основу казахского языка и литературы, кипчакский этнический компонент составил основное ядро в образовании казахской народности, традиции кипчакской государственности проявились при образовании Ак Орды и Казахского ханства. Поэтому, изучению историографии кипчаковедения в нашей стране придавалось большое значение, и в силу этого возникла насущная потребность параллельного изучения исторического опыта других стран с целью использования его в отечественных исследованиях.

В настоящее время назрела необходимость в осмыслении и подведении итогов в развитии кипчаковедения в России, с целью выявления вклада российских исследователей в разработку кипчакской проблематики и перспектив дальнейших научных исследований в области истории и культуры кипчакских племен. В результате тесных этнополитических и культурных контактов средневековые кипчакские племена оставили заметный след в истории народов Восточной Европы, прежде всего Киевской Руси. Следует заметить, что в отечественной и российской историографии уже имеется опыт рассмотрения отдельных вопросов истории изучения кипчакской тематики, однако до сих пор не проводилось специального обобщающего научного исследования по историографии кипчаковедения в России в период XVIII – конец 80-х гг. ХХ века.

Исторические исследования дореволюционного периода в целом отражают степень интереса российской администрации и научных деятелей к истории и культуре народов в составе Российской империи. Во многом изучение исторического прошлого тюркских народов было связано с проведением колониальной политики, формированием точного представления о хозяйстве, традиционной культуре и менталитете народов.

С приходом к власти большевиков историческая наука была поставлена на методологические «рельсы» марксизма-ленинизма, требовался пересмотр всех достижений имперского периода, было необходимо обосновать верность новой методологии, правильность избранного пути. В связи с этим, военно-политические события истории кочевников стали трактоваться как проявления социальной деятельности народных масс, классовая борьба была признана основным локомотивом общественного прогресса. Естественно, в таких условиях не могла идти речь о свободе научной мысли и выборе методологических установок, что порождало однотипные, похожие результаты в области изучения кипчакской проблематики. В советский период изучение проблем кипчаковедения велось в рамках научных исследований марксистко-ленинской методологии.

Кипчаковедение находилось в тесной связи с развитием исторической науки. Общественно-политические изменения в стране, методологические позиции оказали существенное влияние на развитие данного научного направления в советский период.

Актуальность историографического изучения связана с тем, что дает возможность увидеть слабые стороны в развитии исторических исследований, однобокость, субъективность в представлениях ученых, впрочем, как и возможность выделить сильные, позитивные стороны работ. Вкупе это позволит  объективно охарактеризовать исторические процессы в историографии, дать точную оценку, как отдельным исследованиям, так и совокупности исторической литературы.

Особо следует подчеркнуть, что на современном этапе в казахстанской науке проводится активная интеграция гуманитарных наук с мировыми научными центрами, в числе которых Россия занимает приоритетное место. Это будет способствовать интеграции казахстанского и российского кипчаковедения, проведению совместных научно-исследовательских проектов, и, в конечном итоге, будет направлено на взаимное обогащение наших научных представлений и знаний.

Объектом исследования выступает историография кипчаковедения в России в период XVIII в. – конец 1980-х гг., степень изученности этнической и политической истории, общественной организации, государственности, исторической географии, материальной и духовной культуры кипчакских племен.

Предметом диссертационного исследования служат научно-исследовательские работы по истории, археологии и этнографии кипчаков, а также работы по историографии истории изучения кипчакских племен в русской и советской исторической науке.

Цель и задачи. Основной целью исследования является рассмотрение проблемы истории изучения кипчаковедения в России XVIII – конец 80-х гг. ХХ вв.

Для решения поставленной цели необходимо решить конкретные научно-исследовательские задачи:

- выделить и провести историографический анализ этапов развития кипчаковедения в России XVIII – конец 80-х гг. ХХ вв.;

- оценить значение научных достижений русской исторической науки в истории изучения кипчаков и кимеков;

- провести историографический анализ этапов изучения этнополитической истории и политогенеза кипчакских племен на материалах дореволюционной и советской исторической науки России;

- выявить особенности изучения исторической географии кипчаков в русском и советском кипчаковедении;

- рассмотреть вклад дореволюционных и советских ученых в изучение культурного наследия кипчакских племен.

Методология и методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования представляет цивилизационный подход к истории с главенствующей идеей равноценности всех культур в независимости от рас, религиозных убеждений и способов хозяйственной деятельности. Это позволяет выйти на совершенно новый уровень в изучении проблем кипчаковедения, а именно объективно рассмотреть историографические этапы, научно-исследовательские проблемы исторической науки.

Подчеркнем, что мы сознательно отказались от позиций европоцентризма, оседлоцентризма и формационного подхода к истории. Так как это способствовало бы искажению объекта исследования и в некоторой степени предсказуемости конечного результата. Согласно этим позициям и подходам кочевое общество было признано примитивным и неравноценным по отношению к оседло-земледельческим обществам, не способным к общественно-политическому и культурному прогрессу, что не дало возможность всесторонне изучить феномен кипчакского общества. Особый акцент нами делается на мысли о том, что кипчакские племена при взаимодействии оказывали воздействие и сами подвергались влиянию оседлых и кочевых соседей в области этнополитической истории, хозяйства и культуры. Если в дореволюционной и советской исторической науке эти проблемы рассматривались отдельно, без прослеживания взаимосвязей и параллелей, что порождало порой непонимание основных закономерностей и общих явлений кипчакской истории и культуры, то в настоящем исследовании будет сделана попытка преодолеть этот серьезный недостаток.

При историографическом анализе применялся проблемно-хронологический метод, использование которого позволяет одновременно рассматривать проблематику научных исследований и определить этапы в изучении проблем.

Из общенаучных методов были использованы методы анализа и синтеза. Из специально-исторических методов – сравнительно-исторический и историко-генетический.

Кузембаев Нуркен Ерболович

История изучения кипчакских племен в России (XVIII – ХХ вв.)10.pdf 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь