Home History of Kazakhstan Independent Kazakhstan Building of the nation Criteria of allocation of qualification characteristics of middle class

Criteria of allocation of qualification characteristics of middle class

11 October 2013
555
0

The future of the country is connected with its organic entry into the world community. However, to enter the world community and to take in it a worthy place it is necessary to possess qualities of competitiveness. Ensuring competitiveness is connected with the solution of considerable number of serious internal problems. One of important tasks is a formation of middle class.

The importance of process of formation of middle class is that it carries out function of social «stabilizer» of society and a source of reproduction of the qualified manpower. The middle class defines quality of human capacity of the country and characteristic features of national identity, provides continuity of generations and vital values. It is connected with physical and mental health of representatives of middle class, and also with the level of their educational and qualification potential, with their such personal features, as innovative potential, a certain nature of valuable orientations, features of motivations in various spheres of activity.

In modern western sociology it is accepted to distinguish two approaches to definition of middle class — subjective and objective. Subjective is based on the principle of «self-identification», that is in self-transfer of the individual in this or that class. Objective approach is based on the criteria independent of opinion of the individual. In foreign sociological literature such criteria as nature of activity (work) and income have been used. Criteria such as educational, qualification, official level, quality of life and standards of consumption also have been used.

The concept middle class appeared in sociological science when as a result of growth of welfare rigid opposition rich and poor at which other groups of society made only a small minority disappeared. This type of social structure was characteristic for Europe in the end of 19th and the beginnings of the 20th century. However, already in post-war Europe it became obvious not only discrepancy of this model of society to new realities, but also emergence of the new mass social subject — middle class which number at first became comparable to the number of working class, and then and I surpassed it. Thus, at first in the West European sociological tradition the middle class was allocated on the basis of the general assessment of the social status of the individual connected with his work, an economic situation and education level. Then, considering the growing number of middle class and need of its more detailed analysis, the concept of uniform middle class was succeeded gradually by the concept of «old» and «new» middle classes. The «old» middle class consisted generally of representatives of small business, and «new» united the qualified specialists working on hiring. Today, if necessary to designate those social groups of society which do not belong neither to rich, nor to poor, in the western sociology speak not only about middle classes, but also about the center which owing to the internal variety can not be considered as the uniform social subject. According to E.Giddens, the concept «middle class» covers representatives of various fields of activity. In middle class it is possible to allocate three rather isolated categories.

The old middle class is representatives of small business, owners of small shops and small farmers. The number of this category during the 20thcentury constantly changed, but they still make considerable part of the working population. Small business is less stable, than large, and often collapses within two years after the basis. In Great Britain only 20% from those who began the small business, are possible to keep within at least five years. Small firms and shops often appear incapable to compete with the large companies, supermarkets and restaurant networks. If the old middle class was not reduced in that measure, as predicted by many people (including Marx), then only because always there are many people wishing to try own business. Therefore, most of those who is compelled to leave business, is at once replaced with the new. Socio-political views of small businessmen usually are very contradictory. In a number of the countries, for example, in France, many of them give invariable support to the extremely right-wing political parties [1, p. 211].

The highest middle class consists generally of managers and high-class experts. The considerable number of people enters this category, and it is necessary to do any generalizations concerning their views carefully. The majority of them have the higher education. Among of them especially experts, among of whom the share of people with liberal views is quite high.

The lowest middle class is even more diverse category. Office employees, sellers, teachers, nurses and a great number of others include to it. Most of representatives of the lowest middle class adhere to the views different from views of workers though conditions of their work often in many respects coincide.
Wright’s and Parkin’s concepts include diverse character of middle class. The middle class appears in an «inconsistent» situation of «a double barrier». It gets under influence from above and is under pressure from below. Many representatives of the lowest middle class are committed to the same values, as people from more well-founded layers though live on the income, quite often smaller, than at highly paid workers [in the same place, page 211].

Today, there is an active process of formation of middle class. It included groups occupied both as in private as well as in collective, also state sectors of economy.

Complexity of formation of middle class is defined, first of all, by that by the beginning of carrying out reforms there was a potential base of middle class which kernel were the intellectuals, the qualified layers of workers and some other groups. During transformational transformations in considerable part they appeared on a roadside. Therefore, so-called «new averages» — representatives of intellectual professions, underwent sharp changes of the social status, prestige, the income and a role in society. Now there is an active formation of the private sector, small and average owners who in all societies represent traditional «old» layers of middle class and which take the place in social space. In relation to present conditions the concept «old» the middle class has conditional character in a certain measure, though reflects the accepted approach. It is connected with that «the old middle class» was destroyed, now it is formed as «new old» [2.p.98].

The formed middle class is the complex education that has the internal social-group structure which separate elements differ by origin and social status, also criteria of social identity. However, at all distinctions those signs which form its kernel are allocated. First of all, it is existence of the employment including such characteristics as a profession, highly skilled work, an appropriate level of education. According to the Russian scientists, the potential middle class includes in the ranks mass groups of the scientific and technical and humanitarian intellectuals, highly skilled layers of workers, administrative and managerial facilities [2.p. 98].

Process of formation new social a level in the Kazakhstan society goes in three directions. On one of them the bureaucratic bourgeoisie using economic domination in the practice and trying to fix it through right-privilege system is formed. On other direction — various social groups which to some extent managed to adapt new relations of production: the managers, employees of the enterprises of small and medium business who passed to traditional forms of the organization of work farms, workers of services industry. On the third — the mass of the declassed marginal elements which are formally thrown out from society, but actually making its integral part. They are unemployed, refugees, families with many children, those in needs and pensioners, also qualified specialists and workers.

In researches of Institute of Sociology and Political Science of Academy of Science of Kazakhstan, in the analysis of mass groups of the population, it is designated that the people having almost same level of the income were divided into two big groups which are conditionally called «adapting» and «not adapting». They strongly differ on the social well-being and by estimates of the general situation in the republic. In the «adapting» group there is much higher than a level of loyalty in relation to central and local authorities, elite groups of the population — businessmen and politicians, they are tolerant in an ethnic question. However, the most important, their vital installations considerably changed: there is an orientation to own forces. These data allowed sociologists to draw a conclusion on existence among low profitable groups of the population of a special social layer — transit middle class which is currently extremely active and has the high level of social expectations [3].

The academy of Sciences of Kazakhstan conducts regular versatile researches of the most active social group — businessmen. The analysis of specifics of an enterprise layer allowed allocating two categories. The first are engaged in the solution of the private problems in all available formal and informal methods. The second, having passed a stage of initial accumulation of the capital, start analysing social and ideological aspects of the situation that then to take active part in social life. For this purpose they began to unite in the enterprise organizations in common to solve both economic and social problems. Formation of non-governmental associations of businessmen which united in the Confederation of Employers of the Republic of Kazakhstan (CERK) turned out to be consequence of it. The main direction of activity of this organization is participation in law-making process.

Unlike middle class of the western countries the Kazakhstan middle class is under the considerable pressure of a factor of uncertainty. The Kazakhstan middle classes strongly suffer from a lack of social guarantees, first of all — support guarantees on a case of need, unemployment, an old age, an illness and disability. Such guarantees are necessary, but in reality they do not exist, speak most of representatives of the Kazakhstan middles classes, including those who belong to their most successful part.
Radical market transformations in the country and the system crisis accompanying them significantly changed quantitative and qualitative parameters of middle class. At the beginning of economic reforms it was supposed that they will lead to the birth of economically independent social subject, capable effectively to carry out functions, traditional for it. That is to invest the Kazakhstan economy, to play a role of the main taxpayer, to act as the stabilizer of political processes.

The real potential representatives of middle class are heads of small and medium business, the creative intellectuals, managers, highly skilled workers, employees and some other segments of the population. In modern Kazakhstan society a basic social group, the main part of the intellectuals, technicians, workers of mass professions of trade and service, the most part of the agriculture. Its representatives possess average professional and rather limited labour potential. Though the social status, mentality, interests and behaviour of these groups is distinguishable, their role in transition process is rather similar is first of all, the adaptation to the changing conditions with the purpose to survive and whenever possible to keep the reached status.

Kazakhstan society on social stratification has a form of the «Eiffel Tower» where the most part of its basis, namely 60% of a population is presented by the lowest class, 30% — the starting middle class, 10% — the highest class [3]. The top layer possesses the most powerful economic and energy potential. They can be considered as a new class on whom hopes are laid. This layer is in defiant opposition with other layers of society, partnership with other public groups is difficult, except for elite. Exactly thanks to elite, namely — the support rendered to it and got from it — receiving high excess profits and advance convenient legislative and regulations is possible.

In modern Kazakhstan society the existence of declassed elements making the overwhelming mass of the population of republic is great. Now this mass can be presented as a basic social group, which covers more than two thirds of society. Its representatives possess the average professional qualification potential and rather limited labour potential. Feature of social composition poor in Kazakhstan is that the part suppressing them works. Besides, poverty in the country do not have neither class, nor professional character as low profitable groups of the population are practically in all social and professional groups.
Thus, during deep social transformation of the Kazakhstan society, it is possible to see deep stratification of the population on polar groups with a big difference in the income. Growth of middle class happens slowly.

The modern model of economic development does not give objective opportunities for significant increase in it middle class. Only fast development of high-tech industries of economy, also, although in much smaller degree development of small and medium business can change a situation. Allocation of middle class on the basis of such criteria as welfare or subjective self-identification with middle class shows positive dynamics.

At an integrated approach to middle class which cornerstone existence laid in the human capital and certain professional positions, these positive tendencies testify rather not to growth of middle class, but the growth of the income of the population in general, also decrease in degree of dissatisfaction at many potential representatives of middle class.


T. Ippolitova
(NKSU named after M. Kozybayev)

Literature:
1. E. Giddens, Sociology, Editorail, URSS, 1999, p.704
2. Modernization of social structure of Russian society, editor: Z. Golenkova, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2008, p. 278.
3. Economy of the Central Asian states. The general review//the Electronic publication www.mfa.kz/rus/PHP/article.php? article=1&selected=34  

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Независимый Казахстан Строительство нации Критерии выделения квалификационных характеристик среднего класса

Критерии выделения квалификационных характеристик среднего класса

11 Октября 2013
237
0

Будущее страны связано с ее органичным вхождением в мировое сообщество. Но чтобы войти в мировое сообщество и занять в нем достойное место необходимо обладать качествами конкурентоспособности. Обеспечение конкурентоспособности связано с решением значительного числа серьезных внутренних задач.  Одна из важных задач – это формирование среднего класса.

 Значимость процесса формирования среднего класса заключается в том, что он выполняет функцию социального «стабилизатора» общества и источника воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов. Средний класс определяет качество человеческого потенциала страны и характерные черты  общенациональной идентичности, обеспечивает преемственность поколений и жизненных ценностей. Это связано с физическим и психическим здоровьем представителей среднего класса, а также с уровнем их образовательного и квалификационного потенциала, с такими их личностными особенностями, как инновационный потенциал, определенный характер ценностных ориентаций, особенности мотиваций в различных сферах жизнедеятельности.

  В современной западной социологии принято различать два подхода к определению среднего класса – субъективный и объективный.  Субъективный основан на принципе «самоидентификации», то есть в самозачислении индивида в тот или иной класс. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида.  В зарубежной социологической литературе  используются такие критерии как  характер деятельности (труда) и наличие доходов. А также такие критерии как образовательный, квалификационный, должностной уровень, качество жизни, стандарты потребления.

  Понятие средний класс появилось в социологической науке, когда в результате роста благосостояния исчезло жесткое противопоставление богатых и бедных, при котором остальные группы общества составляли  лишь незначительное меньшинство. Этот тип социальной структуры был характерен для Европы XIX и начала XX века. Но уже в послевоенной Европе стало очевидно не только несоответствие  этой модели общества новым реальностям, но и возникновение нового  массового социального субъекта – среднего класса, численность которого стала сначала сопоставима с численностью рабочего класса, а затем и превзошла ее. При этом сначала в западноевропейской социологической традиции средний класс выделялся на основании общей оценки социального статуса индивида, связанного с его работой, экономическим положением и уровнем  образования. Затем, учитывая растущую численность среднего класса и необходимость его более детального анализа, на смену концепции единого среднего класса постепенно пришла концепция  «старого» и «нового» средних классов. «Старый» средний класс состоял в основном из представителей  малого бизнеса, а «новый» объединял работающих по найму квалифицированных специалистов. В настоящее время при необходимости обозначить те социальные слои общества, которые не относятся ни к богатым, ни к бедным, в западной социологии говорят не только о средних классах, но и о средних слоях, которые в силу своего внутреннего многообразия не могут рассматриваться как единый социальный субъект. По мнению Э.Гидденса, понятие «средний класс» охватывает представителей различных сфер деятельности. Внутри среднего класса можно выделить три относительно обособленные категории. Старый средний класс - это представители малого бизнеса, владельцы небольших магазинов и мелкие фермеры. Численность этой категории в течение ХХ века постоянно менялась, но они по-прежнему составляют значительную часть работающего населения. Мелкий бизнес менее стабилен, чем крупный, и часто разваливается в течение двух лет после основания. В Великобритании лишь 20% из тех, кто начал свое маленькое дело, удается удержаться в течение хотя бы пяти лет. Небольшие фирмы и магазины часто оказываются неспособными конкурировать с крупными компаниями, супермаркетами и ресторанными сетями. И если старый средний класс не сократился в той мере, как предсказывали многие (включая Маркса), то только потому, что всегда находится немало людей, желающих попробовать себя в собственном деле. Поэтому большинство тех, кто вынужден покинуть бизнес, сразу же заменяется новыми. Социально-политические взгляды мелких бизнесменов, как правило, весьма разноречивы. В ряде стран, например, во Франции, многие из них оказывают неизменную поддержку крайне правым политическим партиям [1, с. 211].

Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и специалистов высокого класса. В эту категорию входит значительное число людей, и делать какие-либо обобщения относительно их взглядов следует с большой осторожностью. Большинство из них имеют высшее образование, и среди них, особенно если говорить о специалистах, довольно высока доля людей с либеральными взглядами.

Низший средний класс - это еще более разнородная категория. В нее входят конторские служащие, продавцы, учителя, медсестры и множество других. Большинство представителей низшего среднего класса придерживаются взглядов, отличающихся от взглядов рабочих, хотя условия их труда часто во многом совпадают.

На разнородный характер среднего класса в целом обращается специальное внимание в концепциях Райта и Паркина. Средний класс оказывается в «противоречивой» ситуации «двойного барьера». Он попадает под влияние сверху и испытывает давление снизу. Многие представители низшего среднего класса привержены тем же ценностям, что и люди из более состоятельных слоев, хотя живут на доходы, нередко меньшие, чем у высокооплачиваемых рабочих  [там же, с. 211].

В настоящее время происходит активный процесс формирования среднего класса. В него включены группы занятых как в частном, так и в коллективном и государственном секторах экономики.

Сложность формирования среднего класса определяется, прежде всего, тем, что к началу проведения реформ существовала потенциальная база среднего класса, ядром которой являлись интеллигенция,  квалифицированные  слои рабочих и некоторые другие группы. В период трансформационных преобразований  в значительной своей части они оказались на  обочине. Поэтому, так называемые «новые средние» - представители интеллектуальных профессий, претерпели  резкие изменения своего социального статуса, престижа, дохода и роли в обществе.  В настоящее время идет активное формирование частного сектора, мелких и средних собственников, которые во всех обществах представляют традиционные «старые» слои среднего класса и которые занимают свое место в социальном пространстве. Применительно к нынешним условиям  понятие «старый» средний класс носит в определенной мере условный характер, хотя и отражает принятый подход. Это связано с тем, что «старый средний класс» был разрушен, сейчас он формируется как «новый старый» [2.С.98].

Формирующийся средний класс – это комплексное образование, имеющее свою  внутреннюю социально-групповую структуру, отдельные элементы которой различаются по происхождению и социальному статусу, критериям социальной идентичности. Но при всех различиях выделяются те признаки, которые формируют его ядро. Прежде всего, это наличие занятости, включающей такие характеристики, как профессия, высококвалифицированный труд, соответствующий уровень образования. По мнению российских ученых, потенциальный средний класс включает в свои ряды  массовые отряды научно-технической и гуманитарной интеллигенции, высококвалифицированные слои рабочих, управленческо-административный аппарат[2. С.98].

Процесс формирования новых социальных страт в казахстанском обществе идет в трех направлениях. На одном из них формируется бюрократическая буржуазия, использующая в своей практике экономическое господство и пытающаяся закрепить его через систему «право-привилегия». На другом направлении - различные социальные группы, в той или иной мере сумевшие приспособиться к новым производственным отношениям: менеджеры, работники предприятий малого и среднего бизнеса, перешедшие к традиционным формам организации труда фермерские хозяйства, работники сферы обслуживания. На третьем - масса деклассированных маргинальных элементов, формально выброшенных из общества, но фактически составляющих его неотъемлемую часть. Это - безработные, беженцы, многодетные, малообеспеченные, пенсионеры. А также квалифицированные специалисты и рабочие.

В исследованиях Института социологии и политологии АН РК, при анализе массовых групп населения, обозначено, что люди, имеющие практически один и тот же уровень доходов, разделились на две большие группы, условно названные «адаптировавшиеся» и «неадаптировавшиеся». Они сильно разнятся по своему социальному самочувствию и по оценкам общей ситуации в республике. В «адаптировавшейся» группе значительно выше уровень лояльности по отношению к цен­тральным и местным органам власти, элитным группам населения - предпринимателям и политическим деятелям, они толерантны в национальном вопросе. Но самое главное, у них радикально изменились жизненные установки: здесь идет ориентация на собственные силы. Эти данные позволили социологам сделать вывод о наличии среди низко доходных групп населения особой социальной прослойки - транзитного среднего класса, который на настоящий момент чрезвычайно активен и имеет высокий уровень социальных ожиданий [3].

Академией наук РК проводятся регулярные разноплановые исследования самой активной социальной группы - предпринимателей. Анализ специфики предпринимательского слоя позволил выделить две категории. Первые занимаются решением своих частных проблем всеми доступными формальными и неформальными методами. Вторые, пройдя этап первоначального накопления капитала, начинают анализировать социальные и идеологические аспекты своего положения, чтобы затем принимать активное участие в социальной жизни. С этой целью они стали объединяться в предпринимательские организации, чтобы совместно решать как экономические, так и социальные проблемы. Следствием этого стало формирование неправительственных ассоциаций предпринимателей, которые объединились в Конфедерацию работодателей Республики Казахстан (КРРК). Главное направление деятельности этой организации - участие в законотворчестве.

В отличие от среднего класса западных стран казахстанский средний класс испытывает значительное давление фактора неопределенности. Казахстанские средние слои сильно страдают от недостатка социальных гарантий, прежде всего - гарантий поддержки на случай нужды, безработицы, старости, болезни, инвалидности. О том, что такие гарантии нужны, но реально их не существует, говорит большинство представителей казахстанских средних слоев, в том числе относящиеся к самой благополучной их части.

Радикальные рыночные преобразования в стране и сопровождавший их системный кризис существенно изменили количественные и качественные параметры среднего класса. В начале экономических реформ предполагалось, что они приведут к рождению экономически самостоятельного социального субъекта, способною эффективно выполнять традиционные для него функции. То есть инвестировать казахстанскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов.

Реально потенциальными представителями среднего класса являются руководители малого и среднего бизнеса, творческая интеллигенция, менеджеры, высококвалифицированные рабочие, служащие и некоторые другие слои населения. В современном казахстанском обществе базовый социальный слой, составляют основная часть интеллигенции, технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Представители его обладают средним профессионально-квалификационным и относительно ограниченным трудовым потенциалом. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различим, их роль в переходном процессе достаточно сходна - это в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Казахстанское общество по социальной стратификации имеет форму Эйфелевой башни», где большая часть ее основания, а именно 60%на­селения, представлена низшим классом, 30% - начинающим формироваться средним клас­сом, 10% - высшим классом [3]. Верхний слой обладает самым мощным экономическим и энергетическим потенциалом и может рассматриваться как новый класс, на которого возлагаются надежды. Данный слой находится в вызывающем противостоянии с остальными слоями об­щества, партнерские отношения с другими общественными группами затруднительны, за исключением элиты. Именно благодаря элите, а именно - оказываемой ей и получаемой от нее поддержке - возможно получение высоких сверхприбылей и продвижение удобных законодательных и нормативных актов.

В современном казахстанском обществе велико присутст­вие деклассированных элементов, составляющих подавляющую массу населения респуб­лики. В настоящее время эту массу можно представить как базовый социальный слой, ко­торый охватывает более двух третей общества. Его представители обладают средним профессио­нально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потен­циалом. Особенностью социального состава  бедных в Казахстане является то, что  подавляющая их часть трудится. Кроме того, бедность в стране  не носит ни классового, ни профессионального характера, поскольку низко доходные группы населения есть практически во всех социальных и профессиональных слоях.

Таким образом, в период глубокой социальной трансформации казахстанского общества, можно увидеть глубокое расслоение населения на полярные группы с большой разницей в доходах. Рост среднего класса происходит медленно.

Современная модель экономического развития не дает объективных возможностей для значительного увеличения в ней среднего класса. Изменить ситуацию может только быстрое развитие  высокотехнологичных отраслей экономики, а также, хотя и в значительно меньшей степени развитие малого и среднего бизнеса. Выделение среднего класса на основе таких критериев, как уровень благосостояния или субъективная самоидентификация себя со средним классом, демонстрирует положительную динамику.

При комплексном подходе к среднему классу, в основе которого лежит наличие у него человеческого капитала и определенных  профессиональных позиций, эти позитивные тенденции свидетельствуют скорее не о росте среднего класса, а о росте доходов населения в целом, снижению степени неудовлетворенности у многих потенциальных представителей среднего класса.

Ипполитова Т.В.

(СКГУ им. М.Козыбаева)

Литература:

1.  Гидденс Э. Социология – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

2.  Модернизация социальной структуры российского общества /Отв.ред. З.Т.Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 278 с.

3.  Экономика Центрально-Азиатских государств. Общий обзор //Электронная публикация – http:www.mfa.kz/rus/PHP/article.php?article=1& selected=34

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь