Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Хронология

Каменный век

(VI - IV тыс.л. д.н.э.)

Олдувайский этап человеческой истории (древнейший этап)

Древнейшим надежно датированным прямым предком человека является Homohabilis. Самые древние находки Homohabilis датируются в 2,4 млн. лет. Они были сделаны в Олдувайском ущелье в Восточной Африке. Иногда вместе с костными останками находили примитивные, но намеренно изготовленные каменные орудия, за что Homohabilis и получил свое наименование – "человек умелый", а индустрия олдувайской или олдованской. Самые поздние хабилисы жили примерно 1,7 млн. л. н. 

Ашельский этап. (Древний палеолит)

Архантропы (Homoergaster и Homoerectus) появились на свет около 1,8 млн. лет назад, судя по находкам на восточном и западном берегах оз. Рудольф (Туркана) в Кении. Первые полмиллиона лет своего существования эректусы провели в Африке, совершая иногда более или менее продолжительные экскурсии в соседние районы – на Ближний Восток и Кавказ. Эпоха архантропаполучила название ашель, поместонахождению близ бывшего пригорода Амьена Сент-Ашель во Франции, в долине Соммы.

К этому времени относятся первые следы жизнедеятельности человека на территории Казахстана: Борыказган, Танирказган, Кызылтау и др. 


Эпоха мустье. (Средний палеолит)

Эпоха существования неандертальского человека и его материальной культуры называется мустье. Она совпадает с началом позднего плейстоцена.

Наибольшее количество известных палеолитических памятников в Казахстане относится к эпохе мустье. На долговременных стоянках-мастерских и охотничьих лагерях сохранилось огромное количество орудий труда и оружия, что позволило выделить культуры: мустье типичное (Кошкурган, Чингиз), леваллуа-мустье (Актогай, Семизбугу, Хантау и др.), мустье ашельской традиции фации леваллуа (Семизбугу), мустье ашельской традиции фации нелеваллуа (Семизбугу), мустье зубчатое (Бурма), леваллуа-ашель II (Шахбагата, Жалпак, Кудайколь и Карсор) 


Поздний палеолит.

Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10 тыс. лет назад. Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и формирования рас и расовых групп.

Существует непосредственная связь между появлением челове­ка разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, процессом формирования родовой об­щины, возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предполагают, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщин в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью жен­щины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ жен­щины — родоначальницы и хозяйки очага.

Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось.  Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство.

Представления о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги — браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня, и кости.

По сравнению с памятниками предыдущего периода стоянок того времени обнаружено мало. В Восточном Казахстане известны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское7. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни Пещера.

Стоянка Пещера находится на правом берегу Бухтармы у входа в пещеру, расположенную на краю мыса, входом на запад и представляет собой два грота, объединенных навесом. С. С. Черников в результате разведочного раскопа на глубине 30-50 см в восточной части раскопа в 60-170 см в западной обнаружил палеолитические изделия, среди которых скребок с круговой ретушью, обломок ножевидной пластины, ножевидное орудие, нуклеус пирамидальной формы со следами сколов, отбойник и отходы производства из черного кремния и зеленоватой кварцевой породы. Кроме того, обнаружены обломки костей животных: носорога, бизона, пещерного льва и др. Характер орудий позволяет датировать стоянку верхним палеолитом. В верхнем палеолите обработка каменных орудий была более сложной: скалывались тонкие пластины с нуклеусов, которые предназначались в большинстве для вкладыша в костяные и деревянные оправы, а затем использовались как гожи и скребки. Широкое применение получила и отжимная техника, позволявшая получать орудия с тонким лезвием, напри­мер, наконечники копий дротиков.

С 1980 по 1983 гг. автором велись раскопки на Иртыше — стоянке Шульбинка, обнаруженной в Ново-Шульбинском районе Семипалатинской области. Среди 5000 каменных изделий в боль­шом количестве присутствуют скребки на отщепах и пластинах, острия, резцы, проколки, нуклеусы разновидных форм и отходы производства. Кроме каменных изделий обнаружены очаги, сло­женные из галек, слой золы, а вокруг очага на значительном расстоянии находились темные пятна небольшого диаметра и округлой формы. Не исключена возможность, что это остатки деревянных столбов, являвшихся основой жилища. Удобное распо­ложение местности, высокая терраса, река, лес — все это притяги­вало человека, а спасаясь от палящего солнца и дождя в летнее время, он строил себе легкие временные жилища, о чем свидетель­ствуют темные пятна и очаги. Помимо культурно-бытовых остат­ков обнаружено погребение человека, который был помещен в скорченном положении на левом боку и ориентирован головой на запад. Скелет очень плохой сохранности, поскольку залегал неглубоко, но сам факт нахождения его заслуживает внимания. Основ­ным сырьевым материалом для изготовления орудий на стоянке Шульбинка служили халцедон, яшма, кремень и горный хрусталь. Как видно, по сравнению с предыдущими периодами каменного века использовалась разнообразная порода и не только местного происхождения. Коллекция находит аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тыс. лет.

На территории Казахстана полностью изученных памятников позднего палеолита немного, но имеющиеся материалы дают возможность проследить непрерывность развития материальной культуры людей древнекаменного века, а также процесс заселения территории Казахстана