Home History of Kazakhstan Independent Kazakhstan Political modernization Dynamics of development of the political system

Dynamics of development of the political system

11 October 2013
1140
0

Democratization of Kazakh society suggests a further development of political parties and civil society institutions. The political system is democratic, if it allows you to freely form political parties, and the parties to compete for power, or do not share power. The defining characteristic of parties as political institutions is that they serve as a mechanism connecting institutions of the state and civil society institutions.

From the beginning, the process of formation of the party system of the Republic of Kazakhstan there is a lot of political parties and movements. They arise and fall, which is quite natural for the stage of formation of a democratic party system. I should add, of course, that all of these parties, movements and simple formation differed among themselves on the number of members and the scope of its activities. Between them there was even some growth in the struggle for the expansion of its social base. Already the 1999 elections were held with the active participation of national political parties and international observers.

However, after two years from the time of the 1999 elections people of North Kazakhstan, for example, found it difficult to name the most important at the time the party. [2] Not all were able to note the three most important, in their view, the party. Then just before the Kazakh parties faced the problem of image formation, the lack of which is found especially during elections. Behavior of the electorate did not focus on a specific game. Although the party and declared that they represent the interests of a particular social group, they tended to be small numbers, unknown to the population and caused him great interest. This situation is currently incomplete in society reflects the stratification process, differentiation of social strata and their awareness of lots of group interests. Therefore, the party does not have a clear policy to protect vested interests of an uncertain orientation and similar programs.

According to a survey conducted by the author in 2001, people of the North Kazakhstan region during that period had a difficulties to assess the state of political parties. 42% of respondents did not see any differences in the programs and activities of political parties and to only 15% of them believed that the defined core parties that are able to play a role in the election campaign. Political orientation of the region’s population was of a vague. There was no sharp division into right and left, reformers and communists. Apparently, the citizens did not have confidence in the fact that this or that political party can have a fundamental impact on the reforms, and they themselves are not in a hurry to become a member of a political party, although individual membership in a political party in a stable pluralistic democracies are traditionally regarded as way through which citizens indirectly affect government decision-making.
In subsequent years, political parties have become the main political actors, the party system is still limited. In this situation, the initiative group of MPs from the faction of «Otan» party has put forward a proposal for a new law on political parties. The bill has been widely discussed in the press and was accepted. Some have suggested that the political parties are likely to be merged into blocks and in the near future in Kazakhstan will develop two-party system. However, Center Party united in a single party «Nur Otan», the opposition parties are not in a hurry to do the same. Back in 2001, according to respondents, the most authoritative left the Republican Party «Otan». She is known to the population due to its widely pursued campaigning election program on the eve of the 1999 parliamentary elections, the fact that most members of the party are employees of public institutions and in financial terms, it is much stronger than the other parties. The rest of the party remained mostly unknown to the population and caused him great interest. Parties had no clear policy to protect the interests of the population, had vague orientation and similar programs. At the initiative of the President of the Parliament have been increased space for representation of political parties. Party, without exception, have the right to conduct propaganda and agitation among the people to participate in elections. Republic moved from mass electoral system to proportional.

However, the elections to the Majilis of the Parliament of 2007 showed the weakness of most of the existing political parties in the country, with the exception of «Nur Otan».

Analyzing the information obtained during the investigation of the electoral process in rural areas to improve the MSE public confidence in the election, on the initiative of the NGO «Women’s Support Centre», it may be noted the active position of representatives of that party. According to the reports of observers at polling stations 108 people attended, representatives of political parties. They were not on the 13 areas of study 66, which is 19.7%. We conclude that these 13 sites during the election campaign was not carried out propaganda work of political parties. Consequently, the population of these districts had no idea of the work of any parties, whether they are the opposition, the right or left. All observers noted representatives from political parties are members of the party «Nur Otan» and only two of them — the party «Aul». On the other parties do not have even a cursory mention. If the opposition parties do not appoint their representatives to the regional centers, it is a serious bug in party work. Little attention on the part of the parties to the needs of people and entails a backlash — citizens are far from specific problems of these parties. They will not vote for their representatives.

According to research the political opposition was not represented. Thus, the opposition parties and the party who sought to enter the number of parliamentary, did not actively participate in the campaign, at least in the rural districts. The data show that the most politically active was «Nur Otan».

First, most observers were supporters and members of the party;
Secondly, at the election stations were necessarily representatives of this party;
Third, the majority of candidates for deputies were also members of «Nur Otan».
«Nur Otan» party in the election campaign has proved to be the most active political force. It managed to show his organization, the ability to work with the electorate, the ability to assess the political situation.

Based on information from the observers 170 deputies were elected. Among them 152 people (89.4%) — members of «Nur Otan». Party affiliation is not indicated four deputies, 14 people (8.2%) are non-partisan.

The victory of «Nur Otan» is largely predetermined by its political platform. Pre-election platforms have a clear objective — to attract the sympathy of the greatest possible number of people, and are aimed at the electorate. This is done by distributing written or oral messages, which laid the ideas that form the positions of parties in the existing political system. Thus, from a political platform can understand the attitude of the parties to the current socio-economic situation in the country, their assessment of the President’s choice of development path, self-esteem of the party.

People’s Democratic Party «Nur Otan» — «party of power» [1]. Her campaign platform is a substantial document that reflects all the key issues of political, social and economic spheres. The program includes all the positive things — family, people, recovery, community Kazakhs — associated with the activities and program installations party. Party is actively promoting the ideas, highlights particular that has been done, and how and by what will be achieved or that progress in the field of economics, politics, social sphere. Propaganda and ideological component party platform is well developed. This distinguishes it from the other political parties.
The defeat of the six parties in the elections indicates weak institutional, ideological and material basis of these parties. But this does not exclude them from the political struggle and the further democratization process.

Leader of the Party of Patriots G.Kasymov appointed deputy senate that may favorably affect the position of the party, to give new impetus to its development. Now it formally became a parliamentary party. Centrist party KSDP «Aul» was able to spend more of its representatives in Maslikhats — local representative bodies. This circumstance gives reason to believe that the party has a potential for growth and further development.

Communist People’s Party of Kazakhstan (CPP) — the representatives of the left part, also holds a number of seats in local representative bodies in the country. CPP to boycott elections, which led to a serious weakening of its position in the political process. Representatives Democratic Party of Kazakhstan (DPK) «Ak Zhol» made in court and public order with contesting the election results together with the leaders of Nationwide Social Democratic Party (NSDP) and CPP. But even the leaders of these parties recognize the legitimacy of the elections and the victory of «Nur Otan» [3].

Obviously, the further development of political party system involves increasing organizational and substantive level political parties. This process cannot be operated without their relevant experience, primarily in the area of parliamentary activity, which is the link between the will of the electorate and public policy.
Party system of Kazakhstan continues to emerge. Political parties have a serious work. On their activity, organization and ability to work with the electorate will depend on the further development of democratic processes in Kazakhstan.


T. Ippolitova
(NKSU named after M. Kozybayeva)

Literature:

1. Ayazbekov A. Diskursnyiy analiz predvyibornyih platform politicheskih partiy, uchastvuyuschih v vyiborah v Mazhilis 4-go sozyiva (Publikatsii i kommentarii) — Institut ekonomicheskih strategiy HTMLDocument
2. Ippolitova T. V. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata sotsiologicheskih nauk Transformatsiya kazahstanskogo obschestva: problemyi sotsialno-politicheskogo reformirovaniya (sotsiologicheskiy analiz) — Tyumen, 2002. −16 p.
3. Mamiraimov T. Dialoga nikto ne otmenyal //Argumentyi i faktyi Kazahstan # 41, 2007.- p.8

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Независимый Казахстан Политическая модернизация Динамика развития политической системы

Динамика развития политической системы

11 Октября 2013
473
0

Демократизация казахстанского общества предполагает дальнейшее развитие политических партий и институтов гражданского общества. Политическая система является демократической, если она позволяет свободно формировать политические партии, а партиям бороться за власть, либо не делиться властью. Определяющей характеристикой партий как политических институтов является то, что они служат механизмом, связывающим институты государства с институтами гражданского общества.

С самого начала в процессе формирования партийной системы Республики Казахстан появляется множество политических партий и движений. Они возникают и распадаются, что вполне естественно для этапа становления демократической партийной системы. Следует добавить, конечно, что все эти партии, движения и просто формирования разнились между собой по числу членов и размаху своей деятельности. Между ними наблюдался даже некоторый рост борьбы за расширение своей социальной базы. Уже выборы 1999 года проводились при активном участии отечественных политических партий и международных наблюдателей.

Однако по истечении двух лет со времени выборов 1999 года североказахстанцы, например, затруднялись назвать наиболее важные на тот период партии [2]. Далеко не все сумели отметить три, самые значимые, на их взгляд, партии. Тогда уже перед казахстанскими партиями стояла проблема формирования имиджа, отсутствие которого особенно обнаруживается при проведении выборов. Поведение электората не было ориентировано на конкретную партию. Хотя партии и провозглашали, что они выражают интересы той или иной социальной группы, они, как правило, являлись малочисленными, неизвестными населению и не вызывали у него большого интереса. Эта ситуация и в настоящее время отражает незавершенный в обществе процесс стратификации, дифференциации социальных слоев и осознание партиями своих групповых интересов. Поэтому партии не имеют ясной политики защиты групповых интересов, имеют неопределенные ориентации и схожие программы.

По результатам исследования, проводимого автором в 2001 году, жители Северо-Казахстанской области в тот период затруднялись оценить состояние политических партий. 42% респондентов не видели различий в программах и целях деятельности партий и лишь 15% из них полагали, что определилось ядро партий, которые в состоянии будут играть какую-то роль в предвыборной борьбе. Политическая ориентация населения области имела достаточно расплывчатый характер. Здесь не наблюдалось резкого деления на правых и левых, на реформаторов и коммунистов. Судя по всему, граждане не имели уверенности в том, что та или иная политическая партия способна коренным образом повлиять на проводимые реформы, и сами они не спешили становиться членами той или иной партии, хотя индивидуальное членство в политической партии в стабильных плюралистических демократиях традиционно рассматриваются как способ, через посредство которого граждане опосредованным образом влияют на принятие государственных решений.

В последующие годы, политические партии не стали главными политическими акторами, партийная система по-прежнему носит ограниченный характер. В этой ситуации инициативная группа депутатов парламента от фракции партии «Отан» выдвинула предложение о принятии нового закона о партиях. Законопроект широко обсуждался в печати и был принят. Появились предположения, что политические партии, скорее всего, будут объединяться в блоки и в недалеком будущем в Казахстане сложится двухпартийная система. Однако партии центра объединялись в единую партию «Нур-Отан», а оппозиционные партии не спешат поступить так же. Еще в 2001 году, по мнению респондентов, наиболее авторитетной останется республиканская партия «Отан». Она известна населению вследствие широко проводимой агитации ее предвыборной программы накануне парламентских выборов 1999 года, тем, что большинство членов данной партии являются служащие государственных учреждений и в финансовом плане, она намного сильнее остальных партий. Остальные партии по большей части оставались неизвестны населению и не вызывали у него большого интереса. Партии не имели ясной политики защиты интересов населения, имели неопределенные ориентации и схожие программы. По инициативе Президента в парламенте были увеличены места для представительства политических партий. Партии, все без исключения, имеют право вести пропаганду и агитацию среди населения, участвовать в выборах. Республика перешла от мажоритарной системе выборов к пропорциональной.

Однако выборы в Мажилис Парламента 2007 года показали слабость большинства существующих в стране политических партий, за исключением НДП «Нур-Отан».

Анализируя информацию, полученную при проведении исследования о ходе избирательного процесса в сельских регионах СКО с целью повышения общественного доверия к выборам, по инициативе ОО «Центр поддержки женщин», можно отметить активную позицию представителей именно этой партии. По отчетам наблюдателей на избирательных участках присутствовали 108 человек, представителей политических партий. Их не было на 13 участках из 66 исследуемых, что составляет 19,7%. Отсюда следует вывод, что на этих 13 участках в период предвыборной кампании не велась агитационная работа политических партий. Следовательно, население этих районов не имело представление о работе каких-либо партий, будь они оппозиционные, правые или левые. Все отмеченные наблюдателями представители от партий относятся к членам партии «Нур-Отан» и только два из них - партии «Ауыл». О других партиях нет даже поверхностного упоминания. Если оппозиционные партии не назначали своих представителей в районные центры, то это серьезная ошибка в партийной работе. Слабое внимание со стороны партий к нуждам людей влечет за собой и обратную реакцию – граждане весьма далеки от специфических проблем этих партий. Они не будут голосовать за их представителей.

По данным исследования политическая оппозиция представлена не была. Таким образом, оппозиционные партии и партии, которые стремились войти в число парламентских, не принимали активного участия в предвыборной кампании, во всяком случае в сельских округах. Данные показывают, что наиболее политически активной оказалась партия Нур-Отан.

Во-первых, большинство наблюдателей являлись сторонниками и членами этой партии;

во-вторых, на избирательных участках обязательно были представители этой партии;

в–третьих, большинство кандидатов в депутаты также являлись членами партии Нур-Отан.

Партия Нур-Отан в избирательной компании проявила себя как наиболее активная политическая сила. Она сумела показать свою организованность, умение работать с электоратом, умение оценивать политическую ситуацию.

Исходя из сведений наблюдателей, избранными были 170 депутатов. Из них 152 человека (89,4%) – члены партии Нур-Отан. Партийная принадлежность 4 депутатов не обозначена, 14 человек (8,2%) являются беспартийными

Победа партии Нур-Отан во многом предопределена ее политической платформой. Предвыборные платформы имеют четкую цель – привлечь симпатии как можно большего числа людей, и направлены на электорат. Делается это путем распространения письменных или устных посланий, в которых заложены идеи, формирующие позиции партий в существующей политической системе. Таким образом, из политической платформы можно понять отношение партий к текущей социально-экономической ситуации в стране, их оценку деятельности Президента, выбор пути развития, самооценку партии.

Народно-демократической партии Нур-Отан - «партия власти»[1]. Ее предвыборная платформа представляет собой содержательный документ, отражающий все ключевые вопросы политической, социальной и экономической сфер. В программе все позитивное - семья, народ, подъем экономики, общность казахстанцев - связано с деятельностью и программными установками партии. Партия ведет активную пропаганду идей, выделяет то конкретное, что было сделано, а также то, как и посредством чего будут достигнуты те или иные успехи в области экономики, политики, социальной сферы. Агитационная и идеологическая составляющая платформы партии хорошо проработаны. Это отличает ее от остальных политических партий.

Поражение шести партий на выборах говорит о слабой  организационной, идеологической и материальной базе этих партий. Но это не исключает их из политической борьбы и дальнейшего процесса демократизации.

Лидер Партии патриотов Г.Касымов назначен депутатом сената, что может благоприятно сказаться на положении партии, придать новый импульс ее развитию. Теперь формально она стала парламентской партией. Центристская партия КСДП «Ауыл» сумела провести нескольких своих представителей в маслихаты – местные представительные органы власти. Это обстоятельство дает повод считать, что партия имеет потенциал роста и дальнейшего развития.

КНПК – представители левого крыла, тоже занимает ряд мест в местных представительных органах страны. КПК байкотировала выборы, что привело к серьезному ослаблению ее позиций в политическом процессе. Представители ДПК «Ак Жол» выступили в судебном и публичном порядке с опротестованием результатов выборов совместно с лидерами ОСДП и КНПК. Но даже лидеры этих партий признают легитимность выборов и победы НДП «Нур-Отан»[3].

Очевидно, что дальнейшее развития партийно-политической системы предполагает повышение организационного и содержательного уровня политических партий. Этот процесс невозможен без наработки ими соответствующего опыта, прежде всего в сфере парламентской деятельности, которая является связующим звеном между волеизъявлением электората и государственной политикой.

Партийная система Казахстана продолжает формироваться. Политическим партиям предстоит серьезная работа. От их активности, организованности, способности работать с электоратом будет зависеть дальнейшее развитие демократических процессов в РК.

Ипполитова Т.В.

(СКГУ им. М Козыбаева)

Литература:

1.  Аязбеков А. Дискурсный анализ предвыборных платформ политических партий, участвующих в выборах в Мажилис 4-го созыва (Публикации и комментарии) – Институт экономических стратегий HTMLDocument

2.  Ипполитова Т.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Трансформация казахстанского общества: проблемы социально-политического реформирования (социологический анализ) – Тюмень, 2002. -16 с.

3.  Мамираимов Т. Диалога никто не отменял //Аргументы и факты Казахстан №41, 2007.- С.8


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь