Главная Междисциплинарные исследования Экология Процессы интеграции экологических знаний в развитие науки в современном Казахстане

Процессы интеграции экологических знаний в развитие науки в современном Казахстане

06 Сентября 2013
189
0

Актуальными становятся проблемы духовно-нравственного приоритета в решении вопросов природопользования, формирования нового типа общественного сознания, основанного на понимании неразрывной связи между хозяйственно-экономической деятельностью человека и ее последствиями для природы, биосферы, ноосферы и самого человека как их части. Последние десятилетия - время развития двух парал­лельных процессов: усугубления экологических проблем всей планеты и их осмыс­ления человечеством. Экологическими предпосылками новой системы образования является понимание того, что путь улучшения экологии планеты, помимо проведе­ния природоохранных мероприятий, лежит также через систему образования и вос­питания. Экологическое равновесие будет восстановлено только тогда, когда в обще­ство будет внедрена программа всестороннего экологического образования. Особо значимой ролью в процессе экологического образования, является формирование адекватного мировосприятия современного человека, способности к переосмыслению места человека в природе, воспитание чувства ответственности за свои дела.

Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии, педагогики. Экология обуславливает общую проблематику, порождаемую ситуацией экологического кризиса, на основе которой экологическая психопедагогика вырабатывает конкретное содержание экологиче­ского образования: сумму знаний, умений, и навыков, которую необходимо усвоить. Экологическая психология дает представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности на основе чего экологическая психопедагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методом педа­гогического управления этим процессом. Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые экологической психопедагогикой соответствующим образом используются конкретно для решения задач экологического образования. Исторически экологическое образование начало развиваться в рамках отдельных учебных дисциплин экологической направленности. Необходимо однако, отметить, что существуют и иные концепции методической организации экологического образования. В этом плане преобладает две основные тенденции. Одни специалисты считают, что необходимо разрабатывать один предмет «Экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не тождественно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи. В наиболее завершенном виде эта кон­цепция нашла свое отражение в подготовке «чистых» экологов.

Однако в сфере образования существует противоречие: деятельность людей, их отношение к природе и собственному здоровью не соответствует тому, что имеет место в учебных курсах по экологии. Экологическое образование находится как бы отдельно от реальности и отношения человека к этой реальности. В связи с этим существует проблема включения экологического знания, полученного из учебного курса в систему основополагающих мировоззренческих установок личности как системообразующего элемента природы и человека, составляющих единую самовоспроизводящуюся и развивающуюся систему.

Экологические дисциплины в высших учебных заведениях бывшего СССР стали преподаваться еще с 70-х годов. Первая специализированная кафедра была образова­на в 1969 году в Казанском университете, позднее преобразованная в экологический факультет. В настоящее время в высшей школе преподавание основ экологии введе­но практически во всех вузах СНГ.

В то же время многие специалисты утверждают, что введение в программы ву­зовского образования курсов общей, либо прикладной экологии недостаточно для достижения целей экологического образования. Элементы экологических знаний должны пронизывать преподавание всех фундаментальных и специальных дисци­плин, причем на всех уровнях фактов, законов, теорий и в конечном итоге способ­ствовать формированию экологического мышления. Процесс интеграции экологиче­ских знаний в учебные дисциплины получил название «экологизации». В настоящее время все большую поддержку начинает получать именно этот подход, что и нашло свое отражение в материалах соответствующих международных конференций.

Отношение к экологизации (к процессу и даже к термину) неоднозначно. Можно отметить, что среди представителей различных естественнонаучных и гуманитар­ных дисциплин серьезную поддержку экологизация получает в среде преподавате­лей химических, биологических, географических дисциплин. Показательно, что в университетах к традиционным названиям кафедр добавляются экологические тер­мины: кафедра экономической географии и природопользования, кафедра физиче­ской географии и ландшафтоведения, кафедра охраны природы.

Экологизация учебной дисциплины требует пересмотра содержания учебной дис­циплины. Самой важной задачей на современном этапе становится выбор концепту­альной основы, главного ориентира для отбора содержания обновленного образова­ния.

Систематизация экологических знаний постепенно привела к появлению таких «пограничных» областей как химическая экология, инженерная экология, социаль­ная экология и многих других. Очевидно, что такое развитие науки является объ­ективной тенденцией. Поскольку в постсоветской дидактике основополагающим принципом отбора содержания учебной дисциплины является перенос системы нау­ки на систему учебной дисциплины, то внутренне присущая науке экологии меж­дисциплинарность не находит адекватного отражения в рамках отдельного взятого предмета «экология». Будучи связанной тысячами нитей с химией, биологией, физи­кой, географией, другими фундаментальными дисциплинами, экология настоятель­но требует обращения к соответствующим системам знаний. Таким образом, идея экологизации учебных дисциплин не является чем - либо искусственным, на­думанным; она отражает существующие тенденции в развитии науки, методологии и естествознания.

Академик Н.Н. Моисеев писал: «Сегодня много говорят об экологизации об­разования, и общая позиция здесь определена точно: экологическое (лучше сказать энвайроментальное) воспитание и образование должно охватывать все возрасты, и экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы».

Условием эффективной экологизации образовательного процесса является систе­матический характер экологизации [1, с. 147-149]. Экологические знания должны стать неотъемлемой частью любой учебной дисциплины, что, однако, не достигается автоматически, путем простой корректировки учебных программ и учебников. На­выкам экологизации химических, биологических, физических, любых других учеб­ных дисциплин необходимо обучать преподавателей. В этом случае процесс эколо­гизации приобретает естественный, творческий характер, и преподаватели не только способны воспроизводить готовые рекомендации, но и становятся полноправными участниками процесса экологизации образования, что создает совершенно иную мо­тивацию их деятельности всего процесса в целом.

Обучение преподавателей основам экологизации учебных дисциплин предполага­ет основательный пересмотр учебных планов. Первым шагом на этом пути, на наш взгляд, может стать соответствующая переориентация программ, так называемых конкретных методик обучения.

В ходе развития человеческой цивилизации найдены возможные подходы к реше­нию экологических проблем, которые в конечном итоге основываются на развитии системы образования. Только правильно построенная, адекватно учитывающая со­временное состояние мира система образования может одновременно гарантировать и активно способствовать предотвращению грозящих бед. В этой связи экологизация образования является ключевым, важнейшим звеном при выборе подходов к пере­даче знаний, умений, навыков следующим поколениям.

Система экологического образования предполагает участие всего педагогическо­го коллектива, иначе нарушаются принципы экологизации, а именно: всеобщность и непрерывность всех ступеней образования; интеграция (вертикальная и горизон­тальная); гибкость, вариабельность, проблемность; связь науки и практики; гумани­зация; ориентация на социально активную личность. Система экологического обра­зования складывается из следующих форм работы, дополняющих и взаимообуслав­ливающих друг друга: экологическое обучение педагогов школы; экологизация через учебный процесс (спецкурсы, экологизация учебных предметов небиологического цикла); внеучебная деятельность; экологическое обучение родителей; связь с внеш­кольными учреждениями; оформление школы в духе гармонии «человек и природа» [2, с. 45-50].

Современным концепциям экологического образования присущи тенденции ин­теграции и гуманизации естественно-научных знаний в условиях аксиологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов, актуализирующих идеи развития экологической культуры личности и общества в целом. Формирование экологического мировоззрения и экологического мышления включает следующее: формирование системы общих экологических знаний; формирование специальных знаний с учетом будущей профессиональной деятельности; привлечение студентов к участию в экологических мероприятиях (конкурсы, конференции, экологические программы и др.). Все это способствует становлению единой картины мира в созна­нии студентов, ведет к гуманизации образовательного процесса, расширяет возмож­ности нравственного воспитания в процессе обучения.

Таким образом, задача экологизации образования состоит в формировании нового человека, который осознает себя в неразрывной связи с природой, в формировании специалиста, который будет создавать новые технологии и технику, обеспечивающие реализацию концепции устойчивого развития общества. Экологизация образования должна ставить своей целью не только и даже не столько необходимости охраны природы, сколько выработку мышления, обеспечивающего переход к неразруши­тельному природопользованию. Экологизация должна войти составной частью в идеологию общества ХХІвека. Именно экологизация образования способна обеспечить разрешение глобального экологического кризиса.

А.Я. Алиева

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1.  Репьева М.П. Тенденция экологизации как фактор социально-экологического 1.  развития. – Сб. Экология, культура, образование. – Мат. Конф. Москва 1989, С. 147-149.

2.  Трухин В.И., Показеев К.В., Шрейдер А.А. Экологизация высшего образования. Голос физиков. Экология и жизнь. №1. 2001. С 32.


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь