Home History of Kazakhstan Ancient Kazakhstan Kazakhstan in Stone age The historiography of the problem of archaeological definition of the Eneolithic of North Kazakhstan and Transural region

The historiography of the problem of archaeological definition of the Eneolithic of North Kazakhstan and Transural region

10 October 2013
222
0

In the classic sense, in accordance with the criteria of archaeological periodization, the Eneolithic refers to the era of introduction and widespread use of copper products, which led to the degradation of the flint industry and to the depletion of sets of stone tools, which are characterized by the intensive development of producing economy (farmers and herdsmen in their various combinations) , flat-bottomed, richly ornamented utensils, shallow plastic, durable dwellings with a flat floor [14, p. 7]. Such criterion is fully complied with the settled agricultural Chalcolithic. The steppe chalcolithic period of the Eastern Europe could be characterized with the cattle breeding specialization, the minimal development of the construction business and crafts, the rite of burial, distribution of wheeled transport, complicated social structure with individualization of the chiefs and tribal aristocracy, the close interaction with settled agricultural crops [14, p. 333].

Specificity of historical processes and the development of material culture in northern Kazakhstan and Trans-Urals in the late Stone Age, beginning of the Metal Age, caused the misunderstandings among the professionals about epochal attribution and degree of independence of the cultural complexes of that time.

The term "Chalcolithic" was used by V.N. Chernetcov along with the late Chalcolithic materials, in 1953 he highlighted the Eneolithic era in the materials of Lipchinsk encampment [13, p. 38]. He clearly distinguished the two eras of early Metal and Chalcolithic and Early Bronze Age. He referred the materials of Lipchinsk encampment with the ceramics of various forms to the first one, while a flat-bottomed comb-ware was referred to the Early Bronze Age [13, p. 38, 40, p. 39. Table. XIV; p. 42-44].

According to V.N. Tchernetsoff , the Chalcolithic era of Trans-Urals and Western Siberia was not characterized by " ... any specific forms, only by the relation of the endangered archaic features with the new ones. These new features in ceramics are a flat bottom and solid pit ornamentation which is to a certain extent similar to the early Andronian monuments "[13, p. 40].  If we consider his own opinion about the existence of cultural and ethnic community in the territory of the Urals and Central Asia region in the Neolithic era of early Bronze, then the main content of the era will be the eradication of cultural traits in the material culture and the formation of signs of Andronian culture.

  V.N. Chernetsov identified the following Eneolithic features of dishes. For Eneolithic Lipchinsk ceramics, he considered the peculiar parabolic shape and flat-bottomed feature. The different types of comb stamp, shallow sub-triangular and oval fossa, the retreating spatula, backed and advanced comb, the applying of round holes for the ornamentation of the corolla. The drawn pattern is quite rare.

  He assigned the rare fragments of solid field-patching ornament to the Eneolithic era. Thus, he believed that the features of the Eneolithic era are equal to the features of the Early Bronze age, the flat-bottomed dishes and continuous patching ornamentation. He treated them as the originated traits of the Early Andronian culture in the Eneolithic era. [13, p. 38, p. 39. Table. XIV]. It seems that the limited knowledge about the material culture of the region at end of the Stone Age and the split of the materials of Lipchinsk encampment led to such conclusions. V.N. Chernetcov placed the Lipchinsk materials to the end of the second, beginning of the third millennium BC [13, p. 38, 56, 57].

  N.P. Kiparisova typologically distinguished the Late Neolithic era in the Urals and Western Siberia from the Neolithic pottery, on the basis of a whole range of features of ceramics of the sites of second and fourth Itkulsk, Abselyamovs, Chebarkul. These are the differences in shape, in the treatment of surface, the technique of applying of ornament, in the elements and composition of ornament. It total, she allocated about 12 of such differences [2, p. 7-9]. Furthermore, N.P. Kiparisova correlated the monuments with a new type of ceramics with the Chalcolithic and Early Bronze age (the beginning of the Second millennium - XIV-XIII centuries. BC) [2, p. 9], without chronological and epochal separation of these two periods [2, p. 14-15, Fig. 6-7].

  According to N.P. Kiparisova, the beginning of the Eneolithic era in the Trans-Urals Forest and Western Siberia was connected with the collapse of community tribes with the comb ceramics into the separate areas, "in which the further development of ceramics went different ways and led to the formation of a completely different type of pottery" [2, p. 20]. As such, she isolates the monuments with this type of ceramics form the Shigir culture within two Eneolithic and Early Bronze cultures: Anne and Ostrov (northern region) and Demetrius (southern region ) [2, p. 22 ].

  The uncertainty in position of determination of late Eneolithic monuments was typical for L.Y. Krizhevskaya. In 1960, she defined the South Trans-Urals Eneolithic encampment as the Early Bronze [6]. In the article from 1970, the monuments of Kokui II and Odino were defined by L.Y. Krizhevskaya in one place as Eneolithic [7, p. 153], in other as Early Bronze (at least Kokui II) [7, p. 158]. Moreover, she notes the difficulty in the interpretation of the transitional periods in relation to the transition from the Neolithic to bronze in the Southern Trans-Urals, in particular because of the lack of knowledge [9, p . 3].

  She noted the terminological inconsistency in domestic archeology of that time (Chalcolithic, Early metal, Copper Age, Early Bronze Age). Since 1973, the researcher rejects the possibility of age determination based on the new features in ceramics [8, p. 110]. According to her, copper metallurgy was the "new quality" (an expression of L.Y. Krizhevskaya), which allows to establish a boundary between the Neolithic era and subsequent epochs [8, p. 115-116]. She suggests using a degree of familiarity with the metal as criterion for allocation of the Chalcolithic and Early Bronze Age cultures.

  L.Y. Krizhevskaya proposes to leave the name “Chalcolithic” behind those cultures that familiar with the imported metal, but not with the local metallurgy. She decided to use the term "early bronze" for cultures of transitional period with their own metallurgy, including the Southern Trans-Urals, even if they smelted the pure copper [9, p. 119-120]. However, the practical application of developed criteria for defining of a transitional era is selective. For each of the local areas of Southern Trans-Urals, she allocated its own private criterion: for Southern Trans-Urals Lakeshore is the mastering of copper metallurgy, for West Siberian forest is the settled lifestyle and the transition to a sedentary animal husbandry [9, p. 5].

  Excluding the use of the concept of "Chalcolithic" to the Late Chalcolithic monuments of Southern Trans-Urals, she thereby denies the existence of the era in the ancient history of the region and advocates to change the Neolithic to the Bronze Age. Chalcolithic materials were attributed to the Early Bronze Age. The Early Bronze era was placed in a narrow chronological period lasting from 300-400 years at the turn of third and second centuries and the first half of the Second millennium BC [9. 121].

  In his report during the Sixth Ural Archaeological meeting "On the concept of "Chalcolithic" in relation to the taiga part of Siberia", V.I. Matyushchenko considered unacceptable to use this term in the West Siberian taiga because the population of the taiga Priobja of the third millennium BC, was not familiar with the generating economy. V.N Chernetsov and O.N. Bader considered the time of Eneolithic era in the Urals and Western Siberia (the last century of the third and the beginning of the second BC.) V.I. Matyushchenko refers this time to the Neolithic era, followed by Samus-Seysmins era with highly developed bronze casting production [5, p. 298].

  M.F. Kosarev and V.A. Mogilnikov have also noted that the term "Chalcolithic", in its classic sense, is unacceptable to the taiga zone of Western Siberia. On the other hand, they considered the existence of the transitional era between the Neolithic era and Bronze Age in Western Siberia, they called it the era of the early metal or the transition time from the Neolithic to the Bronze Age, as it was reflected in its contents. According to them, it should be characterized by “the increasing influence of the southern cultures and northward penetration of the elements of producing economy and the increasing role of fisheries as well as the transition to a more settled life. The characterization also includes the appearance of brass, and then the bronze crafts and transformation of the sharp and circle ceramics into the flat round jars as well as with an active implementation into the local ornamentation of solar symbolism etc."[5, p. 288].

  V.F. Starkov said that “the question of the Eneolithic cultures of the Trans-Urals area is one of the most complex and controversial" [10, p. 38]. He believes that only the discovery and research of the homogeneous and stratified monuments of Lipchinsk and Shapkulsk types in the 1970, allowed us to concrete the meaning of the Eneolithic era of the Trans-Urals forest, which was first noted by V.N. Chernetsov and N.P. Kiprisovoy. According to him, the nature of Chalcolithic era could be defined by the findings, on the rare monuments, of copper products and specific geometric style ceramic ornamentation [10, p. 38]. V.F. Starkov believes that theEneolithic era of the Trans-Urals forest is a special stage between the late Neolithic and early Bronze Age, as it has its own specific features [12, p. 66].He refers to the lifetime of the Eneolithic era, to the beginning of the sub-real period, which dates back to the third millennium BC. [10. 48]. In the matter of forming of the Eneolithic cultures, V.F. Starkov goes after N.P. Kiparisova, recognizing the "disintegration of the East-Urals Eneolithic culture” and the development on its basis of the separate Eneolithic cultures, but in the forms of Lipchinsk and Shapkulsk[11, 147].

  However, if the differences between the Neolithic and Eneolithic complexes can be found in the materials, then he only refer to the Early Bronze Age the culture of Ayatsk, from the forest Thans-Urals, and the culture of comb-ceramics in Tobol, on the basis of the stratigraphic data [11, p. 70]. He did it without giving the explanations about what he means by the Early Bronze era and how it differs from the Chalcolithic except by name and date?

  Admitting the existence of Eneolithic era in the Trans-Urals region, as well as the fabricated character of the economy of botaysk and terseksk cultures, on the background of their population with the metal, does not created obstacles to the theoretical classification of these crops to the Eneolithic era, as well as to understanding of every era in the Northern Kazakhstan. That is why V.F. Zeibert, S.S. Kalieva and V.N. Logvin did not pay much attention to the problem of allocating the Chalcolithic region as an independent historical epoch. V.F. Zeibert found it possible (by appealing to the opinion of N.Y. Merpert) to argue that "at present, there are practically no dispute about the existence in the Eurasian steppes of the self Eneolithic era with its peculiarities and regularities» [1, p. 3]. These scientists were supposed to allocate the cultures and identify the characteristics of the era.

  In the mid-1980, V.T. Kovaleva noted that due to the lack of the reliable criteria for identifying the Eneolithic cultures, a problem of the epochal accessory of the transitional era of Trans-Urals forest and Western Siberia from the Neolithic to the Bronze Age is persists. Despite an agreement on the understanding of a transitional era for its designation, the researchers continue to use a variety of names of the “transit” character: the late Eneolithic or Early Bronze, the era of the early metal, transitional period from the Neolithic to the Bronze Age [3, p. 96]. V.T. Kovaleva seeks to find such criteria, which would be common for the allocation of agricultural and forestry Chalcolithic. She advocates the use of technological criterion (the material of guns) as common to archaeological periodization [3, p. 97]. But believes that it is necessary to use the economic criteria. At the same time, she understands not the form of economy (as it is could be understand, and on what basis we could question the existence of the Chalcolithic in the forest area). She believes that it is "a significant step forward compared to the Neolithic time" in the development of the productive forces", which expressed in the intensification of production, whether it produces or assigns. In the forest zone, the economic progress is reflected in the intensification of fishing, the priority of sedentary lifestyle, being acquainted with the progressive forms of economy, etc. [3. 98]. Thus, V.T .Kovalev allocates two criteria of the Eneolithic era, the familiarity with the metal and the intensification of economic life.

  However, in a joint article V.T. Kovaleva and N.M. Chairkina operated only by the technological criterion that strongly affected their assessment of the degree of independence of Eneolithic era of Trans-Yrals forest: "Following the technological criteria, we highlight the Chalcolithic as a special period of archaeological periodization; its content is a transition from the Neolithic to the Bronze Age. It could be characterized by the continuity with the culture of the Neolithic, and the by the significant progress of creating of the preconditions for the transition to the Bronze Age” [4, p. 59-60].

  However, there was no word in this definition about the technological criteria. If we will regard this definition (which should be the quintessential concept of features criteria, time, place, etc.), the criteria are: a) the continuity of the culture of the Neolithic; b) progress (in what); c) the creation of prerequisites (in what) to go to the Bronze Age. However, there is a phrase before the definition in Article, in which the researchers reject the major changes in economy, culture and social life of the Chalcolithic population compared to the Neolithic [4, p. 59].

  In the absence of metal and metalworking on the most monuments, in the identification of these monuments as Eneolithic, V.T. Kovalev and N.M. Chairkina, refers the central role to the typological attributes of ceramics.

  In general, V.T. Kovaleva and N.M. Chairkina did ​​not considered the Eneolithic  as an era of the Early Metal( i.e. starting and opening the age of metal ), but "as a transitional period in the previous archeological period (Neolithic metal)" [4, p . 60]. Formation and development of Chalcolithic is considered by the researcher as a process of further evolution of Neolithic culture, but under the influence of migration from the forest zones of Eastern Europe and the subsequent assimilations [4, p. 60, 66-67]. They included the Ayatsk complexes into the Eneolithic cultures. [4, p. 61]. A chronology of the Chalcolithic is determined at the beginning of third and second millennium BC. 4. 60].

  Thus, the assertion of the existence of self-representation Eneolithic era in North Kazakhstan and Trans-Urals, which is based on empirical data, began in the archaeological science in the early 1970s. Today, the Eneolithic era in Northern Kazakhstan and Trans-Urals is not questioned and is a scientific reality. The Eneolithic as a specific historical era of Northern Kazakhstan and Trans is different for the groups in different landscape zones, practicing the different economic and cultural types, regardless of their affiliation to the producing or appropriating economy. It is logical that each Chalcolithic era is determined individually and by the specific set of characteristics. However, there are difficulties in the theoretical underpinnings of Eneolithic era and which is empirically outlined.

Zakharov S.V.

(NKSU named after M. Kozybaev)

Literature:

1. Zaibert V.F., The Chalcolithic Ural and Irtysh interfluve. Petropavlovsk, 1993.

2. Kiparisova N.P., About the cultures of Trans-Urals forest / / SA. 1960. Number

3. Kovaleva V.T., The Chalcolithic era in the forested Trans-Urals // Ural and problems of regional historiography. Feudalism. Primitive communal system: (Information Materials). - Sverdlovsk, USSR Academy of Sciences, Ufa, 1986.

4. Kovaleva V.T., N.M. Chairkina, the Ethno-cultural and ethno-genetic processes in the Middle Trans-Urals in the late Stone and early Bronze Age: results and problems of research // Problems of archeology of the Urals. Collection of scientific papers. - Yekaterinburg, 1991.

5. Kosarev M.F., Mogilnikov V.A., Sixth Ural archaeological meeting // CA, 1979, № 2.

6. Krizhevskaya L.Y., South Ural expedition // AO-67. – M.: Publishing House "Nauka", 1968.

7. Krizhevskaya L.Y., Some data on the Neolithic and Early Bronze Ageof the West Siberian forest steppe / / Siberia and its neighbors in antiquity. - Novosibirsk: Publishing House "Nauka", Siberian Branch, 1970.

8. Krizhevskaya L.Y., The Late Eneolithic time in the South Urals // Problems of archeology of the Urals and Siberia. - Moscow: Publishing House "Nauka", 1973.

9. Krizhevskaya L.Y., The Early Bronze time in Southern Trans-Urals. L., 1977.

10. Starkov V. F., The Shapkul I encampment and the features of the Chalcolithic in the Forested Trans-Urals // the archeology questions of Priobye. – Tyumen: Tyumen State University, 1976.

11. Starkov V.F., The Mesolithic and Neolithic of the forested Trans-Urals. - Moscow: Nauka, 1980.

12. Starkov V.F., The Culture of early metal in forested Trans-Urals // VAU. - Sverdlovsk, 1981.

13. Chernetcov V.N., The ancient History of the Lower Priobye. MIA, № 35, 1953.

14. The Eneolithic ​​of the USSR. Archeology of the USSR. Ans. Ed. Volume: V.M. Mason, N.Y. Merpert. -M.: Publishing house "Nauka", 1982.

Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в древности Казахстан в эпоху каменного века Историография проблемы археологического определения эпохи энеолита Североказахстанcко-Зауральского региона

Историография проблемы археологического определения эпохи энеолита Североказахстанcко-Зауральского региона

10 Октября 2013
224
0

В классическом понимании, в соответствии с критериями археологической периодизации под энеолитом понимается эпоха внедрения и широкого использования медных изделий, приводящих, как правило, к деградации кремневой индустрии, обеднению наборов каменных орудий,  характеризующаяся интенсивным развитием производящей экономики (скотоводства и земледелия в различных их сочетаниях), плоскодонной, богато орнаментированной посудой, мелкой пластикой, прочными жилищами с ровным полом [14, с. 7]. Таким критериям в полной мере соответствует оседло-земледельческий энеолит.  Для степного энеолита Восточной Европы характерными считаются скотоводческая специализация, меньшее развитие строительного дела и ремесла, подкурганный обряд погребения, распространение колесного транспорта, усложненная социальная структура с обособлением вождей и племенной аристократии, тесное взаимодействие с оседло-земледельческими культурами [14, с. 333].

Специфика исторических процессов и развития материальной культуры в Северном Казахстане и Зауралье в конце каменного века - начале века металла вызвала разночтения в среде специалистов в отношении эпохальной атрибутации и степени эпохальной самостоятельности культурных комплексов этого времени.

Впервые применил термин «энеолит» к посленеолитическим материалам Зауралья В.Н. Чернецов, выделил к 1953 г. энеолитическую эпоху на материалах Липчинской стоянки [13, с. 38]. В.Н. Чернецов проводил четкую границу между двумя эпохами  раннего металла - энеолитом и ранней бронзой. Если к первой он отнес материалы Липчинской стоянки с керамикой митровидной и параболоидной форм, то к ранней бронзе – плоскодонную ямочно-гребенчатую посуду [13, с. 38, 40; с. 39. табл. XIV; с. 42-44].

Энеолитическая эпоха Зауралья и Западной Сибири, по мнению В.Н. Чернецова,  не характеризуется «… какими-либо специфическими, свойственными ей формами, а лишь соотношением уже исчезающих архаических черт и нарождающихся новых. Эти новые черты в керамике – плоское дно и сплошная ямочная орнаментация в известной степени близки раннеандроновским памятникам» [13, с. 40]. Если учесть его же мнение о существовании на территории урало-среднеазиатского региона в неолите-ранней бронзе культурно-этнической общности [13, с. 56], то основное содержание эпохи им видится в изживании кельтеминароподобных культурных черт в материальной культуре и формирование признаков андроновской культуры.

В.Н. Чернецовым в качестве энеолитических были выявлены следующие черты посуды. Для энеолитической липчинской керамики он считал свойственным параболоидную и митровидную форму, а также плоскодонность. В орнаментации характерными являлись различные виды гребенчатого штампа, неглубокие подтреугольные и овальные ямки, отступающая лопаточка, отступающая и шагающая гребенка, применение круглых ямок для орнаментации венчика. Редко встречался прочерченный орнамент. К энеолиту исследователь отнес и редко встречающиеся фрагменты со сплошным заполнением поля ямочным орнаментом. Таким образом, наряду с собственно энеолитическими, он таковыми считал и раннебронзовые черты - плоскодонность посуды и сплошную ямочную орнаментацию, рассматривая их в качестве зарождающихся в энеолите раннеандроновских черт [13, с. 38; с. 39. табл. XIV]. По всей видимости, таким выводам способствовали ограниченные знания того времени о материальной культуре финала каменного века региона и гетерохронность материалов Липчинской стоянки. Липчинские материалы В.Н. Чернецов датировал концом III-нач. II тыс. до н.э. [13, с. 38, 56, 57].

Н.П. Кипарисова выделяла посленеолитическую эпоху в Зауралье и Западной Сибири также типологически, на основании целого комплекса признаков керамики стоянок II и IV Иткульская, Абселямовсая, Чебаркульская, отличающей ее от неолитической посуды. Это - отличия в форме, обработке поверхности, технике нанесения орнамента, в элементах и композиции орнамента. Всего исследовательницей выделялось 12 такого рода отличий [2, с. 7-9]. Памятники с новым типом керамики Н.П. Кипарисова соотнесла с энеолитическим и раннебронзовым временем (на­чало II тысячелетия - XIV—XIII вв. до н. э.) [2, с. 9], не разделяя эти два периода эпохально и хронологически [2, с. 14-15, рис. 6-7].

По мнению Н.П. Кипарисовой, наступление энеолитического времени в Лесном Зауралье и Западной Сибири связано было с распадом общности племен с гребенчато-волнистой керамикой на отдельные области, «в которых дальнейшее развитие керамики пошло разными путями, приведшими к образованию совершенно различных типов керамики» [2, с. 20]. Исходя из этого, памятники с выделенным ею типом керамики она вычленяет из шигирской культуры в рамках двух энеолитических и раннебронзовых культур: аннино-островской (северный район) и дмитриевской (южный район) [2, с. 22].

Для Л.Я. Крижевской, первоначально, была свойственна неопределенность позиции в эпохальном определении посленеолитических памятников. В 1960-х гг. она определяла южнозауральские энеолитические стоянки как раннебронзовые [6]. В статье за 1970 г. памятники Кокуй II и Одино Л.Я. Крижевская в одном месте определяет как энеолитические [7, с. 153], в другом – как раннебронзовые (по крайней мере, Кокуй II) [7, с. 158]. Л.Я. Крижевская отмечает сложность в трактовке переходных эпох вообще и в отношении перехода от неолита к бронзе в Южном Зауралье, в частности, в том числе по причине недостаточной ее изученности [9, с. 3]. Она констатировала терминологический разнобой в отечественной археологии того времени (энеолит, ранний металл, медный век, ранний бронзовый век). С 1973 г. исследовательница отвергает возможность определение эпохи на основании новых черт в керамике [8, с. 110]. По ее мнению, металлургия меди была тем «новым качеством» (выражение Л.Я Крижевской), которое позволяет провести рубеж между неолитом и последующими эпохами [8, с. 115-116]. И предлагает в качестве критерия выделения энеолита и ранней бронзы использовать степень знакомства культур с металлом.

Название «энеолит» Л.Я. Крижевская предлагает оставить за теми культурами, где есть знакомство с импортным металлом, но не присутствует местная металлургия. Для культур переходного периода, имеющих свою металлургию, в том числе и Южного Зауралья, она считает более оправданным применение понятия «ранняя бронза», даже если на самом деле выплавлялась химически чистая медь [9, с. 119-120]. Вместе с тем, практическое применение Л.Я. Крижевской выработанных ею же критериев определения переходной эпохи избирательно. Для каждого из локальных районов Южного Зауралья она выделяет свой частный критерий: для Южнозауральского Приозерья – освоение металлургии меди, для западносибирского лесостепья – оседлость и переход к скотоводству [9, с. 5].

Исключая применение понятия «энеолит» к посленеолитическим памятникам Южного Зауралья, Л.Я. Крижевская тем самым отрицает существование самой эпохи в древней истории региона и выступает за смену неолита непосредственно бронзовым веком. Энеолитические материалы ею отнесены к ранней бронзе. Раннебронзовая эпоха помещается Л.Я. Крижевской в узкий хронологический промежуток длительностью в 300-400 лет на рубеже III-II и в первой половине II тыс. до н.э. [9, с. 121].

В своем докладе на VI Уральском археологическом совещании «О понятии «энеолит» применительно к таежной части Сибири» В. И. Матющенко счел неприемлемым его  употребление для западносибир­ской тайги на том основании, что населения таежного Приобья III тысячелетия до н. э. не было знакомо с производящей экономикой. Отведенное В. Н. Чернецовым и О. Н. Бадером время для энеолитической эпохи в Зауралье и Западной Сибири (последние века III — нача­ло II тысячелетия до н. э.) В.И. Матющенко относит к неолиту, за которым сразу следует самусьско-сейминская эпоха с высокоразвитым бронзолитейным производством [5, с. 298].

М.Ф. Косарев и В.А. Могильников также отмечали, что понятие «энеолит» в его классическом понимании неприемлемо для таежной зоны Западной Сибири. Но считают, что между неолитом и бронзовым веком в Западной Сибири, все же, существовала переходная эпоха, называя ее эпохой ран­него металла или переходным временем от неолита к бронзовому веку, как более полно отражающей ее содержание. По их мнению, она характеризуется «усилением влияния южных культур и проникновением на север эле­ментов производящей экономики, возрастанием роли рыболовства и переходом к бо­лее оседлому быту, появлением медных, а затем бронзовых изделий, трансформацией остродонной и круглодонной керамики в плоскодонные баночные сосуды, активным внедрением в местную орнаментацию солярной символики и т. д.» [5, с. 288].

В.Ф. Старков отмечал, что «вопрос об энеолитических культурах Зауралья является одним из наиболее сложных и спорных» [10, с. 38]. Он считает, что только открытие и исследование в 1970-х гг. однослойных и стратифицированных памятников липчинского и шапкульского типов позволило наполнить конкретным содержанием выделенную еще В.Н. Чернецовым и Н.П. Киприсовой энеолитическую эпоху лесного Зауралья.  По его мнению, энеолитический характер эпохи определяется находками на памятниках редких медных изделий и специфической керамикой геометрического стиля орнаментации [10, с. 38]. Энеолит лесного Зауралья В.Ф. Старков считает особым этапом между поздним неолитом и ранней бронзой, поскольку он обладает своими специфическими признаками [12, с. 66]. Время  существования энеолита относится В.Ф. Старковым к на­чалу суббореального периода и датируется серединой III тыс. до н. э.  [10, с. 48]. В вопросе формирования энеолитических культур В.Ф. Старков идет вслед за Н.П. Кипарисовой, признавая «распад восточноуральской неолитиче­ской культуры» и развитие на ее основе обособленных энеолитических культур, но в виде  липчинской и шапкульской [11, 147].

Вместе с тем, если отличия между нелоитическими и энеолитическими комплексами им прослеживаются в самом материале, то  к ранней бронзе аятскую культуру в лесном Зауралье и культуру ямочно-гребенчатой керамики - в Притоболье, он относит только на основе стратиграфических данных [11, с. 70], не вдаваясь в пояснения, по поводу того, что он подразумевает под раннебронзовой эпохой и чем она отличается от энеолита кроме названия и датировки?

Признание существования энеолитической эпохи в Зауральском регионе, а также производящий характер экономики ботайской и терсекской культур на фоне знакомства их населения с металлом не создавало теоретических препятствий для отнесения этих культур к энеолитической эпохе, как и для выделения самой эпохи в Северном Казахстане. Именно поэтому В.Ф. Зайберт, С.С. Калиева и В.Н. Логвин не уделяли большого внимания проблеме выделения энеолита региона в качестве самостоятельной исторической эпохи. В.Ф. Зайберт счел возможным (апеллируя к мнению Н.Я. Мерперта) утверждать, что «в настоящее время уже практически нет споров о существовании в Евразийских степях самостоятельной энеолитической эпохи с ее особенностями и закономерностями» [1, с. 3]. Перед этими учеными стояла задача выделения культур и выявления характерных черт эпохи.

В середине 1980-х гг. В.Т. Ковалева отмечала, что ввиду отсутствия надежных критериев выделения энеолитических культур, продолжает существовать проблема эпохальной принадлежности переходной эпохи лесной зоны Зауралья и Западной Сибири от неолита к бронзовому веку. Несмотря на принципиальное согласие с выделением переходной эпохи исследователи для ее обозначения продолжают применять целый ряд названий «транзитного» характера: посленеолитическое или раннебронзовое время, эпоха раннего металла, переходное время от неолита к бронзовому веку [3, с. 96]. В.Т. Ковалева стремится найти такие критерии, которые были бы общими как для выделения земледельческого, так и лесного энеолита. Она выступает за применение, в первую очередь, технологического критерия (по материалу орудий), как общего для археологической периодизации [3, с. 97].  Но считает, что необходимо применение и экономического критерия. При этом, под ним она понимает не форму хозяйства (как это обычно делается, и на основании чего ставится под сомнение существование энеолита в лесной зоне), а «значительный шаг вперед по сравнению с неолитическим временем» в развитии производительных сил», что, в первую очередь, выражается в интенсификации производства, независимо от того, производящее оно или присваивающее. В лесной зоне экономический прогресс выражается в интенсификации рыболовства, переходе к оседлости, знакомстве с прогрессивными формами хозяйства и т.д. [3, с. 98]. Таким образом, В.Т. Ковалева выделяет два критерия энеолитической эпохи – знакомство с металлом и интенсификация экономической жизни.

Однако, в совместной статье  В.Т. Ковалева и Н.М. Чаиркина оперируют только технологическим критерием, что сильно сказалось на их оценке степени самостоятельности энеолитической эпохи Лесного Зауралья: «Следуя технологическому критерию, мы выде­ляем энеолит как особый период археологической периодизации, по своему содержанию являющийся переходным от неолита к бронзовому веку и характеризующийся, с одной стороны, пре­емственностью с культурой неолита, а с другой - значительным прогрессом, вызреванием предпосылок для перехода к брон­зовому веку» [4, с. 59-60].  Но в этом определении нет и слова о самом технологическом критерии. Если исходить только из этого определения (которое должно быть квинтэссенцией понятия, признаков, критерия, времени, места и т.п.), то критериями является: а) преемственность с культурой неолита; б) прогресс (в чем?); в) создание предпосылок (каких?) для перехода к бронзовому веку. Но перед определением в статье стоит фраза, в которой исследовательницы отрицают серьезные изменения в экономике, культуре и обще­ственной жизни энеолитического населения по сравнению с неолитом [4, с. 59]. На фоне отсутствия металла и следов металлообработки на большинстве памятников, в деле определения этих памятников в качестве энеолитических В.Т. Ковалева и Н.М. Чаиркина, на самом деле, главную роль отводят типологическим признакам керамики.

В целом, В.Т. Ковалева и Н.М. Чаиркина рассматривают энеолит не в качестве раннеметаллической эпохи (т.е. начинающей и открывающей век металла), а «как переходный период в рамки предшествующей археологиче­ской эпохи (неолит с металлом)» [4, с. 60]. Формирование и развитие энеолита рассматривается исследовательницами как процесс дальнейшей эволюции неолитической культуры, но  под воздействи­ем миграции населения из лесной зоны Восточной Европы и последующей взаимоассимиляции [4, с. 60, 66-67]. В круг энеолитических культур ими  включаются и аятские комплексы [4, с. 61]. А хронология энеолита определяется в рамках  III тыс. - начала II тыс. до н. э. [4, с. 60].

Таким образом, с начала 1970-х гг. в археологической науке началось утверждение представления о существовании самостоятельной энеолитической эпохи в североказахстанско-зауральском регионе, основанное на эмпирических данных. На сегодняшний день выделение энеолитической эпохи в Северном Казахстане и Зауралье уже не ставиться под сомнение и является научной реальностью. Энеолит как особая историческая эпоха Северного Казахстана и Зауралья выделяется для культур, распространенных в разных ландшафтных зонах, практикующих различные хозяйственно-культурные типы, вне зависимости от принадлежности их к производящему или присваивающему хозяйству. Поэтому закономерно, что в каждом конкретном случае энеолитическая эпоха определяется индивидуально и со специфическим набором характерных черт. Однако, существуют трудности в теоретическом обосновании энеолитической эпохи, выделенной эмпирически.

Захаров С.В.

(СКГУ им. М.Козыбаева)

Литература:

1.  Зайберт В. Ф. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. Петропавловск, 1993.

2.  Кипарисова Н. П. О культурах лесного Зауралья // СА. 1960. № 2.

3.  Ковалева В.Т. Энеолитическая эпоха  в  Лесном Зауралье// Урал и проблемы региональной историографии. Феодализм. Первобытнообщинный строй: (Информационные материалы).  – Свердловск: УНЦ АН СССР, 1986.

4.  Ковалева В.Т.,  Чаиркина Н.М. Этнокультурные и этногенетические процессы в Среднем Зауралье в конце каменного-начале бронзового века: итоги и проблемы исследования // Вопросы археологии Урала. Сборник научных трудов. – Екатеринбург, 1991.

5.  Косарев М.Ф., Могильников В.А. VI Уральское археологическое совещание // СА, 1979, № 2.

6.  Крижевская Л.Я. Южно-Уральская экспедиция // АО-67. – М.: Издательство «Наука», 1968.

7.  Крижевская Л.Я. Некоторые данные о неолите и ранней бронзе западно-сибирского лесостепья // Сибирь и ее соседи в древности. – Новосибирск: Издательство «Наука» Сибирское отделение, 1970.

8.  Крижевская Л.Я. Поздне- и посленеолитическое время на Южном Урале // Проблемы археологии Урала и Сибири. – М.: Издательство «Наука», 1973.

9.  Крижевская Л. Я. Раннебронзовое время в Южном Зауралье. Л., 1977.

10.  Старков B. Ф. Стоянка Шапкуль I и особенности энеолита в Лесном Зауралье// Вопросы археологии Приобья. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 1976.

11.  Старков В.Ф. Мезолит и неолит лесного Зауралья. – М.: Наука, 1980.

12.  Старков В.Ф. Культуры раннего металла в лесном Зауралье // ВАУ. – Свердловск, 1981.

13.  Чернецов В. Н.  Древняя история Нижнего Приобья. МИА, № 35, 1953.

14.  Энеолит СССР. Археология СССР. Отв. ред. тома: В.М. Масон, Н.Я. Мерперт. –М.: Изд-во «Наука», 1982. 


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь