Home History education Еducational organizations, science, culture Analytics and Expertise On some problems in the study of the history of independent Kazakhstan

On some problems in the study of the history of independent Kazakhstan

12 September 2013
366
0

Kazakhstan is on the eve of the 20th anniversary of independence. These two decades go down in history on the importance of socio-political events, economic nature, the implementation of which required incredible strength and tension force compressed their lifetime.

U.S. presidential advisor in the 90s of the last century Brentano Scowcroft wrote to the President of the Republic of Kazakhstan: «…Your initiatives play an important role in strengthening regional and global security, the formation of a nuclear-free world, effectively countering the threats and challenges of our time». [1] In unison, they are the words of the Letter of King Fahd of Saudi Arabia bin Abdulaziz Al Saud, who emphasizes that all new initiatives of Kazakhstan, headed by its President N. Nazarbayev held «… in a time when all nations and peoples seek a world free of war, conflict, hatred and discrimination, striving for joint problem solving humanity and peace and security» and that one of them, such as organization and conducting of congresses of representatives of world religions on earth is ancient Kazakhs» the most successful way to achieve cooperation in the world» [1].

It is indisputable that such statements and arguments we take a well-deserved marks put on for the suffering «thorny path» of freedom, pain and humiliation experienced during the «voluntary association» and bitter disappointments that were due during the socialist transformation.

However, the pain will pass. Wounds will heal. The time and years for rethinking, about the past way of the country, awareness of the great values of unity, cohesion as saving power, opposing strife, conflict and civil peace as a tool for the future of humanity will only remain.

As well as, here there is a historical period where you should pay special attention on the history of independent Kazakhstan. As the Kazakh people in the period of colonial dependence and even during the brotherhood of the Union Republics «experts» of the history predicted not the flattering stories fate. A similar trend, apparently, was the reason that we have heard abroad not only applause in honor of achievements, but also kept skeptical statements that the taken measures are artificial in nature and designed to distract public opinion from the real state of affairs that cannot be called truly democratic. Particularly active in criticizing our country showed Western funds and non-governmental organizations, individual MEPs» [2, 11–12]

That long-awaited sovereignty and independence of the people of Kazakhstan allowed showing the advantages of national unity, cohesion and faith. It helped in the shortest possible time to make a parade showcasing new ideas and initiatives. They relate to all spheres of human activity: from the guarantee of security in international relations, to dialogue and trust between continents, religions, all peoples. Astana is the obvious example for it.

Moreover, the heard admiration and seen satisfaction it is not all. The flow of time is increasingly brings on a deep understanding of this brief history of the way, for people accustomed to perceive the Soviet period is happening in the form of a catechism, gradually give way to a new generation trail accomplishments, is designed to be at the forefront of competitive acts.

At the same time, the observers from the outside, and it’s not always the same sometimes tend to see only the positive achievements of Kazakhstan in the initial stage of independence. It would seem that really achieved? Billions debts? Opened windows of unfinished buildings? But we are not going to keep these facts behind seven locks. After the goals and objectives of conversion processes in Kazakhstan, as in other former Soviet republics, this is the eradication of disadvantages, whose roots go far back sometimes…

Is history of the world does not know such facts? Nevertheless, the difficult years of the «glorious revolution» is not erased from the pages of the history of England — developed country capital. Thanks to the efforts of historians, the country «would not let» the flow of information about the «Royal Admiral» — pirate plied once sea. America has not given up and is going to abandon the creators of «New England» — «founding fathers», which in its own way solved the problem at the time of collision of European civilization with civilization of the local Aboriginal Indians.

Lacking a coherent history of Kazakhstan from ancient period to the present, it would certainly be incorrect on our part to allow some criticisms on the history of America and New England. Here we allow ourselves to ascertain events far ago that took place in the history of Western civilization, preserved, apparently, the most unflattering pages of history and at the same time showing them as separate stages in the development of a new political system, new social relations, even noteworthy modern researchers.

Unfortunately, in the attempts of a new interpretation of the history of our country there is no general desired unity. There are significant gaps in the teaching of the humanities, including history, through the educational system. In our opinion, the state standards in secondary and higher education institutions are not differentiated between. This is does not allow a clear and focused presentation of historical events and their analysis, synthesis, concentration at all levels of the educational system in order to achieve the most important goals: patriotism, love and faith.

Perhaps this is why the famous queen of Saks — Tomiris in secondary school textbooks without any complications turns into Tumar. No reasoned linguistic and grammatical confirm distorted historical names (Atilla — EDT). (That’s when we are reproached that in modern textbooks we fail to properly present (or prove correct spelling) the names of the Kazakh tribes and clans, once included in the historical literature on the Russian-language transcription!). In what extent it is true? We do not write the history of the World, but from its pages trying to see the concerning history of our Motherland as it kept them. Maybe would be correct, if history has preserved the names of Attila and Tomiris as they entered the history of the world. It would be paradoxically, if after some time our descendants will begin to write scientific treatises and argue that Tumar is the famous queen of Saks Tomiris. Some readers, who think that professional historians with no grounds for it remain in large cases only passive observers, are right. For example, a dispute has arisen about Genghis Khan. Without going so far in the debate on this issue, but just noticing that «thanks to» Genghis Khan was just wiped out one of the cultural centers of medieval Kazakhstan — Otyrar city. The city, which at one time was the home of more than one dozen magnificent scientists… That Otyrar, where according to researchers’ information, was the second largest library in the world.
All this is happening due to the emergence of a large number of protected and approved by master’s and doctoral theses written monographs, countless in number of scientific and theoretical, scientific and practical conferences and other forums scholars and practitioners of international, national character., the Institute of the state’s history, less than a year of its activities, twice was the organizer of scientific conferences on topical issues in the history of Kazakhstan. Despite the fact that every time invited a large number of scientists in history, there is no desirable quorum at such events. In the west, according to some sources, at such forums professionals allowed only those persons who have their own fee for participation and honored to speak with approbation of scientific ideas. We also expect invitations. In the best case the cost of expenses for the publication will be pay. Recently, we were holding the conference proceedings of the five volumes containing more than a thousand articles. It can be agreed that there is no place for approbation…

Bookshelves stores are still not exempt from textbooks and manuals that have become «best sellers», written on the basis of Marxist -Leninist methodology. We continue to receive a lot of literature from neighboring states, including Russia. They, at first glance, are written according to a new historical approach to the analysis of historical events, backed by new historical data. However it has to state categorically reasoning inherent in the literature of post-Soviet period. Apparently, it follows for the roots of «why». New generation of Kazakhstan, showing a deep knowledge about the heroes — Spartans, connecting arguments in the debate on medieval history and knowing who this Joan of Arc, recognizing «the blood and iron " principles of Bismarck in the ways of German unification. It is negligible know and do not have a clue about «Kazakhstan Spartans» like Khan Zhangir, «Kazakh Joan»- Sapar Matenkyzy… Somehow fluctuate unambiguous evaluation of Khan Abulhair…

Today, as never before, there is a need to develop theoretical and methodological parameters to study the basics of Russian history. It is recognized only by scientists. However, there is one point, the fact that in the Marxist- Leninist methodology unshakable wall stood class approach in explaining any public manifestation process. Another word it is the exclusive interests of the proletariat. Behind the working class stood «the whole world is hungry and slaves», whose interests could be solved only by destroying the foundation of all previous existence. So, people believed it. Destroying at one time the best part of the national intelligentsia and the party and the Soviet bureaucracy was easy «spotlight» as their most ardent enemies of his people, without exception. As a result, a special difficulty experience in the analysis and synthesis of the political and ideological creed, for example, Soviet S. Seifulin and non-Soviet Mustafa Shokay. Also it’s in the assessment of the Turkestan Legion against the backdrop of the great feat of the Great Patriotic War. Explanation for it we see in preserved the in Soviet era tradition of unambiguous assessment of historical facts and events.

When we talk about a unique interpretation of historical facts, we mean that we have not yet learned to speak the language of facts. Fall in love with their modern interpretation. Stories of famous example: in the archives, together with the names of Shokan Ualihanov Kenesary Khan, there is information about Erden Sandybaev. It is also know that he once fought for position Senior — Sultan of Atbasar district. His opponent was Shokan Ualikhanov. As a result of big distortion of data on elections, Shokan Ualikhanov lost. Why do we remember about it? In the latest issue of the journal «Aqiqat»«Акикат» under the heading «Bіlgenge Marzhan» «Білгенге маржан» we read the article of S. Eszhanov «Erden warrior». We will not argue the attempt of the author to enlighten modern readers about the actual merits of Erden Sandybaev. We were surprised by the ease with which he tries to do it. For example, according to S.Eszhanov from childhood he was awarded with title batyr (hero). He gives a good example. However, considering that given example, just the same size as we have already met once in I. Yesenberlin, and it has been said about the Kenesary’s actions and his children. It is confusing: where is the truth? With whose name this historical novel about such a method of forming the courage of their children was known among Kazakhs?

Second, in order to somehow mitigate the «strained» relations between Shokan Ualihanov and Erden Sandybaevym author argues that legally defeating his rival «биліктен ұлы ғалымның, өзі бас тартады». What was not, that was not there. Shokan Ualikhanov was not going to give up the struggle for power, he was shocked by impudent Russian officials who committed serious electoral fraud and inhomogeneous been repeatedly reminded of this.

Today we try to read the «true page of history», without politicization and ideological view. However at the same time, it is difficult to agree with the interpretation of the historical events of limitations in favor of modernity. The name E. Sandybaeva is associated not only with the names Kenesary Kasymova or Shokan Ualihanov. According to writer D. Doszhan in his book «Abay’s spoul» («Абай айнасы»), a tense situation developed between Sandybaev and unknown to many readers, Baubek batyr (hero). In the works of famous writers there are his visions about the reasons of the conflict between the famous hero of his time and ruler of Atbasar… However, this is not a panacea. In order to answer to what happened between the individual characters of his time, it is necessary to compare more than one example.

Opening page of a magazine, under the heading «Spiritual Heritage» I again saw the words of edification of the great Abay. Including:«… to start learning science? How to understand the science, when there is nobody to exchange a smart word? To transmit the accumulated knowledge, ask for what you do not know? What good is that going to sit in the desolate steppes, spreading canvas, with a yardstick in hand? Knowledge turns into bitterness, bringing a premature old age, when there is no person next to you with whom you can share your joy and sorrow…» These words came from the mouth of Abay while Kazakh society still does not have enough educated people.

Today, our knowledge accumulated enough and there are to whom to pass them. But today’s reader is queasy. So, now «knowledge turn into bitterness» in case if a professional will present him unreadable material.


A.Kashkimbaev, Ph.D. and associate Professor

Source: "The collection of materials of scientific and practical conference" Constitutional Initiative President - factor for further development of democracy "August 28, 2009, page 117-122.

Material provided by the Institute of History of State CS MES of Kazakhstan


Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

Главная Историческое образование Наши партнеры Аналитика и экспертиза О некоторых проблемах в изучении истории Независимого Казахстана

О некоторых проблемах в изучении истории Независимого Казахстана

12 Сентября 2013
111
0

Казахстан находится в преддверии 20-летия независимости. Эти два десятилетия войдут в историю по важности событий социально-политического, экономического характера, претворение которых потребовали неимоверных сил и напряженности в силу сжатого срока их реализации.

Советник президента США в 90-х годах прошлого столетия Брентау Скоукрофт писал на имя Президента РК: «...Ваши инициативы играют большую роль в укреплении систем региональной и глобальной безопасности, формировании безъядерного мира, эффективном  противодействии угрозам и вызовам современности» [1]. В унисон им звучат слова из Послания Короля Саудовской Аравии Фахд Бен Абделя Азиза Аль Сауда, который особо подчеркивает что все новые начинания Казахстана, во главе с его Президентом Н.А. Назарбаевым, проходят «...в то время, когда все нации и народы ищут мира, свободного от войн, конфликтов, ненависти и дискриминации, стремятся к совместному решению проблем человечества и установления мира и безопасности» и что одно из них, например, как организация и проведение съездов представителей мировых религий именно на земле древних казахов «самый успешный путь к достижению сотрудничества в мире» [1].

Бесспорно, что подобные высказывания и рассуждения мы воспринимаем как заслуженную оценку, выставленную за страдания на «тернистом пути» свободы, боль и унижения, испытанные в годы «добровольного присоединения» и за горькие разочарования, наступившие в годы социалистических преобразований.

Но боль пройдет. Раны заживут. Останется только время и годы для переосмысления, пройденного страной пути, глубокого осознания великой ценности единения, сплочения как спасительной силы, противостоящей раздору, конфликтам, как орудие гражданского мира во имя будущего человечества.

И здесь есть исторический промежуток времени, где следует особо обратить внимание именно на историю независимого Казахстана. Ведь казахскому народу как в период колониальной зависимости и даже в период братства союзных республик «знатоками» истории предписывалась не лестная судьба. Подобная тенденция, видимо, и была причиной того, что мы слышали за рубежом не только аплодисменты в честь достижений, но и выдерживали скептические утверждения, что предпринимаемые меры, дескать, носят косметический характер и призваны отвлечь общественное мнение от действительного положения вещей, которые нельзя назвать подлинно демократическими. Особую активность в критике нашей страны проявляли западные фонды и неправительственные организации, отдельные депутаты европарламента» [2, 11-12 с]

Именно долгожданные Суверенитет и Независимость позволили казахстанскому народу показать преимущества народного единства, сплоченности, веры. Благодаря чему удалось в кратчайшее время совершить парад демонстрации новых идей и начинаний. Они касаются всех сфер жизнедеятельности человечества: от гарантии безопасности в международных отношениях, до диалога и доверия между континентами, конфессиями, всеми народами. Тому наглядный пример и Астана.

Вместе с тем, восхищение услышанным, удовлетворенность увиденным это еще не все. Проходящее время все чаще навевает на глубокое осмысление этого краткого пути истории, ибо люди, приученные воспринимать в советский период все происходящее в форме катехизиса, постепенно уступают тропу свершений новому поколению, призванному быть в авангарде конкурентноспособных деяний.

Вместе с тем, и наблюдатели со стороны, и свои же иногда не всегда склонны видеть только положительные достижения Казахстана на начальном этапе независимости. Казалось бы, что действительно достигнуто? Миллиардные долги? Зияющие окна недостройки? Но и мы здесь не собираемся держать подобные факты за семью замками. Ведь цели и задачи преобразовательных процессов в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках это и есть искоренение недостатков, корни которых иногда идут далеко назад...

А разве мировая история не знает подобных фактов? Тем не менее тяжелые годы «славной революции» не стерли со страниц истории Англию - страну развитого капитала. Благодаря усилиям историков, эта страна «не пустила» поток информации о «королевском адмирале» - пирате, бороздившего когда-то моря. Америка не отказалась и не собирается отказываться от создателей «Новой Англии» - «отцов-основателей», которые по-своему решали в свое время проблему столкновения европейской цивили­зации с цивилизацией местных аборигенов-индейцев.

Не имея цельную историю Казахстана с древнейшего периода до современности, было бы, конечно, некорректным с нашей стороны, допускать какие-то упреки по вопросам истории Америки, Новой Англии. Здесь мы уже позволим себе констатировать события далекой давности, имевшие место в истории западной цивилизации, сохранившие, казалось бы, самые нелицеприятные страницы истории и в то же время демонстрирующие их как отдельные этапы становления и развития нового государственного строя, новых общественных отношений, заслуживающие внимания даже современных исследователей.

К сожалению, в попытках нового освещения истории нашего государства среди исследователей нет желаемого единства. Существенные пробелы имеются в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе истории, по линии образовательной системы. Ибо, на наш взгляд, не дифференцированы государственные стандарты между средним и высшим учебными заведениями. Что не позволяет четкому и целенаправленному изложению исторических событий, их анализа, обобщения, концентрации всех ступеней образовательной системы во имя достижения главнейших целей: патриотизма, любви и веры.

Возможно поэтому знаменитая царица саков - Томирис, в учебниках средних школ без каких-либо осложнений превращается в Тумар. Без аргументированного лингвистико-грамматического подтверждения искажаются исторические имена (Атилла - Едт). (Это тогда, когда нас упрекают в том, что в современных учебниках нам не удается правильно преподнести (или доказать правильное написание) названия казахских племен и родов, некогда вошедшие в историческую литературу по русскоязычной транскрипции!). Насколько это верно? Мы ведь не историю Всемирную пишем. А из страниц ее пытаемся увидеть касательное истории нашего Отечества. А она сохранила их. Может быть будет правильным, если История сохранит имена Атиллы, Томирис так, как они вошли в историю мира. Парадокс, если по прохождению энного времени потомки начнут писать научные трактаты, доказывая, что Тумар есть знаменитая царица саков - Томирис. Правы здесь некоторые читатели, считающие, что историки-профессионалы без какого-либо основания на это, остаются в больших случаях лишь пассивными наблюдателями. Например, в возникшем споре о Чингисхане. Не вдаваясь пока в полемику по данной проблеме лишь заметим, что «благодаря» именно Чингисхану был стерт с лица земли один из культурных центров средневекового Казахстана - город Отырар. Город, который в свое время стал родиной не одного десятка великолепных ученых... Тот самый Отырар, где по сведениям исследователей, находилась вторая по величине библиотека в мире.

Все это происходит на фоне появления большого  количества защищенных и утвержденных  кандидатских и докторских диссертаций, написанных монографий, бесчисленных по своему количеству научно-теоретических,  научно-практических конференций и других форумов ученых и практиков международного, республиканского характера. Кстати, о конференциях. За неполный год своей деятельности существования, Институт истории государства уже дважды выступал организатором проведения научной конференции по актуальным проблемам истории Казах­стана. Не смотря на то. что каждый раз приглашается большое количество ученых, занимающихся вопросами истории, нет желаемого кворума на подобных мероприятиях. На западе, по некоторым сведениям, на подобные форумы профессионалов допускаются только те лица, которые внесли собственный гонорар за участие и удостоены чести выступить с апробацией научных идей. У нас же ждут приглашений. В лучшем случае заплатят стоимость расходов за публикацию. Недавно мы держали в руках сборник материалов конференции из пяти томов, содержащих более тысячи статей. Согласитесь, тут уже не до апробации...

Книжные полки магазинов все еще не освобождены от учебников и пособий, ставших «бестселлерами», написанными на основе марксистско-ленинской методологии. Много литературы мы продолжаем получать из соседних государств, в том числе и из России. Они, на первый взгляд, написаны согласно новому историческому подходу в анализе исторических событий, подкреплены новыми историческими данными. Но приходится констатировать безаппеляционность рассуждений, присущей литературе постсоветского периода. Видимо, отсюда следует искать корни «почему?». Новое поколение казахстанцев, демонстрируя глубокое знание о героях - спартанцах, аргументированно подключаясь в полемику по проблемам средневековой истории и зная кто такая Жанна д Арк, признавая «кровно-железные» принципы Бисмарка на путях объединения Германии, ничтожно мало знают и не имеют понятия о «казахстанских спартанцах» хана Жангира, «казахской Жанне» - Сапар Матенкызы... Почему-то колеблются в однозначной оценке деятельности хана Абулхаира ...

Сегодня, как никогда  прежде, требуется выработка теоретико-методологических параметров к основам исследования отечественной истории. Это признают исключительно все ученые. Но здесь есть один момент. Дело в том, что за марксистско-ленинской методологией незыблемой стеной стоял классовый подход в объяснении любого проявления общественного процесса. То есть, исключительные интересы пролетариата. За рабочим классом стоял «весь мир голодных и рабов», чьи интересы решаемы были только путем разрушения основания всего прежнего существования. И народ поверил этому. Уничтожая в свое время лучшую часть национальной интеллигенции,  партийно-советской бюрократии,  было проще простого «высветить» их как ярых врагов своего народа. Без исключения. В результате, особое затруднение испытываем в анализе и обобщении политико-идеологического кредо,  например, советского Сакена Сейфуллина и несоветского Мустафы Шокая. Или же в оценке деятельности туркестанского легиона на фоне великого подвига участников Великой Отечественной войны. Объяснение тому мы видим в сохранившейся еще в советскую эпоху традиции однозначной оценки исторических фактов и явлений.

Когда мы говорим об однозначной интерпретации исторических фактов, то имеем в виду, что мы еще не научились говорить языком фактов. Увлекаемся их современной интерпретацией. Из истории известный пример: в архивах, наряду с именами Шокана Уалиханова, Кенесары хана, имеются сведения и о Ердене Сандыбаеве. Также известно, что он в свое время боролся за должность Ага - султана Атбасарской волости. Его соперником выступил Шокан Уалиханов. В результате грубых искажений данных о выборах проиграл Шокан Уалиханов. Почему мы об этом вспомнили? В очередном номере журнала «Акикат» под рубрикой «Білгенге маржан» мы прочитали статью С. Есжанова «Ерден батыр». Мы не станем оспаривать здесь попытку автора осведомить современных читателей о действительных заслугах Ердена Сандыбаева. Нас удивило то, с какой легкостью он пытается это сделать. Например, по мнению С. Есжанова его герой с детства был удостоен звания батыра. И приводит тому пример. Однако, если учесть, что приводимый им пример, буквально того же формата мы уже однажды встречали у И. Есенберлина, и это было сказано по поводу действий Кенесары и его детей, то смущает: где истина? В связи с чьим именем впервые прозвучала эта историческая новелла среди казахов о подобном методе формирования мужества у своих детей?

Второе. В попытках как-то сгладить «натянутые» отношения между Шоканом Уалихановым и Ерденом Сандыбаевым автор утверждает, что законно одержав победу над своим соперником «биліктен ұлы ғалымның, өзі бас тартады». Чего не было, того не было. Шокан Уалиханов не собирался отказываться от борьбы за власть, он был поражен беспардонностью русских чиновников, которые допустили грубейшую фальсификацию выборов и неод­нократно напоминал об этом.

Сегодня мы пытаемся прочитать «истинные страницы истории». Без политизации, идеологизации. Но вместе с тем, затруднительно согласиться с интерпретацией событий исторической давности в угоду современности. Имя Е. Сандыбаева связано не только с именами Кенесары Касымова или Шокана Уалиханова. Как утверждает писатель Д. Досжан в своей книге «Абай айнасы», напряженная обстановка складывалась между Сандыбаевым и неизвестным многим читателям, Баубеком батыром. При этом в произведении известного писателя есть свое видение причин конфликта между известным героем своего времени и правителем из Атбасара... Однако, это тоже не панацея. Ибо, чтобы ответить на то, что происходило между отдельными героями своего времени, нужно сопоставить не один пример.

Открыв страницу одного из журналов, под рубрикой «Духовное наследие» снова встретился со словами назидания великого Абая. В том числе: «...Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью...». Эти слова прозвучали из уст Абая в то время, когда казахское общество еще не располагало достаточным количеством образованных людей.

Сегодня же знаний накоплено достаточно. Есть и кому его передавать. Но сегодняшний читатель разборчивый. И теперь «знания обернутся горечью» в том случае, если профессионал преподнесет ему нечитаемый материал.


А.Н. Кашкимбаев, к.и.н., доцент

Источник «Сборник материалов научно-практической конференции «Конституционные инициативы президента страны – фактор дальнейшего развития демократии» 28 августа 2009 года, стр. 117-122.

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь