Главная История Казахстана Казахстан в древности Казахстан в эпоху каменного века  Освоение человечеством территории Казахстана

 Освоение человечеством территории Казахстана

23 Января 2015
1624
1

Казахстан в древности.

 Благодаря палеоантропологическим и археологическим открытиям в Восточной Африке, сегодня возраст человечества удлинился до 4 млн. лет.  

Предпосылки появления древнейших гоминидов на территории Казахстана следует искать исходя из геологогеографических условий, существовавших в переходной период, но главным образом во второй половине плиоцена. Следы наиболее ранних гоминидов зафиксированы на огромной территории от африканского материка до современной аридной полосы и территории Сибири. Сейчас ясно, что на рубеже 1,6-1 млн.лет в сходных условиях на открытых пространствах Прикаспия, Туранской пустыни, в Монголии и Северном Китае уже существовали стоянки гоминидов. Палеогеографические условия плиоцена позволяет считать, что равнины Азии с относительно невысокими горами и благоприятным климатом могли способствовать быстрой миграции далеко на север. Казахстан, Монголия и Северный Китай на ранних этапах заселения Евразии являлись, видимо, наиболее северными районами ойкумены.

По существующей в науке классификации, древний каменный век охватывает три длительных хронологических периода: ранний (нижний),  средний и поздний (верхний) палеолит. Ранний  охватывает периоды -олдувай, ашель, средний палеолит – мустье, поздний – ориньяк, солютре и мадлен.

Самая древняя пора нижнего палеолита, называемая олдувайской культурой, продолжалась примерно от 2,5 млн. до 800 тыс. лет. Последующая эпоха древнего палеолита – ашель охватывает период от 800 до 140 тыс. лет., и мустье – многие исследователи относят к 140 – 40 тысячелетием до н.э. Поздний палеолит соответсвует приблизительно от 40 – 10 тысячелетием назад.

Эпоха древнекаменного века – время становления человека и его хозяйства  - характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность сводилась к использованию готовых продуктов природы:  сбору дикорастущих злаков, плодов и ягод, охоте на диких животных. Взаимоотношение людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо – объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отстутсвием общинно – домашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядочность брачных связей. Существование первобытного стада относят к наиболее ранней ступени нижнего палеолита – олдувэйскому периоду.

Характеристика памятников древнейшей истории Казахстана дана по принятым многими исследователями палеолита двум эпохам: раннему, включая сюда средний палеолит и позднему палеолиту.

На территории Казахстана пока не найдены ископаемые останки древнего человека. Однако палеогеографическая обстановка в южных районах Казахстана была благоприятной для жизни древнего человека. Об этом же говорят находки в Южном Казахстане архаических каменных орудий, сходных с примитивными орудиями раннеашельского времени из Юго – Восточной Азии и Африки, видовой состав древних животных, близкий фауне, найденной вместе с синантропом в пещере Чжоукоудянь, в Китае.

Одним из благоприятных для расселения древнейшего человека районов на территории Казахстана был хребет Каратау. В пределах этого хребта и прилагающих к нему районах отсутсвуют какие-либо следы четвертичного оледенения. Относительно влажный и теплый климат, пышная, влаголюбивая растительность, разнообразная фауна создавали необходимые предпосылки для существования здесь человека в эпоху древнего палеолита.

К числу самых древних зафиксированных здесь орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщепы, найденные у пос. Конырдек в толще сцементированных конгломератов, слагающих нижнечетвертичную самую высокую надпойменную террасу р. Арыстанды на юге-западных склонах хребта Каратау. Эти древнейшие орудия так называемого клектонского типа отличаются от более поздних непропорционально большим ударным бугорком, занимающим более половины площади всего отщепа. Вместе с ними находились большие кремневые заготовки, желваки-нуклеусы, от которых и были эти отщепы.

Типологическая близость каменных орудий Каратау по форме и приемам обработки, древнейшим находкам в Африке, Индии, Пакистане, Китае позволяет, говорить о том, что территория Южного Казахстана была заселена человеком еще в раннеашельское время.

Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа, в эволюционном отношении соответствующие фазе Homoerectus. Первобытные обитатели Каратау уже могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи. Об этом свидетельствуют погребенные остатки материальной культуры уникального памятника Коскорган и Шоктас в Южном Казахстане.

Археологические материалы свидетельствуют, что территория центральных и восточных районов Казахстана была освоена древним человеком в ашело-мустьерское время.

Одним из возможных путей заселения этого обширного региона проходил через Южный Казахстан, где известны более древние культуры нижнего палеолита. В Центральном Казахстане есть памятники, сохранившие  каратауские традиции обработки орудий. Наиболее древние из них, относящийся ко второй половины ашельской эпохи – стоянки Обалысай, комплексы Семизбугы (Карагандинская область).

Кроме того,  обнаружены более десятка местонахождений и стоянок мустьерского и позднепалеолитического времени, в том числе стоянка Вишневка, содержащая два культурных слоя, Огизтау І и ІІ, комплексы Саяк. Среди орудий выделены скребла, скребки, бифасы, острия, чопперовидные, а также выемчатые изделия.

Территория Центрального Казахстана, где за последние годы выявлены разновременные палеолитические памятники, может считаться одним из перспективных районов в плане изучения древнекаменного века Казахстана.

 С эпохой позднего палеолита связано появления человека современного вида (Homosapiens). С этого времени начинается решающий перелом в эволюции гоминидов и окончательный переход к подлинно человеческой истории.

Поздний палеолит – это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и формирования рас и расовых групп. Существует непосредственная связь между появлением человека разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, с процессом формирования родовой общины, с возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предполагают, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой экзогамную группу людей, объединенных  узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщины в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью женщины в семье как продолжительницы рода. Не случайно в идеологическом представлении древних людей возник культ женщины-родоначальницы и хозяйки очага.

Мировозрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежит вера в получении власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся  в это время яркое первобытное искусство. Главная его тема – изображение различных животных, резьба и скульптура. Олицетворением плодородия земли, материнства были женские фигуры, вырезанные из кости или мягкого камня.

Предстваления о душе и загробной жизни человека, как о продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, его грудь урашали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали в могилу изделия из кремня и кости.

 Ареал позднепалеолитических культур еще далеко не определен для территории Казахстана, и тем не менее, предварительные выводы позволяют надеяться на широкие географические распространение памятников, несмотря на их малочисленность. Последнее на наш взгляд, обусловлено палегеографическими условиями. Именно это время отмечено похолоданием, наступлением аридности, что создавало неблагоприятные условия для обитания людей верхнего палеолита.

Природные условия, в которых развертывалась жизнь сформировавшегося человека, были изменчивы. Это было время завершения ледниковой эпохи. Многие горные районы Казахстана были охвачены последним оледенением. Следы его в виде конечных и боковых морен сохранились до сих пор. Последующее таяние ледникового покрова на севере европейской части России, и новое тектоническое поднятие северных отрогов Кавказского хребта привели к повышению уровня Каспийского моря, и оно вновь затопило всю Прикаспийского низменность. Начало верхнего антропогена сопровождалось значительным поднятием горных массивов (джунгарская фаза) и общим увлажнением климата. Увлечение стока воды при таянии ледников, изменение русел рек Сырдарьи и Амударьи привели к созданию Аральского моря.

На обширных просторах Евразии сложился своеобразный фаунистический комплекс, называемый мамонтовым. Ископаемые останки многих представителей этого комплекса найдены и в разных районах Казахстана. Его основными видами был мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, мелкий бизон, пещерный медведь и тигролев – хищник, совмещающий в себе признаки тигра и льва. Вместе с ними в степях и на горных лугах паслись сайга, архар, олень-марал, косуля и другие, крупные и мелкие животные. Своеобразный вариант мамонтового комплекса сложился к концу эпохи в горах Алтая.

Исчезновение крупных животных, охота на которых являлась главным источникам пищи в эпоху палеолита, изменило условия жизни человека. Возникла необходимость в новых, более совершенных орудиях для охоты на среднего и мелкого зверя. Охотничьи отряды нередко стали совершать в поисках пищи далекие походы. Основным видом стоянок для бродячих групп охотников становятся временные стойбища с легкими шалашами и кострами на открытом воздухе.

Совершенствовалось техника отделения пластин от нуклеуса, что явилось следствием повышения точности обработки камня. На смену дисковидным и треугольным нуклеусам мустьерского времени пришел призматический. С одного такого нуклеуса получали не по две-три пластины, как в предшествующее время, а несколько десятков тонких пластин, шедших в дело без всякой дополнительной обработки лезвий, а некоторое орудия обрабатывались отжимной ретушью. Надавливая твердым предметом (камнем, костью, рогом) на лезвие отщепа, древние мастера получали орудия любой формы.

При изготовлении орудий человек умело пользовался огнем. Медленное нагревание и последующее остывание камня изменяли его структуру, что облегчало обработку орудий техникой отжимной ретуши.

Появились разнообразные по назначению орудия труда. В позднем палеолите уже насчитывается более десятка всевозможных типов орудий: скобели, концевые и округлые скребки, пластины со стесанными концами, боковые и срединные резцы, наконечники копий и дротиков, пластины с выемками, проколки. Особенно много резцов, изготовлявшихся из пластин и отщепов, острый угол которых скалывался, образуя режущий край, перпендикулярный к плоскости лезвия пластины.

Обилие резцов показывает все растущую роль кости. Их этого материала делались составные орудия с кремневым лезвием и костяными рукоятками, всевозможные сверла, проколки, скребки для обработки шкур животных, костяные наконечники копий и дротиков, гарпуны и копияметалки. Появились костяные иглы, человек научился шить из меха и кожи одежду.

Охота, как и прежде, продолжала играть ведущую роль в хозяйстве. Но разнообразие охотничьих орудий, новые методы охоты (загон с применением огня, ловчие ямы, охота с боласами, рогатинами) сделали этот вид хозяйственной деятельности более продуктивным. В удобных местах первобытные люди ловили рыбу с помощью гарпунов, примитивных крючков в виде заостренных коротких костяных стерженьков.

По-прежнему человек занимался собиранием разнообразной растительной пищи: дикого ореха, ягод, дикой моркови, щавеля, луковиц и клубней некоторых растений.

В позднем палеолите, особенно в первой его половине, характеризующейся похолоданием климата, стоянки человека представляли собой хорошо оборудованные на вершинах небольших холмов поселения, о чем свидетельствует находки многочисленных ям от опорных столбов жилищ и следы мощных кострищ.

Памятники позднепалеолитического времени Казахстана изучены недостаточно, а по отдельным регионам, таким, как Западный и Северный Казахстан, они почти неизвестны. Но имеющихся данных, по наиболее ярким стратифицированным памятникам Шульбинка (Восточный Казахстан), ст.им.Ч.Валиханова, Майбулак (Южный Казахстан) вполне достаточно для утверждения, что прогресс человека и его культуры продолжался. Непрерывность развития человеческого общество на территории Казахстана подтверждена многочисленными находками эпохи неолита, которую мы вправе назвать эпохой расцвета каменного века.

Мезолит, неолит, энеолит.

В истории каменного века на территории Казахстана эпоха мезолита и неолита занимает время между X и III тыс. до н.э. Переходной период от ново каменного века к широкому использованию металлов обычно называется энеолитом, или медно - каменным веком. У племен охотников и рыболовов этот период по археологическим материалам выражен не всегда достаточно ярко, поэтому энеолит Казахстана рассматривается вместе с неолитом. В эту сравнительно короткую по времени эпоху произошли существенные сдвиги во многих областях производства и жизни человека.

Природная среда в эту эпоху приняла современный облик. Изменился видовой состав животного мира: главными объектами охоты теперь стали бизоны и лошади, дикие козлы и сайга, заяц и утка. Появились новые орудия труда. Наряду с коллективными облавами и загонами большое значение приобрела индивидуальная хота, развивалось рыболовство.

Мезолитическая эпоха ознаменовалось двумя крупными достижениями: изобретением лука и стрел и появлением микролитов -миниатюрных пластин в форме треугольников, ромбов, трапеций и сегментов. В неолитическую эпоху микролитическая индустрия получило особенно широкое развитие. Микролиты шли на изготовление в основном наконечников стрел и вкладышевых орудий: в продольные пазы костяной или деревянной основы вставляли десятки миниатюрных микролитов, они –то, и образовывали острое лезвие. Колеющим веществом служили горный воск, смола, битум.

Неолит, начало которого падает на V тыс. до н.э. - это время максимального использования полезных свойств камня. Происходить все большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все трудно обрабатываемые породы камня, стали изготовляться каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия, так называемого производящего хозяйство, пришедшего на смену присвоению готовых на смену присвоению готовых продуктов природы - собирательству и охоте.

Возникновению новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило ее характер. Вся дальнейшая многотысячелетняя история экономической деятельности человека есть в значительной степени история развития, совершенствования этих двух форм хозяйства.

Уровень развития производительных сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачество, ему известна уже керамическая посуда. В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, где господствовали труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем это было время появления более высоких форм организации общества: образования племен или племенных объединении. Племена состояли из нескольких (большого или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Этот процесс характеризовался многообразием неолитических культур, формированием в разных природно-климатических зонах Евразии крупных историко-культурных областей со сходными хозяйственным укладом и материальной и духовной культурой.

На территории Казахстана в настоящее время известно свыше 800 неолитических и энеолитических памятников, однако абсолютное большинство из них исследовано выборочно. По характеру расположения на местности  неолитические  стоянки  подразделяются  на  четыре  типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. Как правило, стоянки речного и озерного множество находок, что свидетельствует о постоянном, или продолжительном пребывании здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок - ножевидные пластины и изделия на них.

Преобладают родниковые стойбища, так как пустынные и полупустынные зоны бедны реками. Стоянки у родников чаще всего носили временный, сезонный характер, поскольку явились местопребыванием бродячих охотников. Большая часть неолитических стоянок пустынно-степного Казахстана открытого (наземного) типа.

На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Имело место дифференциация в подборе породы камня для изготовления определенных орудий. Разнообразие сырья способствовало появления и совершенствованию разных технических приемов его обработки. Неолитические памятники Казахстана образует несколько территориальных групп, возможно соответствующих районам обитания родственных племен, близких по культуре.

 Было выяснено важное значение для развития палеоэкономики племен эпохи бронзы казахстанского металлургического центра и доказано, что территория нынешнего Казахстана была одним из регионов, где протекал процесс трансформации скотоводческо-земледельческих племен в ранних кочевников.

                                                                                                                             Ж.К. Таймагамбетов 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Акнур Усенова23.02.2015, 09:39

Почему столько ошибок?