Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Postwar Kazakhstan (1946-1970) Personnel problem and its solutions in the economic councils Zauralie (50-60-ies of 20th century)

Personnel problem and its solutions in the economic councils Zauralie (50-60-ies of 20th century)

12 October 2013
552
0

Pressing economic and social problem of the early second half of the twentieth century was the development of the economy and improve the lives of citizens. Unfolding economic and administrative reforms in the late 50’s — early 60-ies of 20th century in the Soviet state, party leaders headed by N. Khrushchev’s government, the regional leadership hoped to use it to solve many pressing issues. Among the latest to time particularly acute, according to the «party leaders» were the dominance of ministries, bureaucracy, lack of clear management and monitoring of economic activities in the field because of the large industrial and construction projects, a large number of uniform supply and marketing organizations, significant unsustainable counter transport, etc. among the negative consequences of such an organization of industry and construction management of the country was a distraction best specialists in Moscow and other large cities, leading to «exsanguination» managerial personnel in the field.

Shortage of trained personnel, especially those with higher and secondary special education, were acutely aware of the periphery. Many leadership positions in the country for 1950 — 1960 years of the occupied managers and specialists with secondary and incomplete secondary education, more practice before the war. Acute shortage of staff were the builders. Thus, in a report to the Executive Committee of the Tyumen (1957) noted that for successful construction is necessary to solve the question»,… to establish a stable frame construction [which — AC], according to conservative estimates, the whole construction program, received on the coming years, will take 80 thousand people»[1].

Analyzing this situation in Tyumen and Kurgan economic councils, while entering into the region Zauralye we see in a mirror, «picture» fits into the overall fabric of the processes occurring in the Soviet state. Leaders of the Kurgan and Tyumen economic councils was completed centrally (separate orders from Moscow government for each chairman and deputy chairman CNE), and further resupply conducted on the ground, first and foremost, «Human resources and education».

In accordance with the main objectives of the operation on the personnel department were assigned acquisition unit CNH, its departments, trusts and companies managerial personnel; development of plans and measures for training and retraining of workers, employees and engineers; planning the need for specialists with higher and secondary special education for the economic council; examine the causes of turnover and measures to eliminate it, and others [2]

At meetings of the economic councils allocate responsibilities among their members. For example, at a meeting of the Kurgan CNE from July 27, 1957 Resolution of the number 3, «On the distribution of leadership responsibilities of the Council of National Economy Kurgan Economic Administrative Region» was approved by the division of responsibilities between the leaders of the economic council, identified areas that oversaw the chairman and his deputies. [3]

During the acquisition of managerial and technical personnel of the economic councils of the region was widely practiced direction of professionals from industrial centers (Moscow, Novosibirsk, etc.). Some major CNE specialists were sent in the Urals of liquidated ministries and departments. For example, the head of the metalworking industry Kurgan CNE N. Cvetov, previously worked as head of the main department of the printing industry of the USSR, Head of Logistics and Sales S. Bondarchuk, was previously deputy head of central board of the Ministry of construction and road machines. Head of Planning and Economic Department CNE A. Fastovskii came to the mound with management experience in Research Institute [4, 28].

Former employees of ministries and departments in the Urals came slowly, reluctantly. Among 71 people, directed at Tyumen CNE (19% of the total), arrived after a few months, only 21 [5] (about 6%). Most administrative apparatus of the economic council has been strengthened by this time at the expense of specialists from Novosibirsk (9 pers.) And Moscow (8 pers.). Visual representation of the personnel policy in the region provides an analysis of the economic council staffing Tyumen after one and a half months or more since the adoption of the resolution on the establishment of the Council of Ministers of the RSFSR Economic Administrative Region.

With a total staff number of 380 persons actual staffing on July 16, 1957 was 272 persons, i.e. 71.6%. Fully staffed were only two divisions of Tyumen Economic Council: Managing Fisheries and Geological Trust. Apparatus Economic Council, despite the RSFSR Council of Ministers instructed staff the Economic Council, no later than June 20, 1957, almost a month later than the target date was staffed by 58.8% (47 pers.). Worst of all was the situation with the staff in the Office of the food industry — 7 out of 25 people on staff (28%). A long time in this control could not even pick up the boss and his duties temporarily performed NA deputy chairman of the economic council Petrov [6]. Later chief appointed to this position S. Sidorov. Less than half was staffed by members of staff of the Office of logistics and marketing (13 people out of 38, or 34.2%). In it, as well as in the Office of the food industry and in building trusts worked the least number of specialists with higher education — for only two people.

Quality educational level left much to be desired. For example, in Building Trust 19 out of 24 (79%) had only a general secondary, lower secondary and, as noted in terms of «inferior» education. 9 out of 18 (50%) selected «experts» Trust light industry had a similar level of education. If even make allowances for the fact that 50 years ago the average education level was significantly lower, and even then such figures could not guard. Low educational level managers and technicians, lower manufacturing culture, the habit of living for a directive largely explain the lack of efficiency of administrative reforms of the 1950s-1960s. Only in the apparatus of the economic council (53.2%) and in the Office of the food industry (57.1%) State employees with higher or incomplete higher education was manned by half, that is, both units still in need of substantial replenishment of highly qualified personnel. [7]

On September 20, 1957 in the Tyumen Economic Council lacked one Head of Department, two deputies, three chief engineers, three heads of functional departments, nine senior economists and economists. 9 experts from the missing quantity planned to pick up in Moscow and 20 — on the spot. Former ministries and agencies at the time came 32 people (9.1% of the total range of CNE) [8].

After four and a half months — October 18, 1957 the total percentage of security personnel decreased (from 92.4% to 91.7%). Apparatus Sovnarkhoz this time possessed 78.8% of the required amount of employees. Seven units fully comply with staffing, including three industrial control and two functional department. Central accounts at this time was still running on 50% of the required full-time employees, there was no deputy chief accountant, chief economist and senior methodologist-auditor [9]. Three functional departments (production and technical, economical and financial) has 80% of the required number of people [10]. Understaffed personnel and their low educational level become an obstacle to the development of the Tyumen CHX. This is to a large extent affected the ultimate effectiveness of all its activities.

Arrived in the direction of executives and specialists (and later their families) provides office accommodation. And there are sometimes problems with the reluctance of families to leave their apartments, for example, in Moscow and move to regions of the country.

So Bureau of Tyumen Oblast Party Committee February 10, 1959 considered the issue of «misconduct executives Sovnarkhoz Comrades Suslonova, Petrova and Nikolayev «[11]. It was noted that in 1957, Comrade. Suslonov IA approved by the Deputy Chairman and member of the national economy Tyumen economic administrative region, home to the temporary residence permit without a family, although he provided well-appointed apartment of 3 rooms in Tyumen. [12].

Next, let’s analysis of its production, management. «Comrade Suslonov feeling temporary person working without proper voltage, surface solves issues of forestry and wood industries, so that for the first time in many years, woodworking enterprises of the economic council left without raw materials. He satisfactorily fulfills its responsibility for managing business selection and placement of managerial personnel, for which was criticized heavily in the meetings of the party organization CNE at plenary sessions of the regional committee of the CPSU and VIII Regional Party Conference, but the proper conclusions of the critics did not and refused to move from Moscow permanent residence in Tyumen»[13].

At that time it was a serious offense, so Regional Party Bureau decided: «For misbehavior announce that Suslonova IA reprimand to be entered in the registration card, be released from his duties as deputy chairman of the economic council and member of the national economy, and sent the grassroots work in the forest industry in the region»[14].

Similar criticism underwent another deputy chairman of CNE N.Petrov. He indicated that he, too, «living on temporary residence permit, working without proper voltage and initiatives dedicated to improving weak activity, meat and milk, especially the fishing industry does not solve the issues of expanding the production capacity of enterprises. For eighteen months Comrade. Petrov was on mission in the enterprises of the economic council just 29 days, while in Moscow — 165 days, while living there in his own apartment, received an advance report 1450 rubles apartment «[15]. For those violations of Party and state discipline N. Petrov severely reprimanded to be entered in the registration card, but take into account that it would eliminate shortcomings in the work and in the near future will carry a family in the city of Tyumen. [16] And the same proceedings for the same «sins» at the bureau chief of the regional party committee has undergone economic planning department P. Nicholas, who declared a «severe reprimand to be entered…» and took him from the Board of the national economy[17].

In this regard, quite appropriate and relevant even now expressed in words memoirs N. Khrushchev: «We’re not every government official has an ideological understanding of the case and often manifests philistine indifference, chased only for comfort, but suffers socialism» [18, 88].

Honest and conscientious workers were more and they applied considerable efforts to improve the efficiency of management. The total range of frames for Kurgan economic council in the initial period of its activity was 439 people. [19] In fact, about half a thousand people were added to the list of the most significant positions and specialists, and it carried a special control over activities and professional growth.

Thus, summing up the state personnel policy pursued during the economic councils, it should be noted serious difficulties associated with a lack of qualified, highly educated managers and professionals in the field. Personnel potential of the region was formed mainly of local business executives of enterprises and institutions. Picking Sovnarkhozes delayed, educational level professionals was low.
Attempts were made to address some of these problems through changes in the nationwide high-level and direction of their reduces ministries and agencies, other cities. About 10–12% of staffing CNE Zauralye was staffed by specialists of the former ministries and departments. Field conducted active selection and «growing» their young cadres. At the same time there have been cases of abuse by former managers of the economic councils and the unwillingness of a change of residence by family members, the fear of losing their comfortable apartments in industrial and administrative centers. Some of the visitors felt psychologically time people were in no hurry to carry out Moscow’s family and rent apartments. The majority of experts have worked in good faith.

In pondering the events of those years, F. Burlatskii wrote: «Even the toughest of his reforms — the creation of the economic councils, the elimination of many ministries and departments wore apical character. They argued to make management more rational, bring it to the objects — enterprises, collective farms and state farms and research institutions. But these reforms did not affect the essence of the relations of production, does not claim to be, to put the producer himself — worker, peasant, intellectual — to new working conditions: give him the initiative, independence, choice, the possibility of direct communication with the consumer. And thus liberate the economy weaken, and then completely remove the suffocating her press state care «[20, 192–193].

Events of the past years are forced to focus on the importance of creating a successful mind-set of employees and decent conditions of work and life, providing full and genuine autonomy initiative by labor collectives in the field — the only way possible to make a genuine and profound reform of all aspects of our reality.

Abbreviations: 

SI SAKR — State Institution «State Archives of the Kurgan region»;

SATR SATR- State Administration of Tyumen Region «State Archives of the Tyumen region.»

SATR SASPHTR — State Administration of Tyumen Region «State Archive of Socio-Political History of the Tyumen region»


A. Chukhno
(NKSU named after M. Kozybayev)

Literature:

1. SATR SATR F, 814. Op.1. D 2983. L. 41.
2. SATR SATR F, R, 1724. Op.1.D. 856. L. 3–4.
3. SI SAKR F. R-1621. Оp. 1. D9. L. 14 -14 (reg.).
4. Bloknot agitatora. Kurgan 1957. № 15. p. 28.
5. SATR SATR F. R-1724. Оp. 1. D. 859. D. 49.
6. SATR SATR F. R-1724. Оp. 1. D. 4. L. 1.
7. SATR SATR F. R-1724. Оp. 1. D. 859. L.32
8. SATR SATR F. R-1724. Оp. 1. D. 859. L.37
9. SATR SATR F. R-1724. Оp. 1. D. 859. L.17
10. SATR SATR F. R-1724. Оp. 1. D. 859. L.16–19
11. SATR SASPHTR. F. Op. 134. D.20. K. 485. L.9
12. SATR SASPHTR. F. Op. 134. D.22. L.16
13. SATR SASPHTR. F. Op. 134. D.20. L.16
14. SATR SASPHTR. F. Op. 134. D.20. L.17
15. SATR SASPHTR. F. Op. 134. D.20. L.17
16. SATR SASPHTR. F. Op. 134. D.20. L.17
17. SATR SASPHTR. F. Op. 134. D.20. L.17–18
18. Memoirs of Nikita Khrushchev: Memories / / Questions of history. 1993. № 5. p. 88.
19. SI SAKR. F.R.1621. Op. 1. D.9. L.177
20. F. Burlatskii Leaders and advisors: about Khrushchev, Andropov and not only about them… M. 1990.p. 192–193.

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Казахстан в послевоенные годы (1946-1970 гг.) Проблема кадров и пути её решения в совнархозах зауралья (50-60-е годы ХХ века)

Проблема кадров и пути её решения в совнархозах зауралья (50-60-е годы ХХ века)

12 Октября 2013
214
0

Насущной экономической и социальной проблемой начала второй половины ХХ века являлось развитие экономики страны и улучшение уровня жизни граждан. Разворачивая экономическую и управленческую реформу конца 50-х – начала 60-х годов ХХ века в Советском государстве, партийные лидеры во главе с Н.С. Хрущевым, правительство, региональное руководство надеялись с её помощью решить многие наболевшие вопросы. В ряду последних для того времени особенно острыми, по мнению «партийных верхов», были засилье министерств, бюрократизм, отсутствие четкого управления и контроля за ходом хозяйственной деятельности на местах ввиду многочисленности промышленных и строительных объектов, большое количество однообразных снабженческих и сбытовых организаций, значительные нерациональные встречные перевозки и т. п. В числе негативных последствий такой организации управления промышленностью и строительством страны было отвлечение лучших специалистов в Москву и другие крупные города, приводящее к «обескровливанию» управленческих кадров на местах.

Нехватку специалистов, особенно с высшим и средним специальным образованием, остро ощущали на периферии. Многие руководящие должности в стране на 1950 – 1960-е годы занимали управленцы и специалисты со средним и неполным средним образованием, практики еще довоенного времени. Острый дефицит составляли кадры строителей. Так в докладе на сессии Тюменского облисполкома (1957 г.) отмечалось, что для успешного ведения строительства необходимо решить вопрос «…по созданию устойчивых кадров строителей [которых - А.Ч.], по самым скромным подсчетам, на всю программу строительства, принимаемую на ближайшие годы, потребуется 80 тыс. человек» [1].

Анализируя подобную ситуацию в Тюменском и Курганском совнархозах, в то время входивших в регион Зауралья, мы видим, как в зеркале, «картинку», вполне вписывающуюся в общую канву процессов, происходивших в Советском государстве. Руководящий состав Курганского и Тюменского совнархозов комплектовался централизованно (из Москвы отдельными приказами правительства на каждого председателя и заместителя председателя СНХ), а дальнейшее доукомплектование проводилось на местах, прежде всего «Отделами кадров и учебных заведений».

В соответствии с основными задачами функционирования на отдел кадров возлагались комплектование аппарата СНХ, его управлений, трестов и предприятий руководящими кадрами; разработка планов, мероприятий по подготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и ИТР; составление плана потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием по совнархозу; изучение причин текучести кадров и принятие мер к ее ликвидации и др.[2]

На заседаниях совнархозов распределялись обязанности между их членами. Например, на заседании Курганского СНХ от 27 июля 1957 г. постановлением № 3 «О распределении обязанностей руководства Совета народного хозяйства Курганского экономического административного района» было утверждено распределение обязанностей между руководителями совнархоза, определены сферы, которые курировали председатель и его заместители [3].

В ходе комплектования управленческих и технических кадров совнархозов региона широко практиковалось направление специалистов из промышленных центров (Москвы, Новосибирска и др.). Некоторые главные специалисты СНХ были направлены в Зауралье из ликвидированных министерств и ведомств. Например, начальник управления металлообрабатывающей промышленности Курганского совнархоза Н.Я. Цветов, ранее работал начальником главного управления полиграфической промышленности СССР, начальник управления материально-технического снабжения и сбыта С.А. Бондарчук, был ранее заместителем начальника главка Министерства строительных и дорожных машин. Начальник планово-экономического отдела СНХ А.С. Фастовский приехал в Курган с руководящей работы в НИИ [4, 28]. Бывшие работники министерств и ведомств прибывали в Зауралье медленно, нехотя. Из 71 человека, направленного в Тюменский СНХ (19 % от их общей численности), прибыли по истечении нескольких месяцев только 21 [5] (около 6 %). Больше всего управленческий аппарат совнархоза был укреплен на это время за счет специалистов из Новосибирска (9 чел.) и Москвы (8 чел.). Наглядное представление о кадровой политике в регионе дает анализ укомплектованности Тюменского совнархоза по истечении полутора и более месяцев со времени принятия постановления Совмина РСФСР о создании экономического административного района.

При общей штатной численности в 380 человек фактическая укомплектованность на 16 июля 1957 г. составляла 272 человека, то есть 71,6 %. Полностью укомплектованы были только два подразделения Тюменского совнархоза: Управление рыбной промышленности и Геологоразведочный трест. Аппарат совнархоза, несмотря на указание Совмина РСФСР укомплектовать штат совнархоза не позднее 20 июня 1957 г., почти на месяц позже контрольного срока был укомплектован на 58,8 % (47 чел.). Хуже всех было положение с кадрами в Управлении пищевой промышленности – 7 человек из 25 по штату (28 %). Длительное время в это управление не могли подобрать даже начальника, и временно его обязанности исполнял заместитель председателя совнархоза Н.А. Петров [6]. Позже начальником на эту должность назначили С.И. Сидорова. Менее чем наполовину было укомплектовано штатными работниками Управление материально-технического снабжения и сбыта (13 человек из 38, или 34,2 %). В нём, а так же в Управлении пищевой промышленности, и в Строительном тресте работало наименьшее число специалистов с высшим образованием – всего по два человека.

Качество образовательного уровня специалистов оставляло желать лучшего. Например, в Строительном тресте 19 человек из 24 (79 %) имели всего лишь общее среднее, неполное среднее и, как отмечалось в показателях, «низшее» образование. 9 из 18 (50 %) подобранных «специалистов» Треста легкой промышленности имели аналогичный уровень образования. Если даже сделать скидку на то, что 50 лет назад средний уровень образования был значительно ниже, то и тогда такие цифры не могли не настораживать. Невысокий образовательный уровень управленцев и технических специалистов, низкая производственная культура, привычка жить по директиве во многом объясняют недостаточную эффективность управленческих реформ 1950-х –1960-х годов. Только в аппарате совнархоза (53,2 %) и в Управлении пищевой промышленности (57,1 %) штат работников с высшим и неполным высшим образованием был укомплектован на половину, то есть оба подразделения еще нуждались в значительном пополнении высококвалифицированными кадрами [7].

На 20 сентября 1957 г. в Тюменском совнархозе не хватало одного начальника управления, двух заместителей, трех главных инженеров, трех начальников функциональных отделов, девяти старших экономистов и экономистов. 9 специалистов из недостающего количества планировалось подобрать в Москве и 20 – на месте. Из бывших министерств и ведомств на тот момент прибыло 32 человека (9,1 % от общей номенклатуры СНХ) [8].

По истечении четырех с половиной месяцев – на 18 октября 1957 г. общий процент обеспеченности кадрами снизился (с 92,4 % до 91,7 %). Аппарат совнархоза на это время располагал 78,8 % нужного количества работников. Семь подразделений полностью соответствовали штатному расписанию, в том числе три отраслевых управления и два функциональных отдела. Центральная бухгалтерия на это время еще работала с 50 % необходимых штатных работников, отсутствовал заместитель главного бухгалтера, старший экономист-методолог и старший бухгалтер-ревизор [9]. Три функциональных отдела (производственно-технический, планово-экономический и финансовый) располагали 80 % необходимого количества людей [10]. Неукомплектованность кадрами и их невысокий образовательный уровень становятся препятствием на пути развития Тюменского СНХ. Это в немалой степени сказалось на конечной эффективности всей его деятельности.

Приезжавшим по направлению руководящим работникам и специалистам (а в дальнейшем и их семьям) предоставлялось служебное жильё. При этом иногда возникали проблемы, связанные с нежеланием семей оставлять свои квартиры, например, в Москве и переезжать в регионы страны.

Так бюро Тюменского обкома партии 10 февраля 1959 г. рассмотрело вопрос «О неправильном поведении руководящих работников совнархоза т.т. Суслонова, Петрова и Николаева» [11]. Было отмечено, что в 1957 г. тов. Суслонов И.А., утвержденный заместителем председателя и членом Совета народного хозяйства Тюменского экономического административного района, проживает по временной прописке без семьи, хотя ему предоставлена благоустроенная квартира из 3-х комнат в г. Тюмени [12].

Далее давался анализ его производственной, управленческой деятельности. «Товарищ Суслонов, чувствуя себя временным человеком, работает без должного напряжения, поверхностно решает вопросы развития лесной и деревообрабатывающей промышленности, вследствие чего впервые за много лет деревообрабатывающие предприятия совнархоза остались без сырья. Он неудовлетворительно выполняет возложенные на него обязанности по руководству делом подбора и расстановки руководящих кадров, за что подвергался резкой критике на собраниях партийной организации СНХ, на пленумах областного комитета КПСС и VIII областной партийной конференции, но должных выводов из критики не сделал и отказался переехать из Москвы на постоянное местожительство в г. Тюмень» [13].

В то время это был серьезный проступок, поэтому бюро обкома партии постановило: «За неправильное поведение объявить т. Суслонову И.А. строгий выговор с занесением в учетную карточку, освободить его от обязанностей заместителя председателя совнархоза и члена Совета народного хозяйства, и направить на низовую работу в лесную промышленность области» [14].

Аналогичной критике подвергся еще один заместитель председателя СНХ Н.А. Петров. Ему указали, что он тоже «проживает по временной прописке, работает без должного напряжения и инициативы, слабо занимается улучшением деятельности мясомолочной и, особенно, рыбной промышленности, не решает вопросов о расширении производственной базы предприятий. За полтора года тов. Петров находился в командировках на предприятиях совнархоза всего лишь 29 дней, а в Москве – 165 дней, при этом проживая там в собственной квартире, получил по авансовому отчету 1450 рублей квартирных» [15]. За данные нарушения партийной и государственной дисциплины Н.А. Петрову объявили строгий выговор с занесением в учетную карточку, но учли, что он устранит недостатки в работе и в ближайшее время перевезет семью в г. Тюмень [16]. Такому же разбирательству и за те же «грехи» на бюро обкома партии подвергся начальник планово-экономического отдела П.А. Николаев, которому объявили «строгий выговор с занесением…» и вывели его из состава Совета народного хозяйства [17].

В этой связи вполне уместны и актуальны даже сейчас высказанные в мемуарах слова Н.С. Хрущева: «У нас же не каждый государственный чиновник обладает идейным пониманием дела и часто проявляет обывательское безразличие, гонится только за удобствами, а от этого страдает социализм» [18, 88].

Все же честных и добросовестных работников было больше, и они прикладывали значительные усилия для повышения эффективности хозяйствования. Общая номенклатура кадров по Курганскому совнархозу в начальный период его деятельности составляла 439 человек [19]. Фактически около полутысячи человек было внесено в список наиболее значимых должностей и специалистов, и по ним осуществлялся особый контроль над деятельностью и профессиональным ростом.

Таким образом, подводя итог кадровой политике государства, проводимой в период работы совнархозов, необходимо отметить большие сложности, связанные с нехваткой квалифицированных, высокообразованных управленцев и специалистов на местах. Кадровый потенциал региона формировался, в основном, из местных хозяйственников предприятий и учреждений. Комплектование совнархозов затягивалось, образовательный уровень специалистов был невысок.

Предпринимались попытки решения ряда подобных проблем путем перестановки в масштабе всей страны специалистов высокого уровня и направления их из сокращавшихся министерств и ведомств, других городов. Около 10-12 % штатного расписания СНХ Зауралья было укомплектовано специалистами бывших министерств и ведомств. На местах проводился активный подбор и «выращивание» своих молодых кадров. При этом наблюдались случаи злоупотреблений бывшими руководителями совнархозов и нежелания смены места жительства членами семей, боязнь потери ими удобных квартир в промышленных и административных центрах. Некоторые из прибывших чувствовали себя психологически временными людьми, не торопились перевозить из Москвы семьи и сдавать квартиры. При этом большинство специалистов трудились добросовестно.

Вдумываясь в события тех лет, Ф.М. Бурлацкий писал: «Даже самые крутые его реформы – создание совнархозов, ликвидация многих министерств и ведомств носили верхушечный характер. Они исходили из того, чтобы сделать управление более рациональным, приблизить его к объектам – предприятиям, колхозам, совхозам, научным учреждениям. Но они, эти реформы, не затрагивали сути производственных отношений, не претендовали на то, чтобы поставить самого производителя – рабочего, крестьянина, интеллигента – в новые условия труда: предоставить ему инициативу, самостоятельность, выбор, возможность прямой связи с потребителем. И тем самым раскрепостить экономику, ослабить, а затем и полностью снять удушающий её пресс государственной опеки» [20, 192-193].

События прошлых лет заставляют концентрировать внимание на важности создания успешной психологической установки сотрудников и достойных условий их работы и жизни, предоставлении полной инициативы и подлинной самостоятельности самим трудовым коллективам на местах – только так возможно провести подлинное и глубокое реформирование всех аспектов нашей действительности.

Сокращения: ГУ ГАКО – Государственное учреждение «Государственный архив Курганской области»;

ГУТО ГАТО – Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области».

ГУТО ГАСПИТО. – Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области»

Чухно А.В.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

Литература:

1.  ГУТО ГАТО Ф. 814. Оп. 1. Д. 2983. Л. 41.

2.  ГУТО ГАТО. Ф. Р.- 1724. Оп. 1. Д. 856. Л. 3-4.

3.  ГУ ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 9. Л. 14 -14 (об.).

4.  Блокнот агитатора. Курган, 1957. № 15. С. 28.

5.  ГУТО ГАТО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 859. Л. 49.

6.  ГУТО ГАТО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.

7.  ГУТО ГАТО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 859. Л. 32.

8.  ГУТО ГАТО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 859. Л. 37.

9.  ГУТО ГАТО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 859. Л. 17.

10.  ГУТО ГАТО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 859. Л.16-19.

11.  ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 134. Д. 20. К. 485. Л. 9.

12.  ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 134. Д. 22. Л. 16.

13.  ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 134. Д. 22. Л. 16.

14.  ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 134. Д. 22. Л. 17.

15.  ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 134. Д. 22. Л. 17.

16.  ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 134. Д. 22. Л. 17.

17.  ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 134. Д. 22. Л. 17-18.

18.  Мемуары Никиты Сергеевича Хрущева: Воспоминания // Вопросы истории. 1993. № 5. С. 88.

19.  ГУ ГАКО Ф.Р-1621. Оп. 1. Д. 9. Л. 177.

20.  Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: о Хрущеве, Андропове и не только о них… М., 1990.С. 192-193.


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь