Главная Междисциплинарные исследования Методологические труды Отечественные исследования Казахстанская модель государственного строительства Стабильность и согласие Казахстанкого общества

Стабильность и согласие Казахстанкого общества

06 Сентября 2013
79
0

Начало нового, 2012 года ознаменовано для Казахстана важным событием, обраще­нием Президента Республики Казахстан – Лидера Нации с Посланием к народу Казах­стана.

«Социально-экономическая модерниза­ция – главный вектор развития Казахстана», так определил Глава государства, основные тенденции развития Казахстана, основные тактические шаги на ближайшую перспек­тиву. Особенность данного документа, крат­кость, четкость, ясная перспектива видения ближайших задач стоящих перед нашим го­сударством, перед всем казахстанским обще­ством, перед каждым из нас.

За годы независимости в Казахстане произошли процессы кардинальных преоб­разований, модернизации и трансформации в социально-экономической и культурно-политической системе нашего государства, именно в Казахстане, расположенном в сердце Евразии, нашла свое применение уникальная идея евразийства, получившая концептуально-теоретическое обоснование и развитие применительно к современным условиям в трудах Президента РК Н.А. Назарбаева. Первостепенное значение уделяется в Казахстане сфере межконфесси­ональных и межнациональных отношений, развитие которых опирается на многовеко­вой опыт совместного сосуществования всех наций и народностей Казахстана.

Казахстан одна из немногих постсовет­ских республик, где титаническими усилия­ми Президента страны и всего казахстанско­го общества удается сохранить гармонию в межнациональных отношениях. Глава го­сударства всегда уделяет особое внимание, подчеркивает первостепенность данной проблемы: «стабильность и согласие – боль­шая ежедневная работа, которую нужно про­водить из года в год, передавать из поколения в поколение. Согласие и единство надо бе­речь каждому гражданину страны, к какому бы этносу он ни принадлежал. Ибо от этого зависят благополучие нашей Родины, благо­получие и будущее каждого казахстанца».

Проблема толерантности, уважения к представителям всех наций и народностей, живущих в Казахстане, неоднократно под­нималась в выступлениях Главы государства на республиканских и международных фо­румах, на заседаниях Ассамблеи народа Ка­захстана. Так на 15 сессии Ассамблеи наро­да Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивал: «Прежде всего, необходимо развивать граж­данскую идентичность, толерантность в ка­захстанском обществе через систему образо­вания и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в средствах массовой информации, повышение правовой культуры казахстанцев» [1, С. 6].

Выступая на 17 сессии Ассамблеи, Глава государства Н.А. Назарбаев характеризуя до­стижения Казахстана в области межэтниче­ских отношений подчеркивал: «Мы создали все условия для того, чтобы представители всех этносов сохраняли свои язык, культуру. Языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета в 108 школах, в 88 школах обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском язы­ках. В разных регионах страны 33 специ-ализированные школы работают на принци­пах трехъязычия, обучая детей на казахском, русском и английском языках. Только на поддержку этнических СМИ и освещение межэтнических отношений с 2005 года фи­нансирование увеличено более чем в 4 раза. Объем государственной поддержки нацио­нальных театров за последние два года вы­рос почти на 30% и составляет около 500 миллионов тенге. Финансовая поддержка этнокультурным объединениям составила в 2010 году порядка 100 миллионов тенге» [2, С. 3].

Таким образом государственная полити­ка проводимая в Казахстане в сфере межэт­нических отношений создает благоприятные условия для развития всех этнических групп. В то же время, наряду с государственной по­литикой в сфере межэтнических отношений, необходимо актуализировать столь важную проблему в сфере всего казахстанского об­щества. Казахстан, его общество составляем мы сами, следовательно от нас зависит его настоящее, его будущее. Проблемы консо­лидации казахстанского общества, толерант­ности необходимо активно продвигать в со­временном обществе, начиная с воспитания в семье, продолжая в школе, в молодежной, образовательной, университетской среде, не­обходимо вводить спецкурсы по воспитанию толерантных начал, привлекать внимание общественности, средств массовой инфор­мации и власти к проблемам проявления не­терпимости и дискриминации.

Подчеркивая возрастающую роль прин­ципа толерантности в современном обще­стве, Глава государства отмечал: «Министер­ству образования и науки надо подготовить концептуальные предложения по развитию этно и поликультурного образования с уче­том специфики казахстанского общества. Надо разработать и внедрить в школах и ву­зах факультативный курс «Основы толерант­ности» [1, С. 6].

Данное поручение Президента РК - знак особого внимания к учреждениям образова­ния, в которых формируются будущие строи­тели суверенного государства. За годы неза­висимости в республике созданы все условия для получения профессионального высшего образования. К примеру, только в столичном городе действует более десяти вузов, среди них ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, Казахский аграрно-технический университет имени С. Сейфуллина, Казахский национальный уни­верситет искусств и флагман отечественного образования Назарбаев Университет.

В настоящее время в Назарбаев Универ­ситете обучается 942 студента, из которых 482 - на программе Foundation, 460 студентов - на 1 курсе бакалавриата. Обучение по про­граммам бакалавриата ведут сегодня Шко­ла инженерии, Школа наук и технологий, а также Школа гуманитарных и социальных наук. На 2012-2013 год в Назарбаев Университет зарегистрировалось 4178 абиту­риентов со всех регионов Казахстана. Кроме того, поступило 45 заявок из других стран. В этом году в Казахстане вновь планируется выделить 500 государственных грантов для граждан Казахстана на обучение в Назарбаев Университете по программе Foundation.

Партнерами университета являются

Гарвардский университет, Питтсбургский университет, Университет Дьюка, Школа государственной политики Ли Куан Ю, Уни­верситет Висконсин-Мэдисона, Университет Лондона, Национальная лаборатория Лорен­са в Беркли, Аргонская национальная лабо­ратория, Университет Пенсильвании.

Отечественные вузы осуществляют свою деятельность на основе новых иннова­ционных технологий, государством прила­гаются значительные усилия, вкладываются немалые бюджетные средства для подготов­ки специалистов способных работать в усло­виях жесткой конкурентной среды, способ­ных воплотить в жизнь амбициозные планы суверенного Казахстана.

Однако при этом современные исследо­ватели отмечают следующий факт: «Резуль­таты социологических опросов молодежи свидетельствуют о том, что в иерархии мо­тивов получения высшего образования с се­редины 1990 гг. на доминирующие позиции выдвигается стремление «добиться успеха в жизни», сделать карьеру, обеспечить матери­альное благосостояние, жизненный комфорт и т.п. Духовно-нравственные, интеллекту­альные, общекультурные ценности про­фессионального образования, потребности самореализации, самосовершенствования, развития творческих задатков и способно­стей отступают на второй план по отноше­нию к социально-статусной мотивации» [3, С. 138].

В Послании Главы государства, под­нимается данная актуальная проблема, под­черкивается необходимость всемерного раз­вития вечных, непреходящих универсальных ценностей среди подрастающего поколения: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы мо­рали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и ду­ховное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учеб­ных заведениях, независимо от формы соб­ственности. Одной из этих ценностей и глав­ным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие».

Понятие толерантности на современном этапе актуализируется в условиях глобали­зирующегося мира, когда с одной стороны усиливаются социальные и культурные ин­тегративные процессы в человеческом со­обществе, с другой происходит увеличение деструктивности, интолерантности в отно­шениях между государствами Запада и Вос­тока, возрастают религиозные и этнические конфликты: «Толерантность – важный путь разрешения противоречий между государ­ствами, общественными группами и внутри них. Она базируется на сознании того, что, несмотря на все то, что нас не удовлетворя­ет в убеждениях и поведении других, нужно считаться с этим фактом, так как люди могут совместно жить и созидать, даже не принад­лежа к одной вере, одной нации, не разделяя одних и тех же нравственных и политических убеждений. И при таких обстоятельствах мо­гут мирным путем достигаться противопо­ложные интересы, решаться столкновения и развиваться демократические начала во взаимоотношениях».

Общеизвестный факт, что Казахстан от­носится к странам с догоняющей экономи­кой, которые в перспективе экономического развития ориентируются на страны азиатско­го региона, «азиатских драконов» Сингапур, Южная Корея, Гонконг, для нас они являются примером успешной экономической модер­низации, преодоления кризисных явлений,

актуальных перспективных предложений экономического развития, внутриполитиче­ской стабильности. При этом проводя исто­рический экскурс необходимо отметить, что в свое время перед вышеуказанными страна­ми порой также вставали сложные проблемы внутриполитического развития, возникали межэтнические, языковые проблемы, труд­ности и противоречия во взаимоотношениях между этносами многонационального обще­ства, когда проблема толерантности стано­вилась как никогда актуальной. К примеру, результатом взвешенной, последовательной политики, непоколебимой уверенности в перспективных возможностях решения ме­жэтнических проблем удалось преодолеть многие трудности лидеру Сингапура, «автора экономического чуда» Ли Куан Ю: «Синга­пурский правитель очень внимательно отно­сился к вопросам межэтнических отноше­ний. Эта проблема в те годы была в высшей степени важной для островного государства, где проживают китайцы, малайцы, тамилы и многие другие выходцы из разных стран ре­гиона. Признаки потенциальных конфликтов проявлялись время от времени в сингапур­ском обществе.

В условиях назревающего межэтниче­ского конфликта энергию бьющую через край, источал именно Ли Куан Ю. Он исполь­зовал весь дар убеждения, чтобы склонить сингапурцев к мирному существованию. Он убеждал соотечественников, что они – еди­ная нация, единый народ и что наличие раз­ных народностей и разных языков – это не недостаток, а большое достоинство синга­пурского общества. Не все тогда понимали и принимали его доводы. Понятие «сингапур­ский народ» звучало непривычно и странно. И сам тезис о внутренней стабильности, как о высшем приоритете, был подобен гласу во­пиющего в пустыне» [4].

Как известно, Сингапуру удалось пре­одолеть внутренние противоречия, на со­временном этапе никто не может оспорить реальные достижения государства, во всех сферах жизнедеятельности.

В Казахстане существуют все предпо­сылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор духовного общественного развития. Глав­ными приоритетами государства и граждан Казахстана является дальнейшее развитие и укрепление казахстанского общества, нацио­нального единства, где основными ценностя­ми выступают традиционная культура, язык, забота о национальных ценностях и достоя­нии, воспитание молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, честного служения Родине и своему народу [5, С. 64].

Послание Главы государства на­роду Казахстана вновь подтверждает тот факт, что толерантность становится нормой жизни казахстанского общества, способству­ет укреплению государства, обеспечению его устойчивого развития.

Список литературы

1 Назарбаев Н.А. Национальное единство – наш стратегический выбор. Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на 15 сессии Ассамблеи народа Казахстана // Мысль. - 2009. - №12. - С. 2-9.

2 Назарбаев Н.А. Независимый Казахстан: 20 лет мира согласия и созидания // Мысль.- 2011. - № 5. - С. 2-8.

3 Сагинтаева А. Глобальные мегатренды сферы образования и задачи реформирования системы университетского менеджмента // Известия НАН РК. Серия общественных наук.- 2011. - № 2. - С. 134-139.

4 Токаев К.-Ж. Преодоление. Очерки дипломата. Серия «Международные отноше-ния» - М.: ЦЛНГ, 2009. - 512 с.

5 Акылбаева И. Этнические процессы в казахстанском обществе // Евразийское со­общество. - 2011. - № 1(73). - С. 61-64.

Түйін

Мақаланың авторы: тарих ғылымдарының кандидаты, Қазақстан Республикасының БҒМ ҒК Мемлекет тарихы институтының Индустриалды-инновациялық даму және этноәлеуметтік үдерістер тарихы бөлімінің аға ғылыми қызметкері Бағдатова Сәуле Ахметқызы.

Мақалада Қазақстан Республикасы Президентінің Қазақстан халқына Жолдауының (2012 жылғы 27 қаңтардағы) негізгі бағыттары қарастырылған.

Summary

Author of the article: Bagdatova Saule, candidate of historial sciences, senior research fellow of the Department of History of industrial and innovative development and etnnosocial processes of the Institute of State History of Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republik of Kazakhstan.

The article describes the main provisions of the State of the Nation Address of the President of Kazakhstan (27 january 2012).

С.Багдатова,

старший научный сотрудник

Отдела истории индустриально-инновационного

развития и этносоциальных процессов

Институт истории государства КН МОН РК,


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь