Главная Междисциплинарные исследования Методологические труды Обществоведение Актуальные вопросы социальной политики на современном этапе

Актуальные вопросы социальной политики на современном этапе

06 Сентября 2013
252
0

Анализ мировой и отечественной политической практики показывает, что особое значение, особую ценность в современных условиях приобретают такие черты государства, которые определяют его отношения с обществом, социальны­ми группами и отдельными гражданами. Их цивилизованный характер, уважение прав человека, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правового, демократического государства. В мировой теории и практике государственного строительства с середины хх века в качестве его комплексной сущностной характеристики все больше утверждается понятие «со­циальное государство» (от немецкого Sozialstaat). Впервые социальный характер государства официально был провозглашен в Основном Законе ФРГ в 1949 г. [1].

В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или от­сутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или мень­шей степени де-факто являются социальными государствами. Обязанности государ­ства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установле­ны, в частности, Конституциями Швеции, Испании, Португалии и других стран. Эту тенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы и СНГ.

Так, например, согласно своим Конституциям, «Румыния является правовым, демократическим и социальным государством», а Республика Польша – демократи­ческим, правовым государством, осуществляющим принципы социальной справед­ливости [2]. Российские ученые при внесении в текст Конституции Российской Фе­дерации положения о социальном государстве считали, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедли­вости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» [3]. Строитель­ство социального государства нашло также отражение в Конституциях ряда стран СНГ - Республики Беларусь (статья 1, принятой в 1994 г.); Республики Таджикистан (статья 1, 1994 г.). В Конституции Кыргызской Республики, принятой в 1996 г. также предусмотрены нормы социальной ориентации [4].

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции провозглашается, что “Ре­спублика Казахстан утверждает себя ... социальным государством ...” [5]. Это общее положение означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания усло­вий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адек­ватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны таких, как: право граждан на социальную помощьот безработицы, на отдых, на установленные законом продолжительность рабоче­го времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 24); гарантированность минимального размера заработной платы и пенсии, соци­альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (статья 28); право граждан на охрану здоровья, на бесплатное получение гарантированного объема медицин­ской помощи, установленного законом (статья 29); гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного выс­шего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благо­приятной для жизни и здоровья человека (статья 31); государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27); создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными за­коном нормами (статья 25).

В анализируемом положении пункта 1 статьи 1 Конституции применен обо­рот «утверждает себя», что подчеркивает поступательность развития Казахстана как социального государства, придает характер необратимости и направленности процессу социализации. Утверждение Республикой себя социальным государством предполагает также развитие в казахстанском обществе социального партнерства и конструктивного оппонирования.

Таким образом, Республика Казахстан, конституционно утвердив себя демо­кратическим, светским, правовым и социальным государством, поставила перед со­бой задачу формирования гражданского общества. Однако это длительный процесс, требующий «постоянных синхронных усилий всех субъектов конституционных правовых отношений: народа, социальных групп, граждан, государства, его органов, должностных лиц» [6].

Опыт зарубежных стран показывает, что успешное функционирование соци­ального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной служащей интересам всех слоев общества.

Для достижения этого уровня Казахстаном учитывается позитивный опыт развитых стран мира в строительстве правового, демократического и социального государства, особенно, в вопросах формирования социальной политики в условиях переходного периода.

В этих целях разработана национальная модель социальной политики, ко­торая включает в себя реформирование системы трудовых отношений и занятости населения, переход к накопительной пенсионной системе, введение новых видов государственных социальных пособий, замену натуральных льгот выплатой еже­месячного специального государственного пособия, внедрение адресной системы оказания социальной помощи.

В стране стали внедряться: система обязательного социального страхования, ведутся разработки и внедрение новых государственных социальных стандартов, был принят Трудовой кодекс РК, в котором закреплен переход к новой модели тру­довых отношений, основанной на сбалансированности интересов участников трудо­вых отношений и развитии социального диалога.

Устойчивое экономическое развитие и активная политика содействия занято­сти привели к росту экономической активности населения и снижению уровня без­работицы. Стабилизировались трудовые отношения и выросли доходы населения.

В ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева вопросы социальной политики занимают центральное место и по существу стано­вятся целеполагающими для перспективной и текущей социальной политики пра­вительства. Так, в 2008 году в своем Послании «Повышение благосостояния граж­дан Казахстана – главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев наметил основные параметры социальной политики. В частности, предложен очередной па­кет мер по повышению заработной платы бюджетникам, пенсий и социальных по­собий [7].

Важно отметить, что впервые в данном Послании подчеркивается роль стан­дартов качества жизни в социальной модернизации общества и повышении качества человеческого капитала. Эта политика получила дальнейшее развитие и в Послании главы государства «Через кризис к обновлению и развитию» 2009 года, где подчер­кивается, что в условиях нестабильности в финансовой сфере и возможных негатив­ных влияний международной ситуации на экономику страны социальные програм­мы государства не будут секвестрированы.

Поэтому, как и предусматривалось, в 2010 году зарплата бюджетников и сти­пендии с 1 апреля увеличена на 25 процентов, а в 2011 году - еще на 30 процентов. Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25 процентов, и на 30 про­центов в 2011 году. При этом к 2011 году размер базовых пенсионных выплат воз­растет до 50 процентов от размера прожиточного минимума. Государство также под­держало студентов, оставшихся без средств, чтобы оплатить учебу. В течение 2009 года государство дополнительно выделило 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов.

Базовые расчетные показатели на 2010 год также утверждены с повышаю­щим коэффициентом. Так, статьей 9 Закона о республиканском бюджете на 2010 год установлены с 1 января 2010 года: минимальный размер заработной платы – 14 952 тенге; размер государственной базовой пенсионной выплаты – 5 981 тенге; мини­мальный размер пенсии – 12 344 тенге, средний – 21 500 тенге, максимальный-34020 тенге; месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 1 413 тенге; величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 14 952 тенге. Таким образом, с первого января т.г. более чем 1 млн.600 тыс. пенсио­нерам повышены размеры пенсий на 25 %. С учетом увеличения размера базовой пенсий с 5 487 тенге до 5 981 тенге, составившей 40% от уровня прожиточного ми­нимума минимальный размер пенсий составит 18 325 тенге, средний – 27 482 тенге, максимальный - 40001 тенге. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК рост среднего размера пенсионных выплат составляет свыше 5 раз: с 4 270 до 21 500 тенге. В республиканском бюджете на 2010 год для осуществления всех расходов предусмотрено более 426 млрд. тенге и на базовые выплаты – более 120 млрд. тенге [8].

В основу социальной политики закладываются стандарты качества жизни, соответствующие современным требованиям. Об этом заявлено на заседании Правительства республики 22 декабря 2009 года Министром труда и социальной защиты Г. Абдыкаликовой.

В соответствии с разработкой новых национальных стандартов качества жизни министерство намерено поэтапно повышать пенсии и к 2015 году довести уровень средней до 60% по отношению к средней заработной плате. Начата также работа по разработке новой модели продуктивной занятости. К 2020-му году, по подсчетам аналитиков, доля высококвалифицированных специалистов увеличится до 50%. При этом уже через пять лет безработицу предполагается снизит до 5,5%, а еще через пять лет до 5% [9].

Поэтому практически важным становится переход к планированию уровня жизни населения на основе рационального потребительского бюджета, который раз­рабатывается на основе научно обоснованных норм и нормативов на потребление материальных благ и услуг. Разработка рационального бюджета означает формиро­вание национального стандарта для среднего класса. Разработка социальной и эко­номической политики тогда может осуществляться на основе устранения разрывов между принятыми стандартами и фактическим потреблением материальных благ и услуг.

Важность такого подхода определятся тем, что к настоящему времени сни­зился уровень социальных притязаний большей части населения республики. Не­достаточное внимание к этой проблеме может привести к дальнейшему снижению качества человеческого потенциала или к усилению социальной напряженности в обществе.

В этой связи Министерством труда и социальной защиты до 2015 года с уче­том изменений в составе потребительских расходов населения планируется внести изменения в структуру прожиточного минимума, что должно привести к увеличе­нию его величины.

Кроме того, предполагается рассмотреть возможность перехода к определе­нию прожиточного минимума «на основе медианного дохода, как принято в боль­шинстве стран Европейского сообщества».

Всё это должно привести в соответствие государственные социальные стан­дарты – минимальный размер заработной платы, минимальные пенсии и пособия, пороговый уровень оказания социальной помощи и поддержки.

Определить, насколько эффективна данная социальная политика, можно ко­нечно, используя различные параметры и индикаторы. Полагаю, однако, что об эф­фективности данной социальной политики свидетельствуют социальная стабиль­ность, растущее благосостояние населения, международное признание и реальные возможности ставить перед собой амбициозные цели вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее развитых стран мира.


С.З. Баймагамбетов

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Энциклопедический юридический словарь. - М.:ИНФРА-М., 1997. - С. 293

2. Конституции государств Европейского Союза. - М., 1997. - С. 8, 187, 423, 371

3. Баглай М.В. Конституционное право Рос. Федерации. - М.,1997. - С. 118-119

4. Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграция. Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2000 г. - С. 52

5. Конституция Республики Казахстан. Ведомости Парламента РК, 1996 г., №4, статья 217

6. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий. Под ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жеті жарғы,1998. - С. 9, 13

7. Послание Президента Республики Казахстан 2008 года «Повышение благо­состояния граждан – главная цель государственной политики». – Астана, 2008 г.

8. Казахстанская правда. 7 января 2010 г.

9. Казахстанская правда. 23 декабря 2009 г.


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь