Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Russian Empire Socio-economic development of the Kazakh society in XVIII and mid-XIX centuries Social and economic development of Kazakh society in XVIII — middle of XIX century.

Social and economic development of Kazakh society in XVIII — middle of XIX century.

Cattle breeding. As a result of climatic conditions of Kazakhstan the main form of environmental management and population life support throughout three millennia was the nomadic cattle breeding — a special sort of making economy at which prevailing occupation is the extensive mobile cattle breeding, and the most part of the population is involved in seasonal movements.

The main feature of nomadic cattle breeding was the year-round maintenance of cattle on pasturage that was caused by deficiency of fodder and water resources.

Average extent of routes of a movement made 50 — 100 km within a year, but at separate clan groups (for example, aday, shekty, tabyn etc.) could reach 1000 — 2500 km

Features of habitat determined ways of use of natural resources as winter, spring, autumn and summer pastures by Kazakhs. For winter pastures coast of lakes, valleys of the rivers, mountain gorges, wood edges, low mountains and the southern slopes of hills, i.e. places where there were natural means of protection of herds from snow storms and winds were used. Autumn and spring pastures usually took place on nearby from winterings land grounds which were early exempted from snow cover. Summer pastures settled down, as a rule, in territories with a large supply of a drains accumulation, rather plentiful vegetable cover and existence of water resources of a natural origin.

Features of the geographical environment and requirements of life support of Kazakhs defined also specific structure of herd. Specific weight of sheep in it averaged 60% of all livestock, horses — 13, cattle — 12, camels — 4%. An important role in regulation of specific structure of herd was played by ability of animals to adapt for fast and frequent movements, and also possibility of their multi-purpose use in economic (meat, milk, wool) and political life (transport, military purposes).

In Kazakhstan there were two types of cattle breeding economy: the nomadic cattle breeding based on operation of artificial water sources, and semi-nomadic economy — on utilization of water resources of a natural origin.

The first type of cattle breeding economy was localized in areas with sharply expressed aridity and continentality of climatic conditions, low efficiency of a vegetable cover, lack of natural reservoirs (steppe, semi-desert, desert, mountain and foothill areas).

The big work spent by cattle-farmers for creation of a network of artificial wells and extraction of a necessary minimum of water, almost completely absorbed their energy resources and working hours which was subordinated only to interests and needs of nomadic cattle breeding. Limitation of water sources and forages dictated the increased frequency of migrations, short duration of stops and huge amplitude of a mobement. As a result of it in a structure of herds prevailed the most mobile and hardy animal species (sheep and camels), all subjects of material culture (yurta, house utensils) most fully corresponded to a nomadic way of life and cattle breeding economy. Such type of economic activity gained distribution on the peninsula of Mangyshlak, a plateau Ustyurt, in some areas of Priaralie, the Western and the Central Kazakhstan.

Other type of nomadic cattle breeding developed in the landscape zones, which was characterized by more uniform distribution of precipitation on seasons of year, the rivers with a year-round drain of water, existence of fertile sites of the soil and so forth. River andlacustrine valleys concern to them in steppe and forest-steppe zones, a foothill and mountain strip. Rather high efficiency of a vegetable cover and the best security with water-supplies determined the big duration of parking and less intensive mode of a movement in these areas, limited an area of migrations. For this type of economy existence of a bigger share of cattle and horses, smaller — camels and a small cattle was characteristic. Some features are traced and in character of a pasture of cattle: unlike the farms of the first type which were in a mode of a year-round movement, in farms of natural water use the stationary wintering and therefore construction of constant winter dwellings and economic constructions took place. Many cattle breeding farms had an opportunity to be engaged in the nearby wintering territory in agriculture and fishery. Specific weight of the second type of farms was especially considerable in East and North East Kazakhstan, Semirechye and some regions of South Kazakhstan.

Agriculture. The second place in structure of economic occupations of Kazakhs was taken by agriculture. The centers of agricultural culture were localized, as a rule, in the most convenient for arable farming in the climatic relation regions of Kazakhstan. Such areas were in the northwest of the territory in basins of the rivers Sagyz, Emba, Ilek, Irgiz, Utva and Wil, Valleys of Mugodzhar mountains: in the Central Kazakhstan — valleys of an average flow of river Sarysu; in the south — across Syr-Darya, Kuvandarya and Zhanadarya: in the north — across Ishim, Nura and Turgay with their inflows; in East Kazakhstan at Kalbinsk and Tarbagatay ridges, in Karkarala's foothills; in Semirechye — on Lepsa, Aksa, Karatala's upper courses and on the average flow of Ili river. And a geographical position of these territories, orographical and soil climatic conditions, existence of water resources, intensity of cultural and economic contacts with the neighboring settled and agricultural people made a certain impact on level and the volume of the Kazakh agriculture, selection of agricultural cultures, extent of agronomical loans at neighbors, ways of use of agricultural products in economic and other purposes.

The relation of bulk of the nomadic population to agriculture was in direct dependence on a condition of its cattle breeding economy. Most sharply instability of the economic and social situation was felt by the Kazakh poor. Feeling big need for use of additional resources for receiving subsistence, it was compelled to turn to occupations by agriculture. By definition of Y.P. Gaverdovsky, E.K.Meyendorf, A.I.Levshin, sultan T. Seydalin and other eyewitnesses, occupation by agriculture, as well as some other subsidiary trades, was a "poverty" indicator at Kazakhs.

At the same time agriculture at needy individuals was in close dependence on a condition of this branch in farms of the most prosperous cattle-farmers which used work of share-cropper. So, in possession of Abylay khan caring of creation of the personal complex economy, an arable land was processed by tulenguts from among captured Russians and Kalmyks. "Many prosperous farms sow corn, using work of the poor people-baygushes deprived cattle, who become slaves for piece of bread” — stated in the middle of the XIX century by I.F.Blaramberg.

Exclusive layers of the Kazakh society by the right of the owner of fixed production assets appropriated a big share of the made public product. As a result of it development of agriculture at Kazakhs was accompanied by strengthening of exploitation of the dependent population.

In the majority of landscape zones of the region agriculture was, as a rule, irrigational. In the northeast regions of Kazakhstan with big natural reservoirs less labor-consuming bogarn (not irrigational) agriculture prevailed. Processing of the earth was made by shovels and ketmens, also peculiar plows or ralas were used, in the farms most close located to the Russian agricultural settlements — two-wheeled iron plows or ordinary "Russian saban", besides, wooden harrows, dragged or simply a rake.

For a crop rotation the refalse system of agriculture was characteristic when from year to year on the same place sowed millet, and after of exhaustion of the earth the fields were thrown for few years. At the end of the XVIII century the three-field method gained some prevalence in agriculture with which Kazakhs got acquainted on Ishim at the Russian peasants.

Millet which at an artificial irrigation and favorable weather conditions could be sowed two times a year and accordingly it allowed to reap a crop twice was the most widespread agricultural culture in economy of Kazakhs; millet and spring-sown wheat were grown up also. Productivity of cultures at well debugged irrigating network, despite difficulties of agriculture in the conditions of Kazakhstan, primitiveness of tools of agricultural work and ways of processing of the soil, was quite high. Agriculture in some farms of Young and Average juz was so successful that the Kazakh bread was acquired even by Russian merchants.

However as a whole agriculture didn't receive wide a distribution in Kazakhstan, it always had auxiliary, minor character.

House fields and crafts. A certain place in economic life of the Kazakh population in XVIII – mid. of the XIX centuries were occupied by such traditional occupations, as hunting, fishery, house trades and crafts. The considerable part of products of hunting went on internal consumption of nomads: production of clothes, food. Besides, skins of groundhogs, korsaks, foxes and wolves in a large number were delivered on exchange yards of the Orenburg and Siberian lines.

Small crafts were considered as an important source of life support: production of various products from a tree and metal, house utensils. In the Kazakh farms there were many handicraftsmen who "make archaks for saddles, sharpen wooden ware, smiths make knifes, spears... coppers from copper, brass shod work mount smaketones... and other small hand-made articles. According to Musa Chormanov, Kazakh silversmiths make headdresses for brides (saukele). They silver different things: dhuzngens (bridles), ers (saddles) and so forth".

Somewhat demand of Russian market stimulated production of various felts and processing of cattle breeding raw materials. Production of things from products of cattle breeding economy extended: manufacture of mutton, horse and goat skins, production of koshmas and lassos. Goat down found wide demand at Orenburg merchants.

Change of specifics of economic occupations of Kazakhs in considerable measure was defined by internal social and economic preconditions. Owing to processes of concentration of cattle at small part of individuals and ruin of needy cattle-farmers, impoverished people were compelled to look for other means of livelihood. On the rivers Ishim, Irtysh, Urals, Or, Syr-Darya, Kaspiysk and Aral the seas fishery gradually developed.

A common form of earnings in the first half of the XIX century was the hiring of workers to linear kazaks, where were poors who had no money to feed the family. They were employed as coachmen at post stations. Often immigrants for processing of fields employed Kazakhs, sometimes completely leasing them for part of a crop.

With industry development in the territory of Kazakhstan there was an opportunity to get a job at mines, plants on processing of agricultural production, salt-mines in Iletsk, Koryakovsk outpost, on Elton and Baskunchak lakes.

Trade. An important role in economic development of the Kazakh society was played by traditional commercial relations of nomads with the settled and agricultural states and people. In the second half of XVIII — middle of XIX the dominant position was occupied by commodity turnover with Russia. Barter of Kazakhs with Russian merchants concentrated generally in the North and the northeast of the region in such settlements, as Orenburg, Troitsk, Petropavlovsk, Semipalatinsk, Ust Kamenogorsk. Commodity turnover was mutually advantageous, and trade turnovers of merchants gradually increased. In 1858 all commodity turn of the Russian-Kazakh trade on the Siberian lines made 4,5 million, and on the Orenburg line — near 2,5 mln. rub. Thus the average annual cost of imported and exported goods through Semipalatinsk customs totaled in 40 — 50th of XIX century from 700 thousand to 900 thousand rubles, through Petropavlovsk — 1,8 million rubles, Omsk — about 100 thousand rubles.

Russian fabrics, especially cotton and woolen, metal products (axes, knifes, kitchen utensils), furs, yuftev skin, haberdashery were in great demand for the Kazakh population. Broad sale was found by cloth, sugar, salt. In the second quarter of the XIX century Kazakhstan becomes the main consumer of the Russian bread which is exported annually to the steppe through all ambits for the sum of 400 — 500 thousand rubles by bank notes. Metals were in considerably smaller demand for the Kazakh population, what was caused by a low level of development of craft production in the region and, therefore, higher need for finished metal products.

The cattle and production of cattle breeding farms were the main articles of export from the steppe. At the end of XVIII — beginning of the XIX centuries on ambits with Russia within one year bought over 1,5 million cattle and more than 100 thousand horses. In the middle of the XIX century only to the Irtysh line about 150 thousand horses, 3 million rams and 100 thousand bulls and cows for the sum up to 8 million rubles annually arrived. From other goods - fat, dressed wool, skins of animals, products from goat down, koshmas, felts, separate household goods prevailed.

For Kazakhs living in the east and the South of the region, trade with khanates of Central Asia, East Turkestan and China had a great value. Mainly developed was barter where a ram acted as an equivalent of consumer cost of goods. Trade between Kazakhs and neighboring Asian people was conducted on exchange yards and customs of ambits, in the large trade and economic centers of the East, such, as Tashkent, Bukhara, Khiva, Kokand, Chuguchak, Kuldzha. A large number of goods exchanged directly in Kazakh nomads’ camps.

Kazakhs acquired a large amount of paper fabrics, different copper and bronze vessels, fruits, Bukhara morocco, carpets, weapon (sabers, guns, knives, bows), products from at the Central Asian dealers. An important place in imported from Central Asia to Kazakhstan goods was taken by bread and rise.

Kazakhstan was of interest for Central Asian dealers mainly as the supplier of cattle. Many Syrdaria Kazakhs  brought in annually from 50 to 100 thousand rams to Bukhara, to Tashkent — about 200 thousand and to Kokand — about 100 thousand rams a year. The considerable part of the Kazakh cattle from Average and Senior juzes went also to Chinese customs to Kuldzha and Chuguchak.

A certain part of cattle breeding production of the Kazakh population was sold out in the steppe. It caused emergence of such social layer among local population, as dealers of goods — alyptasars. They played a role of the intermediary connecting visiting dealers with Kazakh cattle-farmers — consumers of goods. Especially actively developed a trade of alyptasars in Bukeev khanate where some of dealers became owners of solid current assets. However in middle of XIX century these phenomena didn't gain a wide circulation yet. Essential changes in development of the commodity-money relations at Kazakhs deep into and in breadth were characteristic only for the last quarter of the XIX century.

History and ethnology institute by Ch.Ch.Valikhanov name KN MON RK, 2013


To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Российской Империи Социально-экономическое развитие казахского общества в XVIII - середине XIX вв Социально-экономическое развитие казахского общества в XVIII — середине XIX в.

Социально-экономическое развитие казахского общества в XVIII — середине XIX в.

24 Сентября 2013
725
0

Скотоводство. В результате природно-климатических условий Казахстана основной формой природопользования и жизнеобеспе­чения населения на протяжении трех тысячелетий было кочевое скотоводство — особый род производящего хозяйства, при котором преобладающим занятием является экстенсивное подвижное ското­водство, а большая часть населения вовлечена в сезонные перекочев­ки1.

Главной особенностью кочевого скотоводства являлось круглого­дичное содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицитом кормовых и водных ресурсов.

Средняя протяженность маршрутов кочевания составляла 50—100 км в течение года, но у отдельных родоплеменных групп (например, адай, шекты, табын и др.) могла достигать 1000—2500 км.

Особенности среды обитания определили способы использования казахами природных ресурсов в качестве зимних, весенних, осенних и летних пастбищ. Для зимних пастбищ использовались берега озер, долины рек, горные ущелья, опушки леса, невысокие горы и южные склоны сопок, т. е. места, где имелись естественные средства защиты стад от снежных буранов и ветров. Осенние и весенние пастбища обычно размещались на близлежащих от зимовок земельных угодьях, которые рано освобождались от снежного покрова. Летние постбища располагались, как правило, на территориях с большим запасом осадконакопления, сравнительно обильным растительным покро­вом и наличием водных ресурсов естественного происхождения.

Особенности географической среды и потребности жизнеобеспе­чения казахов определили и видовой состав стада. Удельный вес овец в нем составлял в среднем 60% всего поголовья, лошадей — 13, крупного рогатого скота — 12, верблюдов — 4%2. Важную роль в регулировании видового состава стада играла способность животных адаптироваться к быстрым и частым перекочевкам, а также возмож­ность их многоцелевого использования в хозяйственной (мясо, молоко, шерсть, тягло) и общественно-политической жизни (тран­спорт, военные цели).

В Казахстане сложилось два типа скотоводческого хозяйства: кочевое скотоводство, основанное на эксплуатации искусственных водоисточников, и полукочевое хозяйство — на утилизации водных ресурсов естественного происхождения.

Первый тип скотоводческого хозяйства локализовался в ареалах с резко выраженной аридностью и континентальностью природно-климатических условий, низкой продуктивностью растительного пок­рова, отсутствием естественных водоемов (степи, полупустыни, пус­тыни, горные и предгорные районы).

Большой труд, расходуемый скотоводами на создание сети искус­ственных колодцев и извлечение необходимого минимума воды, почти полностью поглощал их энергетические ресурсы и рабочее время, которое было подчинено исключительно интересам и нуждам кочевого скотоводства. Ограниченность водных источников и кор­мов диктовала повышенную частоту миграций, кратковременность остановок и огромную амплитуду кочевания. В результате этого в структуре стада преобладали наиболее подвижные и выносливые виды животных (овцы и верблюды), все предметы материальной культуры (юрта, домашняя утварь) наиболее полно соответствовали кочевому образу жизни и скотоводческому хозяйству. Такой тип хозяйствен­ной деятельности получил распространение на полуострове Ман­гышлак, плато Устюрт, в некоторых районах Приаралья, Западного и Центрального Казахстана.

Иной тип кочевого скотоводства сложился в ландшафтных зонах, характеризующихся более равномерным распределением осадков по сезонам года, реками с круглогодичным стоком воды, наличием плодородных участков почвы. К ним относятся речные и околоозерные долины в степной и лесостепной зонах, предгорной и высокогорной полосе. Сравнительно высокая продуктивность расти­тельного покрова и лучшая обеспеченность запасами воды определи­ли в этих районах большую продолжительность стоянок и менее интенсивный режим кочевания, ограничивали ареал миграций. Для этого типа хозяйства было характерно наличие большей доли круп­ного рогатого скота и лошадей, меньшей — верблюдов и мелкого рогатого скота. Некоторые особенности прослеживаются и в характе­ре выпаса скота: в отличие от хозяйств первого типа, находившихся в режиме круглогодичного кочевания, в хозяйствах естественного водопользования имело место стационарное зимование, а потому возведение постоянных зимних жилищ и хозяйственных построек. Многие скотоводческие хозяйства получали возможность занимать­ся на призимовочной территории земледелием и рыболовством. Удельный вес второго типа хозяйств был особенно значителен в Восточном и Северо-Восточном Казахстане, Семиречье и некоторых районах Южного Казахстана.

Земледелие. Второе место в структуре хозяйственных занятий казахов занимало земледелие. Очаги земледельческой культуры ло­кализовались, как правило, в наиболее удобных для хлебопашества в природно-климатическом отношении районах Казахстана. Такими районами были на северо-западе территории в бассейнах р. Сагыза, Эмба, Илек, Иргиз, Утва и Уил, долины Мугоджарских гор: в Цен­тральном Казахстане — долины среднего течения р. Сарысу; на юге —  по Сырдарье, Кувандарье и Жанадарье: на севере—по Ишиму, Нуре и Тургаю с их притоками; в Восточном Казахстане у Калбинского и Тарбагатайского хребтов, в предгорьях Каркаралы; в Семиречье — на верховьях Лепсы, Аксу, Каратала и в среднем течении Или. Причем географическое положение этих территорий, орографические и почвенно-климатические условия, наличие водных ресурсов, интенсив­ность культурно-экономических контактов с соседними оседло-зем­ледельческими народами оказали определенное воздействие на уро­вень и размеры казахского земледелия, отбор земледельческих куль­тур, степень агрономических заимствований у соседей, способы ис­пользования земледельческих продуктов в хозяйственных и иных целях.

Отношение основной массы кочевого населения к земледелию находилось в непосредственной зависимости от состояния ее ското­водческого хозяйства. Наиболее остро неустойчивость своего соци­ально-экономического положения ощущала казахская беднота. Ис­пытывая большую потребность в использовании дополнительных ресурсов для получения средств существования, она вынуждена была обращаться к занятиям земледелием. По определению Я. П. Гавердовского, Е. К. Мейендорфа, А. И. Левшина, султана Т. Сейдалина и других очевидцев, занятие земледелием, как и некоторыми другими подсобными промыслами, являлось у казахов показателем «нище­ты».

В то же время земледелие у малоимущих индивидов находилось в тесной зависимости от состояния этой отрасти в хозяйствах наиболее зажиточных скотоводов, которые использовали труд издольщиков. Так, во владениях хана Абылая, заботившегося о создании своего личного комплексного хозяйства, пашни обрабатывали тюленгуты из числа пленных русских и калмыков. «Многие зажиточные хозяй­ства сеют хлеб, используя труд бедняков-байгушей, лишившихся скота, из-за куска хлеба сделавшихся рабами», — констатировал в середине XIX в. И. Ф. Бларамберг3.

Привилегированные слои казахского общества по праву собствен­ника основных средств производства присваивали себе большую долю произведенного общественного продукта. В результате этого развитие земледелия у казахов сопровождалось усилением эксплуа­тации зависимого населения.

В большинстве ландшафтных зон региона земледелие было, как правило, поливным. В северо-восточных районах Казахстана с боль­шими естественными водоемами преобладало менее трудоемкое бо­гарное (неполивное) земледелие. Обработка земли производилась лопатами и кетменями, использовались также своеобразные сохи или рала, в хозяйствах, наиболее близко расположенных к русским земледельческим поселкам, — двухколесные железные плуги или обыкновенный «русский сабан», кроме того, деревянные бороны, волок или просто грабли.

Для севооборота была характерна переложная система земледе­лия, когда из года в год на одном и том же месте сеяли просо, а после истощения земли поля забрасывали на несколько лет. В конце XVIII в. некоторое распространение в земледелии получило трехполье, с которым казахи познакомились на Ишиме у русских крестьян.

Наиболее распространенной земледельческой культурой в хозяй­стве казахов было просо, которое при искусственном орошении и благоприятных погодных условиях можно было сеять два раза в год и дважды собирать урожай; выращивались также просянка и яровая пшеница. Урожайность культур при хорошо отлаженной ороситель­ной сети, несмотря на трудности земледелия в условиях Казахстана, примитивность орудий земледельческого труда и способов обработки почвы, была довольно высокой. Земледелие в некоторых хозяйствах Младшего и Среднего жуза было настолько успешным, что казахский хлеб приобретало даже российское купечество4.

Однако в целом земледелие не получило широкого рапространения в Казахстане, оно всегда имело вспомогательный, второстепен­ный характер.

Домашние промыслы и ремесла. Определенное место в хозяй­ственной жизни казахского населения в XVIII — сер. XIX вв. занимали такие традиционные занятия, как охота, рыболовство, домашние промыслы и ремесла. Значительная часть продуктов охоты шла на внутреннее потребление кочевников: изготовление одежды, продуктов питания. Кроме того, шкурки сурков, корсаков, лисиц и волков в большом количестве поставлялись на меновые дворы Орен­бургской и Сибирской линий.

Важным источником жизнеобеспечения считались мелкие про­мыслы: изготовление разнообразных изделий из дерева и металла, домашней утвари. В казахских хозяйствах было немало ремесленни­ков, которые «делают арчаки к седлам, точат деревянную посуду, кузнецы делают ножи, копья, медники из меди, латуни кованой работой оправляют камни... и прочие мелкие поделки. По сведениям Мусы Чорманова, серебряники-казахи делают головные уборы для невест (саукеле). Они же серебрят разные вещи: джунген (узды), ер (седла) и проч.»5.

В некоторой степени спрос русского рынка стимулировал изготов­ление различных войлоков и обработку скотоводческого сырья. Рас­ширилось производство изделий из продуктов скотоводческого хо­зяйства: выделка бараньих, конских и козьих шкур, изготовление кошм и арканов. Козий пух нашел широкий спрос у оренбургских купцов.

Изменение специфики хозяйственных занятий казахов в немалой степени определялось внутренними социально-экономическими предпосылками. Вследствие процессов концентрации скота у небольшой части индивидов и разорения малоимущих скотоводов, обедневшие общинники были вынуждены искать другие средства пропитания. На реках Ишим, Иртыш, Урал, Или, Сырдарья, Каспийском и Аральском морях постепенно развивалось рыболовство.

Распространенной формой заработка в первой половине XIX в. стал наем в работники к линейным казакам, куда шли бедняки, не имевшие средств прокормить семью. Они же нанимались в ямщики на почтовых станциях. Часто нанимали казахов переселенцы для обработки полей, иногда полностью сдавая их в аренду за часть урожая.

С развитием промышленности на территории Казахстана появи­лась возможность получить работу на приисках, заводах по перера­ботке сельскохозяйственной продукции, соляных промыслах в Илецке, Коряковском форпосте, на озерах Эльтон и Баскунчак.

Торговля. Важную роль в экономическом развитии казахского общества играли традиционные торговые связи кочевников с оседло-земледельческими государствами и народами. Во второй половине XVIII— сер. XIXв. доминирующее положение в них занимал товарооборот с Россией. Меновая торговля казахов с российским купечест­вом сосредоточивалась в основном на севере и северо-востоке реги­она в таких населенных пунктах, как Оренбург, Троицк, Петропав­ловск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. Товарооборот был взаи­мовыгодным, и торговые обороты купечества постепенно возрастали. В 1858 г. весь товарный оборот русско-казахской торговли на Сибир­ских линиях составил 4,5 млн., а на Оренбургской линии — около 2,5 млн., руб. При этом средняя ежегодная стоимость ввозимых и вывозимых товаров через Семипалатинскую таможню насчитывала в 40—50-х гг. XIX в. от 700 тыс. до 900 тыс. руб., через Петропавловскую — 1,8 млн. руб., Омскую — около 100 тыс. руб.6

Большим спросом у казахского населения пользовались русские ткани, особенно хлопчатобумажные и шерстяные, металлические изделия (топоры, ножи, кухонная утварь), меха, юфтевые кожи, галантерея. Широкий сбыт находили сукно, сахар, соль. Во второй четверти XIX в. Казахстан становится главным потребителем рос­сийского хлеба, который вывозится ежегодно в степь по всем погра­ничным линиям на сумму 400—500 тыс. руб. ассигнациями. Значительно меньшим спросом у казахского населения пользовались ме­таллы, что было обусловлено низким уровнем развития ремесленно­го производства в регионе и, следовательно, большей потребностью в готовых металлических изделиях.

Главными статьями вывоза из степи были скот и продукция скотоводческих хозяйств. В конце XVIII — нач. XIX вв. на погранич­ных линиях с Россией в течение одного года закупалось свыше 1,5 млн. крупного рогатого скота и более 100 тыс. лошадей. В середине XIX в. только на Иртышскую линию ежегодно поступало около 150 тыс. лошадей, 3 млн. баранов и 100 тыс. быков и коров на сумму до 8 млн. руб7. Из других товаров преобладали сало, шерсть, выделанные кожи, шкуры зверей, изделия из козьего пуха, кошмы, войлоки, отдельные предметы домашнего обихода.

Для казахов, проживавших на востоке и юге региона, большое значение имела торговля с ханствами Средней Азии, Восточным Туркестаном и Китаем. Был развит преимущественно натуральный обмен, в котором баран выступал как эквивалент потребительской стоимости товаров. Торговля между казахами и соседними азиатски­ми народами производилась на меновых дворах и таможнях погра­ничных линий, в крупных торгово-экономических центрах Востока, таких, как Ташкент, Бухара, Хива, Коканд, Чугучак, Кульджа. Боль­шое количество товаров обменивалось непосредственно в казахских кочевьях.

Казахи приобретали у среднеазиатских торговцев в большом ко­личестве бумажные ткани, разного рода сосуды из меди и бронзы, фрукты, бухарский сафьян, ковры, оружие (сабли, ружья, ножи, луки), изделия из кожи, Большое место среди импортируемых товаров в Казахстан из Средней Азии занимали хлеб и рис.

Казахстан представлял интерес для среднеазиатских торговцев главным образом как поставщик скота. Многие присырдарьинские казахи пригоняли в Бухару ежегодно от 50 до 100 тыс. баранов, в Ташкент—около 200 тыс. и в Коканд — около 100 тыс. баранов в год8. Значительная часть казахского скота из Среднего и Старшего жузов направлялась также на китайские таможни в Кульджу и Чугучак.

Определенная часть скотоводческой продукции казахского насе­ления реализовывалась внутри степи. Это вызвало появление такой социальной прослойки среди местного населения, как перекупщики товаров — алыпсатары. Они выполняли роль посредника, связывав­шего приезжих торговцев с казахскими скотоводами—потребителя­ми товаров. Особенно активно развернулась торговая деятельностьалыпсатаров в Букеевском ханстве, где некоторые из перекупщиков становились владельцами солидных оборотных средств. Однако в сер. XIX в. эти явления еще не получили широкого распространения. Существенные изменения в развитии товарно-денежных отношений у казахов вглубь и вширь были характерны только для последней четверти XIX в.


1.Хазанов А. М. Социальная история скифов. М., 1975 г. С. 6.

2.Масанов Н. Э. Специфика общественного развития кочевников-казахов в дореволюционный период: Историко-экономические аспекты номадизма: Автореф дис. ... докт. ист.наук. (Далее - АДД). М„ 1991. С. 17.

3.Бларамберг И. Ф. Военно-статистическое обозрение земли киргиз-кайсаков Внутрен­ней (Букеевской) и Зауральской (Малой) орды // Военно-статистическое обозрение Россий­ской империи. Спб., 1852. Т. 13. 4.3. С. 10.

4.Гавердовский Я. П. Обозрение киргиз-кайсацкой степи // Рукописный отдел Санкт-Петербургского отделения Института истории России. Коллекция 115, № 495.

5.Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков // Новые ежемесячные сочинения. Спб. 1795—1796. Ч. СХ—СХVШ С. 54-55; Чорманов М. Заметка о киргизах Павлодарского уезда // Записки З СОРГО, 1906. Кн. 32. С. 16.

6.Старков В. Краткое обозрение Киргизской степи в географическом, историческом и статистическом отношениях // Тобольские губернские ведомости. 1860. № 31. С. 248-249: ГАОО. Ф. З. Оп. 2. Д. 2543. Л. 41.

7.Колмогоров Г.В. О промышленности и торговле в киргизских степях Сибирского ведомства // Вестник РГО. 1855. Кн. 1. С. 26.

8.Гейнс А. К Собр. Литературных трудов. Спб., 1898. Т. 2. С. 515.


Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013


Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь