Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Kazakhstan in the period of civil standoff To the question of study of Petropavlovsk-Ishim rebellion in years of civil strife

To the question of study of Petropavlovsk-Ishim rebellion in years of civil strife

One of the insufficiently explored problems in the history of modern Kazakhstan is peasant uprisings, which caused their causal consequences. Although, now these events are regarded as a tragic civil strife, but in most cases are considered only «on the same side", precisely «red". Meanwhile, along with the "white" terror, took place the terrorist "red" orgy. This can be attributed «the surplus proletarian "deducing village and the village on the brink of despair, hunger, armed suppression of peasant rebellions.

Insufficient knowledge about the problem shows the almost complete absence of any special publications, except for the monograph M. Bogdanov "The defeat of the West Siberian kulak social revolutionary rebellion in 1921", released 40 years ago. Noticeable the fact, that, until recently there were no documentary publications about the history of Ishim uprising, despite the relatively large number of surviving as official documents and periodicals of the period.

In fact, until the beginning of the 90s, Soviet historians had limited analysis of narrowed issues: the causes of the uprising, the size and composition of the class character and political orientation of the rebel movement, progress and results of fighting the insurgency. Emphasis on the military aspect of lighting events, while most of the problems reveal the socio-political and ideological essence of rebellion remained in the shadows.

Lack of pressure of dogmatic Marxist-Leninist methodology, with its principles of partisanship and class approach, historians access to previously secret documents of All-Russian Extraordinary Commission for Combating and revolutionary tribunals, made in doubt about the concept of fundamental provisions Ishim- Petropavlovsk uprising, formed in Soviet historiography.

To confirm this, it should to focus on analyzing the causes of the uprising. Soviet historical science, the occurrence of this event is traditionally explained by the weakness of the "dictatorship of the proletariat" prosperity of the local peasantry and a high proportion of the kulaks in its structure, activities of counterrevolutionary forces, in particular the "Siberian peasant alliance" discontent of peasants violations during the surplus.

Modern historians of Siberia proved that no anti-Soviet conspiracy preceding rebellion existed, and supposedly existed unofficial organization has been falsified organs of the All-Russian Extraordinary Commission for Combating. Thus, one of the key findings of Soviet historiography does not find real confirmation. It must be recognized as nothing more than a reflection of myth-making quality of the security organs.

At the same time talking about the weakness of local authorities, the prosperity of the peasantry and a large number of fists in the area of rebellion, we should note that, these are the conditions of the latter, but not its causes. In addition, references to these "reasons" not quite legitimate, because it does not explain why one rebellion swept areas, but did not cover other, more prosperous, where Siberian Revolutionary Committee expected rebellion, but did not wait.

At the present stage have been rose other causes of rebellion in comparison with the other existed in Soviet times. These include discontent of the peasants’ policy of "war communism" (requisitioning, mobilization and labor service) methods put it into practice, abuse and crimes of food workers, and as a direct reason to indicate an ad in the middle of January 1921 the surplus seed. This may also include and export of grain from granaries to rail for shipment to Russia. Therefore, logical that the initial focus of rebellion became settlements, where the food office and railway station.

One cannot be denied that on the territory covered by the uprising of the existed population in principle is the enemy of the Soviet regime. Significant proportion of them among the Cossacks had deprived by the Soviets special social status and lifestyle. This may explain the very high degree of involvement in the rebellion of Cossacks Petropavlovsk and Kokshetau counties for which the size of the surplus imposed on them was not as onerous as for the peasants. In addition, the implementation of it was actually sabotaged by Cossacks. Opponents of the Soviet regime were among the peasants, intellectuals, officials and businessmen. In the total weight percentage of their insurgency is not great, but they were aimed more decisively to fight the Communists and enjoyed prestige among the population by virtue of their position, literacy and so on.

Also, it should be mentioned that in late 1920 - early 1921, various forms of violence and arbitrariness of local authorities have achieved unprecedented scope, the complaints of the peasants, the Kazakhs, the Cossacks were bombarded with authorities. According to some of them, messengers cities of Central Russia surpassed the extent of cruelty Kolchak punishers. Documents show that the party and the Soviet leadership were adequately informed of the situation on the ground, but did not see anything in dominated iniquity condemned and dangerous. The use of violence was justified unconsciously peasantry because of its darkness is not willing to part with their belongings with their work with good, and  extra efforts of individual workers explained excessive zeal, caused by selfless devotion to the proletarian revolution.

Another important issue is the question of the origin and development of the Ishim – Petropavlovsk rebellion. Modern researchers prove the thesis that he wore a spontaneous character, denying approval of a particular area of the uprising. First lesions appeared around the same time independently of each other in various parts of Ishim, Yalutorovsk and Kokshetau counties. However, they can be distinguished only on the basis of the fact that the population living here openly opposed the government on certain reaction that followed, but there were some areas lacking communication with the provincial and district centers, and information about the uprisings in these places came very late.

Here, the question naturally arises is so insurgency simultaneously hit several adjacent counties and received widespread character? As mentioned above, Soviet historiography with the filing of security officers explained that the activities of the counterrevolutionary forces. From the standpoint of contemporary period it can be said that the different layers of the population of Siberia and Northern Kazakhstan were dissatisfied with the Bolshevik regime for different reasons. Throughout the 1920s - the beginning of 1921 is to expand and deepen resentment, sometimes breaking out. Autumn and winter of 1920-1921 marked a series of peasant protests, unauthorized non-party congresses, unrest, and small uprisings. The following can be highlighted: the population taken by the revolt in territory more often comes into conflict with the authorities than others. A striking example: three times (in August, November and December 1920) in the area of All Saints Peter and Paul County flared local uprising was sent a number of commissioners with inspections, but the findings have not been made. With the help of the armed forces dispersed the rebellious peasants, arresting dozens of “leaders” and “instigators” of the government resumed its previous policy.0020

At the same time, such a reaction has led to the fact that the population kept an anger against Communist repression and for the use of weapons, on the other hand - the repression were not so cruel to intimidate a population, as in Semipalatinsk and Altai provinces, where the suppression of uprisings number of dead, injured and arrested people were thousands. There was an explosive situation: people taken to the extreme, but not broken.

All other actions of the authorities were only seeds trapped in the fertile soil. New listing the surplus, coincided with intense export grain to the center, as well as the removal of seed grain for its supposedly greater safety in warehouses gave impetus not only, which was caused by spontaneous outburst, but also synchronized performances of the population of different regions.

As regards the nature of Petropavlovsk-Ishim uprising social composition of the rebels, then it is possible to say the following. As is known in Soviet historiography on the social composition of the participants in the uprising there was a range of opinions, from "purely peasant" to "pure White Guard and kulaks". Now it can be talk about the prevalence of peasants belonging to any and all social levels, the active participation of the Cossacks and the presence of intellectuals and officials of the rebels.

In addition, the Soviet historiography Ishim rebellion was characterized as anti-Soviet, and the counter-revolutionary White Guards, and all of these terms were used as synonyms in spite of a semantic difference. Soviet historians have recognized that the main slogan of the rebels was "Soviets without Communists!", but it was characterized as in the spirit of Lenin's estimates, like provocative.

Now one could be claimed that the rebels no single view of the future political and social order, but they were united in their rejection of the communist regime. Therefore, the main characteristic of the uprising must be the recognition of its anti-communist orientation, and in this sense it can be qualified as a counter-revolutionary.

At the same time, the suspect and the White Guard’s orientation of uprising, cannot claimed that in the ranks of the rebels was not the tsarist and Kolchak officers, but their number is not much, nominally. Just not true characteristic of the anti-Soviet uprising as, documents show otherwise. On the territory taken by rebellion Soviets continued to functioning, but as the embodiment of the main program slogan, without Communists.

It can said, that a full history of revolt will not be written without lighting hostilities parties against the civilian population. Soviet historians endowed rebels with all possible social and individual drawbacks, attributed to them inconceivable cruelty, at the same time "heroic" fighters and commanders Red Army described in a romantic way.

In fact, it is contrary to the real picture of events. Both sides had their heroes and cowards, cruelty also showed both sides. Yet the Communists in this went much further. This is indicated by the casualty figures rebels and their correlation with the loss of Soviet troops. According to the chairman of Siberian revolutionary committee N.Smirnov by March 1921 in Petropavlovsk County killed about 15,000, and in Ishim - 7000 peasants. The loss ratio of soldiers and insurgents is 1 to 15.

The reasons for this are not only that the weapon rebels were mostly peaks and forks, they had no experience with organized activities. It is also about politics of communists towards the insurgents and civilians. If violence and terror by the rebels had selective nature - against the Communists workers, security officers, otherwise behaved the opposite side. Orders of this period include the requirement of execution in place all captured with arms in their hands, and take to shoot hostages for damaging railways and telegraph lines.

Communists seems do not to wanted the termination of the uprising, on the peaceful negotiations  proposed not acceptable conditions, it all eventually led to huge losses, as among the rebels, and among the civilian population.

It was indicated that the attitude of the authorities has not changed, and after the 10th Congress of the RCP (b), where it was decided to replace the surplus tax in kind. Still, a means of resolving conflicts - military force, grain exports continued until the autumn of 1921, which eventually turned into a bad harvest, and in some areas of hunger and epidemics.

Analysis of rebellion will not be completed without the evaluation of its results and consequences. There is no doubt that, despite the distance from metropolitan centers that are supported dictatorship of the proletariat, Ishim uprising represented the communist regime a serious danger. Uprising cut regions of Central Russia from Western Siberia and Kazakhstan, which in this period were one of the main suppliers of bread. This forced the leadership of Soviet Russia to survive unpleasant 3 weeks in anticipation of food riots workers and soldiers.

In conclusion, it can be said that if the study of “Antonov” and the Kronshtadt rebellion culminated in the achievement of a qualitatively new level, the study of such a breakthrough Ishim rebellion has not happened yet. In explaining the central issues still dominates the position of Soviet historiography. To overcome these ideas and replace them with new ones need to do a lot of search and analysis


1.  M. Kozybayev, Kazakhstan at the turn of the century: Reflections and searches. A.,2000, page 30.

2.  M. Bogdanov “The defeat of the West Siberian kulak and Social  revolutionary party’s revolt in 1921” - Tyumen, 1961

3.  V. Shishkin “The role of the Siberian peasant alliance in the preparation of West Siberian rebellion in 1921” // Siberia at the turn of the 19-20 centuries. Novosibirsk, 1997. pp. 88-96.

4.  M. Bogdanov, Decree of essay, page 10.

5.  State Archive of North Kazakhstan – f. 55.- op.7-d.57-l. 41.

V. Stepanov

(North Kazakhstan State University named after M.Kozybaev) 


To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Казахстан в период гражданского противостояния К вопросу изучения Ишимско-Петропавловского восстания в годы гражданского противостояния

К вопросу изучения Ишимско-Петропавловского восстания в годы гражданского противостояния

19 Сентября 2013
600
0

Одной из слабоизученных проблем истории современного Казахстана являются крестьянские выступления, причинных их вызвавшие, последствия. Хотя сейчас эти события рассматриваются как трагическое гражданское противостояние, но в большинстве случаев рассматриваются лишь «по одну сторону баррикад», а именно «красных». Между тем, наряду с «белым» террором, имела место не менее террористическая «красная» вакханалия. Сюда можно отнести и «пролетарские продразверстки», выводившие аул и деревню на грань голодного отчаяния, вооруженные подавления крестьянских бунтов.

О недостаточной изученности данной проблемы свидетельствует практически полное отсутствие каких-либо специальных публикаций, исключение составляет  монография М.А. Богданова «Разгром Западно-Сибирского кулацко-эссеровского мятежа 1921 г.», увидевшая свет 40 лет тому назад. Заметен  и факт, что об истории Ишимского восстания до недавнего времени не имелось никаких документальных публикаций, несмотря на довольно большое количество сохранившихся  как официальных документов, так и периодики того периода.

Фактически до начала 90-х годов советские историки ограничивались анализом узкого круга вопросов: причины восстания, численность и состав участников, классовый характер и политическая направленность повстанческого движения, ход боевых действий и результаты мятежа. Упор делался на освещение военной стороны событий, в то время как большинство проблем раскрывающих социально-политическую  и идейную суть восстания оставалась в тени.

Отсутствие догматического давления марксистско-ленинской методологии с ее принципами партийности и классового подхода, доступ историков к ранее секретным документам ВЧК и ревтребуналов, заставляет сомневаться в принципиальных положениях концепции Ишимско-Петропавловского  мятежа, сформулированной в советской историографии.

Для подтверждения этого  хотелось бы  остановиться  на анализе причин восстания. В советской исторической науке возникновение этого события традиционно объяснялась слабостью органов «диктатуры пролетариата», зажиточностью местного крестьянства и высоким удельным весом кулачества в его составе, деятельностью контрреволюционных сил, в частности «Сибирского крестьянского союза», недовольством крестьян нарушениями при проведении продразверстки.

Современные историки Сибири доказали, что никакого антисоветского заговора, предшествовавшего мятежу, не существовало, а якобы существовавшая подпольная организация была фальсифицирована органами ВЧК. Тем самым, один из ключевых выводов советской историографии не находит реального подтверждения фактами. Его нужно признать ни чем иным как качественным отражением мифотворчества органов госбезопасности.

В то же время, говоря о слабости органов местной власти, зажиточности крестьянства  и  большом числе кулаков в районе мятежа, мы должны отметить, что они являются условиями протекания последнего, но не его причинами. К тому же, ссылки на эти «причины»  не совсем правомерны, так как не объясняют того, почему мятеж охватил одно районы, но не охватил другие, еще более зажиточные, где Сибревком ожидал восстания, но так и не дождался.

На современном этапе выдвигаются иные по сравнению с существовавшими в советское время причины восстания. К ним относят недовольство крестьян политикой «военного коммунизма» (продразверстка, мобилизации, трудовая повинность), методами ее воплощения в жизнь, злоупотреблениями и преступлениями сотрудников продовольственных органов, а в качестве непосредственного повода указывают на объявление в середине января 1921 года семенной разверстки. Сюда же можно отнести и вывоз хлеба со ссыпных пунктов к железной дороге для последующей отправки в Россию. Поэтому закономерен тот факт, что первоначально очагами мятежа стали населенные пункты, где находились продовольственные конторы и железнодорожные станции.

Нельзя отрицать того, что на территории охваченной  восстанием существовали группы населения принципиально являвшиеся врагами советской власти. Значительная их доля имелась среди казаков, лишенных Советами  особого социального статуса и образа жизни. Этим можно объяснить очень высокую степень участия в мятеже казаков Петропавловского и Кокчетавского уездов, для которых размер наложенной на них разверстки был не столь обременителен, как для крестьян. К тому же выполнение ее казаки фактически саботировали. Противники советской власти были и среди крестьян, интеллигенции, служащих, предпринимателей. В общей массе повстанцев доля их не велика, но они решительнее других были нацелены на борьбу с коммунистами и пользовались авторитетом у населения в силу занимаемого положения, грамотности и т.д.

Кроме того, особо хочется отметить, что в конце 1920 –  начале 1921 года различные формы насилия и произвола местных властей достигли невиданного размаха, жалобы крестьян, казахов, казаков буквально засыпали органы власти. По словам некоторых из них, посланцы городов Центральной России по степени жестокости превосходили колчаковских карателей. Документы свидетельствуют, что партийно-советское руководство достаточно полно было информировано о положении на местах, но не видело в царившем беззаконии ничего предрассудительного  и опасного. Применение насилия оправдывалось несознательностью крестьянства в силу своей темноты не желавшего расставаться с нажитым своим трудом добром, а перегибы отдельных продработников объяснялись излишним рвением, вызванным беззаветной преданностью пролетарской революции.

Другой не менее важной  проблемой является вопрос о возникновении и развитии Ишимско-Петропавловсого мятежа. Современные исследователи доказывают, тезис о том, что он носил стихийный характер, отрицая утверждение о конкретном районе возникновения восстания. Первые очаги возникли примерно в одно и то же время независимо друг от друга в различных районах Ишимского, Ялуторовского, Кокчетавского уездов.  Однако их можно выделить лишь на основании того факта, что  проживающее здесь население открыто выступило против властей, на что последовала определенная реакция, но ведь были отдельные районы, лишенные связи с губернским и уездным центрами и информация о восстаниях в этих местах приходила с большим опозданием.

Здесь, естественно встает вопрос о том, благодаря чему мятеж одновременно поразил несколько смежных уездов и принял массовый характер?  Как уже говорилось выше, советская историография с подачи чекистов объясняла это деятельностью контрреволюционных сил. С позиций современности можно сказать, что разные слои населения Сибири и Северного Казахстана были недовольны большевистским режимом по разным причинам. На протяжении 1920 – начала 1921 года это недовольство расширялось и углублялось, иногда прорываясь наружу. Осень и зима 1920-1921 годов  отмечена серией крестьянских протестов, несанкционированных беспартийных съездов, волнений, мелких восстаний. Можно выделить следующее: население в последствии  охваченной восстанием территории гораздо чаще вступало в конфликт с властями, нежели другие. Яркий пример: трижды (в августе, ноябре и декабре 1920 года) во Всесвятском районе Петропавловского уезда вспыхивало локальное восстание, был послан целый ряд комиссаров с проверками, но выводы так и не были сделаны. С помощью вооруженной силы, разогнав бунтующих крестьян, арестовав десяток «главарей» и «зачинщиков» власти возобновляли прежнюю политику.

В тоже время, подобная реакция привела к тому, что население затаило злобу на коммунистов за применение репрессий и оружия, с другой стороны – репрессии не были настолько  жестокими, чтобы запугать население, как в Семипалатинской и Алтайской губерниях, когда при подавлении восстаний число убитых, раненых и арестованных исчислялось тысячами человек. Сложилась взрывоопасная ситуация: население доведено до крайности, но не сломлено. 

Все остальные действия властей  стали лишь семенами, попавшими в благодатную почву. Объявление новой разверстки, совпавшее по времени с интенсивным вывозом хлеба в центр, а также изъятие семенного хлеба якобы для его большей сохранности на складах продконтор, дало не только толчок, вызвавший стихийный взрыв, но и синхронизировало выступления населения разных районов.

Что касается характера Ишимско-Петропавловского восстания, социального состава мятежников, то тут можно сказать следующее. Как известно в советской историографии по вопросу о социальном составе участников мятежа существовал разброс мнений, от «чисто крестьянского» до «чисто белогвардейско-кулацкого». Теперь же можно говорить о преобладании  крестьян, принадлежавших ко всем без исключения социальным слоям, отметить активное участие казаков и наличие интеллигенции и служащих среди мятежников.

Кроме этого, в советской историографии Ишимский мятеж характеризовался как антисоветский, белогвардейский и контрреволюционный, причем все эти термины употреблялись в качестве синонимов не смотря на смысловое различие. Советские историки признавали, что главным лозунгом повстанцев был: «Советы без коммунистов!», но характеризовали его в духе ленинских оценок, как провокационный.

Сейчас можно утверждать, что у повстанцев отсутствовал единый взгляд на будущее политическое и общественное  устройство, но они были едины в своем неприятии коммунистического режима. Поэтому главной характеристикой восстания должно стать признание его антикоммунистической направленности, и в этом смысле его можно квалифицировать как контрреволюционное.

В то же время сомнительна и белогвардейская направленность мятежа, нельзя утверждать, что в рядах восставших не было царских и колчаковских офицеров, но их число не значительно, номинально. Так же не верна характеристика восстания как антисоветского, документы свидетельствуют обратное. На охваченной мятежом  территории Советы продолжали функционировать, но как воплощение главного программного лозунга, без коммунистов. 

Можно говорить, что полноценная история восстания не будет написана без освещения военных действий сторон, отношения к мирному населению. Советские историки наделяли мятежников всеми возможными социальными и индивидуальными пороками, приписывали им немыслимую жестокость, в то же время «героические» бойцы и командиры Краской Армии описывались в романтическом ключе.

На самом деле это противоречит реальной картине событий. С обеих сторон были свои герои и трусы, жестокость так же проявляли обе стороны. Но все же коммунисты в этом  зашли значительно  дальше. Об этом говорят цифры потерь повстанцев и соотношение их с потерями советских войск. По свидетельству председателя Сибревкома Н.А.Смирнова к марту 1921 года в Петропавловском уезде было убито около 15 тысяч, а в Ишимском – 7 тысяч крестьян. Соотношение потерь красноармейцев и повстанцев 1 к 15.

Причины этого не только в том, что оружием мятежников были в основном пики и вилы, что они не имели опыта организованных действий, дело еще и в политике коммунистов по отношению к повстанцам и мирному населению. Если насилие и террор со стороны мятежников носили выборочный характер – против коммунистов, продработников, чекистов, то иначе себя вела  противная сторона. Приказы этого периода содержат требование расстрела на месте всех захваченных с оружием в руках, брать и расстреливать заложников за порчу железнодорожного полотна и телеграфных линий.

Коммунисты как будто не желали прекращения восстания, на мирных переговорах выдвигали заведомо не приемлемые условия, все это в итоге привело к огромным потерям, как среди повстанцев, так и среди мирного населения.

Показатели на тот факт, что отношение властей не изменилось и после Х съезда РКП (б), где было принято решение о замене продразверстки продналогом. По-прежнему, средство разрешения конфликтов – военная сила, вывоз хлеба продолжался вплоть до осени 1921 года, что в итоге обернулось неурожаем,  а в ряде районов голодом и эпидемиями.

Анализ мятежа не будет завершен без оценки его итогов и последствий. Не подлежит сомнению, что, не смотря на удаленность от столичных центров, являющихся опорой диктатуры пролетариата, Ишимское восстание представляло для коммунистического режима серьезную опасность. Мятеж отрезал районы Центральной России от Западной Сибири и Казахстана, которые в этот период являлись одним из основных поставщиков хлеба. Это заставило руководство Советской России пережить 3 неприятные недели, в ожидании голодных бунтов рабочих и солдат.

В заключении хочется сказать, что если изучение «антоновщины» и Кронштадского мятежа увенчалось достижением качественно нового уровня, то в изучении Ишимского мятежа такого прорыва еще не произошло. В объяснении центральных вопросов по-прежнему доминирует положение советской историографии. Для преодоления  этих представлений и замены их новыми необходимо проделать большую поисковую и аналитическую работу.

Литература:

1.  Козыбаев М.К. Казахстана на рубеже веков: размышления и поиски. А., 2000, стр. 30

2.  Богданов М. «Разгром западносибирского кулацко-эсеровского мятежа  1921 г.» - Тюмень, 1961

3.  Шишкин В.И. «К вопросу о роли Сибирского крестьянского союза в подготовке Западно-Сибирского мятежа 1921 г.» // Сибирь на рубеже XIX-XX вв., Новосибирск, 1997, стр. 88-96

4.  Богданов М. Указ соч., стр.10

5.  Государственный Архив Северо-Казахстанской Области  - ф. 55. - оп.7 - д. 57 - л.41.

Государственный Архив Северо-Казахстанской Области  - ф. 


Степанов В.В.

(СКГУ им. М. Козыбаева)


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Опрос

какая историческая кинокартина о казахско-джунгарских войнах вам понравилась больше всего?