Home History of Kazakhstan Ancient Kazakhstan Bronze Age On the question of the influence of paleoclimatic conditions on the socio-historical process on the territory of Northern Kazakhstan in the Bronze Age

On the question of the influence of paleoclimatic conditions on the socio-historical process on the territory of Northern Kazakhstan in the Bronze Age

11 October 2013
500
0

Contemporary Northern Kazakhstan is divided into two parts: the southern steppe and the northern forest-steppe. The forest-steppe zone, or Priishim province, covers North-Kazakhstan region and the northern part of the Kokchetav region. In Priishim province there are two districts which are Petropavlovsk district and Sergeyevsk district [1, pp. 80, 81]. Tselinograd region, as well as large parts of Kokchetav and Kustanay regions from the standpoint of modern physical and geographical regionalization are steppe landscape temperate zone. This area was consolidated by specialists in Geography into North-Kazakhstan-small-hill province, which is subdivided into two districts: Ubagan-Ishim and Chaglinsk. The peculiarity of the Northern Kazakhstan lies in its geographical location at the junction of two natural zones of steppe and forest-steppe and the consequent neighborhood of various types of economic and cultural antiquity.

In the II millennium B.C. economic changes, emerging in the Neolithic period, resulted in formation of stock-raising and agricultural economy and a highly developed industry. Transition to an economy of producing type radically changed the whole situation on the territory of Kazakhstan.

Progress of Bronze Age society was based on two factors. One of them, which defined a new era, was the industrial development of paleometals.

Climate changes also led to restructuring of the economy. Thus in the Bronze Age to replace the long cool and wet phase came more than a thousand-year period of gradual climate change in the direction of greater warming and dryness. Arid period was accompanied by a decrease of river discharges, slow drying of floodplain above terraces, lower of lake level, reduction of the total moisture of the continents of the Northern Hemisphere. [2, p. 81].

In XXVII–XXV centuries B.C.in all three regions it began a long aridity, which lasted in the Eastern European and Mongolian steppes till the XVII–XVI centuries B.C., and in Siberia and Kazakhstan — till the VII century B. C. The Era was also characterized by increased continentality of climate. Aridity and a sharp increase in temperature fluctuations by seasons and in short series of years led to the deterioration of living conditions in the arid regions of Eurasia. In regions of the steppe zone the duration of arid periods, the depth of aridity and amplitude of natural zones removal took place; moving of moisture was metachronous. [3, p. 16]. During this time changes in nature-climatic conditions were accompanied by the manifestation of sharp fluctuations in solar activity, to the maxima of which less favorable environmental conditions were timed, and to the minima — more favorable. In Siberia and Kazakhstan steppes the aridity was not only long, but more pronounced, especially in the second half of the Era. The displacement of natural areas in the region was significant — on the whole zone, unlike the Eastern European region, where it was not beyond the subzone.

There is no doubt that the condition of the environment, even its minor changes, had a great impact on the economic activity of man. And to the same changes of climate conditions ecosystems of various landscape as well as society not rarely respond unlike. According to I.Ivanova and T. Lukovskaya, it can be identified five types of ancient society’s reaction on improvement or deterioration of ecological conditions, which are:
1) absence of reaction when changes of habitat are insignificant or there is a large variety of conditions of habitat when redistribution of loads on local landscapes take place;
2) full or partial changes of economic-cultural types, types of economic management, aimed at reduction in accordance with changes of ecological volume of the territory;
3) migration inflow and outflow of population: from minor to complete abandonment of a territory or population explosion;
4) significant changes in a public and social life (changes in land, water and other property relations), in politics (focus on society or conquests);
5) gradual or rapid degradation and destruction of societies that failed adaptation to changing environmental conditions.

However, in the Bronze Age the vast steppe areas of Siberia, Ural, Kazakhstan and Central Asia were inhabited by tribes related by birth, which left behind bright and original culture. In science it was called «Andron» culture according to the place where the first monument was discovered.

For a long time researchers defined only one culture in Kazakh steppes which was Andron culture. Currently, instead of one culture they mark out several cultures combining them into Andron cultural-historical community.

Nowadays the search of more productive research methods to clarify the general concept of evolution and to identify the main patterns of climatic fluctuations investigations of regional character are becoming more significant. Since this time, it is universally recognized that the historical research should take into account the specific of natural regularities on three different levels: global, regional and local. All these levels

All these levels, whether or no, are reflected both on general and private rules of interaction between society and nature. Therefore, these investigations have to consider the work of A. Tairov «Climate Change in Steppes and Forest Steppes of Central Eurasia in the II–I millennium B.C: Materials to Historical Reconstructions» («Изменения климата степей и лесостепей Центральной Евразии во II–I тыс. до н. э.: материалы к историческим реконструкциям») in which he gives the description of paleoclimate of Northern Kazakhstan. Subboreal aridization, which began here approximately 4700 years ago, continued till 1700 years ago. End of II — beginning of I millennium B.C. was the era of evident ecological crisis, when rainfall amount was 50–100 mm (75 mm in general) lower than modern standard (325 mm/g), under the condition of higher than now continentality of climate.

Based on soils, buried 2800 years ago under the mounds Kara-Oba and Obaly, at the turn of the Bronze and Iron Ages, the climate was still more continental than at present, while rainfall was 50–70 mm smaller than nowadays [4, pp. 35–48]. The special researches of paleo-soils conducted here revealed changes in natural conditions. The set of features indicates the dry climate in the era of construction of ancient mound. Soils existed in the era of large mound construction were closer to modern: the amount of atmospheric precipitations has increased while continentality of climate has weakened.

In VII B.C. there was a sharp improvement in environmental conditions. Rainfall amount was close to the modern norm, but the climate still remained continental. Dark brown soil of dry steppes evolved in southern black earth. [3, p. 27].

For the region under research the evolutionary scale of N. A. Khotinsky is also the closest and reflecting recent achievement of paleobotany [5, p. 153]. According to it the gradual accumulation of after-glacial warmness reaches optimum in later-atlantic phase, after which the abrupt change of temperature regimes and moisture take place. In general for the last 10 years Khotinsky outline three main thermal maxima which are boreal (8300–8900 years ago), atlantic (5000–6000 years ago) and subboreal (3400–4200 years ago) [6, pp. 142–147].

Thus, the climate of Holocene in the frameworks of its basic line develops pulsively and its changes are spasmodic. More or less prolonged dry and warm stages are abruptly changed by decreasing of temperatures and increasing of rainfall [7, p. 138].

It follows that the paleoclimate rippling and landscape restructuring of the second half of the Holocene led to noticeable changes in the ethno-cultural map of the area under the study. They demonstrate that investigation of cultural-chronological questions and social-economical history of ancient societies in Northern Kazakhstan is not possible without taking into account ecological features and specific of this Eurasian territory as the region situated at the turn of steppes and forest-steppes. Vast territories of Ishim province of Northern Kazakhstan and significant on its depth line of South of Western Siberia were incorporated in the zone of contacts between forest-steppe and steppe cultures during various periods of the Bronze Age. Latitudinal frames of contact borders were changeable and, to a large extent, depended on landscape and climate transformations. They both separated and bring together various human collectives with different cultural-economic types. At the same tome it is necessary to take into consideration that the connection between the nature and society is a dialectically conflicting process. Undoubtedly, it does not mean only the natural influence on man and society, the most important element of it is human impact on natural- geographical environment, incorporated in social-historical process [8, p. 19].

Kaliyev B.А.

(North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev)

Literature:

  1. Atlas of Kazakh SSR, v. 1. Natural Conditions and Recourses. Moscow: publishing house of the Main Administration of Geodesy and Cartography, 1982 (Атлас Казахской ССР, v. 1. Природные условия и ресурсы. Москва: Изд-во ГУГК, 1982)
  2. Baypakov K.M., Taymagambetov Zh. K. Archeology of Kazakhstan. Almaty, 2006) (Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж. К. Археология Казахстана. Алматы, 2006
  3. Tairov A. D. Climate Change in Steppes and Forest Steppes of Central Eurasia in the II–I millennium B.C: Materials to Historical Reconstructions, Chelyabinsk, 2003 (Таиров А. Д. Изменения климата степей и лесостепей Центральной Евразии во II–I тыс. до н. э.: материалы к историческим реконструкциям. Челябинск, 2003)
  4. Zdanovich G.B., Ivanov I.B., Khabdulina M. K. Experience in Using of Paleosoil Research Methods in Archeology (mounds Kara-Oba and Obaly in Northern Kazakhstan) // Soviet Archeology. 1984. № 4 (Зданович Г.Б., Иванов И.В., Хабдулина М. К. Опыт использования в археологии палеопочвенных методов исследования (курганы Кара-Оба и Обалы в Северном Казахстане) // С.А. 1984. № 4)
  5. Khotinsky N. A. Holocene of Northern Asia. Moscow: Science, 1977 (Хотинский Н. А. Голоцен Северной Азии. Москва: Наука, 1977)
  6. Khotinsky N. A. Holocene Chronicle Sections: Controversial Problems of Paleography of Holocene. Moscow: Science, 1982 (Хотинский Н. А. Голоценовые хроносрезы: дискуссионные проблемы палеографии голоцена. Москва: Наука, 1982)
  7. Khabdulina M.K., Zdanovich G. B. Landscape-Climate Vibrations of Holocene and Cultural-Historical issues of the situation in Northern Kazakhstan // Bronze Age of Ural-Ishim interstrean area. Interuniversity Collection. Chelyabinsk, 1984 (Хабдулина М.К., Зданович Г. Б. Ландшафтно-климатические колебания голоцена и вопросы культурно-исторической ситуации в Северном Казахстане.// Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. Межвузовский сборник. Челябинск, 1984)
  8. Gurevich A.Ya. General Law and Concrete Pattern in History. 1965, № 8 (Гуревич А. Я. Общий закон и конкретная закономерность в истории. // ВИ, 1965, № 8

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
Quiz

What historical movie about the Kazakh-Dzungarian wars did you like best?

Главная История Казахстана Казахстан в древности Бронзовый век К вопросу влияния палеоклиматических условий на общественно-исторический процесс в эпоху бронзы на территории северного Казахстана

К вопросу влияния палеоклиматических условий на общественно-исторический процесс в эпоху бронзы на территории северного Казахстана

11 Октября 2013
178
0

Современный Северный Казахстан разделяется на две части: южную степную и северную лесостепную. Лесостепная зона, или Приишимская провинция, охватывает Северо-Казахстанскую область и север­ную часть Кокчетавской области. В Приишимской провинции выделяют два района — Петропавловский и Сергеевский [1, с. 80, 81]. Целиноградская, а также значительные части Кокче­тавской и Кустанайской областей с позиций современного физико-географического районирования относятся к степной ландшафтной зоне умеренного пояса. Эта территория объеди­нена специалистами-географами в Северо-Казахстанско-мелко-сопочную провинцию, которая подразделяется на два района — Убаган-Ишимский и Чаглинский. Своеобразие Северного Казах­стана заключается в его географическом положении на стыке двух природных зон — лесостепи и степи — и вытекающих из этого соседства различных хозяйственно-культурных типов древ­ности.

Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в не­олитическую эпоху, привели во II тыс. до н.э. к сло­жению скотоводческо-земледельческой экономики и высокоразвитой металлургии. Переход к экономике произ­водящего типа коренным образом изменил всю обстановку на территории Казахстана.

Прогресс общества эпохи бронзы обусловлен двумя факторами. Одним из них, определяющим новую эпоху, бы­ло производственное освоение палеометаллов.

К перестройке экономики вели и природно-климати­ческие изменения. Так, в эпоху бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости. Засушливому пери­оду сопутствуют уменьшение стока рек, медленное усыхание надпойменных террас, понижение уровня озер, уменьшение общей увлажненности материков Северного полушария. [2, с. 81].

В XXVII-XXV вв. до н.э. во всех трех регионах начинается дли­тельная аридизация, которая продолжалась в восточно-европейских и монгольских степях до XVII-XVI вв. до н.э., а в сибирско-казахстанских - до VII в. до н.э.  Эпоха характеризовалась также усилением конти­нентальности  климата. Аридизация и рез­кое возрастание колебаний температур по сезонам и в коротких рядах лет привели к ухудшению условий жизни в аридных об­ластях Евразии. В регионах степной зоны различными были длительность аридных эпох, глубина аридизации и размах смеще­ния природных зон, ход увлажнения был метахронным. [3, с.16]. Изменения природно-климатических условий сопровождаются проявлением в это время резких колебаний солнечной активности, к максимумам кото­рой были приурочены менее благоприят­ные экологические условия, а к минимумам - более благоприятные. В сибирско-казахстанских степях аридизация была не только более длительной, но и более резко выраженной - особенно со второй полови­ны эпохи. Смещение природных зон в этом регионе было значительным - на целую зо­ну, в отличие от восточно-европейского ре­гиона, где оно не выходило за рамки под­зоны.

Нет никакого сомнения, что состояние природной среды, даже ее незначительные изменения, оказывали большое влияние на хозяйственную деятельность человека. Причем, на одни и те же изменения клима­тических условий экосистемы различных ландшафтов, а также общества нередко реагировали неодинаково. По мнению И.В. Иванова и Т.С. Луковской, можно вы­делить пять основных типов реакции древ­них обществ на улучшение или ухудшение экологических условий:

1) отсутствие реакции - при незна­чительных изменениях условий среды оби­тания или при значительном разнообразии условий местообитания, когда происходит перераспределение нагрузок  на  местные ландшафты;

2) полные  или  частичные  измене­ния хозяйственно-культурных типов, типов ведения хозяйства, направленные на увеличение или уменьшение производительности в соответствии с изменением экологиче­ской емкости территории;

3) миграционный приток или отток населения: от незначительного до полного оставления территории или резкого увели­чения численности населения;

4) существенные изменения в соци­ально-общественной жизни (изменения  в земельных, водных, других имущественных отношениях), в политике (направленность во внутрь общества или на завоевания);

5)  постепенная или быстрая дегра­дация и гибель обществ, не сумевших адап­тироваться к изменившимся экологическим условиям.

Однако в эпоху бронзы обширные степные пространства Сиби­ри, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению племенами, оставив­шими яркую самобытную культуру. В науке она получила название «андроновской» по месту находки первого памят­ника.

Длительное время в казахстанских степях исследовате­ли выделяли одну культуру — андроновскую. В настоящее время вместо одной культуры выделяют несколько, объеди­няя их в андроновскую культурно-историческую общность.

В современное время поиска более продуктивных методов исследования для уточнения общей концепции эволюции и выявления основных закономерностей климатических пульсаций все большее значение приобретают изыскания регионального характера. Так как в данное время общепризнанным является положение, что при исторических исследованиях необходимо учитывать специфику природных закономерностей трёх различных уровней: глобального, регионального и локального. Все эти уровни, так или иначе, отражаются как на общих, так и на частных закономерностях взаимодействия общества и природы. Поэтому в этих изысканиях необходимо учитывать работу Таирова А.Д. “Изменения климата степей и лесостепей Центральной  Евразии во II-I тыс. до н.э.: материалы к историческим реконструкциям”, в которой он даёт описание палеоклимата Северного  Казахстана. Суббореальная аридизация, начав­шаяся здесь примерно 4700 л.н. продолжа­лась до 1700 л.н.. Конец II- нача­ло I тыс. до н.э. являлся эпохой ярко выра­женного экологического кризиса, когда ко­личество атмосферных осадков было на 50-100 мм (в среднем на 75 мм) ниже совре­менной нормы (325 мм/г), при более высо­кой, чем в настоящее время, континентальности климата.

Судя по почвам, погребенным 2800 л.н. под насыпью курганов Кара-Оба и Обалы, на рубеже бронзового и железного веков, климат по-прежнему был более континентальный, чем в настоящее время, а количество осадков на 50-70 мм меньше современного [4, с. 35-48]. Специальные палеопочвенные исследования, проведенные здесь, позволили выявить изменения природных условий. Множество признаков свидетельствует о сухости климата в эпоху сооружения древнейшей насыпи над курганом. Почвы, существовавшие в эпоху сооружения большого кургана, были более близкими к современным: значительно увеличилось количество атмосферных осадков, ослабилась континентальность климата.

В VII в. до н.э. происходит резкое улучшение экологических условий. Количество осадков близко современной норме, но климат оставался по-прежнему  континентальным. Темно-каштановые почвы сухих степей эволюционировали в южные черноземы. [3, с. 27].

Также для исследуемого района наиболее близкой и отражающей последние достижения палеоботаники является эволюционная шкала Н. А. Хотинского.[5,с.153]. По ней постепенное накоп­ление тепла послеледниковья достигает оптимума в позднеатлантическую фазу, после чего происходит резкая смена тем­пературных режимов и увлажненности. В целом, за последние 10 тысяч лет Н. А. Хотинский отмечает три основных терми­ческих максимума: бореальный (8300—8900 лет назад), атлан­тический (5000—6000 лет назад) и суббореальный (3400—4200 лет назад)  [6, с. 142—147].

Таким образом, климат голоцена в рамках своей генераль­ной линии развивается пульсирующе и изменения его скачко­образны. Более или менее длительные этапы сухого и теплого времени резко сменяются понижением температур и увеличе­нием осадков. [7, с. 138].

Отсюда следует, что палеоклиматические колебания и ландшафтные перестройки второй половины голоцена приводили к заметным изменениям этнокультурной карты изучаемого района. Они показывают, что разработка  вопросов культурно-хронологического плана и социально-экономической истории древних обществ Северного Казахстана невозможна без учета экологиче­ских особенностей  и специфики этой территории Евразии как региона, расположенного на стыке степей и лесостепей. В зону контактов лесостепных и степных культур на протяжении раз­личных периодов эпохи бронзы вхо­дили обширные территории Приишимской провинции Северного Казахстана  и значительная по  глубине полоса  юга  Западной Сибири. Широтные рамки контактных границ были изменчивы и зависели в большой степени от ландшафтно-климатических перестроек. Они то разъединяли, то сталкивали между собой раз­личные человеческие коллективы с различными культурно-хозяй­ственными типами. При этом необходимо учитывать,  что связь между  природой  и  обществом — процесс  диалектически  про­тиворечивый.  Он,  разумеется,  не  сводится  только  к  влиянию природы на человека и общество, его важнейшей стороной яв­ляется  воздействие  человека  на  естественно-географическую среду, включающуюся  в  общественно-исторический  процесс. [8, с. 19].

Калиев Б.А.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

Литература:

1.  Атлас Казахской ССР, т.1. Природные условия и ресурсы. Москва: Изд-во ГУГК, 1982

2.  Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж..К. Археология Казахстана. Алматы, 2006

3.   Таиров А.Д. Изменения климата степей и лесостепей Центральной Евразии во II-I тыс. до н.э.: материалы к историческим реконструкциям. Челябинск, 2003

4.  Зданович Г.Б., Иванов И.В., Хабдулина М.К. Опыт использования в археологии палеопочвенных методов исследования (курганы Кара-Оба и Обалы в Северном Казахстане) // С.А. 1984. №4

5.  Хотинский Н.А. Голоцен Северной Азии. Москва: Наука, 1977

6.  Хотинский Н.А. Голоценовые хроносрезы: дискуссионные проблемы палеографии голоцена. Москва: Наука, 1982

7.  Хабдулина М.К., Зданович Г.Б. Ландшафтно-климатические колебания голоцена и вопросы культурно-исторической ситуации в Северном Казахстане.// Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья. Межвузовский сборник. Челябинск, 1984

8.  Гуревич А.Я. Общий закон и конкретная закономерность в истории. // ВИ , 1965, № 8

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь