Главная Междисциплинарные исследования Методологические труды Гендерная история Проблемы обеспечения гендерного равенства в Казахстане

Проблемы обеспечения гендерного равенства в Казахстане

11 Сентября 2013
771
0

Достижение гендерного равенства является одним из основных факторов устойчивого человеческого развития. Вопросы гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин были включены в повестку дня всех наиболее важных конференций ООН, включая Саммит тысячелетия, прошедший в 2000 г. в Нью-Йорке. Данное событие явилось самым представительным собранием на высшем уровне, созванным для обсуждения вопросов мира и развития. Декларация тысячелетия, принятая представителями 191 страны, включая 147 глав государств, представляет собой важнейший из когда-либо составленных программных документов по вопросам развития.

За годы независимости в Казахстане проведена большая работа по интеграции Казахстана в мировое сообщество. В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицирован факультативный протокол к данной конвенции, и в 2001 году Республикой Казахстан был представлен отчет в ООН о выполнении конвенции, получивший положительную оценку. Ратифицированы конвенции ООН «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины», шесть конвенций Международной организации труда, в том числе «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности». Для решения проблем семьи, женщин и детей в 1995 году Главой государства был создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Советом была разработана и распоряжением Президента Республики Казахстан от 5 марта 1997 года № 3395 одобрена Концепция государственной политики улучшения положения женщин в Республике Казахстан. В 1998 году Совет был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Национальной комиссией в 1999 году впервые был разработан Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1999 года, №999. Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 учреждена должность Уполномоченного по правам человека, в аппарате которого работает специалист по гендерным вопросам. Для наглядного отражения гендерных отношений в стране выпускается специальный ежегодный статистический сборник «Женщины и мужчины Казахстана». Для защиты интересов семьи, женщин и детей на законодательном уровне в Парламенте Республики Казахстан создана депутатская группа «Отбасы» («Семья»).

Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова отметила, что за последние годы в Казахстане существенно возросла доля женщин в законодательной, представительной и исполнительной ветвях власти. В Мажилисе парламента количество женщин-депутатов возросло вдвое по сравнению с предыдущим созывом и составляет 20% от общего количества мажилисменов. В областных, городских и районных маслихатах количество женщин-депутатов составляет 17 % от общего числа депутатов, рекордсменом является Маслихат Костанайской области, где доля женщин составляет 36 %.  «Сегодня женщины охотно идут на службу обществу, в различных органах исполнительной власти трудятся 54 тысячи женщин или 58% от общего количества госслужащих», - отметила Абдыкаликова. При этом доля женщин – наемных работников в экономике страны составляет, по ее сведениям, 46 % от общего количества работников. Вместе с тем, министр отметила, что средняя по стране заработная плата женщин составляет пока лишь 64% от средней зарплаты мужчин.

Концепция гендерной политики в Республике Казахстан определяет основные принципы, приоритеты и задачи гендерной политики в Казахстане. Основные принципы гендерной политики устанавливают гарантированные Конституцией Республики Казахстан равные права и свободы для женщин и мужчин.

К задачам гендерной политики в Казахстане относятся:

- достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах;

- обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития своего бизнеса и продвижения по службе;

- создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье;

- свобода от насилия по признаку пола.

Концепция разработана на основе Конституции Республики Казахстан, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, рекомендаций ООН по ее выполнению в Казахстане, других ратифицированных международных договоров и соглашений. Концепция гендерной политики в Республике Казахстан рассчитана на современный период стабилизации социально-экономического положения населения и устойчивого роста экономики страны (до 2010 г.), а также на долгосрочную перспективу (до 2030 г.).

Тем не менее, следует признать, что различия в положении женщин и мужчин в Казахстане все еще существенны. Гарантированные Конституцией равные права не подкреплены гарантированными возможностями. Женщины недостаточно представлены на уровне принятия решений, т.е. практически отсутствуют на высоких должностях, существует гендерное неравенство на рынке труда.

Способы достижения гендерного равенства различаются в зависимости от многих социальных, экономических, политических и культурных факторов, характерных для данного общества. Феминистки видят причину социального неравенства, в частности подчиненного положения женщин, в эксплуататорской сущности капиталистической или патриархальной систем, т.е. гендер является аспектом классовой стратификации. Только с ликвидацией самой системы, считают они, возможно решение проблемы неравноправного положения женщин.

Важное методологическое значение для анализа гендерных отношений через призму социально-организованных отношений власти и неравенства имеют положения двух концепций феминистской социологии – теории социального конструирования гендера и теории гендерной системы. Большую роль в ознакомлении и осмыслении данной теории, адаптацией их к постсоветскому пространству сыграли российские социологи Е. Здравомыслова и А. Темкина, посвятив им ряд работ.

Гендерное неравенство препятствует формированию полноценных типов социальной деятельности, учитывающих опыт обоих полов, так, ограниченное участие женщин в политической жизни, отстранение женщин от власти на любом уровне будет ограничивать эффективность государства и его политики.

Женщины Казахстана, по крайней мере, активная их составляющая, обрели высокий уровень политического сознания  и политической культуры, сознав важность женского представительства в структурах власти; формируется новый феномен женского предпринимательства в Казахстане. Гендерный аспект рассматривается  казахстанскими учеными как немаловажное условие политической институционализации среднего класса.

 Тема гендерного равенства в Казахстане стала весьма актуальной в свете подписания Президентом РК Закона «О равных правах мужчин и женщин в Казахстане» - 10 декабря 2009 года. Для поколения молодых казахстанцев тема гендера ассоциируется с женскими вопросами. Международные и отечественные эксперты под гендерным равенством подразумевают такое состояние общества, когда мужчины и женщины имеют примерно равные доли в социальной власти и равный доступ к общественным ресурсам (материальным, финансовым, информационным, культурным, природным и т.д.).

Гендерное равенство, по мнению экспертов, даст возможность лучшему раскрытию потенциала женщин, позволит видеть в другом человеке личностные достоинства более полно, а также устраняет иждивенчество и патернализм в отношении близких людей. Многие социальные проблемы, возникшие в нашем обществе, тяжелым бременем легли на плечи женщин. Существует дискриминация женщин в семье, обществе и государстве. Реальный путь влияния на политику в данном вопросе - широкое вовлечение женщин и молодежи во властные структуры. Необходимо реализовать те лозунги, которые были пустым обещанием в условиях прежнего режима. Женщина призвана не только заниматься проблемами семьи, но и сама выбирать сферу своей деятельности. Сегодня женщины не в полной мере участвуют в принятии государственных решений. Необходимо принять государственную программу решения проблем женщин. Женщины возглавляют государства, становятся министрами и ведущими политиками.  В программе бывшего Либерального движения Казахстана заявлялось о необходимости расширения возможностей для женщин участвовать в политической жизни и занимать руководящие позиции на всех уровнях общества, как в государственном, так и частном секторах.

Таким образом, для того, чтобы было достигнуто гендерное равенство, необходимо обеспечить формально-юридическое равенство прав во всех сферах жизни. Далее необходимо принять меры, направленные на устранение тех исторических и социальных условий и факторов, которые не позволяют женщинам и мужчинам «играть» по одним правилам. Равенство – конечный результат, и оно достигается тогда, когда законодательно закрепленные равные права подкрепляются специальными социальными программами: например, целенаправленная подготовка женщин-предпринимателей в сочетании с гендерно чувствительными условиями кредитования является проявлением гендерного равноправия в целях обеспечения равенства в доступе к ресурсам. Реализация программ позитивных действий для выправления гендерного баланса в государственных органах или в частном секторе способствует укреплению гендерного равноправия и работает на достижение конечной цели – гендерного равенства.

Литература:

1. Данные Информационного агентства Новости Казахстана // 25 ноября 2009 г.

2. Концепция гендерной политики в Республике Казахстан// Одобрена постановлением Правительства РК от 27 ноября 2003 года №1190.

3. Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы  Вопросы экономики, №4. 2000, с.55; Здравомыслова Е., Темкина А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии  //Социс, №11, 2000; Темкина А. Женское движение как общественное движение: Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Под общ. ред. В.И.Успенской. Тверь

4. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // в кн. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Уч.пособие. Под ред. И.Жеребкиной. ХЦГИ. СПб. 2001; Социальное конструирование гендера: феминистская теория// в кн. Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Под общ.ред. В.Н. Успенской. Тверь, 1999 и др.

5. Ельмуратов Г.Ж. Становление и развитие среднего класса Казахстана как субъекта политической модернизации. Дисс. к.полит.наук, - Алматы, 2009. – 154 с.

Б.Ж. Ельмуратова к.и.н., доцент, ПГУ им. С.Торайгырова, г. Павлодар

М.Н. Аубакиров магистр, преподаватель ПГПИ, г. Павлодар


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь