Главная История Казахстана Независимый Казахстан Институциональные реформы. Экономическое развитие Проблемы воспитания патриотизма молодежи через системное мышление

Проблемы воспитания патриотизма молодежи через системное мышление

01 Октября 2013
128
0

Проблема «малой» родины в условиях глобализации воспринимается по-новому. Как подчеркивал немецкий философ О. Шпенглер, «различен глаз, в котором и через который осуществляется этот мир». Можно видеть свое Отечество и его проблемы в микроскоп, или в телескоп. В современных условиях Отечество – Республика Казахстан, - и есть та «малая» родина для подрастающего поколения, поскольку горизонты их роста и старта изначально потенциально шире, чем были у старшего и среднего поколения казахстанцев. Пример из практики: в СКГУ на сегодня получают высшее образование представители из различных областей страны, РФ, КНР, «оралманы» из Узбекистана, Монголии и т.д. Судьбы их будут различны, так же, как и география их расселения.

Практика Запада. Традиции и опыт мультикультурного образования на Западе, в частности, в США, выявляют такие качества педагога, наставника, как гражданская позиция, гибкость, лояльность, толерантность, терпимость, уважение к ученикам и к себе. Программа обучения в различных штатах США закладывается именно с учетом поликультурного наполнения классов и аудиторий. Поликультурность – реалии нашей жизни, с ней следует считаться и с большим тактом выходить в аудиторию, демонстрируя лучшие качества человеческого общежития. Мир изменился, меняться прежде всего обязан обучающий.

Этнические аспекты патриотического воспитания, безусловно, вносят коррективы в процесс формирования идентичности, как личностной, так и групповой. Очевидно, что, при различии национальных характеристик, основные принципы воспитания, семейного и общественного, у народов идентичны. Привитие любви к труду, земле, на которой родился, трудишься, живешь, испокон веков присуще всем без исключения нациям. Это естественно. Совместное проживание, общение формирует чувство принадлежности человека к коллективу, группе, общности. Если взаимоотношения внутри коллектива выдержаны в духе уважения и признания, растет и личность.

Нянечка, которая читает ребенку книжки, поощряет его любовь к чтению и помогает стать на путь учебы длиной в жизнь. Учитель, который вкладывает свою веру, уверенность и любовь в маленького человека, помогает ему почувствовать себя значимым и уверенным. Начальник, который делегирует полномочия своим служащим, наделяя их большими правами и большей ответственностью, расширяет их горизонты и дает им возможность стать как лучшими работниками, так и лучшими людьми. Родители, которые знают, как и когда поощрять своих детей, помогают и оставаться открытыми и общительными даже в подростковом возрасте. Все эти люди на многие годы вносят ценность в жизнь других людей.

Логика пространства (по Шпенглеру). Евразийское пространство за прошедшие несколько столетий испытывалось на прочность вследствие войн, социальных трансформаций. Казахстан, поликультурное государство, имеет исторический опыт выхода из кризисных ситуаций. В трудные дни испытаний в качестве интегрирующих использовались различные лозунги: «Отечество в опасности!», «Все на борьбу…!», «Родина-мать зовет!» и т.д. Мы все находимся в процессе социально-экономических реформ. Оценить его просчеты и успехи возможно будет через определенный промежуток времени. Сегодня путь к интеграции общества видится в выдержке, прочных духовных ориентирах, творческом воплощении индивидуальных чаяний подрастающего поколения. Важно выйти из этапа реформ, сохранив целостность.

Логика времени (по Шпенглеру). Важно и должно разъяснять молодежи сущность этапа, необходимость проявления гражданского такта и концентрации усилий на получении качественных знаний. Всемирный опыт таких стран, как Япония, Германия показывает, что идеология в силах противостоять хаосу. Мотивация населения на  успех, который приходит через терпение и труд, остается единственно верной. Общеизвестно, что восточным общностям присуще уважительное отношение к старшему поколению, отцовскому мнению на ментальном уровне. Это дает исторический шанс всем центрально-азиатским республикам на достойное решение насущных проблем. 

Мотивация. Победителей любят все. Легко верить в людей, уже доказавших свою состоятельность. Гораздо труднее верить в людей до того, как они сделали это. Но в этом и состоит ключ к мотивации людей достигнуть своего потенциала. Необходимо поверить в своих учеников и последователей с самого начала, до того, как они добились спеха, и иногда даже до того, как они поверили в себя. Французский писатель Жозеф Жубер сказал: «Никто не может дать веру, если у него ее нет. Убедить может только убежденный». Необходимо иметь веру в других до того, как вы сможете убедить их поверить в самих себя.

Роль интеллигенции неуклонно возрастает в современном обществе. К интеллигенции относимы не только люди с вузовским дипломом, а скорее люди, пользующиеся авторитетом. Обогащенные жизненным опытом, рассудительные и ответственные. К ним смело можно отнести абызов, аксакалов, бабаев, которые, несмотря на преклонные года, чутко держат руку на пульсе общественных забот, умеют подсказать, направить. Почему это важно? Потому что есть определенные различия между репутацией человека и его личностью. Это важно для публичных, социально значимых людей, педагогов в частности. «Обстоятельства, в которых вы живете, определяют вашу репутацию… правда, в которую вы верите, определяет вашу личность;

Репутация – это то, кем вы должны бы, предположительно, быть… личность – это то, кто вы есть;

Репутация – это фотография… личность – это лицо;

Репутация приходит к человеку извне… личность произрастает изнутри;

Репутация – это то, что у вас есть, когда вы приходите в новое сообщество… личность – это то, что есть у вас, когда вы уходите;

Ваша репутация создается за мгновение… ваша личность строится всю жизнь;

О вашей репутации будут знать через час… ваша личность проявит себя и через год;

Репутация вырастает как гриб… личность существует как вечность;

Репутация делает вас бедным или богатым… личность делает вас счастливым или несчастным».

Авраам Линкольн сказал: «Личность – это как дерево, а репутация – его тень. Тень – это то, что мы о нем думаем; дерево – это то, что оно есть».

Лидерство. Чрезвычайно важно сегодня привить молодым чувство общности. По мнению психологов, принадлежность – одна из базовых потребностей человека. Когда люди чувствуют себя изолированными и отлученными от чувства общности с другими людьми, они страдают. Альберт Ла Лондэ подчеркивал опасность такой изоляции: «Многие современные молодые люди никогда не переживали глубокой эмоциональной привязанности к кому бы то ни было. Они не знают, что такое любить и быть любимым. Необходимость быть любимым проявляется в необходимости принадлежать кому-то или чему-то. Ведомые своей необходимостью, они сделают все, что угодно, для того, чтобы принадлежать». 

Великие лидеры особенно талантливы в том, что дают своим последователям чувство принадлежности. Например, Наполеон Бонапарт был мастером внушения людям чувства их важности и принадлежности. Известно, что он имел обыкновение ходить по своему лагерю и приветствовать каждого из своих офицеров, обращаясь к нему по имени. Беседуя с каждым из своих людей, он расспрашивал об их родном городе, жене, семье. Он говорил с ними о сражениях и боях, в которых они принимали участие. Тот интерес, который он проявлял к своим последователям, то время, которое он уделял им, внушало людям чувство товарищества и принадлежности. Не удивительно, что его люди были ему преданы.

Техника работы с молодежной аудиторией. Каждому человеку необходимо, чтобы его принимали и признавали. Особенно это важно для молодых. Им важно ободрение. Отсутствие ободрения может препятствовать здоровой продуктивной жизни человека. Если молодые чувствуют одобрение, то смогут противостоять невозможному, преодолеть невероятные трудности. Джорж М.Адамс называл это «кислородом для души». Немецкий поэт-философ Иоганн Вольфганг фон Гете писал: «Коррекция помогает во многом, но ободрение после осуждения – это как солнце после ливня». Уильям А.Уорд проявил свое отношение следующим образом: «Польсти мне, и я могу тебе не поверить. Раскритикуй меня, и ты мне можешь не понравиться. Пренебреги мной, и я могу тебя не простить. Ободри меня, и я тебя не забуду».

Руководители. Ярким примером иллюстрации закономерностей группового взаимодействия является то, какая будет идентичность и личностная характеристика коллектива. Руководителем являешься ты. Ты назначаешь премии, подарки, все то, за что работают люди. Ты всеми своими действиями и поступками строишь по кирпичику тот оптимальный климат в коллективе, без которого нет успеха в работе, поощряешь те или иные нравственные проявления, дружеские взаимоотношения, иногда и не сознавая того, что рождаются признаки личностности группы.

Человек влияния. Не нужно занимать высокую должность для того, чтобы быть влиятельным человеком. Если ваша жизнь каким-то образом связана с другими людьми, вы – потенциально влиятельный человек. Педагоги изначально обязаны быть лояльными, порядочными и ответственными за свои действия и высказывания: в семье, коллективе, обществе. Наставничество – это вливание своей жизни в других людей и оказание им помощи в достижении своего потенциала. Сила наставничества настолько велика, что вы можете действительно видеть, как жизнь человека, на которого вы влияете, меняется на глазах. Когда вы отдаете им частицу самого себя, помогая им преодолеть препятствия, стоящие у них на пути, и показывая им, как можно вырасти в личностном и профессиональном плане, вы помогаете им достигнуть совершенно нового уровня жизни. Вы действительно можете изменить их жизнь.

Штурманы. Задача учительства, вузовских преподавателей, работников социальной сферы, имеющих дело с подрастающим поколением: уметь видеть дальше, ставить цели, учить достигать их, вдохновлять. Девиз маршала Фердинанда Фоша звучал так: «Нет безнадежных положений; есть лишь люди, которые воспитали чувство безнадежности в себе». Внутри каждого человека есть семена величия. Когда вы верите в людей, вы поливаете эти семена и даете им шанс прорасти. Вы даете им животворную влагу, тепло, пищу, свет. И если через веру даете им свою поддержку, то через некоторое время эти люди расцветут».

Муканова Г.К., Муканов О.Н.

(СКГУ им. М.Козыбаева)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь