Главная Методический инструментарий Междисциплинарные исследования Методологические труды Новейшая история - новое научное направление Социальные взаимоотношения Социальное партнерство как способ взаимодействия государства, бизнеса и НПО

Социальное партнерство как способ взаимодействия государства, бизнеса и НПО

25 Сентября 2013
190
0

В создании эффективной рыночной экономики и демократического общества важной составляющей является социальное партнерство между государством, бизнесом и гражданским обществом в виде неправительственных общественных организаций. Преобразования, происходящие в политической и экономической системе Казахстана, потребовали переосмысления роли государства, бизнеса и гражданского общества и механизма их взаимодействия. Все большее распространение получают партнерские взаимодействия, направленные на выработку и реализацию общественно-значимых проектов. В современных условиях социальное партнерство приобретает новые черты. Возрастает необходимость социального партнерства, как способа взаимодействия государственных структур, бизнес-сектора и «третьего сектора», как называют неправительственные организации.

В Казахстане разработана и действует нормативно-правовая база по регу-лированию социально - трудовых отношений, что позволяет развить некоторые концептуальные положения по социальному партнерству.

В научной литературе широко распространено мнение, что приоритетным аспектом социального партнерства, является аспект социальный, а важнейшей сферой функционирования социального партнерства - сфера социально - трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. С другой сторо-ны, система социального партнерства непосредственно и по содержанию своей деятельности и по методам, формам реализации своих целей связана с политической сферой, с политическими отношениями, с государством, поэтому она является общественно-политическим институтом современного демократического общества.

Следует заметить, что на современном этапе развития казахстанского об-щества взаимодействие экономики и политики носит ярко выраженный характер. Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, влияют на политическую

стабильность общества и требуют принятия политических решений. В этой связи, возникающие политические проблемы непосредственно влияют на социально-экономические и трудовые отношения, особенно на начальной стадии формиро-вания социального партнерства. Государство и НПО

Неправительственный сектор Казахстана, возникнув в конце 80-х гг. про-шлого века, не сразу пришел к диалогу с властью, пройдя через периоды игнори-рования, конфронтации. Основы партнерской модели взаимодействия государства и «третьего сектора» стали закладываться, только с осени 2003г., когда состоялся первый Гражданский Форум. В этом же году была принята Программа государ-ственной поддержки НПО на 2003-2005 гг., направленная на создание условий для устойчивого развития НПО в Казахстане и усиления их роли в решении со-циально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны государства. «Цветные революции» в Грузии осенью 2003 п, Украине -зимой 2004 г. и Киргизии - весной 2005 породили у власти опасения, что НПО мо-гут стать фактором политической дестабилизации общества. Это привело к тому, что «третий сектор» стал объектом усиленного внимания власти. В апреле 2005 года был принят Закон РК «О государственном социальном заказе», который вы-строил принципиально новую систему взаимоотношений органов власти и НПО. В 2006 году была принята Концепция развития гражданского общества в Респу-блике Казахстан на 2006-2011 годы, приоритетными задачами которой были обо-значены: совершенствование системы взаимодействия государственных органов и НПО, правовой базы, формирование системы государственного социального заказа. Четыре Гражданских Форума, прошедшие за время с 2003 по 2009 гг, яви-лись платформой партнерского диалога для обсуждения и дальнейшей разработки эффективных механизмов и моделей социального партнерства на национальном и региональном уровнях. По последним данным в Казахстане зарегистрировано около 13 тысяч неправительственных организаций. Значительно возросли объемы финансовой поддержки «третьего сектора» государством. В 2009 году на реализа-цию государственного социального заказа по министерствам социального блока были предусмотрены расходы в сумме более 1,2 млрд. тенге, что на 45% больше, чем в 2008 году. В 2009 году только по заказу Министерства культуры и информа-ции 206 неправительственных организаций реализовали 226 социально значимых проектов по самым различным направлениям [1].

Как и во многих постсоветских ресиубликах, в Казахстане «третий сектор» стал серьезным сегментом гражданского общества. Возросшей практикой стало участие наиболее сильных НПО в разработке законопроектов, реализации госу-дарственных программ, проведении общественных слушаний по социально зна-чимым проблемам. На всех уровнях действуют консультативно-совещательные органы. Координационный совет по взаимодействию с НПО действует при Пра-вительстве. При Мажилисе Парламента действует Общественная Палата, в состав которой входят лидеры общественных организаций, при участии которых проис-ходит общественная экспертиза на законодательном уровне.

Таким образом, начиная с 2003 года, можно говорить о качественно новом

этапе, характеризующегося тем, что были разработаны механизмы и основы госу-дарственной политики по эффективному взаимодействию с НПО, сотрудничество приобрело системный характер. Происходит становление партнерской модели взаимодействия между государством и неправительственным сектором, которое строится на принципах равноправия и признания независимости общественных организаций, их нрава принимать участие в выработке решений органов власти и их реализации.

Государство и бизнес

Для оптимальной реализации интересов социальных групп общества раз-витые государства проводят политику, направленную на социальную защищен-ность и обеспечение благосостояния граждан. Следовательно, становление соци-ального партнерства невозможно без государственной социальной политики. В свою очередь выработка социальной политики невозможна без функционирова-ния механизмов социального партнерства.

Какие функции выполняет государство в системе социального партнер-

ства?

-  во-первых, в функции государства входит обеспечение политической и социальной стабильности общества;

-  во-вторых, осуществление эффективной социальной политики;

-  в-третьих, создание условий для предпринимательской деятельности, стимулируя их деятельность по накоплению и вложению капитала для развития эффективного производства товаров и услуг;

-  в-четвертых, разработка правовых основ и механизма совершенствова-ния организационных форм социального партнерства, правил и механизма взаи-модействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий), стимулирующих переговоры между сторонами [2, с. 161].

Власть является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба.

Российский исследователь А. Бунич выделяет 8 функций государства в экономике:

Первая функция - дирижистская. Здесь автор проводит прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает темп и синхронизирует их действия.

Вторая функция связана со способностью государства служить локомотивом для инвестиций.

Третья функция - государство как катализатор экономических процессов.

Четвертая функция государства - социальная. Никто кроме государства не в состоянии осуществлять социальные проекты, обеспечивать перераспределение средств в экономике страны в интересах социально незащищенных слоев населения. Очевидно, что бизнес не может этого обеспечить в полной мере даже при высоком уровне социальной ответственности.

Пятая функция - антимонопольная, которая направлена на борьбу против недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим и монополь-ным положением, по созданию необходимых условий для развития добросовест-ной конкуренции.

Шестая функция - планирование и прогнозирование. Никто, кроме госу-дарства, ее выполнить не может. У частного бизнеса, даже у крупной финансовой группы, совсем другие приоритеты. Только государство способно содержать со-ответствующие службы, заказывать научные исследования, принимать стратеги-ческие решения на 5-10 лет вперед.

Седьмая функция - стимулирование научно-технического прогресса, инновационной деятельности, которая позволила бы государству быть конкурентоспо-собным в наукоемких, высокоприбыльных отраслях.

Восьмая функция заключается в созданииустойчивой кредитно-финансовой системы. Сколько бы частный бизнес ни развивался, он не может обеспечить всех необходимых капиталовложений. Поддержание национальной валюты тоже не входит в его задачи. Этим способно заниматься только государство. В этой связи мировой опыт свидетельствует, что экономические и социальные реформы могут быть успешно проведены только при опоре на экономический потенциал и эффективную государственную власть.

Что касается бизнеса, как субъекта социального партнерства, современные экономисты выделяют инновационную, модернизирующую, развивающую и со-циальную функции бизнеса [4, с. 26-28]. В рамках рассматриваемой темы наи-более значима из них социальная функцйя, которая реализуется в первую очередь посредством:

•  полной и своевременной выплаты налогов и обеспечение достойного уровня заработной платы сотрудникам;

•  подцержки системы образования и подготовки кадров системы здравоох-раненил и других сфер социальных услуг;

•  поддержки инициатив по финансированию социальных проектов госу-дарства и организаций гражданского общества.

Государство располагает экономическими, политическими, административными и информационными ресурсами, а бизнес в свою очередь - финансовыми, экспертными и инновационными. Обмен этими ресурсами является основой социального партнерства государства и бизнеса. Социальное партнерство реализуется через социальную ответственность бизнеса. Из всего разнообразия суще-ствующих подходов к определению социальной ответственности бизнеса можно выделить три наиболее распространенных:

1.  Теория корпоративного эгоизма, одним из главных идеологов которой
был Нобелевский лауреат 1970 года Милтон Фридман, основывается на утверж-
дении о том, что единственная ответственность бизнеса - это увеличение прибы-
ли всех своих акционеров.

2.  Теория корпоративного альтруизма появилась одновременно с опубликованием статьи Фридмана в New Үогк Тіmes и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить  значительный  вклад  в  улучшение  качества  американской жизни».

3. Теория «разумного эгоизма» (еп1і§һ1епесі зеІТ-іпіегезі) утверждает, что со-циально ответственный бизнес сокращает долгосрочные потери в прибыли (1оп§-. Іегаі ргойі Іозз). Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, таким образом, устойчивые при-были в будущем. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увели-чить объемы продаж своей продукции (услуг), в результате чего растет стоимость акций корпорации на рынке [5].

В Законе РК «О частном предпринимательстве» от 17 июля 2009 г. опреде-лено, что социальная ответственность бизнеса это добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической и экологических сферах. Данный закон дает предпринимателю право применять в своей деятельности меры социальной ответственности бизнеса путем реализации или участия в реализации проектов социальной, экономической и экологической сферах.

Мировой кризис, повлиявший на экономическую динамику страны, вы-звавший ухудшение ситуации на рынке занятости и сказавшийся на реальных до-ходах населения, заметно обозначил возросшую роль бизнеса в общественном развитии, повысил ожидания государства по совместному решению социальных проблем.

В 2008 г. было подписано Трехстороннее соглашение между Правитель-ством Республики Казахстан, республиканскими объединениями профсоюзов и республиканскими объединениями работодателей по социальному партнерству на 2008-2010 годы, направленные на улучшение благосостояния населения и обе-спечения стабильности в обществе.

В рамках работы по усилению взаимной ответственности власти и бизнеса в областях заключены меморандумы с крупными промышленными предприятия-ми регионов о социальной ответственности бизнеса. Основная направленность подписанных меморандумов - развитие инфраструктуры городов, поселков, по-мощь в проведении различных социально-культурных мероприятий, благотво-рительная помощь детским домам, интернатам, домам престарелых, улучшение экологической обстановки и совершенствование производства.

В результате совместной работы сторон соглашения в основном сохране-на устойчивая динамика роста экономики социально-экономического развития области. Одним из основных разделов трехстороннего соглашения является со-циальная ответственность бизнеса. Происходит продвижение опыта ведущих компаний, которые последовательно выстраивают внутренние механизмы реали-зации принципа социальной ответственности. С 2008 года активно реализуется практика заключения Меморандумов по социальной ответственности бизнеса в сфере социально-трудовых отношений, которые являются действенным механиз-мом защиты интересов и прав работника, решения социальных вопросов. Они содержат взаимные обязательства Сторон по обеспечению необходимых условий для достойного труда и достойной оплаты труда, повышения благосостояния ра-ботников и членов их семей. Меморандумы направлены на снижение социальной напряженности, предотвращение массового высвобождения работников, сохране-ние и создание новых рабочих мест. В них предусмотрены также обязательства по увеличению доходов граждан Казахстана, сокращения масштабов бедности за счет проведения в период действия соглашения социально-экономической поли-тики, направленное на устойчивое развитие экономики, повышение ее конкурен-тоспособности.

Анализ функций бизнеса и государства приводит к выводу об их неэффек-тивности при отсутствии сотрудничества и взаимной зависимости между биз-несом и государством. Вместе с тем, реализация своих функций государством и бизнесом, и эффективное взаимодействие между ними формирует отношения социального партнерства, что в конечном итоге, является важнейшим фактором развития экономики страны и решения социальных проблем.

Бизнес и НПО

В деле построения партнерских отношений между бизнесом и НПО имеется немало проблемных моментов. Социальное партнерство все еще нахо-дится в стадии развития, и многие социальные проблемы остаются нерешенными не только из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов, но и из-за отсут-ствия инициативы и координации между общественными структурами, властью и бизнесом. Партнерство с НПО позволяет бизнесу расширить свое понимание со-циальной ответственности. Кроме того, компании получают профессиональную помощь в реализации социальных программ. Два сектора обогащают друг друга инновационными технологиями и подходами к решению поставленных задач.

Отношения, сложившиеся между бизнесом и неправительственными орга-низациями, пока нельзя назвать партнерскими. По заключению Д. Сатпаева: «В Казахстане уровень взаимоотношений между бизнесом и обществом пока не вы-шел на стадию социального партнерства» [6]. В основном все они фокусируются на отношениях с государством. И для общественных организаций, и для бизнеса до сих пор основным партнером и гарантом в их социальных проектах выступает государство.

Понятно, что бизнес не может и не должен отказываться от реализации совместных социальных программ с региональными и местными властями, но, ни в коем случае, не должен ими ограничиваться, привлекая к партнерству и тре-тью сторону - неправительственные организации. Но этот процесс длительный, требующий изменения не только менталитета отдельных участников социального диалога, но и определенного уровня развития всего общества и экономики, их готовности к необходимости и реализации социального партнерства.

Однако, несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество не-обходимо: ни государство, ни бизнес, ни НПО не могут поодиночке создать ре-ально демократическое общество, преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям возможность достойной жизни. Общей задачей власти, бизнеса и гражданского общества являются построение социального го-сударства, повышение эффективности социальной политики в целях стимулиро-вания опережающего экономического развития страны и повышения благосостояния граждан.

Список использованной литературы

1.  Выступление Государственного секретаря - Министра инос гранных дел Саудабаева К.Б. на IV Гражданском форуме Казахстана. Астана, 2009. 24 ноября. // \»лу\¥.тга.к2

2.  Россия: новый этап неолиберальных реформ. Отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: Республика, 1997. - 368 с.

3.  Бунич А. Российское правительство должно вернуться в российскую экономику // Политком.ру Информационный сайт политических комментариев. // \¥\ү\ү.ро1іісот.га

4.  Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 2007. - 47 с.

5.  Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность. - Журнал Управ-ление компанией./Лушш.гһик.пеІ/

6.  Сатпаев Д. Бизнес, власть и общество: конфронтация или партнерство?// шшш.Різк.кх

Түйін

Мақала Қазакстандағы мемлекет, бизнес және «үшінші» сектордың арасындагы қарым-катынастардың бүгінгі күндегі даму деңгейін карастырып, сарапқа салады. Онымен қатар, қалыптасып келе жатқан элеуметтік серіктестіктің субъектілерінің эр қайсының функциялары талкыланады.

Б.З. Отарбаева к.и.н., доцент, ассистент-профессор кафедры философии и права КБТУ г. Алматы

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь