Главная Междисциплинарные исследования Экономическая история Человеческий капитал и проблемы гендера в условиях индустриально-инновационного развития Казахстана

Человеческий капитал и проблемы гендера в условиях индустриально-инновационного развития Казахстана

27 Августа 2013
55
0

У.Р Бекмуханбетова

с.н.с. Института экономики

КН МОН РК,

к.э.н., г.Алматы

Человеческий капитал и проблемы гендера в условиях индустриально-инновационного развития Казахстана

В настоящее время проблема гендера определена в качестве приоритетной многи­ми международными организациями, признающими, что гендерные индикаторы должны быть введены во все социальные и экономические программы, содействующие демок­ратизации общества, повышению качества жизни, искоренению бедности, устойчивому развитию страны.

Основная проблема гендерных исследований - выяснение возможностей преодо­ления гендерного неравенства, дискриминация по признаку пола на всех уровнях и во всех сферах социальной жизни - труд, экономика, политика, семья.

Стратегией гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг. гендер рассматривается как совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения меж­ду ними.

Гендерные отношения - социально организованные отношения между полами. Как правило, это отношения неравенства, при котором господствующую позицию зани­мают мужчины. Гендерные отношения понимаются как продукт взаимодействия женщин и мужчин, представляющих собой социальные общности с макро- (общество) и микро- (семья) средой.

Гендерные исследования помогают изучить и понять, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также какие последствия для них имеет это распределение.

Страновое различие понятию "гендер" придают некоторые западные исследова­тели (И. Гоффман, К. Уэст, Д. Зиммерман, Н. Смелзер). По их мнению, "гендер" - это различия между полами, имеющие социальную окраску в соответствии с особенностями общественного развития в той или иной стране.

Российские исследователи данный термин трактуют как "социальный пол или ста­тус" [1]. Он определяется как изменяющийся социально-экономический статус индиви­да, который связан с репродуктивным поведением человека, его семейной ролью, инди­видуальными возможностями в образовании, профессиональной деятельности и т.д. При этом гендерные особенности специфично проявляются в различных сферах.

Экономические реформы в Казахстане способствуют началу эволюционного жен­ского движения, которое, являясь одним из важных институтов гражданского общества, стало первым проводником гендерной политики в республике. Выделяются два периода развития женского движения в Казахстане:

1)С начала 1990-х до 1998 г. гендерная политика проводится в основном неправи­тельственными организациями. Различают два вида гендерной политики: риторическая - актуализация вопросов необходимости предоставления женщинам равных гражданс­ких и политических прав, равных стартовых возможностей во всех сферах и меритокра- тическая - переход в практическую деятельность, проведение гендерной политики в различных областях (политике, экономике, образовании и т.д.), начало изменений самой гендерной системы. Происходит активный рост неправительственных организаций и ас­социаций, объединений, кризисных, информационных центров.

2)С 1998 г. по настоящее время гендерная политика проводится в Казахстане не только неправительственными организациями, но и государством [2]. Государственная поддержка становится основным фактором развития такого нового направления в научных исследованиях, как гендерное развитие, и в Республике Казахстан. Создаются определен­ные институциональные структуры, совершенствуется нормативно-правовая база.

Среди факторов, способствующих развитию гендерных исследований в Казахс­тане, нужно отметить фактор глобализации. С ним связаны международные контакты с центрами женских и гендерных исследований. Взаимодействие казахстанских и зару­бежных исследователей способствует развитию гендерных исследований в отечествен­ном социально-гуманитарном знании.

За годы независимости в Казахстане сложилась целая система институциональных механизмов защиты прав женщин и повышения их статуса. Эти механизмы постоянно развиваются и совершенствуются, а их деятельность во всех сферах жизнедеятельности становится все более действенной и эффективной.

В целях реализации рекомендаций Комитета по выполнению Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" по созданию комплексной политики и институционального подхода в вопросах достижения равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни была утверждена "Концепция гендерной политики в Рес­публике Казахстан" (2003 г.), которая должна стать основой для развития национальных программ и стратегий по борьбе с бедностью, сокращению неравенства, искоренению болезней, усовершенствованию доступа и качества образования.

Целями тысячелетия, определенными ООН для Казахстана в гендерном аспек­те, стали поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин, улучшение охраны материнства, сокращение детской смертности, ликвидация крайней нищеты и голода.

В 1998 г. Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН "О по­литических правах женщин" и "О гражданстве замужней женщины", ряд актов Между­народной организации труда, касающихся прав женщин и детей.

В 2005 г. была утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахс­тан на 2006-2016 гг. Ее цель - создать условия в соответствии с Целями развития тысячелетия ООН для реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, равного их участия во всех сферах жизни и деятельности общества.

Для Казахстана подобный стратегический документ впервые открывает новый этап в социальной политике государства. Так, в частности, Стратегия отмечает недоста­точное осознание обществом необходимости гендерного равенства, наличие устойчивых традиционных стереотипов о роли и месте женщины в обществе.

Стратегия гендерного равенства предусматривает индикаторы, по которым будет контролироваться ее выполнение, среди которых:

-вклад женщин и мужчин в формирование ВВП;

-число лиц, проживающих за чертой бедности;

-уровень распространения ВИЧ среди беременных женщин;

-структура материнской смертности;

-количество постоянных дошкольных учреждений и др.

Итак, можно утверждать, что в Республике Казахстан появилась достаточно про­чная правовая база для соблюдения равноправия женщин и повышения их статуса в раз­личных сферах общественной жизни.

В численности населения женщины составляют большую половину (более 52,1%), поэтому основные направления социальной политики государства сводятся к вопросам семьи, женщин и детей.

Ухудшение социально-экономической ситуации, ее неустойчивость существенно влияют на качество жизни всех граждан и в первую очередь женщин, имеющих малолет­них детей и детей-инвалидов, одиноких родителей, матерей-одиночек.

Программы индустриально-инновационного развития страны вносят целый комп­лекс задач, требующих своего решения, в отношении гендерных проблем. Именно женщи­ны оказались не подготовлены к адаптации в этих экономических условиях, менее конку­рентоспособны по сравнению с мужчинами. Женщины чаще попадают в число безработ­ных, работают в режиме вынужденной неполной занятости, выталкиваются на низкоопла­чиваемые должности, малоквалифицированные и непрестижные виды работ.

Экономическое неравенство влечет за собой неравный доступ к ресурсам, что, в свою очередь, создает разные возможности для развития человеческого потенциала у различных групп населения.

Гендерные роли и различия определяют и различия в том, как кризисный пери­од отразился на женщинах и мужчинах. В этот период появились новые специфичные формы гендерного неравенства, обусловленные ограниченной мобильностью рабо­чей силы, недостаточной информированностью о рынке труда и влиянием внутренне­го разделения труда. Социальное и экономическое положение большинства женщин хуже, чем мужчин, что указывает на неполное и неэффективное использование че­ловеческого, а именно женского потенциала. Так, доля женщин в общей численнос­ти безработных увеличилась с 57,8% в 2005 г. до 59,4% в 2008 г., а средняя заработ­ная плата работающих женщин стабильно в 1,6 раза ниже заработной платы мужчин - 46 707 тенге по сравнению с 73 602 тенге.

Вместе с тем в последние годы в Казахстане усилена социальная поддержка жен­щин и детей. Так, в 2008 г. единовременное пособие в связи с рождением ребенка было увеличено в 2 раза. В 2009 г. оно составило 38 тыс. тенге. В 1,6 раза возросли пособия по уходу за ребенком. За первого ребенка выплачивается 6300 тенге, а за четвертого ребенка - 8200 тенге ежемесячно по достижению им одного года.

Начиная с 2008 г. введено обязательное социальное страхование беременности и родов, и в 2008 г. впервые были выплачены страховые социальные выплаты на общую сумму 14,6 млрд тенге.

С 2008 г. началась реализация специальной программы по снижению материнской и детской смертности. Введены в строй Национальный научный центр материнства и детства, Республиканский детский реабилитационный центр. В 2008 г. реабилитацию прошли свыше 2,5 тыс. детей из всех регионов страны.

Кроме того, осуществляются меры по поддержке женского предпринимательства. В 2008 г. 61 крестьянское хозяйство, возглавляемое женщинами, получило кредиты по линии сельских кредитных товариществ. Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства пре­доставил женщинам почти 10 тыс. кредитов на сумму около 3 млрд тенге [3].

Однако перечисленные меры все еще недостаточны для обеспечения как женщи­нам, так и мужчинам, поскольку они касаются и мужчин, достойного уровня как собс­твенной жизни, так и содержания детей. В связи с этим определяются следующие на­правления по дальнейшей поддержке женщин.

1.Особое внимание должно уделяться социальной поддержке семей с детьми.

2.Поддержка экономической активности женщин. Необходимо создание усло­вий для их трудоустройства в условиях кризиса, повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда, по переподготовке и обучению женщин новым перспективным специальностям.

Поднимается вопрос о рассмотрении дистанционной занятости, т.е. о сочетании трудовой деятельности с домашними обязанностями и воспитанием детей.

3.Расширение возможности женщин активно участвовать в политической и общественной жизни. В Казахстане не увеличивается количество женщин-депутатов в маслихатах и в Парламенте, в настоящее время их доля составляет всего около 17%.

4.Укрепление института брака и семьи. Повышение престижа семьи, поддержка молодых семей.

Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что концепция человеческого развития постоянно совершенствуется. Человеческое развитие - это развитие человека, под этим подразумевается развитие не какого-либо конкретного человека, а совокупности людей, осуществляющих жизнедеятельность в рамках определенного общества. И отсюда следует, что человеческое развитие определяется развитием населения.

Человеческое развитие - процесс исторический. На каждой стадии оно проходит с различной интенсивностью и претерпевает специфические изменения, обусловленные наличием разных исторически сменяющихся социальных условий.

Человеческое развитие - процесс, который происходит в органической связи с сис­темой экономических законов. Ему присущи специфические закономерности, которые обусловлены общественным процессом, развитием общества, где основополагающую роль играет экономическое развитие.

В целом человеческое развитие - это совокупность качественных и количест­венных изменений в нем, носящих прогрессивный характер. Управление человечес­ким развитием - сложный процесс, который имеет специфические черты, как в мировом развитии, так и в отдельной стране. Оно предполагает наличие соответствующих усло­вий и предпосылок или создание их со стороны государства.

В связи с этим гендерная стратегия - это долгосрочное планирование, направленное на сбалансированное социальное развитие в целях повышения качества жизни народа.

Гендерная стратегия выражает интересы прогрессивных слоев общества, опирает­ся на объективные законы исторического процесса, предусматривает последовательную демократизацию власти путем вовлечения в управление женщин и мужчин, предполагает нахождение взаимоприемлемых решений, учитывающих гендерные интересы общества. Недопущение ущемления, как женщин, так и мужчин в возможностях и правах, правовых принципах, действиях, развитие общественных и государственных структур с учетом гендерных интересов, потребностей должно стать нормой цивилизованных государств.

В современной экономической и политической сферах казахстанского общества можно выделить следующие гендерно-асимметричные тенденции:

-женщины гораздо больше времени уделяют неоплачиваемым видам деятельнос­ти, связанным с домашним хозяйством, мужчины - оплачиваемой деятельности в обще­ственном производстве;

-профессиональная горизонтальная сегрегация на рынке труда, когда традицион­но "женские" профессии оплачиваются меньше и не имеют престижа в обществе;

-профессиональная вертикальная сегрегация, когда мужчины занимают высшие должности, чем женщины;

-уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин, а ее продолжи­тельность дольше;

средний уровень заработной платы у женщин в 1,5 раза ниже, чем у мужчин;

-в политике и во властных структурах женщины представлены значительно мень­ше, чем мужчины.

Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической полити­ке при Президенте Республики Казахстан заключен меморандум на ближайшие три года с ПРООН. В ходе совместной деятельности состоятся исследования по гендерным воп­росам, демографии, проблеме старения населения, будут организовываться конферен­ции, круглые столы. С Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Национальная комиссия задействована по подготовке законопроекта "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин". Парламентом рассматриваются два важных законопроекта - "Кодекс о браке и семье" и "О противодействии бытовому насилию". Принят Закон "О социальных услугах", также способствующий решению вопросов по улучшению положения женщин и детей определенных категорий. Кроме того, в 2008 г. принят План мероприятий на 2009-2011 гг. по реализации Стратегии гендерного равенс­тва, реализация которого будет осуществляться совместно с министерствами здравоохра­нения, образования и науки, труда и социальной защиты населения.

Литература:

1.Калашникова И., Недохлебова Е. Гендерные аспекты занятости населения // Человек и труд. 2005. № 11. С.62.

2.Сарсембаева Р.Б. Гендерные аспекты системных социально-экономических реформ в Казахстане: социологический анализ. Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2005. С.56-57.

3.Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на V Форуме женщин Казахстана. 5 марта 2009 г. Астана, 2009.

Материалы международной научно-практической конференции 151

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь