Главная Историческое образование Наши партнеры Аналитика и экспертиза Новое осмысление национальной трагедии

Новое осмысление национальной трагедии

12 Сентября 2013
144
0

                                                                                    «...в этом регионе советская власть устанавливалась

                                                                                                                          на трупах бедняков Туркестана,

                                                                                на трупах принесенных в жертву власти женщин и детей

                                                               (из свидетельства очевидцев: Рыскулова, Сорокина, Сафарова)»

                                                                                                                                                МУСТАФА ШОКАЙ

Современный этап истории независимого Казахстана характеризуется появлением новых взглядов, оформлением новых методологических подходов в изучении отечественной истории. В 1989 году в Казахстане было создано историко-просветительское общество «Әділет» (по примеру московского «Мемориала»). Инициаторами создания общества являлись видные ученые Манаш Козыбаев, Бейбит Койшыбаев. Общество «Әділет» поставило задачу поднять на уровень общенациональный проблемы изучение трагедии великого голода в Казахстане и реабилитации жертв массовых политических репрессий 30-х годов ХХ века. В 1992 году, к «60-летию трагедии 32-года» была организована историко-поисковая экспедиция «32-нiң зұлматы» (Трагедия 1932 года» (КазНУ им. аль-Фараби), опубликовано «Открытое письмо потомкам Алаша» Смагула Елубаева.

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию переходного периода, 11 ноября 1992 года в Казахстане была создана специальная государственная комиссия Президиума Верховного Совета Республики Казахстан, а в декабре 1992 года было опубликовано Постановление об итогах деятельности комиссии по изучению следующих документов:

Директивного постановления ЦИК и СНК республики от 27 августа 1928 года «О конфискации байских хозяйств», от 13 сентября 1928 года «О конфискации имущества крупных баев и баев полуфеодалов и уголовной ответственности за оказание сопротивления политике переселения», от 19 января 1930 года «О темпах социалистического строительства в районах сплошной коллективизации и мерах по борьбе с кулачеством и байством».

14 апреля 1993 года опубликован Закон о реабилитации жертв массовых политических репрессий, в 1995 году на заседании Национального Совета по Государственной политике при Президенте РК утверждена «Концепция формирования исторического сознания в Республике Казахстан», 30 декабря  1996 года вышел Указ Президента Республики Казахстан, согласно которому 1997 год был объявлен годом «Общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий», публикуется Распоряжение Президента РК Н.А. Назарбаева об утверждении 31 мая 1997 года Днем памяти жертв политических репрессий, в соответствии с Распоряжением выходит в свет Обращение Президента РК Н.А. Назарбаева к гражданам Казахстана «Пусть будет светлым наше будущее». Указанные официальные документы и материалы становятся главным вектором новых научных исследований.

Однако, на современном этапе на повестке дня остается ряд актуальных вопросов. Это – всестороннее, обстоятельное изучение трагедии коллективизации и массовых политических репрессий, остается вопрос о необходимости утверждения особого дня Памяти жертв голода 30-х годов.

Как отмечалось ранее, в утвержденной в 1995 году Национальным советом по Государственной политике при Президенте РК концепции «Формирования исторического сознания в Республике Казахстан», были определены следующие направления: «Приоритеты исторического знания», «Проблемы исторической науки», «Перспективы исторического образования и просвещения». В контексте данных направлений перед исторической наукой Казахстана была поставлена задача, объективного рассмотрения истории Казахстана советского периода, в том числе истории голода и политических репрессий.

В известной статье Ахмета Байтурсынова «Революция и киргизы» подчеркивалось: «насколько была понятна казахам февральская революция, настолько были непонятны реалии октябрьской революции». После февральской революции 1917 года, стремящиеся к власти большевики, обманом, страхом, насилием подчиняли массы, создавая новое общество рабочих и крестьян. Негативное отношение казахского населения к октябрьским событиям, Ахмет Байтурсынов объяснял тем, «в казахском обществе нет капитализма, следовательно, классового расслоения», Миржакып Дулатов подчеркивал «казах-киргизов нельзя делить на капиталистов, буржуев, рабочих. У нас как в Европе нет заводов, фабрик, нет миллионеров. Наш народ не делится на белую кость, черную кость, баев, рабочих, (землевладельцев, безземельных (может имущих и неимущих). Основа жизни народных масс – скотоводство. Казахская земля никогда не была в частной собственности» [1,12].

1917 год - период драматических политических событий, продолжалась первая мировая война 1914 года, втянувшая в свою орбиту около 38 государств мира, чрезвычайно сложным оставалось социально-экономическое положение России: не был решен вопрос о земле, имевший огромное значение для массы преимущественно сельского населения империи, продолжалась переселенческая политика, усилилось освободительное движение 30-миллионного мусульманского населения Российской империи.

В ситуации, когда в ходе февральских событий в центре России установилось двоевластие, а на окраинах бывшей империи возникли многочисленные самостоятельные правительства, большевики рассматривали различные варианты утверждения власти в своих руках. В поисках надежной социальной опоры Советы выбирают тактику противодействия политике Временного правительства «о войне до победного конца». В сентябре-октябре 1917 года большевики выдвигают лозунги: «Земля – крестьянам!», «Заводы и фабрики – рабочим!», «Национальное равенство – угнетенным народам!». Иначе говоря, выдвинутые лозунги о «прекращении войны», «наделении землей», «обеспечении хлебом» отвечали самым насущным требованиям масс, поэтому население оказало безоговорочную поддержку большевикам, при этом не совсем понимая их стратегические цели. Опубликованное 26 октября 1917 года на Втором всероссийском съезде Советов Обращение В.И. Ленина: «Советская власть...дает право на самоопределение всем народам, населяющим Россию», принятие декретов «О мире», «О земле», полностью оправдывали надежды большинства населения, имели огромную значимость для укрепления авторитета советской власти.

Лидеры Алаш в свою очередь надеялись на решение важнейших для казахского населения проблем (национально-государственное строительство, земля, переселенческая политика, действия русских казачьих отрядов и др. ) Временным правительством. Они с сомнением относились к решению Советами данных вопросов на основе классового подхода [2, 133-134].

Мустафа Шокай приводит следующую характеристику Жусипбека Аймауытова о ситуации, в которой оказались казахи в первые годы советского строительства: «война, революция, грабежи, голод, национальная независимость, автономия...это понятия, которые ранее и не снились казах-киргизскому народу, внезапно они оказались в объятиях голода и  чрезвычайной нищеты (казах-киргизы)...такое понимание социалистической революции прозвучало на съезде работников политико-просветительных учреждений в г.Кызыл-Орде» /Шоқай М. Советтер қол астындағы Түркістан (характеристика диктатуры пролетариата) [3, 142].

Как показали последующие события, сомнения казахской интеллигенции были не беспочвенны. Видевшие непоследовательную политику большевиков, сердцем чувствовавшие беду, лидеры Алаш поплатились за свое «инакомыслие», подверглись массовым репрессиям, уничтожению. «Политика массовых репрессий проводилась административно-командной системы против «классовых врагов», «националистов», «инакомыслящих», «социально-чуждых элементов»...в это время были репрессированы 44 представителя алашской интеллигенции, трое из них Жусипбек Аймауытов,  Абдрахман Байдильдин, Динше Адилов приговорены к расстрелу (приговор приведен в исполнение). Остальные получили различные сроки заключения» [4, 603]. Здесь необходимо сказать о найденных в архиве «списках 520 алашордынцев» [5]. Списки содержат ряд сведений, которые по различным причинам не дошли до массового читателя...

История движения Алаш, судьбы репрессированных представителей национальной элиты являются объектом глубокого научного анализа профессионального историка Мамбета Койгельдиева, который делит политические репрессии на пять этапов:

1) 1918-1920 гг. – охватывают период революции и гражданской войны;

2) 1923-1932 гг. – начинается с прихода к власти И.В. Сталина, заканчивается первой пятилеткой;

3) 1932-1937/38 гг. – берет начало со второй пятилетки, заканчивается годом пика политических репрессий;

4) 1940 год (конец) – 1950 год (начало) – начинается с репрессий в военные годы, заканчивается смертью И. Сталина;

5) 1985-1991 гг. – восходит к делу о «казахском национализме» в период правления Д.А. Конаева («Казахское дело»), заканчивается репрессиями против декабристов.

Важнейший вывод автора: последний этап политических репрессий характеризуют признаки явного краха социалистической системы, при этом тоталитарный режим демонстрирует свою нежизнеспособность без проведения постоянных репрессивных мероприятий [6]. Такова история «перманентных политических репрессий» большевиков, берущая начало с далекого 1917 года.

В средствах массовой информации часто пишут о том, что политика насильственной коллективизации была трагедией не только казахского населения, пострадали народы Поволжья, Западной Сибири, Украины, Белоруссии и др.. В последних публикациях историка-демографа М.Асылбекова «Всесоюзная перепись 1933-1937 гг. (секретная)», приводятся разные данные по численности населения советского государства. В 1933 году – 168 млн., 1937 год – 180 млн., и 162 млн. человек [7]. Засекреченная  перепись 1937 года должна была скрыть от мировой общественности подлинные цифры о количестве погибших от голода и массовых политических репрессий. Численность казахского населения в первой четверти ХХ века определялась в 6 млн. человек, в годы голода и репрессий погибло более половины казахов. Современные исследователи приводят еще более высокие показатели погибших. К примеру, известный историк К. Есмаганбетов пишет: «учитывая количество не родившихся детей, казахи потеряли в 1932-1933 годы около 4 миллионов человек» [8, 114]. 

Трагические события голода приходятся на годы первой пятилетки советской власти (1928-1932). Об этом периоде видный деятель алашорды – Алимхан Ермеков писал: «октябрьская революция вступила в свои законные права в Казахстане, начиная с 1928 года. В этот период были уничтожены основы степного полуфеодализма и зарождавшегося капитализма. Ранее занимавшиеся политикой люди, все казахское общество должны были пройти через испытания трагического времени» [9, 202].

В эти годы власть оказалась в руках известного политического деятеля большевиков Ф.И.Голощекина (1925-1933). Развивая теорию «Малого Октября» (истоки восходят к Великому Октябрю), он безжалостно убирал с дороги политических противников, группируя вокруг себя «малодушных исполнителей». В результате данной репрессивной политики пришла в упадок многовековая практика традиционного казахского скотоводства.  Резко сократилось поголовье скота, данные о численности которого заполнились дутыми показателями. К примеру, в 4-томах следственных материалов личного дела Абилхаира Досова показано: «В 1930 году была создана комиссия по учету поголовья скота, с целью выполнения плана мясозаготовок (председатель О.Исаев). Комиссия свела на нет данные З.Торегожина о 4-4,5 млн. поголовья скота, распространила сведения о наличии около 14-15 млн.голов. В краевом комитете были даны сведения о 21 млн. голов скота. На бюро Казкрайкома приведший реальные цифры З. Торегожин был подвергнут уничтожающей критике» [10]. На сокращение численности поголовья влияли также погодные условия, джут, эпидемические болезни скота.

Именно в этот период на арену исторических событий 1930 года выходят видные представители национальной интеллигенции, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Исаев, Н. Нурмаков, С. Кожанов, Ж. Мынбаев, известные казахские «националисты». «Государственная независимость, национально-освободительное движение, земля, другие общественно-политические проблемы, поставленные ранее на повестку дня представителями алашской интеллигенции получили второе дыхание, новое направление в деятельности Т. Рыскулова, С. Аспандиярова, С. Кожанова. С. Садвакасова, Ж. Мынбаева». В период утверждения тоталитарного режима, в новых политических условиях движение сопротивления получило развитие в эмиграции. Свидетельством этому является деятельность Мустафы Шокая, который на протяжении 10 лет (1929-1939) в Берлине выпускал журнал «Яш Туркестан», публикуя в нем актуальные материалы [11,249]. Известно, что на протяжении 20 лет эмиграции Мустафа Шокай тщательно изучал все материалы,  касающиеся исторической родины, давал анализ всех актуальных проблем и событий. Он не оставил без внимания проблему голода в Казахстане.  Так в 1918-1922 годах в журнале «Новый мир» была опубликована статья «Голод в казахском крае». Мустафа Шокай пишет, что ее автором не является Ахмет Байтурсынов. Советская цензура изменила статью на 99%, так как А. Байтурсынов никогда не пишет статьи, в которых реальные факты не соответствуют действительности,- делает вывод Мустафа Шокай [12].

Великий голод 1932-1933 годов охватил казахскую степь, о его причинах, экономических и демографических последствиях писали Т. Рыскулов, О. Исаев, Г. Мусрепов, М. Гатаулин, М. Даулеткалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев и другие казахские интеллигенты в своих официальных письмах в Москву (И.В. Сталину), в Кызыл-Орду (Ф.И.Голощекину). Эти письменные источники известны в истории как «Письмо Сталину», «Письмо пятерых».

В годы коллективизации трагическую тему поднимали представители творческой интеллигенции, среди них произведения представителей  Алаш, Сакена Сейфуллина «Кызыл ат», Ильяса Жансугурова «Конфискация», «Жут-жети агайынды». Турсынбек Какишев пишет: «В 1936 году, 10 января в городе Минске на пленуме Союза писателей СССР, неожиданно жесткой критике подвергся Сакен Сейфуллин. Поэма «Кызыл ат», в которой поэт показал трагедию казахской степи, бездушных чиновников в образе «старого райкома», принесла беду. «Ошибки сродни троцкизму», это утверждение ставившее Сакена в ряды троцкистов, было гибельным для того времени» [13, 352 ]. 

В поэме «Жут - жети агайынды» показаны факты каннибализма в казахской степи: «Күнiне қазақ мыңдап өлiп жатыр, Тұқымы сағат сайын кемiп жатыр. Өз баласын өзi үйiтiп, сирағын жеп, Көр азабын тiрiдей көрiп жатыр» (Каждый день умирают тысячи казахов. С каждым часом уменьшается потомство. Обгладывая кости своих детей, они превращаются в живых мертвецов) [14]. Так показана страшная историческая действительность в произведениях художественной литературы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть – казахский народ выжил, выстоял в трагические дни страшных джутов, войн, но не смог вынести трагический голод в период господства советского тоталитарного режима. К сожалению, экономические и демографические последствия трагических событий ощущаются до сих пор. Помнить горькие уроки истории, миллионные жертвы великого голода – долг потомков.

Әдебиеттер:

1. Қазақ ұлт-азаттық қозғалысы. – Алматы: «Ел-шежіре», 2007. 4-ші Т: Қазақ съездері. Құжаттар мен материалдар жинағы. Сәуір 1917 ж. – желтоқсан 1919 ж. Казахские съезды. Сборник документов и материалов. Апрель 1917 г. – декабрь 1919 г. – Т.4. - 352 б.

2. Нұрпейісов К. Алаш һәм Алашорда. Алматы: Ататек, 1995.-256 б. 

3. Шоқай М. Таңдамалы шығармалар: Үш томдық. 3 – т. – Алматы: «Қайнар» баспасы. -2007. -384 б.

4. Омарбеков Т. Саяси қуғын-сүргін. Қазақ Ұлттық Энциклопедиясы. - Т.7.-Алматы, 2005. – 728 б.

5. Алаш айнасы. - № 92. 31.05.2011.

6. Қойгелдиев М. Жалпыхалықтық қасіретті естен шығару қоғамның өзі үшін де қауіпті /Алаш айнасы. - №92. 31.05.2011.

7. Асылбек М., Ж. Асылбекова. Құпия санақ болып есептелген 1939 жылғы Қазақстан халқы туралы мәліметтер не дейді? http//www.egemen.kz.

8. Есмағамбетов К. М. Шоқай қазақтардың ашаршылыққа ұшырауы туралы» ҚазҰПУ, №2 (29), 2011. 107-114 бб.

9. Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. Трехтомник. Т.2. –Алматы: «Ел-шежіре», 2011. -376 б.

10. Мұсырман К. Қан тамған қолжазбалар. Егеменді Қазақстан. 10.04.1992.

11. Қойгелдиев М. Алаш қозғалысы.ҚҰЭ.-Алматы,1998. -720б.

12. Есмағамбетов К. М. Шоқай қазақтардың ашаршылыққа ұшырауы туралы» ҚазҰПУ, №2 (29), 2011. 107-114 бб.; Көлбаев Т. Мешін-тауық жұты./ Алаш айнасы. 20.04.2012. 

13. Кәкiшев Т. Көп томдық шығармалар жинағы. – Алматы: «Қазығұрт» баспасы, 2010. -352 б; Құрманғалиева Р. «Қызыл ат» поэмасына жаңаша көзқарас //Астана ақшамы. 28 ақпан, 2012.

14. Көлбаев Т. Ұлт зиялылары ашаршылық тұсында./http://abai.kz/.

Кулпаш Мырзамуратовна ИЛЬЯСОВА

Кандидат исторических наук., доцент, ведущий научный сотрудник Института истории государства /Казахстан

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь