Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Kazakhstan during the formation of the totalitarian system Kostanay convent: the tragedy of 1937

Kostanay convent: the tragedy of 1937

11 October 2013
239
0

Founded in the late 20th century, it was officially closed in the mid 20s. However, after more than a decade, on the former territory of the monastery was found the traces of ashes in which it was possible to find the remains of religious objects (beads, shiny objects and variety of small ornaments). As well as popular rumor arose that nuns were shot or burned there. Based on materials of officialdocuments, "TC" raise the veil of secrecy. First published in the media will be their names. According to unofficial sources, the Russian Orthodox Church now studying the question of canonization of the Iver monastery nuns.

Convent in Kostanay, the name which "determined to honor the Iberian Icon of the Mother of God", suffered (as believes the famous historian and ethnographer Kostanai Jacob Dukhin )" information blockade."In Kazakhstan in the early last century, there were only two monasteries, one in Kostanay - female, the other in Uralsk - male. On the findings of the ashes of local historians first told Korean special immigrants, who in the late 30s were still kids. According to official data, in place of the former convent of Iver for Logue Kostanay -sai (now a district of the TV tower ), "2-3 km from the north- eastern outskirts of Kustanai" was first created swine state farm "Red Partisan" and then in November-December 1937. There are two farm Koreans deported peasants - "Samir" and " December 5". "Korean" village on the map of Kostanay is still exists today. The monastery is now - "is the TV tower and several backyards nondescript streets, one of which can still be found well-preserved monastery building (now there is a school of technical creativity )".

On the website of "Electronic Library of Orthodoxy" there is evidence (after 1917): "Kostanay Iver monastery convent located in the mountains of Turgay area. Kostanay (Novo- Nikolayev). It was founded in 1894 under the guise of community facing in 1917 in a monastery. Two wooden church and a school. It was managed by abbess, nuns and  17 novices". Further about the fate of the nuns there is no references in open sources. The question arises: Is the truth says a popular rumor that they were all shot in the ever-memorable 1937? It was hard to believe, but in reality the way it turned out.

Only at the beginning of 20th century by the modern historians it became known that in Kostanay in 1937 the  group of participants "anti-Soviet spy organization of clergy" was devoted to the court. A. Karatayev found that in 3-13 September 1937, in Kostanay P.Kosenko (Kosenkov), "the priest of the church cemetery, archpriest, who graduated the Teacher's seminary" was arrested and then shot. In 1929 he was jailed for 3 years in concentration camp for his opposition in closing the convent". Along with him were shot V.Iordanskii, "born in 1888 in Orenburg, graduated religious seminary, archpriest of Kostanay church cemetery".  

At the same time, it was investigated the circumstances of the another massacre. Referring to the published "List of who was shot" in Kostanay region during the Great Terror ("Book of Sorrow"), repeatedly encountered female names (unfortunately, there are no occupation, place of work). There is a question, how women were involved to politics and why they are subject of the highest punishment - execution. Due to the declassification of archival documents it was found out that at that time Christian women were given under the Court. Including the case of "anti-Soviet spy organization of clergy" in Kostanay where 25 nuns were involved.  

Their fate was terrible (not only by modern standards, but also for the violent days). The terrible secret turns out to declassification and discovery of previously unknown archival documents. In a criminal case for archival number 02271 has documents on 8 nuns for number 02489 - another 13 female convicts. Four held in other cases. However, for each of them was given the standard punishment that she "was a member of an underground anti-Soviet organization of churchmen held defeatist propaganda, spread rumors about the fall of the Soviet regime. "Everyone who was sentenced to death, the case involved a clarification: "Shoot with confiscation of her personal property and belonging. "At this time many of the prisoners had their own homes and apartments.

In 1937, 24 nuns were killed (four, including the head in October 21, 20 and all the other women literally in one day in November 23, 1937). In the document it sounded ominously: "October 18, 1937 by the NKVD troika Kostanay region decided: / ... / shoot with confiscation of her personal property and belonging. The judgment was carried out October 21, 1937. " Only date were changed (strictly a difference of three days between the adoption of regulations and its enforcement). Only one defendant in December 1937 was sent to the camp ( sentenced for 10 years in labor camp), but then the same in the beginning of 1938 the NKVD, her case back for further investigated and also gave the execution.

In criminal cases of seven defendants the work position was marked as - "nun" or "schema-nun" (this is the highest monastic degree). Three of them after the Civil War were exiled to Kostanay. Two Christian women were from the St.Sergius and Lebedinsk convents (since before the Revolution). Only one of them was born in Kostanay (the name of the district and region are given at the time of arrest).

Dossier. "Danilova Anna Ivanovna, 1897, born in Boris- Romanovka (Kostanay district of Kostanay region), Russian, citizen of the USSR, from the middle peasants, competent , since 1910 - a nun convent, before arrest in November 2, 1937 worked as a nurse in a children's clinic, lived at Kostanay, Lenin Street, house № 70 and had the following composition of the family: sister, Catherine  (age unknown), lived together, sister, Olga, 22 years old, lived in Boris - Romanovka, sister, Agatha, 15 years old, lived in Boris - Romanovka. "Additional personal data, including previous convictions, only aggravated" in 1929 was convicted of bread shelter to 10 years, 8 months left for punishment."

In the remaining six cases it was noted that they were from the Russian hinterland .

Dossier. "Kryukov Kreskentiya Terentievna, 1864, born in Large Malyshevka Samara province, Russian, citizen of the USSR, of burghers, competent, since 1883 - a nun ( schema-nun of convent), before his arrest November 2, 1937 lived at Kostanay, Komsomolskaya Street, house № 191. "In case you see the  "brother squandered Terent'evich Kryukov, lived in the city of Magnitogorsk".

Dossier. "Davydova Fedosiya Pavlovna, 1880, born in Verinka Trinity Chelyabinsk region, Russian, Soviet citizen, literate, daughter of a priest, in 1900 - a nun, before his arrest November 2, 1937 lived at Kostanay, Red Plowman Street, house number 80, with her mother Elena Andreevna".

Dossier. "Evdokia M. Zakharov, 1887, born in Jablonec Yamburskogo district of Leningrad region, Russian, citizen of the USSR, of the peasants, competent, since 1911 - a nun, before his arrest November 2, 1937 worked as a nurse hospital Lenin, lived in Kostanay, Kalinin Street house №149".

Dossier. "Mushkarina Evdokia Ivanovn, 1889, a native of Lithuania on Zhabinskii parish Krasnoslobodsky County Penza province, Russian, citizen of the USSR, of the peasants, illiterate, since 1907 - a nun, before his arrest November 2, 1937 worked as a nurse in hospital named after Lenin in 1935, lived at Kostanay, May 1 Street, house № 106, with his father Mushkarinym Ivan".

Dossier. "Olga Gerasimovna Zotov, 1875, a native of the province of Perm, Russian, citizen of the USSR, from the peasants, uneducated, nun for 15 years, before his arrest, August 28, 1937 worked as a nurse himbaklaboratorii, lived in the city with his brother Kostanay Zotov Paul".

Dossier. "Vodyasova Praskovja V.,1877, born in Brand Penza province, Mordvinian, a citizen of the USSR, from the peasants, competent, a nun, before his arrest October 14, 1937 lived at Kostanay, Kalinina Street, 120".

Two women in the pre-revolutionary period (the specified dates - 1890 and 1899) were nuns of Sergius and Lebedinsk convent, which in the early 1930s exiled to Kostanay. In the criminal case number 02271 held "Balduk (Bajdukov) Zinaida Porfirevna, born in 1873, in Bashtanka Kharkov province, Ukrainian, citizen of the USSR, of the peasants, competent, since 1890 - Sergius convent nun, exile, before her arrest, August 28, 1937 lived at Kustanai, Lenin Street, № 70. "Of archival materials of the criminal case number 02489 should be: "Gadetskaya Varvara, 1886, born in Bashtanka Odessa region, Ukrainian, citizen of the USSR, from the burghers, 1899 - Lebedinsk nun of convent exile (in 1930, sentenced to 3 years in exile), before his arrest, November 2, 1937 lived at Kustanai, Lenin Street, house number 70".

In fact only one Christian woman was not explicitly stated that she was a nun in the past (but based on indirect evidence and it was). Snegireva Maria Ivanovna, 1887 Birth, Ukrainian, accused that "anti-Soviet group was a member of the clergy and illegal assembly, where farmers were processed in the anti-Soviet, anti-Soviet led defeatist propaganda". She was shot in the first group with the main leaders - November 21, 1937.

To be continued ...

Dmitry Legkii

Doctor of Historical Sciences, Professor of Kostanay state university named after  A.Baitursynov.

Photography Regional History Museum .

The author grateful for all provided documents and assistance of Cherdabaevu Aliyu Bagitzhanovnu, the staff  of the Special State Archives Department KNB RK Kostanay region.


Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Казахстан в период становления тоталитарной системы Кустанайский женский монастырь: трагедия 1937-го

Кустанайский женский монастырь: трагедия 1937-го

11 Октября 2013
241
0

0a5a3efd571d8bbd1c435917520eb9e4.jpg

Одной из «белых» страниц в  истории областного центра является  судьба монахинь Кустанайского женского монастыря, он же Иверский монастырь.

Основанный в конце XIX века, он был официально закрыт в середине 20-х годов. Однако, спустя более чем десятилетие, на бывшей территории монастыря обнаружили следы пепелища, в котором можно было отыскать остатки предметов религиозного культа (бусинки, блестящие предметы, различные мелкие украшения). Так и возникла народная молва, что именно здесь были расстреляны или сожжены монахини.  Основываясь на материалах официальных документов, «НК» приоткроет завесу тайны. Впервые в СМИ будут опубликованы их имена. К слову, по данным из неофициальных источников, сейчас русская православная церковь изучает вопрос о канонизации монахинь Иверского монастыря.

Женский монастырь в Кустанае,  наименование которому «определили в честь Иверской иконы Божьей Матери», постигла (как справедливо считает известный костанайский историк-краевед Яков Духин) «информационная блокада». На территории Казахстана в начале минувшего века имелось лишь два монастыря: один в Кустанае - женский, другой в г. Уральске - мужской. О находках на пепелище краеведам впервые рассказали корейские спецпереселенцы, которые в конце 30-х были еще детьми. По официальным же данным, на месте бывшего Иверского женского монастыря за логом Кустанай-сай (ныне район телевышки), «в 2-3 км от северо-восточной окраины г. Кустаная» вначале был создан свиносовхоз «Красный партизан», а затем в ноябре-декабре 1937г. размещены два колхоза депортированных корейцев-крестьян – «Самир» и «5 декабря». «Корейский» поселок на карте Костаная существует и сегодня. Территория монастыря в настоящее время  - «это задворки телевышки и ряд невзрачных улочек, на одной из которых еще можно обнаружить хорошо сохранившийся монастырский корпус (сейчас в нем находится школа технического творчества)».

На сайте «Электронная библиотека православия»  имеются сведения (после 1917 года): «Кустанайский Иверский женский монастырь, общежительный, находящийся в Тургайской области, в гор. Кустанае (Ново-Николаевске). Основан в 1894 г. под видом общины, обращенной в 1917 г. в монастырь. Два деревянных храма, школа. Управляет игумения, монахинь и послушниц – 17 чел.» О дальнейшей судьбе монахинь упоминаний в открытых источниках нет. Возникает вопрос: действительно ли правду гласит народная молва, что их всех расстреляли в приснопамятном 1937 году? Трудно было в это поверить, но в действительности так оно и оказалось.

Современным историкам только в начале XXI века стало известно, что в городе Кустанае в 1937 г. была предана суду целая группа участников «подпольной антисоветской организации церковников». А.В. Каратаев установил, что 3-13 сентября 1937 г. в Кустанае был арестован, а затем расстрелян П.В. Косенко (Косенков), «священник кладбищенской церкви, протоиерей, окончивший учительскую семинарию, в 1929 г. осужденный к 3 годам концлагеря за противодействие закрытию женского монастыря». Вместе с ним был расстрелян и В.П. Иорданский, «1888 г.р., уроженец г. Оренбурга, там же окончивший духовную семинарию, протоиерей кустанайской кладбищенской церкви».

Параллельно выясняются обстоятельства и другой кровавой трагедии. Обращаясь не раз к опубликованным «Расстрельным спискам» по Костанайской области в годы большого террора («Книга скорби»), неоднократно встречаются женские имена (к сожалению, там не указаны род деятельности, место работы). Возник вопрос, каким образом женщины оказались втянуты в политику, и почему к ним применялась высшая мера наказания – расстрел. В связи с рассекречиванием архивных документов  удалось выяснить, что  под суд в то время  отдавали женщин-христианок. В том числе по делу «антисоветской подпольной организации церковников» в г. Кустанае было привлечено 25 монахинь.

Их судьба оказалась ужасной (не только по современным понятиям, но и для того жестокого времени). Страшная тайна выясняется с рассекречиванием и открытием неизвестных ранее архивных документов. В архивном уголовном деле за  № 02271 имеются документы на 8 монахинь, за № 02489 – еще на 13 осужденных женщин. Четыре проходили по другим делам. Но каждой было предъявлено стандартное обвинение в том, что она «состояла членом подпольной антисоветской организации церковников, проводила пораженческую агитацию, распространяла слухи о падении Советской власти». У всех, кто был приговорен к высшей мере наказания, в деле было уточнение: «расстрелять с конфискацией лично ей принадлежащего имущества». В это время многие из  осужденных имели собственные дома и квартиры.

 В 1937 г. были расстреляны 24 монахини (четверо, в том числе  руководитель – 21 октября, а все остальные 20 женщин буквально в один день –  23 ноября 1937 г.). В документе это звучало зловеще: «18 октября 1937 года тройка УНКВД по Кустанайской области постановила: /.../ расстрелять с конфискацией лично ей принадлежащего имущества. Приговор приведен в исполнение 21 октября 1937 г.». Менялись только даты (строго с разницей в три дня между принятием постановления и приведения его в исполнение). Только одна подсудимая  в декабре 1937 г. была отправлена в лагерь (приговорена к 10 годам ИТЛ), но затем все-таки в начале 1938 г. в НКВД спохватились, её дело вернули на дополнительное расследование и также приговорили к расстрелу.

В уголовных делах у семи подсудимых  род деятельности обозначен - «монахиня» или «схимонахиня» (а это уже высшая монашеская степень). Трое из них после Гражданской войны были сосланы в Кустанай. Две женщины-христианки  оказались из Сергиевского и Лебединского женских монастырей (с дореволюционных времён). Только одна из них была родом с кустанайской земли (в деле название района и области даны на момент ареста).

Досье. «Данилова Анна Ивановна, 1897 года рождения, уроженка с. Борис-Романовка (Кустанайского района Кустанайской области), русская, гражданка СССР, из крестьян-середняков, грамотная, с 1910 года - монахиня женского монастыря, до ареста 2 ноября 1937 года работала санитаркой в детском диспансере, проживала по адресу: г. Кустанай, улица Ленина, дом № 70, и имела следующий состав семьи: сестра, Екатерина, (возраст не указан), проживала совместно,  сестра, Ольга, 22 года, проживала в Борис-Романовке; сестра, Агафья, 15 лет, проживала в Борис-Романовке». Дополнительные анкетные данные, в том числе прежняя судимость, только отягчали вину: «в 1929 году осуждена за укрытие хлеба к 10 годам, отбыла 8 месяцев наказания».

В остальных шести делах отмечено, что они были родом из российской глубинки.

Досье. «Крюкова Крескентия Терентьевна, 1864 года рождения, уроженка с. Большая Малышевка Самарской губернии, русская, гражданка СССР, из мещан, грамотная, с 1883 года - монахиня (схимонахиня женского монастыря), до ареста 2 ноября 1937 года проживала по адресу: г. Кустанай, улица Комсомольская, дом № 191».  В деле указан «брат, Крюков Растрат Терентьевич, проживал в г. Магнитогорске».

Досье. «Давыдова Федосия Павловна, 1880 года рождения, уроженка с. Веринка Троицкого района Челябинской области, русская, гражданка СССР, грамотная, дочь священника, с 1900 года - монахиня, до ареста 2 ноября 1937 года проживала по адресу: г. Кустанай, улица Красного пахаря, дом № 80, с матерью Еленой Андреевной».

Досье. «Захарова Евдокия Михайловна, 1887 года рождения, уроженка с. Яблонец Ямбурского уезда Ленинградской области, русская, гражданка СССР, из крестьян, грамотная, с 1911 года - монахиня, до ареста 2 ноября 1937 года работала санитаркой больницы имени Ленина, проживала по адресу: г. Кустанай, улица Калинина, дом № 149».

Досье. «Мушкарина Евдокия Ивановна, 1889 года рождения, уроженка д. Литва Жабинской волости Краснослободского уезда Пензенской губернии, русская, гражданка СССР, из крестьян, малограмотная, с 1907 года - монахиня, до ареста 2 ноября 1937 года работала санитаркой больницы имени Ленина с 1935 года, проживала по адресу: г. Кустанай, улица 1 Мая, дом  № 106, с отцом Мушкариным Иваном Алексеевичем».

Досье. «Зотова Ольга Герасимовна, 1875 года рождения, уроженка Пермской губернии,  русская,  гражданка СССР, из крестьян, малограмотная,  монахиня с 15 лет, до ареста 28 августа  1937 года работала санитаркой химбаклаборатории, проживала в городе Кустанае с братом Зотовым Павлом».

Досье. «Водясова Прасковья Васильевна, 1877 года рождения, уроженка с. Тавра Пензенской губернии, мордовка, гражданка СССР, из крестьян, грамотная, монахиня, до ареста 14 октября 1937 года проживала по адресу: г. Кустанай, ул. Калинина, 120».

Две женщины в дореволюционный период (в деле указаны и даты –  1890 г. и 1899  г.) были монахинями Сергиевского и Лебединского женского монастырей, которых в начале 1930-х гг. сослали в г. Кустанай. По уголовному делу № 02271 проходила «Балдук (Байдук) Зинаида Порфирьевна, 1873 года рождения, уроженка с. Баштанка Харьковской губернии,  украинка, гражданка СССР, из крестьян, грамотная, с 1890 г. - монахиня Сергиевского женского монастыря, ссыльная, до ареста 28 августа  1937 г. проживала по адресу: г. Кустанай, улица Ленина,  дом № 70». Из материалов архивного уголовного дела № 02489 следует: «Гадецкая Варвара Григорьевна, 1886 года рождения, уроженка с. Баштанка Одесской области, украинка, гражданка СССР, из мещан, с 1899 года - монахиня Лебединского женского монастыря, ссыльная (в 1930 году осуждена к 3 годам ссылки), до ареста 2 ноября 1937 года проживала по адресу: г. Кустанай, улица Ленина, дом № 70».

В деле только одной женщины-христианки не было прямо  указано, что она в прошлом была монахиней (но по косвенным данным оно так и было). Снегирева Мария Ивановна, 1887 года рождения, украинка, обвинялась в том, что «являлась участником антисоветской группы церковников и нелегальных собраний, где обрабатывались колхозники в антисоветском духе, вела антисоветскую пораженческую агитацию». Расстреляна была в первой группе вместе с основными руководителями – 21 ноября 1937 года.

Продолжение следует…

Дмитрий ЛЕГКИЙ,
доктор исторических наук, профессор КГУ им. А.Байтурсынова

Фото областного историко-краеведческого музея.

Автор благодарит за предоставленные документы и оказанную помощь в работе сотрудника Специального государственного архива Департамента КНБ РК  по Костанайской области Чердабаеву Алию Багитжановну


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь