Home History of Kazakhstan Kazakhstan in Middle Age Kazakh - Dzhongar war (XVII-XVIII c.) Crisis in Dzungaria and Ablai Khan’s growing power in the middle of the 18th century

Crisis in Dzungaria and Ablai Khan’s growing power in the middle of the 18th century

29 September 2014
454
1

In the middle of the 18th century Galdan Cereng’s death in 1745 led to civil strife and weakening of the powerful country. Under Galdan Dzungaria turned into a powerful empire. In this period Dzungaria withstood several wars with the Chinese Empire. During the reign of Galdan his power spread over a vast area of Central Asia. The whole area of East Turkestan was a part of the empire. Kazakh, Kyrgyz and South Siberian Turkic tribes acknowledged the Dzungarian supremacy. Since 1734 Great Juz and since 1742 Middle Juz were forced to give them children of their rulers as hostages.

The Great Juz accepted Dzungarian requirements in connection with the events of "Aktaban shubyryndy", but the Middle Juz agreed with them because of other reasons. Since the mid 30’s Ablai Sultan had been growing in power and played a significant role in the political history of the Middle Juz, and then the whole Kazakh state. In one of the major battles of the late 30’s Ablai Sultan killed in a single combat Sharysh, the Dzungarian famous warrior. Sharysh was a close relative of Galdan. In revenge for Sharysh’s death and defeat, the Dzungars had been preparing a major operation against the Kazakhs. In 1741, the Kazakh nomads of the Middle Juz were surrounded by a large Kalmyk army. From the south approached the troops under Kalmyk commander Sara Manjy, in the north there were Septen troops, and in the east the troops led by the eldest Galdan’s son Lama Dorje. These events, connected with capture of Ablai Sultan, called “Suzekynyn koly” (“Suzeky” means fishing tackle).

In the Kazakh legends it is said that there was a small Kalmyk group of special purpose, led by old Zhalby Batyr, and aimed by all means to find Ablai. That's why this operation was called "Suzeky." Zhalby caught Ablai in the Ulytau Mountains.

After capturing of Ablai the Kazakhs sent to Dzungar residence 90 beys and batyrs led by Kazybek bey and Malaysary Batyr. During the negotiations between the Kazakhs and Kalmyks they reached an agreement. Kazakh folklore contains a lot of information related to these negotiations and the relationship between Galdan and Ablai. When the Kalmyks captured Ablai, Galdan said, “I'll kill you in revenge for Sharysh, the same Batyr (hero) as you. Tell me, what is your last wish?” Then Ablai answered: “Sire, I have only three wishes. First, I killed Sharysh in a fair fight on the battlefield. But you captured me sleeping. I wanted to die in the battle between the Kazakhs and Kalmyks. Second, the Kazakhs are nomads not accustomed to settled life. I want to make them sedentary to the land and give them back their cities, and then to die would not be sorry. Third, in my family only one man was born in each generation. If I die now, having no sons, then my genus will disappear."

After these words Galdan lowered his head and sat long in thought. Then, turned to his vizier and said in his own language, "All he said is true, especially the last one. I'm also the only man in my family. If something happens to my son and my family will be broken." Then Ablai exclaimed "your Highness" and stood up. "Why do you speak such way, unless I gave you your freedom?" - asked Galdan. "Sire, I understand your language," - said Ablai - "You have likened me to your son, isn`t that freedom!"

Prominent role in release of Ablai and establishing of peaceful relations with Dzungaria played the Supreme Khan of the Kazakhs in the 30-60’s Abulmambet.

During the reign of Abulmambet a strategy of international relations was formed, which then was used by Ablai Khan. It was most clearly demonstrated in the 40’s of the 18th century. In 1740, in Orsk fortress Abulmambet Khan gave an oath of allegiance to Russia.

Signing a contract with Urusov, Abulmambet and Ablai counted on promised help and support of the Russians in fight against Galdan Cereng. But in the early 40's of the 18th century, when Kazakh nomads of the Middle Juz suffered massive attacks from the Dzungars, they did not find support from the Russians. In 1742 Abulmambet had to give his son Abulfeiz as a hostage to Galdan Cereng. Because of this Ablai Sultan was released from captivity. Abulmambet returned control of the cities of Turkestan. Further his life was spent in this city - the capital of the Kazakhs. In the summer, he moved to Saryarka.

Galdan’s death in 1745 led to the collapse of Dzungarian state. He had three sons. The eldest son Lama Dorje was 19 years old, the middle son Cewang Dorje (Ajahan) was 14 and the youngest only 8. When Galdan died, many members of the elite were afraid of adult and experienced in military affairs Lama Dorje, and elected the middle son as a ruler of the state. Lama Dorje was born of a concubine. Subsequently, Debachi and Amursana also wanted to seize the throne. Thus began prolonged internecine strife in Dzungarian Khanate, which ended with its complete collapse and destruction of most of the population. The Kalmyks disappeared among other nations. The internecine strife between the Dzungarian rulers provoked the Chinese troops to enter Dzungaria.


Comments

To leave comment you must enter or register

Ymit Sakaeva13.09.2015, 15:45

Спасибо ♡

Главная История Казахстана Казахстан в средневековье Казахско-джунгарская война (XVII -XVIII вв.) Кризис в Джунгарии (середина XVIII в.) и усиление Абылай Хана.

Кризис в Джунгарии (середина XVIII в.) и усиление Абылай Хана.

29 Сентября 2014
430
1

В середине XVIII века смерть Галдан-Церена в 1745 году привела к междоусобицам и ослаблению могущественной державы. При Галдан- Церене Джунгария превратилась в сильную империю, тот факт, что Джунгария выдержала в этот период несколько войн с Китайской империей, говорит сам за себя. В годы правления Галдана власть его распространялась на огромную территорию Центральной Азии. Вся территория и трудолюбивое население Восточного Туркестана входили в состав империи. Казахи, киргизы, южно-сибирские тюрки признавали приоритет джуигарских интересов. С 1734 года Старший жуз, а с 1742 года Средний жуз были вынуждены дать аманатов из детей своих правителей.

Если принятие условий джунгарского протектората Старшим жузом было связано с событиями времён «Актабан шубырынды», то Средний жуз, как повествуют исторические легенды, с несколько иными обстоятельствами. Как известно, начиная с середины 30-х годов в политической жизни Среднего жуза, а затем и веет казахского союза всё большую роль играет Абылай султан. В одном из крупных столкновений конца 30-х годов Абылай султан на поединке убивает прославленного джунгарского воина по имени Шарыш. Шарыш приходился близким родственником Галдан-Церену. В отместку за смерть Шарыша и разгрома его отряда джунгары готовят крупнейшую операцию против казахов. В 1741 году казахские кочевья Среднего жуза были окружены с 3-х сторон большими контингентами калмыцких войск. С юга против них шли отряды калмыцкого полководца Сары Манджы, с севера по реке Иртыш отряды Септена, с востока старшего сына Галдана- Лама Доржи. В казахском шежире события, связанные с этим наступлением и Последующим пленением Абылай султана, излагаются в цикле легенд «Сузекынын колы » (сузекы - рыболовная снасть).

В казахских сказаниях говорится о том, что кроме выше отмеченйых основных отрядов калмыков была небольшая группа специального назначения во главе со старым батыром Жалбы, их цель была одна - во что бы то ни стало найти Абылая Именно поэтому вся кампания называлась «Сузекы». Жалбы удаётся поймать Абылая в горах Улытау.

Вслед за пленением Абылая казахи отправляют в джунгарскую ставку 90 биев и батыров во главе с Каз дауысты Казыбек бием и Малайсары батыром. В ходе переговоров между казахами и калмыками были * достигнуты некоторые договорённости. В казахском фольклоре содержится огромное количество сведений, относящихся к переговорам и взаимоотношениям между Галданом и Абылаем. Говорят, что когда привели Абылая, Галдан сказал; «Я убью тебя заместо Шарыша, такого же батыра, как ты. Скажи, чего бы ты шпал? Тогда Абылай сказал; Таксыр, у меня всего 3 желания. Первое, я убил Шарыша в честном поединке на поле брани: Вы же захватили меня спящего. Я мечтал умереть в битве казахов с калмыками. Второе, казахи народ кочевой, к оседлости не привыкший. Я хотел бы привязать их к земле, вернуть им свои города, тогда и умереть было бы не жаль. Третье, в моём роду в каждом колене рождалось лишь по одному мужчине, Если я умру нынче, не имея ъыновей, то и род мой исчезнет».

После этих слов Галдан опустил голову и долго сидел в задумчивости. Затем на своем языке обратился к своему визирю: «всё, что он сказал, - всё истина. В особенности последнее. Я ведь тоже единственный в своём роду, если что случится с моим сыном и мой род прервётся». Тогда Абылай воскликнул слово «Алдияр» и тотчас же поднялся.«Отчего ты так обращаешься, разве подарил я тебе свободу ?», - спросил Галдан. «Таксыр, я понимаю ваш язык», - сказал Абылай, - «Вы уподобили меня своему сыну, чем это не свобода!»

Выдающуюся роль в освобождении Абылая и налаживании мирных отношений с Джунгарией сыграл верховный хан казахов в 30-60-х годах Абульмамбет.

В годы правления Абульмамбета вырабатывается та стратегия международных отношений, которой потом руководствуется Абылай хан. Наиболее ярко это продемонстрировано в 40-е гг. XVIII в. В 1740 г. в Орской крепости Абульмамбет хан дал присягу верности России.

Подписывая договор с В. Урусовым, Абульмамбет и Абылай рассчитывали на помощь и поддержку русских а борьбе против Галдан Церена, что и было обещано; Абулхаир, боясь потерять своё положение, т.и:, по праву старшим ханом Орды был Абульмамбет, на эту встречу не явился. В начале 40-х гг. XVIII в., когда казахские кочевья Среднего жуза подвергались массированной атаке со стороны Джунгарии, у русских не было найдено поддержки. В 1742 гг он отдал своего сына Абульфеиза в аманаты (ак уйли) Галдан Церену. Благодаря этому был освобождён из плена султан Абылай. Умный дипломат Абульмамбет вернул власть над городами Туркестана. Дальнейшая его жизнь прошла в этом городе - столице казахов. Летом он перекочёвывал в Сарыарку.

Смерть Галдана в 1745 году привела к гибели джунгарского государства. У Галдана было три сына. Старшему Лама Дорже было 19 лет, среднему Цеван Дорже (Аджахан) было 14, а младшему всего 8. Когда умер Галдан, многие представители элиты, опасаясь уже взрослого и олытного р военных делах Лама Доржи, передали власть среднему из сыновей. Лама Доржи родился от наложницы. Впоследствии в борьбу за трон вмешались Дебачи и Амурсана. Так началась затянувшаяся на многие годы агония Джунгарского ханства, завершившаяся полным его разгромом, уничтожением основной массы населения, многочисленными страданиями и лишениями оставшихся калмыков, исчезнувших в среде других народов. Междоусобия джунгарских правителей спровоцировала китайцев на введение войск в Джунгарию, к которой они были нацелены многие столетия.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Ymit Sakaeva13.09.2015, 15:45

Спасибо ♡