Главная Междисциплинарные исследования Этнография Абыз - институт жреческой традиции тюрков-казахов

Абыз - институт жреческой традиции тюрков-казахов

06 Сентября 2013
194
0

Алпысбес Махсат Алпысбесұлы

Доктор исторических наук,

заведующий кафедры Евразийских исследований

ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (г. Астана)

АБЫЗ – ИНСТИТУТ ЖРЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

ТЮРКОВ-КАЗАХОВ

В обыденном понимании абыз – человек, много повидавший в жизни, старожил, старец, соответственно, умудренный опытом жизни, много знающий человек. Абыз в традиционом обществе – это и  звездочет, мудрец и прорицатель, ясновидящий, читающий звезды, оратор, пропагандист. Абыз – своего рода уникальный человек, обладающий особым чутьем, интуицией, проницательностью сознания, а абызство – школа традиций и знания, особые явления, ставшие основой духовных ценностей. Он является продолжением тюркского шаманства, традиций бахсы.

Социальная функция абыз формировалась с древности. Мировоззрение во времена тюрков было идеализированным, благодаря влиянию, с одной стороны, сущности абызов и выполняемой ими роли, с другой стороны, образцам искусства и произведениям. Абызы, опирались на основы божественного миросозерцания т.е. тенгрианства. Формировали общественное сознание с этих позиций. Исконные бахсы близки к природе, а жизнь их была полна тайн и созвучна с природой.

Легендарный родоначальник музыкального искусства у казахов, прозванный ими «Кюй атасы Коркыт» это почтенный абыз – баба, хотя он был выразителем охватившего сознание тюркских народов, заселявших Туран, религии тенгрианства, он, после принятия тюркскими народами ислама, близко соприкоснулся с исламским миром. В книге «Коркыт ата» просматриваются изменения в тенгрианском сознании и мировоззрении, а также зачатки первоначальных тенгрианско-исламских маргинальных представлений, их природа.

В казахском быту представления абызов также приобретают особый общественный статус. Если верблюд в казахской сахаре использовался в целях перевоза при кочевке, то традиция передвижения верхом на буре (верблюде-производителе) была характерна только для абызов.

Традиция абызства с отзвуками шаманства существуют и у других тюрко-монгольских народов. Если сравнить напевы, зовущих своего создателя абызов со словами казахских  дервишей (диуана), то много содержательных, образных созвучий. То, что сам Коркыт, атакже абызы до него были проводниками чисто тенгранского мировоззрения, и это историческая правда.

В песнях Коркыта Коркыт ата, как бы он ни был в рамках исламского мировоззрения, тенгрианские представления просматриваются в разных местах. И в фольклоре и песенной традиции тувинских и урянхайских бахсы и балгеров (знахарей, гадателей) они прозывались «повернувшие вспять поток воды», а также исцеляющий, всевидящий. Они на самом деле обладали даром знахарства и ясновидения. Как правило, в руках абыза был священный инструмент – кобыз.

Слово абыз (~абыс,~абуз) есть и в языке восточных тюрков. У татар и калмыков абыз – наставник, учитель, проповедник мусульманства. При кочевом образе жизни казахов общественно – духовный статус и место абызов было очень значимым. Абыз в древности – это ученый, знаток, прозорливец; прорицатель, знахарь (балгер); в религии шаманов занимающий в народе должности муллы, суфия, бахсы; у тюрков слово, производное от общего для слов со значением яд, волшебство, магия корня «ап», в турецком языке hafiz – человек, знающий наизусть весь коран; abit – человек, служащий богу, верящий в одного бога человек; в якутском языке слова аба, абла, абыс, ап в семантическом плане очень близкие понятия; в исследовании В.Радлова говорится , что абыс – ата, духовный наставник (священник).

Однако абыз не арабское слово, это древнее тюркское слово. Арабы пришли в Туран только в VIII веке. До этого разве что туранцы ходили в арабские земли, арабы в Туран не приходили. У русских понятие абыз употреблялось либо в религиозном значении, либо в отрицательном смысле. Например, абыс – м.ряз.тамб мулла, татарский поп; поганец, нечестивец, негодяй, неслух, околотень, наглец (Даль. Русс. Сл.). Корневую морфему этого слова также составляет понятие аба. Например, абдыра – большая разновидность сундука, абжылан – большая змея, айдахар. Аба – соответствует значению большой, могучий. Знаки, показывающие родственные алтайские народы как близкие, однородные; просматриваются в генезисе языков, при выявлении их особенностей. В структуре языка минимальными единицами являются фонемы и морфемы. Фонема – наименьший структурный элемент, несмотря на малое их количество, они выполняют множество функций, так как встречаются в начале слова, в середине и в конце. Морфема, являясь большей в структурном отношении по сравнению с фонемой единицей языка, в плане семантическом подчиняется фонеме. Фонема и морфема по значению уступают слову, но и они способны создавать в отдельных случаях особые значения.

Самая первая и простая форма фонемы – это, по-видимому, звуки а, е. Также в структуре тюркских языков эти два звука переходящие (например, ана (мать), ене (свекровь)). У любого народа ведь самыми главными значениями обладают слова ана (мать), апа, ата (бабушка, дедушка), аға (брат)?! Здесь – корневая морфема а свойственна всем алтайским языкам. В древнетюркском языке прибавлением суффикса ға к корневой морфеме а образовано слово аға (брат).

В древних письменных памятниках слово аб имеет значение – охота на зверя, обманным путем загон зверя в ловушку. Надо хорошо понимать границы этих двух понятий. В якутском языке аб-а, ап-у имеет значение чудо, волшебство, колдовство, заворожить вскружить голову, также означает корень растущей в воде ядовитой травы, горький вкус. Первоначально древние охотники при ловле зверя часто опирались на магические приметы, использовали различные уловки и ухищрения.

В среде тюркоязычных народов, в местных диалектах, в данных чагатайского языка слово аба известно в значении аға (брат), ата (дед), әке (отец), ұлы (великий). То есть, под аба надо понимать: большой, великий человек, имеющий достоинство, личность. Баба – человек в возрасте, много видевший, умудренный старец. Первоначальное значение этого древнего слова – самый старший из родственников по мужской линии. Теперь попробуем установить путем этимологического анализа глубинное значение производного от слов аб, аба понятия абыз. Слово абыз также развилось из понятия аб, аба.

Здесь по-видимому суффикс –ыз использован для создания значения делающий, создающий (создатель). Аб – чудо, волшебство, или аба – большой, старший. Абыз – обладающий силой волшебства, создающий чудо, создающий старшинство, величину. У казахов есть старое слово абақ, его значение: большой, великий, аға (брат). (Абақ керей – большой керей, то есть основное племя кереев). Из потомков Чингис хана в истории известен торе по имени Абак хан. У казахов есть тамга Абак. Кроме этого у древних тюрков слово абақ было связано с древними космологическими знаниями, понятиями. По сведениям великого ученого А. Машани (Машани Ж. Шанырак. –А., 2008, -236 с. – с.167) исконное толкование значения слова абак – огородить, обозначить, или сохранить лучи света/тени таких небесных светил как Луна и Солнце, падающие на землю.

Значения слов абақ, абақты (тюрьма) исходят из этого, отмечает ученый. Его образец ученый так характеризует: первоначальный вид абака – заполненный песком сундук (деревянный сундучок) – падавшие на него лучи небесных светил обозначались на песке камнями, горошком, катышками или воткнутым прутиком. На поверхности этого песка также стали обозначать особенности земной поверхности, горы, реки. От этого произошло создание карты Земли, Неба. Человек сначала стал учитывать и осваивать время и пространство. Позднее, нанизывая камешки на нитки, выработали способность передвигаться в соответствии с этим. Раньше всего турановцы обозначили семь небесных светил, первым назвали Луну, затем Солнце.

Существующее у казахов выражение «Ат байладым Абаққа» («Привязал лошадь к Абаку») – отпечаток этих космологических представлений. В значении слова Абак сохранился один из ранних знаков древней культуры. В представлении древних тюрков слово Абақ (аб+ақ=большой+ақ) охватывает понятие космос и далее было похоже на древние исчисления времени по звездам. Это учение древних тюрков о космическом исчислении позднее приняли и развили арабы. От арабов дошло до народов Европы.

Бывший для казахов великим учителем А.Машани говорит о том, что исчисление по Абаку в истории науки занимает особо важное место, что от Турана оно распространилась у арабов, что средневековый итальянский мыслитель Леонардо Пизанский (1175-1240) арабскую книгу исчислений (задач) перевел в 1202-1228 годах на латинский язык и выпустил.

 Отец этого пизанского Леонардо Фибоначчи (итал. LeonardoPisano, Fibonacci) Боначчи, был итальянским купцом. Он, будучи в Алжире и Египте по своим торговым делам, обучал своего ребенка в арабской школе. Леонардо, благодаря отцу, получил глубокие знания по математике, распространил его на Западе, написал первые учебники по арифметике и алгебре.

Труды взял из алгебры Мухамеда бен Мусы. Таким образом Леонардо стал для своего времени крупнейшим представителем западных математиков Средневековья. Взяв у арабов способы и пути использования алгебраических задач в геометрии, показал это впервые европейцам. В написанной книге он сохранил без изменения название тюркского абака. Он перевел также три известные книги «Книга Абак» («LiberAbaci», 1202), «Практическая геометрия» («PracticaGeometriae», 1220), «Книга квадратов» («Liberquadratorum», 1225).

Европейцы использовали и дальше развивали эти труды вплоть до Декартовских времен. (XVII). До этого времени в Европе не было учебника по алгебре. Леонардо много лет жил в странах Востока. Здесь было сказано о том, что важными для тюрков девятью числами и цифрой ноль можно обозначить любое количество. У казахов есть пословица «не знающий счета - осёл». Она показывает уважительное отношение казахов к науке счета. В соответствии с толкованием исследователя А. Махмудова абжылан – хитрая змея. Большая вода, река аб (Обь). В Сибири есть топоним Абакан. Большую, используемую в качестве верхней накидки одежду казахи называют аба. Абакан называли применяемый при ловле рыбы вид сети, а также обыкновенные счеты. Впоследствии от корня этого слова образовано слова абакты (тюрьма). Горы в виде кургана, ограждения загона, называли аба. Стойло для привязи лошади и для овса также называли аба. Поэтому с семантической точки зрения слово аба охватывает также значения, как внешний, то, что находится снаружи, большой, просторный, также кров, укрытие. У казахов в большом количестве сохранились легенды, характеризующие мир неба, космоса. Отзвуки древних космологических знаний, сохранивших признаки старой культуры Турана и перешедших Шумерам.

У казахов есть выражение: «Снаружи абыз, внутри спесивец» (Сырты абыз, іші желғабыз адам) выражение быть под чьим-то абызом содержит значение быть кому-то подчиненным. Подоплека этого значения в следующем: в старые времена у казахов абыз был главой рода (ру), поскольку он был аксакалом рода, старейшим, то у слова абыз сформировалось значение вообще старшинства. Как слово шежире (родословное) тюркском языке было сходно с арабским словом шаджара, так и слово абыз было созвучно и близко по значению арабскому хафиз/сақтаушы (хранитель). С этой точки зрения абыз близко по значению слову шежіреші – специалист по родословным книгам.

В казахской родословной, в ряду древних абызов были Койлыбай абыз, Нысан абыз, Курманбай абыз, Сабирбай абыз, Сары абыз, Ботан абыз, Караман абыз, Кошербай абыз, Мастек (Кудайберген) абыз, Дансат абыз, Утемис абыз, Байконак абыз, Курманбай абыз, Шаншар абызы. Дети Шаншара абыза – Келдибек, Тыныбек, Есиркеп, Жанибек, от Келдибека родились Асан, Усен, Бадана, Бодене, Садибек, Казыбек. Казыбека Келдибекулы прозвали Каз даусты Казабек би (судья). На своей родине он подвергся гонениям и отыскал родной край Шаншара абыза, где нашел приют.

Путникам, которые пришли из Малого жуза, Шаншар абыз сказал так: «Занятие джигита, родившегося молодцем, зависит от него самого, участь скотины своя. Если с родных мест уходит народ, то наступает джут, если же прибывает к народу народ, то – благо, достаток. Никто не сможет, облизывая полноводную реку, сделать ее воду поганой, никто не потушит огонь дутьем». Напротив сидящие воспринимали эти сказанные слова как правильные, истинные. «У склона горы пусть прибавляется скот, в постели пусть прибавиться голова» налагают при сватовстве. В результате этого Келдибек жениться на Токмейил. У Токмейил ана родились шесть сыновей: Казыбек, Садибек, Асан, Усен, Бодене, Балапан. В казахской литературе много писателей, создавших образ абыза. Шакарим, поведавший историю Енлик-Кебек, очень ярко показал образ Нысана абыза: «В те времена был провидец Нысан абыз, был он настоящим большим бахсы. Кто знает, дурь ли он говорит, или правду, но поговаривают, что сказанное им сбывается». «В те времена мало-мальски понимающего письмо человека называли абыз.

Следовательно абыз – это имя, которое давали последователи религии шаманов своим муллам» (Абай). «Умный, мыслящий, честный старец, получающий известие из неведомого, провидец, предсказывающий будущее, был абызом» (Шакарим). В записанном Машхуром Жусупом Купеевым бата (благословение) «Слово бахсы» упоминаются имена абызов – святых угодников, чудотворцев, благочестивых старцев, среди них имя Каз дауысты Казыбек бия называется два раза:

«Сначала, Боже, ты поправь!

Ты поправишь нас – мы здесь!

Наше желание – дай: бесплодным дай ребенка!

Добрый Боже, богатый боже!

Сначала мой Бог создал Небо, затем создал Землю!

Верую во-первых, Боже, в тебя!

Во-вторых верую, Мухаммед, в тебя!

Кому-то мы стали рабом, кому-то последователем.

В третьих – четыре хранителя. В-четвертых – восемьдесят восемь благочестивых старцев-шейхов. Сто двадцать четыре пророка. В Мекке – святойугодник, в Медине – святой угодник! Чингисхан тоже святой угодник!

На вершине горы Кызыл тау дева Святая угодница, рядом с Баянаулом – Коныр святой угодник, на вершине горы Огизтау – Бык святой угодник (здесь и далее тотем), на вершине горы Кошкартау – Архар святой угодник.

Ата горного лося, вышедшего изнутри змеи айдахара, думал мертвый – оказалось не мертвый, думал живой – оказалось не живой, Коркыт, святой угодник! Ата Уаков – храбрый Кокше: символ его храбрости – пришедшие под его лук – множество людей, пришедшие под его ружье – тысячи людей! Сары, Баян, Сарша, Отеули! Триста выращенных коней – выпустил на байгу Корпебай, ата Аргынов – Каракожа, среди ханов – Аблай, простолюдинов Казыбек. Босоногий Азиз, дервиш, мой святой покровитель. В Тортууле – Торайгыр, дядя по материнской линии – Тункат из рода Жагалбайлы, Кабанбай из рода Каракерей, Каз даусты Казыбек… ».

Только тот, кто предугадывает направления движения во времени, все существо которого пронизано синкретизмом искусства, слово молвит блестящий оратор, мыслит перед нами ясновидящий вождь, тот, кто смог стать сердцевиной духовного мира народа настоящая, гениальная личность, твердо стоящая на земле, может достигнуть уровня абыза. Говорят, царь Персов Дарий сказал: «Чтобы стать стабильным государством, надо предусмотреть единство языка народа, единство религии». Абызы выполняли эту обязанность, обязанность абызов – стоять на страже духовного единства общества, поддерживать в нем это стремление.

В исторических источниках говорится, что народы Турана, древние уйсуны, гунны предусмотрели в многоступенчатой властной структуре должность абыза. В стране древних уйсунов главные решения принимали – состоящие в акимате Кун бия – главный визирь, главный командующий, дарту – главный исполнитель поручений при главнокомандующем, абыз – главный предсказатель, представитель народа – бек, бек орды, сопровождающий; таким образом, 9 ступеней власти; у гуннов главные решения принмали правящая система Таниркута, которая состояла из 24 должностных чинов военного акимата.

Двенадцать из них занимали должности ниже Таниркута, его левая рука, они состовляли левое крыло и стояли с восточной стороны, правое крыло, стоящее с западной стороны, состовляли стоящие ниже Таниркута, его правая рука также двенадцать должностных чинов. Все 24 значимые должности занимали близкие Таниркуту тысячник, сотник, десятник, младший хан, мудрый исполнитель поручений, дувей, данга, сака.

В первый месяц нового года руководители страны собирались в орде Таниркута и приносили весеннюю жертву. Отмечать новый год весной – это традиция тюрков. Это очень умное явление. Значение имени Таниркут: образ сановника Куна как достояние небесного бога. Значимые должностные ступени руководящий чинов государства без изменений, традиционно находили свое продолжение и обновлялись на основе исполняемого абызами божественного провиденья.

У древнего народа уйсунов 15 должностных сановников занимали самые высокие руководящие посты в государстве. В центре этого устройства чинов военного акимата турановских гуннов и уйсунов значимая должностьглавного мудреца абыза, уважаемого абыза, третейского судьи абыза. Мудрый абыз обладает даром ясновиденья, предвидящий дальнейшую судьбу общества, что встретится на его жизненном пути.

Уважаемый абыз, как правило, астролог-звездочет, читающий по звездам, знаток природы, обладающий различными видами искусства, глубокими знаниями, благодаря своему природному дару умеющий предугадать пути развития, являющийся духовным ядром народа, умеющий донести до широких масс политику. «Главы и аксакалы ру шаманов древности называли абыз; бахсы, знахари, кобызисты, домбристы, певцы – все развились от абызов» (К.Жубанов).

Третейский судья абыз принимал решения, связанные со справедливостью, правом, законом, дисциплиной в обществе, опираясь на традиции урегулирования социальных взаимоотношений. Происхождение и выполняемые обязанности известных казахских биев (судей) – это явления, получившие начало именно от абызов. Для абыза считалось главным угадывать социально – политические интересы, запросы общества. Для него значимым было сохранить духовное единство народа. В V-VIII вв. во времена Тюркского каганата функции абыза выполняли Тоныкюк, Коркыт ата.

Тоныкюк помимо того, что он был мудрым провидцем общества, оказался в центре и принял активное участие в идеологической борьбе между Китаем и страной тюрков, старался сделать все, и предугадать, чтобы не попасться на уловки, козни врагов, в этой его ипостаси очень много значимых секретов.

Во времена мудрого Жанибека абызом хана был Асан Кайгы. «После этого наступят трудные времена, времена обнищания, обнищание закона, плохие времена. Буквально щуки заберутся на вершины сосен, что соответствует русскому выражению реки потекут вспять, жизнь детей будет окончена» такое предположение, свое мнение высказал хану мудрец о будущем казахского общества.

В целях избежать колониальной участи сел на свою верблюдицу Желмая в поисках нового места оседлости, не зря он говорил о Жидели-Байсын как о хорошем месте, это не было просто фантазией. Традиции абыза Асан кайгы продолжил абыз времен Абылай хана Бухар жырау.

В истории популярны имена Майкы бия, Монке бия, которые были известными сподвижниками знаменитых ханов. А ведь они и есть абызы своего времени. После абыза Абылая Бухар жырау прошли времена ханского правления, после того, как система правления страной стала колониальная система, хотя и были такие уважаемые, мудрые, творческие, ясновидящие провидцы – абызы, как Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Машхур Жусуп Купеев, но у них уже не было своего мудрого Жанибека, или хана Абылая. В изменившемся мире, не сумев достигнуть высот, обладатели необыкновенного дара впали в душащие их печальные мысли, уходили в мечтах из жизни.

Казахский ученый М.Мырзахметулы отмечает, что и сегодня необходимо предусмотреть «во властных структурах должность абыза, который выполнял бы ответственную миссию абыза и был бы ясно мыслящей, разносторонней личностью, умеющей зажечь и показать всю полноту национальной идеологии».

Казахский народ снова стал единой страной, создал новое государство, в этих новых условиях древние хорошие традиции, изменившись в соответствии с требованиями времени, придут в новое состояние.


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь